Конспект урока Реформа государственного управления. Петра I

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории России (7 класс)

Школа: № 25

Учитель: Е.И.Романова

Тема урока: Реформы государственного управления.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная.

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, основными направлениями, содержанием и значением реформ Петра I.

Программное содержание: Упразднение Боярской думы и приказной системы. Учреждение Правительствующего сената, коллегий, Тайной канцелярии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Губернская реформа. Изменение системы городского управления.

Задачи урока:

  1. Охарактеризовать ситуацию в России накануне проведения реформ государственного управления.

  2. Проанализировать перемены в области управления.

  3. Сформировать представление о реформах Петра I.

  4. Определить значение реформ, подвести учащихся к выводу.

  5. Учить учащихся думать, рассуждать, доказывать.

  6. Продолжить формировать умение работать с учебником, картой.

  7. Вызвать у учащихся уважение к деятельности Петра I.

  8. Вызвать у учащихся ценностное отношение к демократии.

Образовательные результаты:

По окончанию изучения данной темы учащийся:

  1. Называет даты проведения реформ Петра I;

  2. Перечисляет, какие реформы проведены;

  3. Дает краткую характеристику каждой реформе;

  4. Аргументировано обосновывает значение реформ государственного управления.

Педагогическая технология: объяснительно-иллюстративная.

Основные понятия: Сенат, коллегии, «Табель о рангах», губерния, губернатор, бурмистр, магистрат, Синод.

Основные даты: 1708 г. - реформа местного управления; 1711 г. - учреждение Сената; 1718-1720 г. - введение коллегий; 1721 г. - создание Синода; 1722 г. - учреждение должности генерал-прокурора

Имена исторических деятелей: П.И.Ягужинский, Феофан Прокопович, Стефан Яворский, царевич Алексей.

План изучения нового материала:

1. Реформа центрального управления.

2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.

3. Областная реформа.

4. Реформа городского управления.

5. Церковная реформа.

6. Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».

7. Значение петровских преобразований.

Оборудование урока: карта «Россия в первой половине XVIII в.», учебник История России: конец XVI - XVIII век. 7 кл./ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. - М.: Просвещение, 2002., тест, раздаточный материал.

Оформление доски: дата, тема урока, основной вопрос урока, домашнее задание

Мизансцена начала урока: традиционная

Ход урока


деятельность учителя

деятельность ученика

I. Организационный момент

Приветствие.

Отметка отсутствующих.

Проверка готовности к уроку.

Подготовка к работе: запись числа, темы урока, основных понятий, имен.

II. Проверка домашнего задания и повторение изученного

Контрольный тест

III. Постановка учебной задачи

Вводное слово учителя: давайте вспомним о том, какие планы появились у Петра после Великого посольства. (Петр мечтал превратить Россию в «Новую Голландию»). Далее вспомним, как сложилось для России начало Северной войны. (Неудачно, русская армия 13 ноября 1700 г. потерпела поражение от шведов под Нарвой). Петр понял, что отставание России от европейских стран представляло угрозу ее национальному суверинитету. Для укрепления страны необходимы были серьезные преобразования.

Главный вопрос урока: Какие реформы осуществил Перт в XVIII в.


  1. Изучение нового материала


  1. Реформа центрального управления.

аналитическое описание:

Петр I часто приходилось отлучаться из государства, а с другой стороны желая, чтобы вследствие этого в государственном управлении не было никаких остановок, он в 1711 году учреждает в России Сенат, по образцу подобного же учреждение, существовавшего в Швеции. Петр думал достичь: 1) единства во всем управлении и 2) положить конец всем злоупотреблением должностных лиц.

Сенат снабдили такой властью, какой не имело ни одно учреждение ни до, ни после Петра.

Сенат не только имел право составлять проекты и вносить их на утверждение государя, но даже сам, своей собственной властью, мог издавать законы во время отсутствия государя.

По отношению к военным делам на сенате лежала обязанность собирать людей для войны, пополнять армию офицерами, замещать происшедшую в войсках убыль, снабжать армию всеми необходимыми припасами и даже делать распоряжение чисто военного характера. В финансовом отношении на сенат возлагалось заведывание приходами и расходами государства; он имел в этой сфере не только контролирующее значение, но мог самостоятельно распоряжаться государственной казной. Кроме изыскание источников государственных доходов и распоряжение последними, сенат был обязан также прилагать свои заботы к поощрению торговли и промышленности, наконец, на нем же лежала забота о чеканке монеты. Помимо дел военных и финансовых сенат должен был заботиться о благосостоянии и безопасности государства, куда относились заботы о путях сообщения, благоустройстве городов, народном продовольствии, народном образовании, о создании условий безопасности жизни, собственности всех и каждого и многое другое.

