Технологическая карта урока Отечественная война 1812 г. (8 класс.)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Составитель: Башкарева Лариса Аркадьевна, учитель истории и обществознания.



Технологическая карта урока

Предмет: история Класс: 8 А

Тема урока

«Отечественная война 1812 года»

4-й урок по разделу «Россия в первой четверти 19 века»



Тип урока

Формы, приемы, методы:

Урок открытия новых знаний.

Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный, практический, интерактивный.

Приёмы: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей.

Цель урока:

1.Актуализировать и расширить знания учащихся о внешней политике России первой четверти 19 века;

2. Определить причины Вторжение Наполеона в Россию.

3. Изучить ход битвы под Смоленском, Бородинское сражение.

4. Рассмотреть Совет в Филях и оставление Москвы.

5. Выявить причины отступления и гибели «Великой армии».


Задачи урока:

1. На основе работы с текстом учебника, историческими источниками и исторической картой узнать об основных причинах войны 1812 г и событиях, связанных с нашествием армии Наполеона в Россию, установить логические связи между Тильзитским миром и нашествием армии Наполеона в Россию.

2. В ходе коллективного обсуждения выделить значимость битвы под Смоленском, Бородинского сражения, определить причины отступления русской армии и причины оставления Москвы.

3. Рассмотреть героическую оборону российского населения, партизанское движение, выяснить, в чем заключался народный характер войны (роль личности в истории).

4. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвигов российского народа.

5.Развивать навыки работы с документами, картой, умения определять и объяснять исторические события, понятия и сравнивать их.


Предполагаемый результат

Знать

Уметь

  • Основные направления внешней политики России первой четверти 19 века.

  • Причины войны 1812г.

  • Цели, характер войны со стороны России и Франции,

основные сражения, итог, значение (роль российского народа в ходе войны).

  • Исторические понятия (объяснять и правильно употреблять их в речи):

Флеши - земляные укрепления.

Редут - сомкнутое прямоугольное, многоугольное полевое укрепление с наружным рвом и земляной насыпью на наружной стороне окопа.

Партизан - член народного вооруженного отряда, действующего в тылу врага.

Ополчение - военное формирование на добровольных началах в помощью действующей армии.


  • Работать с текстом учебника, с дополнительной литературой, историческими документами.

  • Характеризовать историческую личность.

  • Работать с исторической картой, самостоятельно извлекать информацию.

  • Осознанно строить высказывания, приводить доказательства, аргументировать свою точку зрения, приводить факты.

  • Выбирать вариант решения учебной проблемы.

Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

1.Познавательные УУД:

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;

- определять границы собственного знания/незнания;

-формулировать проблему;

-структурировать знания;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их.


2.Регулятивные УУД:

- настраивать себя на продуктивную работу;

- планировать пути достижения цели, ставить познавательные задачи;

- контролировать и оценивать результаты деятельности;

-планировать свою учебную деятельность; определять способы выхода из затруднения.

3.Коммуникативные УУД:

- формулировать собственную точку зрения и аргументировать свою позицию;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- контролировать действия партнёра;

- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.


4.Личностные УУД:

- прививать мотивацию учебной деятельности, осознавать свои трудности;

- развивать способность к самооценке (выявление причин собственного успеха неуспеха)

- проявлять усилия, трудолюбие.

1. Технология коллективного сотрудничества.

2. Технология проблемного обучения.

3. Технология критического мышления

Презентация «Отечественная война 1812 г.»

Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной ---«История России. XIХ век», 2011г.

Карта « Отечественная война 1812г»

Атлас «История России 19 в.»

Портреты Александра I, Кутузова, Наполеона

Рабочие листы с контурными картами Цветные карандаши, ручки




ХОД УРОКА


Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля


Результат

1.Самоопределе-ние к учебной деятельности.

(2-мин)

1. Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой.

2.Проверяет готовность к уроку, мобилизует внимание.

3.Определяет группы для выполнения учебного задания (учитываются индивидуальные особенности учащихся).


1.Приветствуют учителя, психологически настраиваются на предстоящую работу.

2.Размещают учебные материалы. Организуют внимание, демонстрируют готовность к уроку.

3. Объединяются в рабочие группы.

