• Преподавателю
  • История
  • Календарно - тематическое планирование по истории Средних веков и истории России. 6 класс

Календарно - тематическое планирование по истории Средних веков и истории России. 6 класс

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно - тематическое планирование по истории Средних веков, 6 класс

2 часа в неделю (31 час)

Голубенко Н.П.Введение. Живое Средневековье.

1


научатся определять термины: Средние века (Средневековье), раннее, развитое и позднее Средневековье, архивы, хроники, фрески.
Получат возможность научиться: анализировать ист. источники, определять и характеризовать вспомогательные ист. дисциплины, работать с учебником

урок "открытия" нового знания


Раздел 1. Становление средневековой Европы (VI - XI вв.)

4



2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI - VIII вв. Роль христианства в раннем Средневековье

1


научатся определять термины: варвары, династия, титул, свободные общинники, , графы, Великое переселение народов, духовенство, монах, аббат, грех, пергамен, миниатюры.

Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы, анализировать организацию христианской церкви и определять роль христианства в раннем Средневековье

урок общеметодологической направленности

3

Создание и распад империи Карла Великого.

1


научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, , империя, Каролингское возрождение, феодальная раздробленность.

Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого

урок "открытия" нового знания

4

Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX - XI вв.

1


научатся определять термины: домен, междоусобные войны,, сеньор, вассал, феодал, феодальная лестница, аристократия, рыцарь, придворные.

Получат возможность научиться: анализировать причины феодальной раздробленности и слабости королевской власти во Франции, характеризовать процесс образования Священной Римской империи

урок "открытия" нового знания

5

Англия в раннее Средневековье

1


научатся определять термины: Бретань, миссионеры, норманны, датские деньги.

Получат возможность научиться: сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре

урок отработки умений и рефлексии


Раздел 2. Византийская империя и славяне в VI - XI вв.

3



6-7

Византия при Юстиниане. Культура Византии

2


научатся определять термины: Византийская империя, реформы, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон.
Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи, характеризовать основные аспекты культуры Византии, называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры

урок отработки умений и рефлексии

8

Образование славянских государств.

1


научатся определять термины: вече, князь, союз племен.

Получат возможность научиться: характеризовать процесс образования и особенности славянских государств

урок "открытия" нового знания


Раздел 3. Арабы в VI - XI вв.

2



9-10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура стран Арабского халифата

2


научатся определять термины: бедуины, ислам, мусульмане, Коран, шариат, халифат, эмират, сунна, мечеть, арабское возрождение, мулла, арабески, минареты.

Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов и распада Арабского халифата, выявлять значение культуры халифата

урок отработки умений и рефлексии


Раздел 4. Феодалы и крестьяне

1



11

Средневековая деревня и ее обитатели .

В рыцарском замке

1


научатся определять термины: феодальная вотчина, поместье, повинности, барщина, оброк, приусадебный участок, натуральное хозяйство, крестьянская община, замок, турниры, герб, девиз.

Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и труд крестьян, описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов

урок "открытия" нового знания

12

Повторительно - обобщающий урок. Раннее Средневековье

1


научатся выполнять задания разного уровня сложности.

Получат возможность научиться: подтверждать выводы примерами, описывать факты

урок развивающего контроля


Раздел 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2



13

Формирование средневековых городов. Городское ремесло

1


научатся определять термины: бюргеры, мэр, бургомистр, мастер, подмастерье, ремесленник, ремесло, шедевр, цехи.

Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, характеризовать труд ремесленников

урок общеметодологической направленности

14

Торговля в Средние века Горожане и их образ жизни

1


научатся определять термины: гильдии, ярмарка, банк, патриции, ратуша.

Получат возможность научиться: анализировать основные аспекты средневековой торговли, характеризовать образ жизни горожан

урок общеметодологической направленности


Раздел 6. Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы

2



15

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1


научатся определять термины: сословия, индульгенции, католическая церковь, православная церковь, ересь, еретики, инквизиция.

Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью

урок "открытия" нового знания

16

Крестовые походы.

1


научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, Тевтонский орден.

Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку

урок "открытия" нового знания


Раздел 7. Образование централизованных государств в Западной Европе в XI - XV вв.

5



17

Как происходило объединение Франции.

1


научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, сословно-представительная монархия.

Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов

урок "открытия" нового знания

18

Что англичане считают началом своих свобод

1


научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, парламент, верхняя и нижняя палата парламента.

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументировано объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод

урок "открытия" нового знания

19

Повторительно - обобщающий урок. Расцвет Средневековья.

1


научатся выполнять задания разного уровня сложности.

Получат возможность научиться: подтверждать выводы примерами, описывать факты

урок развивающего контроля

20

Столетняя война.

Усиление королевской власти в

конце XV века во Франции и Англии.