В состав сената первоначально входили девять высших сановников.

Одной из самых важных по своему значению должностей в сенате является должность генерал-прокурора. К учреждению этой должности привело Петра стремление образовать прочный орган контроля за производством дел в сенате. Генерал-прокурор получил гораздо более прав, нежели его предшественники, а также и несравненно более средств быть истинным органом контроля и не только в отношении сената. В сенате он был главным начальником канцелярии, благодаря чему получил возможность знакомиться со всем ходом производства дел, чего не имели прежние органы контроля. Власть генерал-прокурора простиралась на все низшие учреждение империи; для ее осуществление под его непосредственным ведомством находились учрежденные при коллегиях и надворных судах прокуроры, имевшие в отношении установлений, при которых состояли, те же права, какие генерал-прокурор имел в отношении сената. Кроме прокуроров под начальством генерал-прокурора находился в качестве его помощника обер-прокурор.

Первым генерал-прокурором Сената был П.И.Ягужинский.

Таким образом, Сенат управлял и контролировал все стороны государства. Что в меньшей степени подрывало самопроизвол чиновников. А такая должность, как генерал-прокурор получила возможность знакомиться со всем ходом производства дел, чего не имели прежние органы контроля.

В 1718 г. были ликвидированы старые приказы и взамен их введены коллегии. Было учреждено всего 11 коллегий:

1) Коллегия "чужестранных дел" (иностранных дел);

2) Коллегия военных дел;

3) Адмиралтейств-коллегия (по военно-морским делам);

4)Камер-коллегия (ведавшая сбором государственных доходов);

5)Штатс-коллегия (ведавшая государственными расходами);

6) Ревизион-коллегия;

7)Берг-коллсгия (ведавшая горной промышленностью):

8) Мануфактур-коллегия (ведавшая всей остальной промышленностью);

9) Коммерц-коллегия (ведавшая торговлей).

Несколько позднее были учреждены

10)Вотчинная коллегия, которая ведала делами Поместного приказа,

11) Юстиц-коллегия.

Таким образом, каждая коллегия занималась своим делом. В отличие от приказов решения здесь принимались коллективно. Каждую коллегию возглавлял президент, вице-президент, несколько советников.

2. Указ о единонаследии. «Табель о рангах».

аналитическое описание:

23 марта (3 апреля) 1714 г. Петром I был подписан указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах» (указ о единонаследии), закрепивший дворянскую собственность на землю и уравнявший в правах владельцев поместий и вотчин, что имело большое значение для формирования российского дворянства как единого полноценного сословия. Опубликованию указа предшествовало изучение законодательства о наследовании имущества дворянами в других странах.

По указу 1714 г. отец мог передать недвижимое имущество только одному из сыновей или дочери (если нет сына), при отсутствии детей - одному из своих родственников.

Указ запрещал продавать и закладывать недвижимое имущество. Движимое имущество завещатель мог распределить между детьми по своему усмотрению. Указ был направлен против дробления дворянских имений, приводившего, по мнению Петра I, к разорению дворянства, и юридически ликвидировал разницу между поместьями и вотчинами, превратив их в единый вид дворянской земельной собственности.

Одна из главных целей указа состояла в том, чтобы принудить молодых дворян к службе. Указ создавал ситуацию, когда они «принуждены будут хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим». От службы пытались уклониться любыми возможными способами, но государство наказывало тех, кто не являлся по призыву. По закону 1714 г. уклонившегося от службы лишали имения в пользу доносчика (в том числе и холопа), а по закону 1722 г. объявляли вне закона.

9 (20) декабря 1730 г., в связи с недовольством дворянства, указ о единонаследии 1714 г. был отменён императрицей Анной Иоанновной.

Таким образом, этот документ был направлен на стирание граней между родовой и «новой» аристократией.

