Разработка урока по истории в 6 классе на тему Крестовые походы (ФГОС)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

22

Министерство образования Нижегородской области

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»





Выпускная работа







Теория и методика преподавания истории и обществознания (в условиях ФГОС).

Проект урока истории (соответствующий требованиям ФГОС)






Выполнил слушатель:

Пупликов Александр Юрьевич,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Школа №60»




Нижний Новгород

2016

Проект урока (соответствующий требованиям ФГОС).


1.1. Описание проекта


Автор учебника, по которому

ведётся обучение

Учебник для 6 класса: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История Средних веков. М.: «Просвещение».

Классификация урока

Изучение нового материала.

Психолого - педагогическая

характеристика особенностей

класса

1. 22 учащихся в классе, из них 8 мальчиков, 14 девочек. Средний возраст - 12 с половиной лет.

2. Девочки в целом превосходят мальчиков по степени вовлечённости в урок, а также по активности, запоминанию материала и качеству ответов.

3.

1. Словесные методы:

- объяснение;

- беседа с учащимися по теме.

2. Наглядные методы:

- изобразительная наглядность (иллюстрации);

- использование ИКТ и мультимедийных материалов.

3. Методы контроля и самоконтроля:

- индивидуальный опрос;

- фронтальный опрос;

- взаимный контроль.

4. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- работа под руководством учителя;

- самостоятельная работа;

- работа в парах;

- работа в группах.

5. Методы оценивания:

- словесная оценка (поощрение);

- 5-ти бальная система отметок.

4. Ожидаемые проблемы и пути их решения:

1. Два ученика, у которых есть проблемы с поведением и освоением материала.

Пути решения: иметь при себе карточки с индивидуальным заданием для этих учеников.

2. Не очень близкое знакомство учащихся с текстом Библии и, в частности, с биографией Иисуса Христа (может помешать восприятию и полноте понимания материала).

Пути решения: продолжить параллельно с преподаванием материала урока начатое на предыдущем уроке краткое изложение основных событий Нового завета в доступной для детей форме.

Цели проекта

Познакомиться с историей Крестовых походов, с их участниками; выяснить причины и последствия Крестовых походов; показать их захватнический характер; дать целостное представление об историческом пути народов.

Задачи проекта

1. Выявить и проанализировать причины и цели Крестовых походов;

2. Рассмотреть описание процессов организации и хода Крестовых походов;

3. Выявить и проанализировать результаты и последствия Крестовых походов.

Знания, умения, навыки и

качества, которые приобретут

и закрепят ученики

1. Предметные: формирование образа средневекового рыцаря-крестоносца; представления об истинных причинах крестовых походах; умения давать связный рассказ об основных событиях крестовых походов; умения выделять положительные и отрицательные последствия крестовых походов.

2. Метапредметные: развитие умения работать с различными источниками (текс учебника, карта, исторический документ); извлекать и анализировать конкретную информацию; умения работе в парах и малых группах; умения давать определение новым понятиям; умения строить монологическое высказывание.

3. Личностные: осознание неправильности насилия на религиозной почве, воспитание чувства толерантности к представителям других вероисповеданий.

Учебный материал,

подлежащий усвоению,

актуализации, закреплению

Параграфы 16-17 учебника, фрагменты исторических документов, умение работать с текстом и картой.


1.2. Технологическая карта урока


Тема урока: Крестовые походы.

Цель урока: Формирование представления о причинах, основных событиях, участниках крестовых походов и их значении для средневекового общества.

Задачи урока:

Обучающие: формирование образа средневекового рыцаря-крестоносца; представления об истинных причинах крестовых походах; умения давать связный рассказ об основных событиях крестовых походов; умения выделять положительные и отрицательные последствия крестовых походов.

Развивающие: развитие умения работать с различными источниками (текс учебника, карта, исторический документ); извлекать и анализировать конкретную информацию; умения работе в парах и малых группах; умения давать определение новым понятиям; умения строить монологическое высказывание.

Воспитательные: осознание неправильности насилия на религиозной почве, воспитание чувства толерантности к представителям других вероисповеданий.