1


научатся определять термины: Столетняя война, арбалет, партизанская война, централизованное государство.

Получат возможность научиться: назвать причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанне д'Арк, определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого во Франции, давать их личностную характеристику, анализировать причины и последствия войны Алой и Белой розы в Англии

урок "открытия" нового знания

21

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове

1


научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе.

Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей

урок "открытия" нового знания

22

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII -X V вв.

1


научатся определять термины: булла, гвельфы, гибеллины.

Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и Италии, анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти правителей

урок "открытия" нового знания


Раздел 8. Славянские государства и Византия в XIV- XV вв.

2



23

Гуситское движение в Чехии.

1


научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм.

Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения.

урок "открытия" нового знания

24

Завоевание турками - османами Балканского полуострова

1


научатся определять термины: турки-османы

Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия завоеваний турок - османов

урок "открытия" нового знания


Раздел 9. Культура Западной Европы в Средние века

3



25

Образование, философия, литература в Средние века

1


научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректоры, магистры, диспуты, схоластика, рационализм, мистика, хроники, эпические песни, трубадуры, труверы, миннезингеры, ваганты.

Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей средневековых западноевропейских образования и философии, основные жанры литературы.

урок отработки умений и рефлексии

26

Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии.

1


научатся определять термины: романский храм, готика, витражи, Возрождение, гуманисты.

Получат возможность научиться: характеризовать особенности архитектуры, скульптуры и изобразительного искусства, называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов

урок отработки умений и рефлексии

27

Научные открытия и изобретения

1


научатся определять термины: астрология, алхимия, домны, астролябия, каравелла.

Получат возможность научиться: характеризовать основные научные открытия и изобретения западноевропейского Средневековья

урок отработки умений и рефлексии


Раздел 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2



28

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония.

1


научатся определять термины: Великий шелковый путь, пагоды, раджа, касты, самураи, бусидо, буддизм.

Получат возможность научиться: характеризовать особенности развития средневековой Азии

урок "открытия" нового знания

29

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1


научатся определять термины: майя, ацтеки, инки.

Получат возможность научиться: анализировать основные аспекты развития государств и народов Африки и доколумбовой Америки в Средние века

урок "открытия" нового знания

30

Повторительно - обобщающий урок. Позднее Средневековье

1


научатся выполнять задания разного уровня сложности.

Получат возможность научиться: подтверждать выводы примерами, описывать факты

урок развивающего контроля

31

Итоговое повторение. Историческое и культурное наследие Средневековья

1


научатся определять термины, изученные в курсе истории Средних веков.

Получат возможность научиться: называть главные события средневековой истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории

урок систематизации знаний












Календарно - тематическое планирование по истории России, 6 класс

2 часа в неделю (37 часов)

Голубенко Н.П.


Введение

1


научатся определять термины: исторический источник.

Получат возможность научиться: раскрывать особенности и задачи курса «История России. 6 класс», определять временные рамки, ориентироваться в структуре учебника, формулировать и раскрывать основные понятия, виды исторических источников, работать с исторической информацией

урок "открытия" нового знания


Раздел 1. Древняя Русь в VIII - первой половине XII века

9



33

Народы и государства нашей страны в древности


1


научатся определять термины: государство, загонная (облавная) охота.

Получат возможность научиться: рассказывать об основных занятиях людей в древности, характерных особенностях развития древних государств на территории России и верований людей, оперировать историческими терминами, использовать знания из курса географии при описании местоположения объектов

урок "открытия" нового знания

34

Восточные славяне в древности

1


научатся определять термины: быт, вервь, вече, дань, народное ополчение, нравы, язычник.

Получат возможность научиться: показывать на карте места расселения восточных славян, различать родовую общину и соседскую, отличать подсечно-огневую систему земледелия от переложной, выделять основные черты сла -

вянского язычества, использовать иллюстрации учебника в своем рассказе, при доказательстве своих суждений

урок "открытия" нового знания

35

Образование государства Русь

1


научатся определять термины: полюдье.

Получат возможность научиться: выделять предпосылки и причины образования государства у восточных славян, выделять наиболее характерные признаки государства, используя основные и дополнительные источники информации, давать характеристику историческим деятелям, показывать на карте территорию Древнерусского государства, направления походов русских князей, путь «из варяг в греки»

урок "открытия" нового знания

36

Первые киевские князья

1


научатся определять термины: погосты, уроки.

Получат возможность научиться: выявлять закономерности исторического развития Древнерусского государства, устанавливать причинно-следственные связи, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации, показывать на карте направления походов первых русских князей, места сражений

урок "открытия" нового знания

37

Владимир Святославович. Принятие христианства.

1


научатся определять термины: епископ, ересь, митрополит, церковный устав.