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ 1722 - законодательный акт Петра I, заменивший аристократическую иерархию 16-17 вв., основанную на родословных книгах, иерархией бюрократической. Его принятие отделило в Российской империи службу военную от гражданской и придворной, а также определило иерархию рангов в армии, флоте и гражданской администрации, порядок их соотношения друг с другом и получения в системе государственной службы.

В основе закона лежали «расписания чинов» Франции, Швеции, Дании, Пруссии и Венецианской республики. Новшеством для России было введение гражданских и придворных рангов.

Высшим рангом табели был 1-й, низший - 14-й. Выглядела она следующим образом:

I - канцлер (в военной службе ему соответствовали звания «генерал-фельдмаршал», в морской - «генерал-адмирал»),

II - действительный тайный советник (генерал-от-кавалерии, генерал-от-инфантерии, генерал-от-артиллерии; в морской - адмирал),

III - тайный советник (генерал-лейтенант; в морской - вице-адмирал),

IV - действительный статский советник (генерал-майор; в морской - контр-адмирал),

V - статский советник,

VI - коллежский советник (полковник; капитан первого ранга),

VII - надворный советник (подполковник, капитан второго ранга),

VIII - коллежский асессор (капитан и ротмистр),

IX - титулярный советник (штабс-капитан и штабс-ротмистр; лейтенант),

X - коллежский секретарь (поручик; мичман),

XII - губернский секретарь (подпоручик и корнет),

XIV - коллежский регистратор.

Вступившая в силу в 1722, табель, определяя место человека в государственной службе, давала некоторую возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий. Лица недворянского происхождения после производства в 14-й класс получали личное, а после попадания в 8-й класс (для военных - уже в 14-й) - потомственное дворянство.

Чины, хотя это и не оговаривалось специально, давались только мужчинам. Замужние жены поступали «в рангах по чинам мужей их»; незамужние считались на несколько рангов ниже своих отцов.

Введение табели в 1722 означало возникновение в России новой системы титулования - обращения к лицам, имеющим чины. Поначалу таких узаконенных обращений было три - ваше превосходительство (для чинов высших классов), ваше сиятельство (для сенаторов - при жизни Петра) и ваше благородие (для прочих чинов и дворян). К концу века таких титулов было 5 (к носителям 1-го и 2-го классов обращались «ваше высокопревосходительство», 3-го и 4-го - «превосходительство», 5-го - «высокородие», 6-8-го - «высокоблагородие», 9-14-го - «благородие»), появилась целая система обращений и устных именований.

С различными дополнениями и изменениями табель просуществовала до октябрьских событий 1917 и была упразднена декретами Советской власти 10 (23) ноября и 16 (29) декабря 1917 об уничтожении гражданских, военных и придворных чинов, сословий и титулов дореволюционной России.

Эта реформа позволила стереть грань и в служебном положении старой и новой аристократии. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку вне зависимости от его происхождения.

- В чем заключалась значимость Табеля о рангах? (Она давала возможность любому служащему человеку продвигаться по служебной лестнице вне зависимости от сословной принадлежности).

3. Областная реформа.

аналитическое описание:

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание губерний. Эта реформа совершенно изменила систему управления на местах. Ей был посвящен Указ "Об учреждении губерний и о росписи к ним городов" от 18 декабря 1708 г. Согласно этому указу вся территория России была разделена на 8 губерний:

Московская, Ингерманландская - позднее С.-Петербургская, Киевская, Смоленская, Архангельгородская - позднее Архангельская, Казанская, Азовская, Сибирская. Во главе их стояли губернаторы, назначаемые царем и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернская реформа укрепила власть помещиков на местах.

С 1719 г. Петр приступил ко второй административной реформе, ибо первая, проводившаяся с 1708 г., в основном была завершена к 1719 г. В соответствии со второй реформой местного управления 11 губерний делились на 50 провинций, во главе которых были поставлены воеводы.

Таким образом, реформа усилила местный аппарат власти и повышение его авторитета и роли в деле управления страной.

4. Реформа городского управления.

