- Преподавателю
- История
- Конспект урока Религия древних египтян 5 класс
Конспект урока Религия древних египтян 5 класс
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Семеряка И.А. |
Дата | 20.04.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект урока "Религия древних египтян" 5 класс
Цели: закрепление знаний о геополитических особенностях Древнего Египта, обусловивших специфику развития его культуры; усвоение основополагающих принципов, составляющих суть религиозных представлений древних египтян (культ животных и культ природы; знакомство с древнеегипетским мифом об Осирисе и Исиде; знакомство с древнеегипетской "эннеадой": имена богов, их значение и символика; закрепление понятий "политеизм", "тотемизм", "пантеон", "храм", "жрец", "мумии", "саркофаг"); развитие умения работать с текстом, участвовать в беседе, выполнять практические задания, делать записи в тетрадях, в словарях исторических терминов, умение ярко и убедительно преподносить подготовленное сообщение по теме.
Тип урока: урок-презентация.
Оформление: карта Египта, иллюстрации пантеона египетских богов, список имен богов.
… Египтяне - самые богобоязненные из всех людей.
Геродот.
Ход урока
I. Организационный момент, обобщение материала прошлого урока.
На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни и деятельности людей древнейшей цивилизации - цивилизации Древнего Египта. Сегодня мы вновь отправляемся в страну сфинксов и пирамид.
Фронтальный опрос по теме прошлого урока.
-
Каковы были последствия военных походов?
-
Каковы были результаты этих походов для земледельцев?
-
Что могло произойти с крестьянским хозяйством за время отсутствия хозяина?
-
Почему войны постепенно вели к ослаблению Египетского царства?
-
Как изменился состав армии?
Закрепление в сознании учащихся решающей роли географического фактора (относительная замкнутость территории) обусловившего своеобразие и устойчивость традиций на протяжении нескольких тысяч лет.
Закрепление исторической терминологии.
II. Изучение нового материала.
Сегодня мы поговорим о духовной жизни древнеегипетского общества, где главную роль играла религия.
Египетская религия и мир египетских богов - это лабиринт загадок. Согласно Геродоту, "… египтяне - самые богобоязненные из всех людей…" Он обнаружил, что у них самое большое число богов, самые великолепные храмы и самое строгое соблюдение религиозных обрядов.
Политеизм, так называется вера во многих богов.
- Вспомните, как изображают богов в Месопотамии? других цивилизациях? наше время? ( Богам придавали облик и пропорции человека).
- Посмотрите на изображение египетских богов. Что для них характерно? (Совмещение черт человека и животного).
Чтобы познакомиться с ними поближе, я предлагаю вам посетить пантеон египетских богов.
Презентацию богов можно поручить одному (или двум) учащимся.
Ученик (в роли гида). Дамы и господа! Мы находимся в пантеоне богов Древнего Египта. Позвольте представить вам всемогущих властителей этой страны (указывает на изображение богов). Боги Египта высокомерны и горды. Простой смертный обязан испытывать перед ними чувство трепета и глубочайшего почтения.
Лишь только жрецы - служители богов, лучше всех умели разговаривать с ними. Честь входить внутрь храма принадлежала только главному жрецу. Внутри храма боги бесстрастно восседают на великолепных тронах, свысока взирая на суету быстротечного времени. Их главная задача - следить за соблюдением законов мироздания.
Первый и самый главный бог - Ра, Амон или Амон-Ра - бог Солнца, глава богов, владыка Верхнего и Нижнего Египта. Творец всего сущего, возникший из водного хаоса, победивший мрак. Он создал мир людей (из своих слез), а также многих богов. Один из них - человек, медленно плывущий по небу в своей великолепной лодке. На голове бога ослепительно сверкает круглый солнечный диск.
Апоп - бог тьмы. Изображался свирепым змеем. Бог света и тьмы сражаются всю ночь. Когда повержен змей (тьма), снова наступает день, т.к. начинает блистать корона бога солнца.
Геб - бог земли, в виде человека с головой змеи, т.к. змея - самое "земляное" животное.
Богиня неба Нут. Космическая небесная корова
Жена Геба. Ежедневно рожала бога Солнца. Образ: женщина с выступающими руками, указывающая путь к солнцу.