Коммуникативные:

-договариваться с одноклассниками и с учителем о правилах поведения и общения

-аргументировать свою точку зрения, логически обосновывать выводы;

-рассматривать общественные явления в развитии, конкретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма.


Регулятивные:

-настраивать себя на продуктивную работу; -планировать учебное сотрудничество.


Личностные: мотивировать к учебной деятельности.



-Самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности.

-Контроль со стороны лидера группы

-Быстрое включение учащихся в деловой ритм урока.

2. Включение в систему знаний.(3мин)

1.Создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности.

-Прочитайте эпиграф и попытайтесь определить, о каком историческом событии пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Озвучивает эпиграф урока: Гроза двенадцатого года

Настала-кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима иль русский бог? ( А.С. Пушкин)

2.Настраивает на самостоятельное формулирование темы и задач урока.

1. Актуализируют личный опыт, выражая своё отношение к эпиграфу.













2. Формулируют тему и задачи урока.

Сегодня на уроке мы продолжим формировать навык решения проблемных задач. Вы будете нас лишь направлять, чтобы мы сами дошли до сути и усвоили материал урока.

3. Записывают в тетрадях число, тему урока.

Познавательные:

-выдвигать предположения;

-осуществлять актуализацию знаний, полученных на предыдущих уроках.

Коммуникативные:

-отвечать на вопросы учителя, использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.



-Оценка умения формулировать тему и задачи урока.

-Готовность к самообразованию и саморазвитию



3. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.( 5мин)



1.Актуализирует знания через подводящий диалог.

- Какие противоречия могли возникнуть между Россией и Францией?

- К каким изменениям во внешней политике это могло привести?



2. Координирует работу учащихся с целью понимания задач урока.







1.Принимают учебную задачу. Обсуждают разные точки зрения в группах. Высказывают свое мнение.


Противоречия были в политических и экономических сферах (континентальная блокада), в династической сфере (попытка Наполеона жениться на сестре Александра I), в польском вопросе (Наполеон поддерживал поляков в вопросе независимости от России)

2. Совместно с учителем формулируют задачи урока.






Регулятивные:

-принимают и сохраняют учебно-познавательную задачу, - осознают границы знания и незнания.

.Коммуникативные:

-отвечают на вопросы учителя, используют технологию сотрудничества,

для решения учебной задачи.











.Актуализация опорных знаний.




. Выполнение пробного учебного действия с фиксацией затруднений.


.Совместное формулирование

целей и задач урока.




-Применение ранее полученных знаний при решении учебных задач.


4. Выявление места и причины затруднения

( 6 мин )









































5. Открытие новых знаний.

(8 мин)


Выбирает совместно с учащимися оптимальный способ действий для решения исходной проблемы, вызвавшей затруднения.






































1.Организует деятельность в группах по выполнению пробного учебного действия по рабочим листам:

-Рабочий лист №1 «Причины войны 1812г. между Россией и Францией».

-Рабочий лист № «Данные о численности армий России и Франции».

-Рабочий лист №3 «Военные действия начального этапы войны 1812г.»

2. Координирует групповую работу учащихся (учебник, исторические документы, карта).

Работают в группе над проблемой:

1.Перерабатывают, используют информацию о противоречиях между Россией и Францией ,для решения учебных задач;

2.Представляют результаты работы в классе

.Войну начинает Франция, Наполеону не удалось реализовать первоначальный план разбить части русской армии по одиночке, произошло объединение под Смоленском, совет в Филях. Принимается решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии это оказалось единственно верным в тех условиях шагом спасшим Россию.(остальные слушают и оценивают работу групп)





1.Осознают учебную задачу. Планируют собственную деятельность на уроке.



2. Работают в группах, заполняют рабочие листы по вопросам:

- Кто был более заинтересован в войне между Россией и Францией?(1 группа?)

-Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армии?(2 группа)

- Каков был характер войны для обеих сторон? Каковы планы Наполеона?(3 группа)

Познавательные:

-выдвигают предположения;

-структуририруют знания;

-осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


Коммуникативные:

-высказывают свое мнение;

-представляют результаты совместной работы;

-контролируют действия партнёра;

-участвуют в работе группы

Регулятивные:

-планируют свою учебную деятельность;

-определяют способы выхода из затруднения.


















Познавательные:

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их.