аналитическое описание:

Реформа управления русских городов была затеяна Петром Первым после возвращения из-за границы. Тридцатого января 1699 г. последовал указ «Об учреждении Бурмистерской Палаты для ведомства всяких расправных дел между Гостями и посадскими людьми, для управления казенными сборами и градскими повинностями, и об исключении Гостей и посадских людей из ведомства Воевод и Приказов». Бурмистерская палата учреждалась в Москве, а затем такие же появились и в других городах России. Московской Бурмистерской палате подчинялись земские избы всех городов, которые должны были заменить собой приказные избы и воевод. 12 Земских бурмистров заседали в земских избах городов и других крупных населенных пунктов, за исключением Москвы, посадским населением которой ведали Московские бурмистры, и Сибири, в городах которой в соответствии с именным указом от 29 октября 1699 года власть оставалась в руках воевод. Состав земских изб, равно как и Московской бурмистерской палаты был выборным, так что можно говорить, что данная реформа в какой-то степени была реформой местного самоуправления.

Московские бурмистры играли двойную роль - с одной стороны, ведали московским посадом, с другой - являлись центральным государственным органом по управлению городами. Бурмистры выбирались ежегодно и на годовой срок из всех московских корпораций: гостей, гостиной сотни и изо всех сотен и слобод. Основной обязанностью московских бурмистров был контроль за сбором податей.


Другой обязанностью бурмистров должен быть безволокитный и беспристрастный суд над посадскими людьми по всяким их судебным делам: "челобитчиковым", т. е. по частным искам, "расправным", по которым привлекало к ответу государство и "купецким", так называемым коммерческим процессам.

В 1721 году Пётр I Учреждает Главный магистрат, обязанностью которого были учредить во всех городах магистраты, учредить полицию, следить за соблюдением правосудия и увеличить число мануфактур.


Однако магистраты просуществовали недолго - указом Петра II 5 июля 1728 года они прекратили своё существование.

- Что способствовало проведение городской реформы? (Значительный рост числа городского населения).

5. Церковная реформа.

аналитическое описание:

Важную роль в утверждении абсолютизма играла церковная реформа Петра. Во второй половине XVII в. позиции Русской православной церкви были весьма прочными, она сохраняла административную, финансовую и судебную автономию по отношению к царской власти.

Церковная политика Петра, как и его политика в других сферах государственной жизни, была направлена, прежде всего, на как можно более эффективное использование церкви для нужд государства, а если конкретнее - на выжимание из церкви денег на государственные программы, прежде всего на строительство флота. После путешествия Петра в составе Великого посольства его занимает еще и проблема полного подчинения церкви своей власти.

Поворот к новой политике произошел после смерти патриарха Адриана. Петр распоряжается провести ревизию для переписи имущества Патриаршего дома. Воспользовавшись информацией о выявленных злоупотреблениях, Петр отменяет выборы нового патриарха, поручая в то же самое время митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому пост "местоблюстителя патриаршего престола". В 1701 г. образуется Монастырский приказ - светское учреждение - для управления делами церкви. Церковь начинает терять свою независимость от государства, право распоряжаться своей собственностью.

Петр, руководствуясь просветительской идеей об общественном благе, для которого необходим продуктивный труд всех членов общества, разворачивает наступление на монахов и монастыри. В 1701 г. царский указ ограничивает число монахов: за разрешением на постриг теперь нужно было обращаться в Монастырский приказ. Впоследствии у царя появилась идея использовать монастыри, как приюты для отставных солдат и нищих. В указе 1724 г. количество монахов в монастыре ставится в прямую зависимость от числа людей, за которыми они ухаживают.

Сложившиеся отношения между церковью и властью требовали нового юридического оформления.
В 1721 г. видный деятель Петровской эпохи Феофан Прокопович составляет Духовный регламент, который предусматривал уничтожение института патриаршества и образование нового органа - Духовной коллегии, которая вскоре была переименована в "Святейший правительственный Синод", официально уравненный в правах с Сенатом. Президентом стал Стефан Яворский, вице-президентами - Феодосий Яновский и Феофан Прокопович. Создание Синода явилось началом абсолютистского периода русской истории, так как теперь вся власть, в том числе и церковная, была сосредоточена в руках Петра.

Принятие Духовного регламента фактически превратило русских священнослужителей в государственных чиновников, тем более что для надзора за Синодом было поставлено светское лицо - обер-прокурор.

Реформа церкви осуществлялась параллельно с податной реформой, проводились учет и классификация священников, а низшие их слои были переведены в подушный оклад. Бурную реакцию среди священников вызвало Постановление Синода от 17 мая 1722 года, в котором священнослужителям вменялось в обязанность нарушать тайну исповеди, если у них была возможность сообщить какие-либо важные для государства сведения.