Ключевые понятия урока: Святая земля, крестоносцы, Крестовые походы, турки-сельджуки, отпущение грехов, Гроб Господень, взаимовлияние культур, религиозная ненависть, Иерусалим, христианские государства, рыцарские ордена, тамплиеры, госпитальеры, тевтонцы.

Ключевые имена: Урбан II, Фридрих I Барбаросса, Филипп II Август, Ричард Львиное Сердце, Салах-ад-Дин.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые технологии (ФГОС):

1. Технология критического мышления - ведущая технология;

2. Технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности;

3. Технология сотрудничества (парная и групповая работа);

4. Коммуникативные технологии;

5. Здоровьесберегающие технологии.

Оснащение урока:

1. Учебник для 6 класса: Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История Средних веков. М.: «Просвещение».

2. Рабочая тетрадь по истории Средних веков (6 класс);

3. Карточки с заданиями таблицами;

4. Мультимедийная презентация Power Point;

5. Фрагмент исторического документа.

План урока:

  1. Организационный этап (2 минуты);

  2. Актуализация необходимых знаний, постановка учебной задачи (12 минут);

  3. Решение учебной задачи (15 минут);

  4. Разрешение проблемы, обобщение знаний (10 минут);

  5. Домашнее задание (2 минуты);

  6. Рефлексия деятельности (4 минуты).

1.3. Ход урока


- Здравствуйте! Давайте начнём. На прошлом уроке мы говорили с вами о влиянии церкви на жизнь Средневековой Европы. Сегодня на уроке попытаемся раскрыть глубину этого влияния.

Приветствие учителя,

проверяют наличие необходимого учебного материала на парте,

отвечают на вопрос о теме предыдущего урока.

2. Актуализация необходимых знаний, постановка учебной задачи (12 мин.)












Активизация имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала.

Формулировка темы, целей и задач урока,

определение области «знания-незнания» по теме, создание проблемой ситуации,

постановка проблемного вопроса, планирование деятельности.

1. Через наглядность и ассоциации помогает учащимся сформулировать тему урока

(презентация - слайд 1)

- Посмотрите, кто изображён на этом слайде?

- Предположите, о чём мы сегодня с вами поговорим? Сформулируйте тему урока.

2. Лестница «знания-незнания» - объясняет критерии оценки собственных знаний по данной теме (презентация - слайд 2)

- Вам хотелось в большей степени быть сегодня на уроке наблюдателями или участниками?

3. Организация фронтальной работы

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу «крестовые походы»?

- А вот что говорит о крестовых походах исторический документ.

(презентация - слайд 3). Небольшое вступление. По представлению христиан, Палестина - Святая земля: здесь жил и был распят Иисус Христос, в Иерусалиме находится главная святыня христиан - Гроб Господень. Люди верили, что Палестина была завещана «своему народу» - христианам. С середины XI в. ею овладели мусульмане турки-сельджуки. Итак (презентация - слайд 4), выступление папы римского Урбана II во французском городе Клермон»:

Чтение учителем документа (презентация слайд 5)

-Организация фронтального опроса.

-Найдите в тексте фразы, которые свидетельствуют об освободительных целях крестоносцев?

- О захватнических?

- Увидели ли вы противоречие в словах папы?

4. Ставит проблемный вопрос: Какую проблему нам предстоит решить?

(презентация - слайд 5)

Проблема записывается учителем на доске

Крестовые походы - это освобождение или завоевание?

5. Создает условия для дальнейшей деятельности. Уточняет понимание учащимися целей урока.

- Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы?

- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?


5. Объясняет план урока

(презентация - слайд 6)

1. Формулировка темы урока с помощью мотивирующего приема.



Запись темы в тетрадь:

Крестовые походы.

2. Осуществляют самоанализ имеющихся знаний по теме.



3. Используют приём «ассоциации».








4.Работа с историческим документом «Из выступления папы Римского Урбана II в Клермоне».

Выделяют противоречие: в своей речи папа Римский Урбан II одновременно призывает к освобождению Иерусалима и захвату богатств народов, живущих там.