Регулятивные:

-планировать пути достижения цели.

Коммуникативные:

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

-Оценка умения применять знания при выполнении заданий.



-Оценка умения выявлять и формулировать причины

затруднений.


-Рефлексия.
































-Планирование действий по решению учебных задач.

-Самоконтроль, взаимоконтроль в группе.

-Оценка умения строить высказывания.

-Коррекция ответов учащихся.


-Рефлексия.


Самостоятель-ная деятельность.










































-Презентация продукта своей деятельности.

6. Первичное закрепление знаний.(7мин)

1.Организует коллективное обсуждение содержания учебных задач.

2.Подводит к формулированию обобщающих выводов.























3.Организует работу по рефлексии и самооценке деятельности учащихся.

-Достигли ли вы поставленных задач? Чему научились?

-Какие трудности возникли в процессе работы по теме урока?

-Как вы преодолевали трудности?

1. Обсуждают выполнение групповых заданий.


2. Формулируют выводы о событиях Отечественной войны 1812 года.

1 группа:

Причина войны - следствие серьёзных противоречий между Россией и Францией. По мнению современных историков, речь не шла о завоевании России - эта задача была трудноосуществимой. Главным противником Наполеон считал не Россию, а Англию. Исходя из сказанного, Наполеон стремился нанести военное поражение России, заключить мирный договор, в соответствии с которым она была бы вынуждена присоединиться к континентальной блокаде, а также принять участие в походе в Индию. Активным устремлением французского императора противостоял Александр I, сам желавший влиять на европейскую политику Нарушение Россией континентальной блокады стало одной из причин вступления Франции в войну.

2 группа:

К июню1812г. французская армия составляла не менее 600 тыс. чел., 1372 орудия; российская армия - около 220 тыс. чел., рекрутская система комплектования.

Армия Наполеона лишь наполовину состояла из французов. Вторую половину составляли воины покоренных народов Европы, т. е. армия «двунадесяти языков». Скомплектованная по принудительному принципу - жажде славы и денег, она теряла свою надежность в случае серьезных неудач. Во Франции была всеобщая воинская повинность. Это позволяло быстро пополнять войска уже обученными азам военного дела людьми. Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т. е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии. Следовательно, большинство мужского населения страны не были обучены военному делу. Отечественная война для России характеризуется защитой свободы и независимости своей Родины. Захватническая и грабительская для армии Наполеона.

3 группа:

(12 (24) июня 1812г Вторжение «великой» армии Наполеона в пределы России 3 августа 1812

Соединение армий Барклая де Толли и Багратиона под Смоленском

4-6 августа 1812г.

Сражение за Смоленск. Отступление русской армии

8 августа 1812г. Назначение М.И. Кутузова главнокомандующим русской армии.

3.Проговаривают вопросы, вызвавшие затруднения:

- Каковы достоинства и недостатки комплектования и состава русской и французской армий, почему Наполеон после захвата Москвы не чувствовал себя победителем?


Познавательные:

-выполняют для решения учебной задачи операции анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей;

-используют информацию из разных источников.


Регулятивные:

-планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,

-контролируют учебные действия.


Коммуникативные:

-строят монологические высказывания,

- используют речевые средства для решения коммуникативных задач.


Личностные:

-проявляют способность к самооценке своих действий.



Совместное обсуждение и формулирование выводов о ходе

исторических

событий.

Взаимоконтроль и взаимопроверка.

Взаимооценка выполненной работы.

7.Самостоятельная работа.(5мин)





































1.Организует практическую работу с элементами исследования.

- Прочитайте приказ Наполеона при переходе армии через Неман, приказ Александра I по русской армии и, используя эти

исторические документы, контурную карту (см. приложение 2, 3), сделайте выводы о целях Наполеона и Александра I в Отечественной войне?

2.Контролирует правильность выполнения заданий.

3.Корректирует формулирование обобщающих выводов по анализу исторических документов.

1.Ознакамливаются

с условиями задания.




2.Осмысливают содержание исторического документа. Анализируют содержание

исторического документа, работают по контурной карте.

3. Делают вывод о событиях войны 1812г

(о роли личности в истории)

Познавательные:

-самостоятельно извлекают информацию из различных источников,

-формулируют выводы, приобретают умения

-используют знания в практической деятельности.