В результате церковной реформы церковь потеряла огромную часть своего влияния и превратилась в часть государственного аппарата, строго контролируемую и управляемую светской властью.

- Как вы думаете, почему Петр подчинил церковь своей воли? (по его мнению, все должно было быть подчинено государству).

6. Выступление против реформ. «Дело царевича Алексея».

Работа с иллюстрацией:

Перед нами иллюстрация художника Н.Ге, как Петр допрашивает своего сына царевича Алексея. В центре перед нами изображен Петр I, который допрашивает своего сына Алексея.

Алексей родился в 1690 г. от брака Петра с первой женой Е.Ф.Лопухиной. Он воспитывался в замкнутой, религиозной среде противников преобразований его отца, которому долгое время было не до подраставшего сына.
Хорошее образование, знание нескольких языков так и не сделали Алексея сторонником реформ отца. Более того, случилось так, что безвольный наследник престола стал орудием в руках реакционной группы бояр и духовенства, центральной фигурой в политических интригах начала XVIII в.

Петр пытался привлечь Алексея к государственной деятельности и в 1708-1709 гг. появилась надежда на взаимопонимание между отцом и сыном. Однако вскоре Алексей начинает всячески уклоняться от выполнения деловых поручений отца. В 1709 г. Петр послал сына в Дрезден учиться геометрии и фортификации. За границей он женил его на родственнице австрийского императора Карла VI принцессе Софье-Шарлотте. В 1715 г. у них родился сын Петр (будущий Петр II).

В эти же годы начинаются первые серьезные размолвки Алексея с Отцом. Царь потребовал от сына или исправиться (удалить от себя «большие бороды»), или отказаться от престола. Царевич ответил согласием не только на отречение от престола, но и на пострижение в монахи. Это весьма смутило Петра. Он посоветовал Алексею одуматься и, дав ему полгода на размышления, уехал в Данию.
В 1716 г. Петр потребовал сына к себе, грозя в противном случае лишить его права наследования престола. Притворившись, что едет по вызову отца в Копенгаген, Алексей по дороге бежал под чужим именем в Вену к императору Карлу VI. Это грозило тем, что царевич мог стать козырной картой в международных политических интригах. Впоследствии саксонский посол в России сообщал: «Царевич со своей стороны признался на духу, что император обещал ему войска для действий против его отца и позволил ему надеяться на помощь со стороны короля Англии».
Петр I отправляет в Европу дипломата П.А.Толстого с тайным приказом любой ценой вернуть Алексея в Россию. С большим трудом Толстому в октябре 1717 г. удалось встретиться с Алексеем и уговорить его возвратиться на родину.

Действия происходят 3 февраля 1718 гола в Кремлевском дворце. Петр понимал, что царевич не мог действовать в одиночку, и надеялся в ходе следствия раскрыть и уничтожить всю оппозицию.

Царь обещал Алексею милость лишь в том случае, если он подтвердит свой отказ от престолонаследия и назовет всех своих сообщников. Алексей дал письменные показания, однако это было только начало.

В марте 1718 года Алексей и Петр отправились в Петербург, и там-то дело приняло новый оборот - против царевича дала показания его любовница Ефросинья. Она сообщила, что царевич готовился отменить все отцовские реформы и покарать сподвижников Петра. После этого следствие велось с пристрастием.

Алексей специальным судом, состоявшим из 127 представителей высшего духовенства, сенаторов, генералитета и гвардейских офицеров был признан виновным в государственной измене и приговорен к смертной казни. За сутки до приведения в исполнение приговора он умер (26 июня 1718 г.) в Петропавловской крепости (существуют версии, что он был либо задушен, либо умер от пыток).

Таким образом, «Дело царевича Алексея» показало, что Петр, не брезгуя крови родного сына готов навести в стране порядок. И тем самым напугать своих приближенных, что измена может привести к правосудию.

7. Значение петровских преобразований.

а) рассказ учителя:

Петр I вошел в историю России как великий реформатор. Не было такой сферы общественной жизни, которую российский император не подверг коренному переустройству. Целью его было превращение России в великую европейскую державу, и в этом деле он много преуспел. Петровская Россия стала активным и влиятельным участником европейской политики, прорыв к Балтийскому морю способствовал углублению экономических и культурных связей с Западом. Плодотворными были и многие внутренние преобразования той эпохи, причем некоторыми из них мы пользуемся и сейчас.