Получат возможность научиться: устанавливать причинно-следственные связи в вопросе о принятии христианства, выделять наиболее характерные признаки христианской религии, принятой Владимиром, сравнивать основные черты славянского язычества и христианства, ,давать оценку принятия христианства на Руси

урок "открытия" нового знания

38

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1


научатся определять термины: боярин, вотчина, династический брак, наместник, общество, политика, усобицы, холопы.

Получат возможность научиться: показывать на карте территорию Древнерусского государства, выявлять закономерности исторического развития Древнерусского государства, оценивать деятельность Ярослава Мудрого, составлять исторический портрет.

урок "открытия" нового знания

39

Культурное пространство Древней Руси

1


научатся определять термины: житие, миниатюра, патриотизм, самобытный.

Получат возможность научиться: выявлять особенности культуры Древней Руси, называть жанры древнерусской литературы, составлять рассказ о достижениях древнерусского искусства и зодчества, используя информацию различных источников

урок отработки умений и рефлексии

40

Быт и нравы Древней Руси

1


научатся определять термины: образ жизни, слобода, хоромы.

Получат возможность научиться: давать образную характеристику семейного воспитания в Древней Руси, систематизировать информацию из различных исторических источников о жизни и быте древнерусского населения

урок отработки умений и рефлексии

41

Повторительно-обобщающий урок. Древняя Русь.

1


научатся выполнять задания разного уровня сложности.

Получат возможность научиться: подтверждать выводы примерами, описывать факты

урок развивающего контроля


Раздел 2. Русь Удельная в XII -

XIII веках

9



42

Русь в середине XII - начале XIII в.

1


научатся определять термины: рать, уделы, экономика, эксплуатация.

Получат возможность научиться: объяснять причины раздробления Руси, раскрывать внешнюю и внутреннюю политику Владимира Мономаха, овладевать целостными представле ниями об историческом пути древнерусского народа, читать историческую карту, анализировать и обобщать данные карты, составлять портрет Владимира Мономаха

урок "открытия" нового знания

43-44

Главные политические центры Руси

2


научатся определять термины: мужи, мятеж, республика.

Получат возможность научиться: выявлять политические особенности Северо - Восточной Руси, Новгородской земли, Галицко-Волынского княжества, давать характеристику княжествам по определенному плану, читать историческую карту, давать характеристику историческим личностям

урок отработки умений и рефлексии

45

Нашествие с Востока: завоевания Чингисхана и его потомков

1


научатся определять термины: стан, фураж.

Получат возможность научиться: целостным представлениям об историческом пути народов, читать карту, указывая основные направления походов Чингисхана и его потомков, объяснять причины поражения русских ратей, рассказывать о важнейших событиях, используя учебник и дополнительную литературу

урок "открытия" нового знания

46

Борьба Руси с западными завоевателями

1


научатся определять термины: ополчение.

Получат возможность научиться: раскрывать причины экспансии с запада, объяснять внешнюю политику Александра Невского, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации, работать с картой, давать характеристику историческим деятелям, проявлять интерес к личностям, оставившим след в истории России

урок "открытия" нового знания

47

Русь и Золотая Орда

1


научатся определять термины: баскак, владычество, выход, резиденция, ярлык.

Получат возможность научиться: раскрывать особенности зависимости русских земель от Золотой Орды, характеризовать повинности населения, устанавливать причинно-следственные связи, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации

урок "открытия" нового знания

48

Русь и Литва

1


научатся определять термины: католичество, православие.

Получат возможность научиться: характеризовать особенности формирования Литовско-Русского государства, раскрывать его характер, устанавливать причинно-следственные связи, читать историческую карту, рассказывать о важнейших событиях, используя информацию учебника

урок "открытия" нового знания

49

Формирование региональных центров культуры в XII-XIII вв.

1


научатся определять термины: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный.

Получат возможность научиться: выявлять особенности русской культуры периода политической раздробленности, составлять рассказ о достижениях куль туры изучаемого периода, используя информацию различных источников

урок отработки умений и рефлексии

50

Повторительно-обобщающий урок. Политическая раздробленность
Руси.

1


научатся использовать понятийный аппарат по разделу «Русь Удельная в XII-XIII вв.».

Получат возможность научиться: сопоставлять основные даты с событиями изученного в разделе 2 времени, определять значимые события на карте, выполнять тестовые контрольные задания

урок развивающего контроля


Раздел 3. Московская Русь в XIV - XV вв.

6



51

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

1


научатся определять термины: Калита, князь московский и всея Руси.

Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества, определять

факторы, которые предопределили экономический и политический подъем Московского и Тверского княжеств, раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы, комментировать итоги правления князя Даниила в Москве

урок "открытия" нового знания

52

Москва - центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва

1


научатся определять термины: манёвр.

