Урок по истории Внутренняя политика Александра I (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

п. Ханымей Пуровского района

629877, РФ, ЯНАО, Пуровский район, п. Ханымей, ул. Школьная, 1,

телефон - 41-5-70, телефон/факс 41-1-69; e-mail: hanymei_1 @mail.ru










Разработка урока по истории

«Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.»

(8класс)







Составила: Сурайкина Екатерина Викторовна,

учитель истории и обществознания













Ханымей, 2015г.

Урок № 2

Тема: «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.»

Цель: Охарактеризовать внутреннюю политику Александра I при вступлении

на престол.

Задачи:

  1. Раскрыть цель и показать основные направления внутренней политики императора, определить, какие практические шаги были предприняты по каждому направлению, обратить внимание на реформаторскую направленность внутриполитического курса Александра I.

  2. Развивать умения самостоятельно работать с текстом учебника, анализировать исторические факты и делать выводы.

  3. Воспитывать интерес к истории.

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал, фоторепродукции.

Тип урока: изучение нового материала.


Ход урока.

Вступительное слово учителя:

Тема нашего урока «Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг.» Сегодня мы с вами посмотрим основные направления внутренней политики императора, определим, какие практические шаги были предприняты по каждому направлению, обратим внимание на реформаторскую направленность внутриполитического курса Александра I. (Слайд 1 и 2)

Но для начала давайте вспомним, что представляла собой Российская империя на рубеже веков.

Беседа по вопросам. (Слайд 3)

  • Определите географическое положение России, дайте характеристику населения.

  • Составьте схему сословного деления России и охарактеризуйте каждое сословие.

  • Опишите политическое устройство России в начале XIX века

Российская империя занимала огромную территорию от Балтийского моря на западе до тихого океана на Востоке, от Арктики на северного Причерноморья и Кавказа на юге.

Российская империя составляла единую территорию в отличие от европейских колониальных держав, состоявших из метрополии и заморских владений.

Россия была многонациональным и многоконфессиальным государством.

В начале 19в. сохранялось сословное деление.

Основные сословные категории населения России в началеXIX в.

Привилегированные

Полупривилегированные

Податные

1. Дворяне:

  • Потомственные

  • Личные

2.Духовенство:

  • Черное

  • Белое

3.Купцы:

I. гильдии

II. гильдии

III. гильдии

1. Казаки

2. Однодворцы

1. Мещане

2. Крестьяне:

  • Частновладельческие

  • Государственные

  • дворцовые

Самодержавная монархия - государство, в котором правителю (монарху) принадлежит неограниченная верховная власть (законодательная, исполнительная, судебная).


Император

Носитель верховной власти, исполнительной, законодательной и судебной


Коллегии

Исполнительные учреждения

Святейший Синод

Высшее духовное учреждение

Правительствующий Сенат высший судебный орган

Начало правления Александра I. (слайд 4-10)

«В политике Александр I тонок, как кончик булавки, остер, как бритва и, фальшив, как пена морская» Шведский посол Лагербильке

Российский император обладает умом, изяществом, образованием; он обольстителен, но ему нельзя доверять, он не искренен, это византиец… тонкий, противоречивый, хитрый…» Наполеон

«Александр был задачею для современников: едва ли он будет разгадан и потомством». Н. И. Греч.

«Дней Александровых прекрасное начало».

А. С. Пушкин.

«Он все делает наполовину».

М. М. Сперанский

«Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца».

А. И. Герцен

Все эти слова сказаны об Александре I, императоре, с чьим именем связана история России первой четверти 19 века. Характеристики эти разные, и мы видим, что они отразили перемены и в самом царе, и в его внутриполитическом курсе. Каким же был российский император Александр I.

СООБЩЕНИЕ О ЛИЧНОСТИ ИМПЕРАТОРА (выступление учащегося).

  • Какие черты характера Александра на ваш взгляд, могут рассматриваться как достоинства верховного правителя?

На прошлом уроке мы с вами знакомились с последнем дворцовым переворотом в России. Скажите:

  • Какими причинами был вызван переворот 1801 г.?

  • Что вызвало наибольшее недовольство дворянства?

  • Предположите, с чего Александр должен был начать свое правление и почему?

В манифесте о восшествии на престол Александр обещал управлять «по законам и по сердцу бабки своей - Екатерины Великой». (Слайд 11)

  • Что означало данное обещание?

При вступление на престол Александр отменил то, что вызвало недовольство российского общества при Павле I (Слайд 12):

  • Возвратил на службу всех исключенных без суда чиновников и офицеров.

  • Объявил амнистию 12 тыс. человек, пострадавшим при Павле.

  • Восстановил действие Жалованных грамот дворянству и городам.

  • Отменил запрет на деятельность частных типографий и ввоз из-за границы книг.