Реформы в правление Петр I во многом обуславливались военными задачами, проводились непрерывно одновременно с Северной войной.

В политической сфере происходило становление абсолютной монархии. Вся законодательная, судебная, военная, финансовая власть концентрировалась в руках царя, который в 1721 году принял титул Императора.

б) объяснение учителя с использованием схемы:

Органы власти и управления Российской Империи первой четверти XVIII в.

Конспект урока Реформа государственного управления. Петра I

Губернская канцелярия



Провинциальная канцелярияКонспект урока Реформа государственного управления. Петра IКонспект урока Реформа государственного управления. Петра I

Уездная канцелярия

V. Первичное повторение и подведение итогов.

Повторительно-обобщающая беседа:

- Объясните, чем были вызваны реформы Петра I. Как вы думаете, были ли они необходимыми?

- Как вы считаете, была ли необходимость в преобразовании государственного аппарата в период правления Петра I?

- Почему была проведена церковная реформа?

- Чем отличался Сенат от Боярской думы?

Краткая характеристика работы учащихся на уроке.

Выставление отметок.

Приветствуют учителя стоя

Доклад дежурного

Готовят тетради, ручки, учебники.

Записывают число.


тест «Северная война» 4 варианта.

Запись темы в тетрадь, Д/З: §15, записи в тетрадях. Вопросы в учебнике.





фронтально заполнение таблицы по учебнику стр. 115-116

реформа

содержание

реформы

значение

центральное управление

1711 г. - Сенат

1722 г. - учреждение должности генерал-прокурора

Централизация упорядочение власти. Введение принципа коллегиальности в управлении.


запись в тетрадь:

Сенат - высший государственный орган в России по делам законодательства и государственного управления












иллюстрация учебника на стр.116.



фронтально заполнение таблицы по учебнику стр. 116-117

реформа

содержание

реформы

значение

центральное управление

1718 г. - вместо 100 приказов созданы 11 коллегий

Ведала делами: внешняя политика, суд, армия, промышленность, флот.

запись в тетрадь:

коллегии - группа должностных лиц, образующих административный, совещательный или распорядительный орган.






фронтальное заполнение таблицы по учебнику:

реформа

содержание

реформы

значение

феодальное

сословие

1714 г. - указ о единонаследии

Уравнение в правах бояр и дворян. Консолидация дворянского сословия. Мобилизация дворянства на службу государству.









фронтальное заполнение таблицы по учебнику:

реформа

содержание

реформы

значение

государственная

служба

1722 г. - принятие «Табель о рангах»

Принцип занятия государственных должностей по знатности заменялся бюрократическим.





















1 ученик


фронтальное заполнение таблицы по учебнику:

реформа

содержание

реформы

значение

местное управление

1708 - 1710 г. - страна разделена на 8

Централизация и упорядочение управления

фронтально вслед за учителем

показать на карте 8 губерний






фронтальное заполнение таблицы:

реформа

содержание

реформы

значение

городское управление

1699 - 1700 г. - создание Бурмистерской палаты в Москве.

предоставление посадским больше свободы, активизация их занятий в интересах государства.

запись в тетрадь:

магистрат - Сословный орган городского управления, ведавший судебно-административными делами.










1 ученик


фронтальное заполнение таблицы:

реформа

содержание

реформы

значение

церковная

1721 г. - отмена патриаршества в России

Подчинение церкви государству. Лишение церкви финансовой самостоятельности. Привлечение иностранных специалистов на русскую службу.











запись в тетрад: синод - отдельная коллегия, которая занималась религиозными делами.








1 ученик.


учебник стр.119




























запись в тетрадь:

абсолютизм (абсолютная монархия) - неограниченная монархия, при такой системе власть монарха не ограничена никакими организациями или законами и опирается на разветвленный бюрократический аппарат.



учащие следят по схеме







фронтально

















































Приложение к уроку

Конспект урока Реформа государственного управления. Петра I

Губернская канцелярия

Конспект урока Реформа государственного управления. Петра I

Провинциальная канцелярияКонспект урока Реформа государственного управления. Петра I

Уездная канцелярия

© 2010-2022