Получат возможность научиться: характеризовать Москву как центр борьбы с ордынским владычеством, объяснять причины, ход и значение Куликовской битвы, аргументировать оценку деятельности Дмитрия Донского

урок "открытия" нового знания

53 -54

Московское княжество и его соседи в конце XIV - середине XV в.

2


научатся определять термины: диалект, уния.

Получат возможность научиться: раскрывать причины династических войн, делать выводы об их последствиях для Московского княжества и других удельных земель, характеризовать проблему наследования власти в государстве и процесс формирования великорусской народности, объяснять причины распада Золотой Орды.

урок отработки умений и рефлексии

55

Формирование единого Русского государства в XV в. Ликвидация зависимости от Орды

1


научатся определять термины: великое стояние на Угре.

Получат возможность научиться: показывать на карте рост территории Московского княжества, объяснять значение создания единого Русского государства, описывать «Стояние на реке Угре», используя материал учебника и дополнительных источников, давать характеристику

исторической личности

урок "открытия" нового знания

56

Повторительно-обобщающий урок. Московская Русь в XIV - XV вв.

1


научатся использовать понятийный аппарат по разделу «Московская Русь в XIV - XV вв.».

Получат возможность научиться: сопоставлять основные даты с событиями изученного в разделе 3 времени, определять значимые события на карте, выполнять тестовые контрольные задания

урок развивающего контроля


Раздел 4. Россия в XVI в.

10



57

Российское государство в

конце XV - начале XVI в.

1


научатся определять термины: Боярская дума, кормление, местничество, налоги, окольничий, пожилое, поместье, помещик, таможенный сбор (пошлина), чин.

Получат возможность научиться: выявлять изменения в политическом строе Русского государства, системе управления страной, используя текст учебника и схемы, раскрывать содержание и оценивать значение Судебника 1497 года, использовать содержащиеся в Судебнике сведения в рассказе о положении крестьян

урок "открытия" нового знания

58

Церковь и государство в конце XV - начале XVI в.

1


научатся определять термины: благотворительность, дьякон, старец.

Получат возможность научиться: раскрывать роль Русской Православной церкви в становлении и развитии российской государственности, объяснять смысл теории «Москва - Третий Рим», сравнивать взгляды иосифлян и нестяжателей

урок "открытия" нового знания

59

Реформы Избранной рады

1


научатся определять термины: дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство.

Получат возможность научиться: раскрывать суть основных реформ правительства Елены Глинской и Избранной рады, составлять характеристику Ивана Грозного, используя материалы учебника и дополнительных источников

урок общеметодологической направленности

60 - 61

Внешняя политика Ивана IV

2


научатся определять термины: острог.

Получат возможность научиться: определять, какие задачи и направления внешней политики России стали главными, характеризовать основные направления внешней политики Ивана Грозного по алгоритму, делать выводы о ее результативности, использовать карту как источник информации

урок отработки умений и рефлексии

62

Опричнина

1


научатся определять термины: всполье, карьера, крепостное право, опала, опричнина, посад, челобитная.

Получат возможность научиться: характеризовать особенности внутренней политики Ивана Грозного, давать свою оценку ее целесообразности, раскрывать итоги правления Ивана IV Грозного.

урок "открытия" нового знания

63

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV-XVI вв.

1


научатся определять термины: публицистика, регалии, энциклопедия, эпос.

Получат возможность научиться: выявлять особенности русской культуры в XIV-XVI вв., составлять рассказ о достижениях просвещения, УНТ, литературы изучаемого периода, используя информацию различных источников

урок отработки умений и рефлексии

64

Архитектура и живопись в XIV-

XVI вв.

1


научатся определять термины: шатровый стиль, юродивый.

Получат возможность научиться: выявлять особенности русской культуры в XIV-XVI вв., составлять рассказ о достижениях архитектуры и живописи изучаемого периода, используя информацию различных источников

урок отработки умений и рефлексии

65

Быт XV-XVI вв.

1


научатся определять термины: административные здания, административный, кафтан, полати, харчевня.

Получат возможность научиться: оперировать необходимыми понятиями, давать характеристику традициям и образу жизни населения страны в XV-XVI вв., высказывать суждения на исторические темы

урок отработки умений и рефлексии

66

Повторительно-обобщающий урок. Россия в XVI в.

1


научатся использовать понятийный аппарат по разделу «Россия в XVI в.».

Получат возможность научиться: сопоставлять основные даты с событиями изученного в разделе 4 времени, определять значимые события на карте, выполнять тестовые контрольные задания

урок развивающего контроля

67 - 68

Итоговое повторение

2


научатся определять термины, изученные в курсе истории России (С древнейших времён до конца XVI в.).

Получат возможность научиться: называть главные события истории России (С древнейших времён до конца XVI в.), представлять проект, защищать презентацию, отвечать на вопросы по всему курсу.

урок систематизации знаний




© 2010-2022