Регулятивные:

-планируют учебное сотрудничество;

-контролируют учебные действия, замечают и исправляют допущенные ошибки.

Коммуникативные:

-обмениваются мнениями, формулируют собственные мысли, аргументированно обосновывают свою точку зрения.

Самостоятельная поисковая деятельность.

Самостоятельная деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

(5 мин)

1. Организует включение нового знания в систему знаний.

2. Контролирует правильность выполнения теста по теме.

3.Оценивает уровень усвоения нового материала.

1.Выполняют в тетради работу по тесту (см. прил. 6)

2.Осуществляют самопроверку.

3.Выявляют затруднения.

Познавательные:

-применяют знания в практической деятельности;

-используют новую информацию для решения учебных заданий.

Регулятивные:

-осуществляют самоконтроль,

-корректируют свои знания, оценивают результаты работы.

Коммуникативные:

-формулируют собственные мысли, аргументированно обосновывают свою точку зрения.

Оценка умения применять знания при выполнении заданий.

Оценка установления границ применимости новых знаний.


Самопроверка и коррекция ошибок.

9. Рефлексия учебной деятельности.

(2мин)























1. Организует работу по рефлексии деятельности учащихся.




2. Устанавливает соответствие между поставленной целью и результатом урока.

+ - всё понятно.

? - остались вопросы.

1.Проводят рефлексию деятельности.

Приём «Свободный микрофон» (учащиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам)

-Урок для меня показался …

-Самым полезным для меня было …

-Я встретился с трудностью при …

-У меня получилось …

-Я понял(а), что …

-Теперь я могу применить эти знания в жизни при …

2. Оценивают уровень овладения учебным материалом. Прислушиваются к рекомендациям учителя.

Регулятивные:

-оценивают групповую деятельность на уроке.


Коммуникативные:

-строят монологические высказывание.

Личностные :

-стремятся к самостоятельному поиску знаний.

Оценивание учителя.

/Контроль лидера группы, самооценка

Оценка действий по достижению планируемых результатов.

Оценка умения выявлять причины своих затруднений, видеть пути их преодоления.




10. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

(2мин)






Задаёт дифференцированное домашнее задание. Побуждает к поиску новых знаний вне урока:

1) п-4, вопросы стр 31

2) творческое задание:

мини - проект книга о героях Отечественной войны 1812 г.


Выбирают д/з с учетом личных интересов учащихся. Задают вопросы,

если что- то непонятно.



Самостоятель

ный информационный поиск новых знаний вне урока.



















Приложение№1 Рабочие листы


Приложение№1

Памятка для изучения войны.

1. Причины войны, хронологические рамки.

2. Воюющие страны или группировки стран (военно-политические блоки или союзы).

3. Цели сторон.

4. Соотношение сил воюющих стран или сторон.

5. Повод к началу войны.

6. Ход военных действий (по этапам):

- планы сторон в начале каждого этапа;

- военно-политические итоги каждого из этапов.

7. Характер войны.

8. Условия мирного договора.

9. Военные, политические и экономические итоги войны.



Приложение №2.

Приказ Наполеона при переходе армии через Неман.

10 июня 1812 г.

«Солдаты! Вторая польская война началась. Первая окончилась в Фридланде и в Тильзите. В Тильзите Россия поклялась быть в вечном союзе с Франциею и в войне с Англиею. Ныне она нарушает свои клятвы. Она не желает дать никакого объяснения в странных своих поступках, покуда французские орлы не отойдут за Рейн и тем не покинут своих союзников на ее произвол. Россия увлечена роком. Судьбы ее должны свершиться. Не думает ли она, что мы

переродились? Или мы более уже не солдаты Аустерлица? Она постановляет нас между бесчестием и войною. Выбор не может быть сомнителен. Идем же вперед, перейдем Неман, внесем войну в ее пределы. Вторая польская война будет для французского оружия столь же славна, как и первая. Но мир, который мы заключим, принесет с собою и ручательство за себя и положит конец гибельному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы». «Надо отбросить русских в их льды, чтобы в течение 25 лет они не вмешивались в дела цивилизованной Европы» «Через 5 лет я буду господином мира, остается Россия, но я раздавлю ее».