Тот - бог мудрости. Наиболее почитаем египтянами, т.к. научил людей письму и счету (человек с головой ибиса).
Бастет - богиня веселья и домашнего очага (женщина с головой кошки).
Боги держат в руках знак жизни - анж, означающий неизменный восход Солнца после заката.
Ученик. Из огромного числа египетских богов я познакомил вас лишь с некоторыми, наиболее значимыми и почитаемыми. Их имена не раз встретятся в мифах этой великой страны.
Учитель. Давайте, прочитав текст § 10, п. 24, познакомимся с древнеегипетской мифологией и попытаемся определить, какие явления природы и общественной жизни отражены в ней.
1.Смена дня и ночи (Боги Амон-Ра и Апоп).
2.Земля и звездное небо (Боги Геб и Нут).
3.Возникновение письменности (Бог Тот).
4.Смена времен года (Миф об Осирисе и Исиде).
Вопрос: О каких явлениях общественной жизни сообщает нам этот миф?
Осирис и Исида были излюбленными богами египтян.
Осирис - бог умирающей и возрождающейся природы, царь загробного мира. Научил людей возделывать землю, строить города, выпекать хлеб.
Образ мумия, (высушенное тело умершего, пропитанное смолой и обмотанное тонкими бинтами) сквозь которую прорастают стебли злаков.
Исида, верная и преданная супруга Осириса. Непревзойденная целительница и заклинательница болезней. Образ: женщина с крыльями.
Гор - сын Осириса и Исиды (человек с головой сокола). В мифе отражена вера в справедливость: сын Осириса бог Гор одержал победу над злым и коварным богом Сетом (бог песчаных бурь, войны, зла и коварства). "Осирис вершит суд в царстве мертвых. А суд Осириса справедлив. Так же справедлив суд фараона".
Задание: В учебнике (п. 4) содержится этот миф, на стр. 52 - рисунок "Суд Осириса", на стр. 53 - клятва, которую давал умерший. Прочитайте текст и рассмотрите рисунок. Кто же, по верованиям египтян, мог попасть в "страну мертвых"? Почему все стремились попасть в эту страну? (В "стране мертвых" существует полное изобилие: плодородные поля, полноводные каналы, пшеница в рост человека, много еды и напитков. Но для существования в царстве мертвых нужно кроме пищи, тело - мумия - забальзамированный труп обернутый во много слоев полосками льняной ткани, жилье - гроб - саркофаг).
Учитель: Как вы думаете, почему египтяне придавали богам черты животных? Причина этого явления восходит к первобытным временам, когда люди поклонялись тотему - зверю, покровителю племени.
Тотемизм - так называется форма первобытной религии, означающая связь между людьми и животными. Тотемизм в Египте превратился в культ животных.
Учитель. Какой вывод мы можем сделать из услышанного?
Египтяне почитали почти всех животных (кого-то в большей степени, кого-то в меньшей), так как во всех живых существах они видели проявление божественной сущности, божественного духа.
Одним из священных животных был бык. Поскольку скотоводство занимало немалое место в хозяйственной жизни страны, уже в глубокой древности началось обожествление быка, коровы.
Сообщение ученика. Бык под именем Апис почитается как бог плодородия. Священный бык должен был быть непременно черного цвета со светлыми отметинами: на лбу в виде треугольника, на спине - в виде летящего жука - скарабея или коршуна. Такое животное ожидали почести, поклонение. По поведению быка жрецы узнавали будущее государства. Умирающего Аписа бальзамировали и хоронили в большом саркофаге.
Учитель. Культ животных в Древнем Египте был составной частью культа природы. Например, вода и дождь почитались как слезы из глаз бога Солнца.
III. Итог урока.
Сегодня мы начали знакомство с религиозными представлениями древних египтян. Мы узнали, что они возвели поклонение животным в ранг культа, видя в любом живом существе присутствие божественного духа. Сегодня мы узнали имена наиболее почитаемых богов. Для чего нам необходимо разбираться в сути религиозных воззрений древних египтян? Это необходимо потому, что религиозно-мифологические представления сыграли решающую роль в формировании египетской культуры. Разговор о ней мы продолжим на следующем уроке.
Домашнее задание: 1). Прочитайте § 10. 2) Выпишите в словарь новые понятия. 3) Ответьте на вопросы к § 10 на странице 53.