- Преподавателю
- История
- План урока по истории на тему Образование СССР (9 класс)
План урока по истории на тему Образование СССР (9 класс)
Раздел | История |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сулейманов Р.О. |
Дата | 04.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Образование СССР.
Цели урока:
-
Проанализировать причины и итоги создания СССР
-
Развитие навыков работы с различными видами источников
-
Способствовать формированию патриотизма и гражданственности
Задачи Урока:
-
Узнать о процессе образования СССР
-
Понять различия подходов федерализации и автономизации
-
Сформулировать свое отношение к национальной политике большевиков
Оборудование:
1) Учебное пособие «История России. XX - начало XXI века. 9 класс». А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. М. Просвещение.
2) Презентация «Образование СССР», включающая в себя визуальный, аудио- и видеоряд.
Тип урока - комбинированный
Ход урока:
-
Вводная часть.
Просмотр видеоролика с документальными кадрами советского прошлого, под советскую музыку. Вопрос: «Хотели бы вы жить в такой стране?»
-
Организационный момент
Учащиеся формируют цели и задачи урока
-
Повторение изученного материала
1) фронтальный опрос:
Каковы причины перехода к НЭПу?
В чем сущность НЭПа?
В каких сферах экономики НЭП был наиболее эффективен? Почему?
Изменения в советском обществе в 20-е годы.
Противоречия НЭПа.
2) Работа в группах:
Первая группа делает сообщение о национальной политике в Российской империи
Вторая группа делает сообщение о национальной политике в период Временного правительства
-
Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы изучим процесс образования СССР, принципы построения многонационального государства.
Запишем тему урока в тетради: « Образование СССР»
ПЛАН: (на доске)
-
Национальный вопрос в период Гражданской войны
-
Автономизация и федерализация
-
Создание СССР
-
Символы нового государства
Основные выводы по каждому этапу урока фиксируются на доске
-
Для того, чтобы понять точки зрения различных противоборствующих сил (красные, белые, зеленые) учащимся предоставляются цитаты, которые поясняет учитель. Задача учащихся - прослушать, проанализировать и сформулировать предпочтительные варианты решения национального вопроса.
-
Учащиеся изучают план федерализации и план автономизации. Для этого класс делится на 2 группы. Первая изучает план федерализации, вторая - автономизации (см. приложение № 1,2). После работы обсуждается каждый проект по плану:
а) Автор плана?
б) Основные положения плана?
в) Плюсы и минусы плана?
г) Предпочтителен ли разобранный вами план для создания нового государства?
Итак, мы выяснили, что существовало два подхода к образованию СССР.
-
30 декабря 1922 года в Москве утверждена «Декларация об образовании СССР»
Задание для учащихся:
Используя Приложение 3, ответьте, какая точка зрения оказалась решающей?
Первоначально в состав СССР вошли следующие союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗССР, а потом количество республик увеличится до 15. Учащиеся пользуются картой.
-
Гимном Советского Союза стал гимн РСФСР («Интернационал»), утвержденный 10.01.1918г. Прослушаем первый куплет и припев гимна. Флаг СССР утвержден 18.04.1924г. Герб утвержден 06.07.1923г. Объяснение роли и значения пятиконечной красной звезды.
-
Закрепление.
-
Каковы основные противоречия по национальному вопросу существовали в годы Гражданской войны?
-
Какие формы организации союзного государства рассматривались? Какая форма была выбрана?
-
Какие последствия имело создание СССР?
-
Согласны ли Вы со следующими утверждениями и почему:
- Образование СССР - результат долгой и кропотливой работы по поиску новой формы национального государственного устройства
- СССР - пример настоящей демократии
- СССР несмотря на федеративную форму устройства оставался государством с нерешенным национальным вопросом
- Развитие Советского Союза подтвердило правильность национальной политики Ленина
Вывод: отвечая на поставленные вопросы ученики приходят к выводу, что большевики собрали большую часть территории бывшей Российской империи в единое государство и начался новый этап развития Российского государства, теперь в форме СССР. К сожалению, федеративный принцип устройства союзного государства не был реализован на практике.
-
Домашнее задание - параграф 19, вопросы после параграфа письменно.
-
Итоги урока, выставление оценок.
Приложения
Приложение №1
ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РСФСР
С НЕЗАВИСИМЫМИ РЕСПУБЛИКАМИ
Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР и независимых советских республик был подготовлен членом комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) И.В. Сталиным. (т.н. план автономизации)
1. Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР…
2. Признать целесообразным формальное распространение компетенции ВЦИКа, СНК и СТО РСФСР на соответствующие центральные советские учреждения перечисленных в п. 1-м республик.
3. Внешние дела (Индел, Внешторг), военные дела, железнодорожные, финансовые и др. упомянутых в пун. 1-м независимых республик объединить с таковыми РСФСР.
(…)
5. Остальные наркоматы упомянутых в п. 1-м республик как-то: юстиции, просвещения, внутренних дел, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными.
11 августа 1922 г.
Приложение №2
ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР
Резолюция В.И. Ленина для членов политбюро ЦК РКП (Б) (т.н. план федерализации)
… вместо «вступления» в РСФСР - «Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии».
… РСФСР признает себя равноправной с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входит в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии».
… Важно, чтобы мы не давали пищи «независимцам», не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик.
… Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза...
Написано 26 сентября 1922 г.
Приложение №3
Из Декларации об образовании СССР. 30 декабря 1922 г.
Союз... является добровольным объединением равноправных народов... за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза... доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем... новое, союзное государство... послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.