  • Снял запрет на ввоз различных промышленных товаров.

  • Одним из манифестов обещал крестьянам не увеличивать налоги и разрешил вывоз с/х. продуктов за границу.

  • К какому выводу можно прийти?

Действительно, Александр своими мероприятиями обеспечивал себе поддержку дворянства. Вступив на престол, Александр торжественно провозгласил, что в основе его правления будет не личная воля или каприз монарха, а строгое соблюдение законов.

Еще в середине 90-х годов 18 века вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В. П. Кочубей (Слайд 13), во-вторых, граф А. С. Строганов - сын одного из самых богатых и знатных людей того времени (Слайд 14), затем князь А. А. Чарторыйский - богатый польский вельможа на русской службе (Слайд 15) и наконец, Н. Н. Новосильцев (Слайд 16). В этом кружке «молодых друзей» обсуждались пороки Павловского правления и строились планы на будущее об отмене «рабства крестьян», о предпочтительности республиканского правления.

Узкий кружок близких друзей Александр назвал НЕГЛАСНЫМ КОМИТЕТОМ. (Слайд 17)

Крестьянский вопрос.

Одним из главных вопрос был крестьянский. На первом уроке мы с вами говорили, что Россия в начале 19 века была аграрной страной. Что это значит? Совершенно верно, ведущей отраслью экономики страны было сельское хозяйство, 9/10 ее населения составляло крестьянство.

РАБОТА ПО СХЕМЕ (Слайд 18):

Урок по истории Внутренняя политика Александра I (8 класс)


Александр, вступив на престол, хотел отменить крепостное право, но дворяне не позволили ему это сделать. Почему?

  • Почему крепостное хозяйство долгое время было устойчивым?

  • Как вы понимаете смысл высказывания «решить крестьянский вопрос в России»?

Работа с документом (Слайд 19-20):

«ПРОДАЕТСЯ СВОРА СОБАК И ПРИ НИХ ДОЕЗЖАЧИЙ»,

«ПРОДАЮТЯ КРОВНЫЕ ЖЕРЕБЦЫ, ПРИ НИХ КУЧЕР И КОНЮХ»


  • Как объявления характеризуют отношения дворян к крепостным?

  • Дайте оценку решению царя о запрете печатать подобные объявления.

Сама же практика продажи не запрещалась, только в публикуемых объявлениях сообщалось, что такой-то не продается, а отдается в наймы.

Меры по крестьянскому вопросу (Слайд 21):


  • 1801 г. Право покупки земли получают купцы, мещане, государственные и удельные крестьяне. Землю, по указу, можно было получить только без крестьян.

  • Запрещение публиковать объявление о продаже крепостных крестьян без земли.

  • Указ о запрещении продажи крестьян на ярмарках «в розницу», т. е. с разделением семьи.

  • Указ, отменявший право ссылать своих крестьян в Сибирь за маловажные проступки.

  • Закон, по которому помещик был обязан кормить своих крестьян в голодные годы.

  • Указ о вольных хлебопашцах.

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ: 1803 г. Указ о вольных хлебопашцах.

РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ (Слайд 22)

Прочитать отрывки из указа о вольных хлебопашцах.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночку или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли <…>то, сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими имеет представить их при прошении своем чрез губернского дворянского предводителя к министру внутренних дел для рассмотрения и предоставления нам; если последует от нас решение, желанию его согласное: тогда предъявятся сии условия в гражданской палате.

<…> если крестьянин или целое селение не исполнит своих обязательств, то возвращается помещику с землею и с семейством его во владение по прежнему.

Крестьянин и селения, от помещиков по таковым условиям с землею отпущенные, если не пожелают войти в другие состояния, могут оставаться на собственных землях земледельцами и сами себе составляют особенное состояние свободных хлебопашцев.<…>

Крестьяне, отпущенные от помещиков на волю и владеющие землей в собственность, несут подушный поземельный налог наравне с помещичьими, отправляют рекрутскую повинность натурою <…> оброчных денег в казну не платят.»

(ПСЗ, Т. XXVII,)

Беседа по вопросам к документу:

  • Назовите необходимые условия для освобождения крестьян?

  • Каковы были права и обязанности вольных хлебопашцев?

  • Предположите, каковы были практические результаты издания этого указа?

Реальные результаты издания указа 1803 г. были незначительные. Причина этого заключалась не только в нежелании многих помещиков предоставить крестьянам свободу даже за выкуп, но и из-за тяжелых финансовых условий выкупа: цена выкупа одной души составляла около 100 руб. серебром, т. е. 15-20 годовых оброков.

Закрепление изученного материала. Выводы.

  • Перечислите основные направления первых преобразований АЛЕКСАНДРА (Слайд 23)

Домашнее задание: §1, повторить тему: «Завоевания Наполеона».


© 2010-2022