Конспект урока по истории в 5 классе по теме «Восстание Спартака»

Конспект урока по истории в 5 классе «Восстание Спартака». Тип урока - комбинированный. Данный урок способствует формированию положительной мотивации учащихся в изучении истории. На уроке применяются информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие  технологии, приемы проблемного обучения.Урок сопровождается презентацией. Демонстрируется эпизод художественного фильма. Проводится физкультминутка. Используются различные приемы проверки знаний, рефлексия. Цели: 1. Дать учащимся представление о в...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Восстание Спартака.

Цели:
1. Дать учащимся представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном из восстаний рабов в Древнем Риме, произошедшем в 74-71 гг. до н.э.

2. Раскрыть причины восстания, основные события, а также причины поражения рабов.

3. Продолжить работу над умением анализировать, обобщать, оценивать исторические факты; устанавливать причинно-следственные связи между историческими явлениями, делать выводы.

4. Сформировать у учащихся представление о рабстве как об одном из грубейших нарушений прав человека, довести до учащихся мысль о том, что свобода- это одна из высших человеческих ценностей.

5.Способствовать формированию положительной мотивации учащихся в изучении истории. Активизировать их познавательные интересы.

Оборудование :

  1. Проектор, экран, презентация к уроку

  2. Учебник . А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая .История Древнего мира.

  3. Рабочая тетрадь к учебнику .

  4. Рабочие листы.

План урока :

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

3. Изучение новой темы:

-Причины восстания.

- Спартак . Начало восстания .

-Победы восставших.

-Причины поражения.

4. Физкультминутка

5. Закрепление знаний.

6. Домашнее задание.

2. Актуализация знаний.

Ребята, мы с вами продолжаем изучать историю Древнего Рима. Давайте проведем разминку , освежим наши знания.

Внимательно посмотрите на карту Италии . Я буду начинать предложение , а вы заканчивать.

Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на... (сапог).
Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров ... (Аппенинский).
Довольно труднопроходимы
Крутые горы ... (Аппенины).
Там, где Тибр полноводный
Течет в зеленые долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые ... (латины).
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла ... (волчица).
Ромул дал названье месту,
Это потому, что им
Был основан город ... (Рим).

Викторина.

  1. Легендарный основатель Рима.

  2. Потомки древних жителей Рима.

  3. Река, на левом берегу которой был основан г.Рим.

  4. Воины, охранявшие царя в Риме.

  5. Управление в Риме, установленное в 509 году до н.э.

  6. Главная площадь в Риме.

  7. Латинское слово, запрещавшее закон.

  8. Военный отряд римлян.

  9. Один из двух выборных правителей Рима.

  10. Карфагенский полководец

  11. Город в Италии , близ которого Ганнибал одержал победу.

  12. Горы, через которые совершил переход Ганнибал.

  13. Завоеванные римлянами области.

  14. Торжественный въезд в Рим победителя-полководца.

  15. Рабы, обученные сражаться на потеху римлянам

  16. Сооружение , где устраивали гладиаторские игры.

3. Изучение новой темы:

А теперь перейдем к изучению новой темы «Восстание Спартака»

Внимательно посмотрите план урока и подумайте, чтобы вы сегодня хотели

- узнать

- понять

- выяснить.

Что вы уже знаете об этом ?

Ребята , я попрошу вас быть внимательными, потому что в конце урока вы должны будете ответить на 2 важных вопроса и выполнить несколько заданий.

1 . Причины восстания.

Внимательно посмотрите на картинку. Ответьте на вопросы.

- Чем отличаются эти два человека?

- Кто такой раб?

- Почему в Риме было много рабов?

- Где применялся рабский труд?

- Как римляне относились к рабам?

- О чем могли мечтать рабы?

- Ребята, а вы сейчас свободные?

- Какие права и свободы есть у вас? В каком документе они записаны?

Сегодня мы узнаем о том, как рабы в Древнем Рим попытались обрести свободу.

Представьте, что мы с вами оказались в 74 году до н.э. в гладиаторской школе г. Капуя и услышали такой разговор.

1 гладиатор. Рим ведет слишком много завоевательных войн, чтобы дорожить рабами. Мы для них дешевая добыча, которая должна, как они говорят, трудиться, или спать.

2 гладиатор. Живем впроголодь, сплошные побои , а если не угодишь - оденут оковы на руки и ноги.

1 гладиатор. Природа и наши матери наделили нас силой и ловкостью, которые теперь отнимают у нас жизнь. Если бы мы были слабы и немощны, то не попали бы в гладиаторскую школу.

2 гладиатор. Ты забыл традицию Рима: слабых и больных рабов отвозят на остров посреди реки Тибр, где без ухода и пищи они сохнут и умирают медленно и мучительно.

1 гладиатор. Еще несколько лет назад я представить не мог, что буду разыгрывать на потеху кровожадной публике кровавые бои и забивать тех, с кем сплю рядом под одной крышей и делю лепешку, а зрители буду кричать « Нападай и бейся насмерть! В нашей школе семьдесят гладиаторов. Сейчас мы говорим друг с другом, а завтра будем убивать друг друга для забавы римлян.