Крестовые походы - это освобождение или завоевание?


5.Предлагают версии

6.Составляют план деятельности

Нужно узнать:

- Почему походы называются крестовыми?

- Кто такие крестоносцы?

- Зачем крестоносцы пошли в поход на Восток?

- Что произошло во время походов?

- Чем они закончились?

6. Каждый пункт плана записывается в тетрадь в течение работы с темой.

3. Решение учебной задачи (15 мин.)

Личностные: осознание неправильности насилия на религиозной почве;

Метапредметные: развитие умения работать с различными источниками (текс учебника, карта, исторический документ); извлекать и анализировать конкретную информацию; умения работе в парах и группах; умения давать определение новым понятиям; умения строить монологическое высказывание;

Предметные: дать учащимся представление образа средневекового рыцаря-крестоносца, формирование представления об истинных причинах крестовых походах; умения давать связный рассказ об основных событиях крестовых походов; умения выделять положительные и отрицательные последствия крестовых походов.

1. Направляет работу учащихся по поиску, анализу и систематизации новых знаний через создание учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности.

2. Организует работу с различными видами источников (текст учебника, карта, таблица).

3. Организует беседы по новому материалу.

4. Организует проверку и самопроверку выполненных учебных заданий.

5. Организует индивидуальную, парную и групповую работу.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Самостоятельно заполняют таблицу по изучаемому материалу.

Отвечают на вопросы.

Составляют рассказ, кластеры, синквейн.

  1. Причины крестовых походов.

1.Организует самостоятельную работу учащихся.

Итак, займёмся исследовательской работой.

Учебник с. 136 пункт 1 (со слов «хронист сообщает, что речь папы…) до конца.

2.Организует беседу учащихся по прочитанному материалу:

- Почему походы стали называться крестовыми?

- Кто стал участником крестовых походов?

- Какие цели преследовали крестоносцы? (презентация - слайд 7)

3.Организует работу по заполнению таблицы о мотивах участия в крестовых походах предложенных групп населения (презентация - слайд 8).

Чтение, заполнение таблицы, проверка (презентация - слайд 8)

-Вывод: кроме очевидных причин освобождения Святой земли от завоевателей-мусульман, какие ещё причины вы выявили?

2. 1 и 2 крестовые походы.

Всего было предпринято несколько походов. Наиболее значимые первые четыре.

1. Рассказ учителя о походе бедноты:

а) добрались ли бедняки до Иерусалима?

б) причины неудачи этого похода

2. Организация исследования первого крестового похода

(презентация - слайд 9)

Учебник с. 138-139 (пункт 3), (презентация - слайд 10), карта с 140-141, раздаточный материал (приложение№1)

Задание - исправить ошибки в таблице (раздаточный материал 1).

3.Проверка заполнения таблицы (презентация - слайд 10)

- Главный итог первого крестового похода

4. Рассказ учителя о создании духовно-рыцарских орденов,

о строительстве крепостей.

Задает вопрос: предположите, с какой целью? (презентация - слайд 11-12).

5. Рассказ учителя о втором крестовом походе с 142-143 (презентация - слайд 13)

6. Обобщает полученные знания учащихся о 1 и 2 крестовых походах.

3. 3 и 4 крестовые походы.

1. Организация самостоятельной работы по учебнику по группам (рядам)

Краткий рассказ учителя о мусульманском государстве Салах ад-Дина.

Исследуем третий крестовый поход. (презентация - слайд 14) 1 группа - с. 143 1 абзац; 2 и 3 группы - с 143-144 3 абзац.

Вопросы: (презентация - слайд 15)а по учебнику - д - с.ия короткиеике, изучают карту отребности аключения 2222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222222

1 ряд - Какими качествами обладал Саладин?

2 ряд - Какое событие произошло в 1187 году?

3 ряд - Как поступил Саладин с крестоносцами?

Общий вопрос: Каковы причины 3 крестового похода?

2. Организует самостоятельную работу по группам

Учебник с. 144 6 пункт: 1 ряд - 1 абзац; 2 ряд - 2 абзац; 3 ряд - 3 абзацы.