ВОПРОС: Назовите основные цели Наполеона в войне против России.










Приложение № 3

Приказ Александра I по русской армии.

Вильно, 13(25) июня 1812 г.

«Из давнего времени примечали мы неприязненные против России поступки французского императора, но всегда кроткими и миролюбивыми способами надеялись отклонить оные. Наконец, видя беспрестанное возобновление явных оскорблений, при всем нашем желании сохранить тишину, принуждены мы были ополчиться и собрать войска наши; но и тогда, ласкаясь еще примирением, оставались в пределах нашей империи, не нарушая мира, а быв токмо готовыми к обороне. Все сии меры кротости и миролюбия не могли удержать желаемого нами спокойствия. Французский император нападением на войска наши открыл первый войну. И так, видя его никакими средствами непреклонного к миру, не остается нам ничего иного, как, призвав на помощь свидетеля и защитника правды, всемогущего творца небес, поставить силы наши противу сил неприятельских. Не нужно мне напоминать вождям, полководцам и воинам нашим об их долге и храбрости. В них издревле течет громкая победами кровь славян. Воины! Вы защищаете веру, отечество, свободу. Я с вами…»

ВОПРОС: Назовите основные цели, поставленные императором Александром I перед русской армией.














Приложение №4.




Отметьте на карте места, связанные с важнейшими событиями нашествия Наполеона на Россию.

Впишите в каждый квадрат номер соответствующего события, изображённого на репродукции.

Технологическая карта урока Отечественная война 1812 г. (8 класс.)







.





Приложение №5



А. Кившенко «Военный совет в (…)» 2.П.Гесс «Сражение под (…) 5 августа 1812 г.»

Технологическая карта урока Отечественная война 1812 г. (8 класс.)Технологическая карта урока Отечественная война 1812 г. (8 класс.)


3. В. Верещагин «Зарево Замоскворечья» 4. П.Гесс «Подвиг генерала Неверовского под

(…) 2 августа 1812 года


Технологическая карта урока Отечественная война 1812 г. (8 класс.)Технологическая карта урока Отечественная война 1812 г. (8 класс.)







Приложение.№6 Тест.





1. Выдающимися военачальниками войны 1812 были:

1. Багратион П.И., Тучков Н.А., Раевский Н.Н.

2. Барклай де Толли М.Б. Гурко В.И., Нахимов П.С.

3. Кутузов М.И., Истомин В.И., Макаров С.О.

4. Раевский Н.Н., Скобелев М.Д., Корнилов В.А.


2. Одним из руководителей крестьянского партизанского отряда во время войны 1812 был:

1. Заслонов Д.

2. Курин Г.М.

3. Платов М.И.

4. Сусанин И.


3. Какое из перечисленных событии Отечественной войны 1812-го предшествовало Смоленскому сражению:

1. Бой за Шевардинский редут

2. Тарутинский марш-маневр

3. Назначение Кутузова М.И. главнокомандующим русской армией

4. Опубликование царского манифеста с призывом к созданию народного ополчения.



4. Барклай де Толли М.Б.:

1. Французский маршал, глава герцогства Варшавского

2. Начальник русского Генерального штаба в 1812

3. Командующий 3-й армией

4. Военный министр накануне Отечественной войны 1812.


5. В 1812 русские войска смогли оторваться от войск французов, создать укреплённый лагерь, пополнить запасы продовольствия и вооружения в результате:

1. Сражения за Смоленск

2. Тарутинского манёвра

3. Бородинского сражения

4. Сражения на р.Березине


6. Где произошло крупное сражение русских и французов в октябре 1812 года:

1. под Калугой

2. под Малоярославцем

3. под Можайском

4. под Тарутино


7. Где произошло соединение 1-й и 2-й русских армий в 1812 г.:

1. под Смоленском

2. в Цареве-Займище

3. под Минском

4. в Дрисском лагере


8. Наиболее упорные бои Бородинского сражения продолжавшиеся 6 часов развернулись

1. за батарею Раевского

2. Шевардинский редут

3. Багратионовы флеши

4. деревню Бородино



9.Соотношение сил между русскими и французскими войсками накануне Бородинского сражения составляло (в тыс. человек)

1. 320/650

2. 275/309

3. 132/135

4. 68/71







































© 2010-2022