2 гладиатор. В таком положении как наше, лучше погибнуть за свободу, чем быть развлечением на арене амфитеатра.

Почему гладиаторы поднялись на восстание? Назовите его причины.

1.большое скопление рабов

2. жестокое обращение с рабами.

2 вопрос. Спартак. Начало восстания .

Предводителем восставших гладиаторов стал Спартак. Он был родом из Фракии- страна на севере Балканского полуострова. Во время войн попал в плен к римлянам , был продан в гладиаторы . В гладиаторской школе Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. Он принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны. Спартак прославился своей силой и храбростью. Слава о нем гремела по всей Италии. Спартак сумел подговорить рабов бежать. 70 человек, завладев кухонными ножами напали на охрану и вырвались на свободу. Восстание началось в 74 г . до н.э. ,а закончилось в

71 г.до н.э.

Задание отметьте на линии времени эти даты и посчитайте, сколько лет длилось восстание.

Восставшие устроили лагерь на вершине вулкана Везувий . Число восставших быстро росло. Для борьбы с ними Сенат послал 3 тысячное войско. Лишь одна узкая тропинка вела на вершину горы. Римляне не решились на штурм. Они стали ждать, когда голод и жажда заставят рабов покинуть вершину горы. Тогда рабы сплели из лозы лестницы, ночью спустились в долину и разбили противника

3 вопрос. Победы восставших.

Мятеж охватил юг Италии. Восставшие захватывали и грабили имения и города, освобождали рабов. Численность увеличилась до 50 тыс. человек. Но эти люди говорили на разных языках, не все умели владеть оружием, не знали военной дисциплины.

Вспомните, как была устроена римская армия?

Спартак приказал ковать оружие и обучать рабов военному искусству. Они научились строить укрепленный лагерь, создали тяжеловооруженную пехоту, разведку и конницу.

Сенат отправил против восставших 2 консулов сразу . Что это означало?

Спартак повел войско к Альпам.

Спартак говорил: « Там мы найдем свободу, вы слышите это чудное слово - свобода. Мы построим свое небывалое государство свободных, равных , счастливых людей».

- Какую цель ставил Спартак перед восставшим.

Часть рабов отделилась и была уничтожена. Один консул встал на пути Спартака, а другой сзади. Тогда рабы развернулись и нанесли первыми удар. А затем Спартак заставил бежать и второго консула. Новую победу восставшие одержали в долине р.По. Но тут Спартак изменил свой план и повернул на юг. Войска пересекли всю Италию, и подошли к проливу.

-Как вы думает , почему Спартак изменил свои планы?

Восставшие договорились с пиратами.

С севера пошел полководец Красс . Он приказал вырыть ров 55 км ( от моря и до моря) и заполнить его водой. За рвом возвели стену из бревен и земли. Пираты обманули. Спартак решил прорываться. Велико было их мужество, но и велики потери. 1/3 прорвалась. Сенат послал на помощь Крассу еще двух полководцев: Помпея и Лукулла . Произошла грандиозная битва. Спартак был ранен в бедро. Опустившись на колено и выставив щит вперед отбивался до последнего вздоха.

Восстание было жестоко подавлено в 71 г.до н.э. Расправа была ужасной . Раненых отдали на растерзание диким животным, а живых ( 6 тысяч )распяли и оставили умирать под палящими лучами солнца по всей Апиевой дороге от Рима до Капуи на устрашение других рабов.

4 вопрос. Причины поражения.

-Почему рабы потерпели поражение? Могли ли они выиграть?

1. плохая организация войска

2. неравенство сил

3. не было четкого плана

4. предательство пиратов

5. плохое вооружение

6. усталость от длительных походов.

4. Физкультминутка.

Отдых наш - физкультминутка.

Занимай свои места.

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли, опустили.

Раз - согнуться-разогнуться.

Два - встать ровно, потянуться.

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево. (Вращение головой.)

Мы на плечи руки ставим,

Начинаем их вращать.

Так осанку мы исправим.

Раз, два, три, четыре, пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)

А теперь давайте вместе

Пошагаем все на месте. (Ходьба на месте)

5. Закрепление.

Установи последовательность событий.

1. Поход рабов на север Италии

2. Гибель Спартака

3.Бегство рабов из гладиаторской школы

4. Поход восставших на юг

5. Создание лагеря на г.Везувий


Какое слово лишнее

Гладиаторы,

Спартак,

патриции,

Везувий ,

Красс,

пираты,

рабы,

Ребусы Спартак, Лукулл, Фракия.

Подумайте.

Известно, что римляне с презрением относились к рабам. Однако о Спартаке они вспоминали в уважением. Как вы думаете, какие качества личности Спартака вызывали у римлян такое отношение?

Кроссворд

Конспект урока по истории в 5 классе по теме «Восстание Спартака»

Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал, выяснил, понял.

Для любознательных.

1.Почему на боевое знамя своих легионов Спартак поместил бронзовое изображение кошки?

2.Подумайте, почему памятник Спартаку воздвигнут в Болгарии?

6. Домашнее задание .

Изучить параграф № 51.,

ответить на вопросы с. 238.

Выполнить задания в рабочей тетради



© 2010-2022