Задание - краткий рассказ об участии в третьем крестовом походе немецких рыцарей (1 группа), французских (2 группа) и английских (3 группа).

(презентация - слайд 16)

Вывод: результат Третьего Крестового похода.

3.Организация исследовательской работы Четвёртого крестового похода по карте (с. 140-141, 145).

(презентация - слайд 17 записать дату и закрыть)

4. Организация фронтального опроса по карте:

а) сравните территорию владений крестоносцев после 1крестового похода (карта с. 140-141) и территорию после 3 крестового похода (карта с. 145). Какие изменения произошли?

б) из какого города отправились крестоносцы в поход?

в) дошли ли крестоносцы до Иерусалима?

г) место окончания похода?

5. Краткий рассказ учителя о взятии Константинополя (с.146).

- Можно ли назвать крестоносцев истинными христианами? Аргументируйте свой ответ.

6. Рассказ учителя об окончании Крестовых походов. Выводы.

1.Запись пункта плана

  1. Причины крестовых походов.



2.Самостоятельная работа - опрос 1-2 чел.




3. Заполнение таблицы в тетради. Проверка в парах. Фронтальный опрос, самопроверка по слайду.

(Отвечая на предложенные вопросы, делают вывод об истинных причинах крестовых походов).





1. Запись в тетрадь

2. 1 и 2 крестовые походы.

Весна 1096 г - поход бедноты

1096 - 1099 гг. - Первый крестовый поход (феодалы)

1099 г. - взятие Иерусалима

1147-1149 - Второй Крестовый поход (короли Франции и Германии)

2. На основе рассказа учителя работают с картой, отвечают на вопросы, записывают дату похода в тетрадь.

3. Самостоятельная работа в парах с картой учебника, исправляют ошибки в таблице, самопроверка, фронтальный опрос, записывают даты первого похода в тетрадь, рассказывают о взятии Иерусалима.






1. Запись пункта плана, имени мусульманского правителя и частей его государства в тетрадь

3. 3 и 4 крестовые походы.

Салах-ад-Дин, Египет, Месопотамия, Сирия

2. Самостоятельная работа с текстом, фронтальный опрос по рядам, формулировка вывода, записывают даты третьего крестового похода в тетрадь

(1189 - 1192 - Третий Крестовый поход)

(Попытка вернуть Иерусалим).

3. Самостоятельная работа с учебником, составляют рассказ - опрос 3-х человек.






4. Делают вывод об итогах 3 крестового похода.

5. Учащиеся работают в парах по карте учебника с. 145.

6. На основе работы с картой отвечают на вопросы учителя, записывают даты похода в тетрадь.

1202 - 1204 - Четвертый Крестовый поход.

1204 г. - захват Константинополя

Территория, захваченная крестоносцами, уменьшилась.

Из Венеции.

Не дошли.

Константинополь.


7. Используя приём ПОПС-формула, отвечают на вопрос.

8. Запись в тетрадь

1291 - окончание Крестовых походов.


4. Разрешение проблемы,

обобщение знаний (10 мин.)

Установить, усвоили ли учащиеся связь между фактами; проверить глубину понимания учащимися учебного материала; обобщить и систематизировать материал, сформулировать выводы.

1.Направляет учащихся на формулировку вывода (презентация - слайд 18):

а) Какая характеристика крестовых походов является наиболее верной?

б) Думаю, что вы согласитесь со мной в том, что влияние церкви на Средневековую Европу было велико.

в) Дайте определение крестовых походов (если останется время).

4. Последствия крестовых походов.

1. Организует работу 2 малых групп: по 2 человека с каждого ряда (раздаточный материал 2).

Задание: разработать кластеры: 1 группа - положительные последствия; 2 группа - отрицательные последствия.

2. Организует беседу класса по предоставленной информации от групп, проверка 2-3 синквейнов.


3. Организация самооценивания: лестница «знания-незнания» (2 ступень - «4»,

3 ступень - «5»).

1. На основе полученных в процессе урока знаний отвечают на вопросы, используя приём ПОПС -формула.



2. Составляют определение и записывают его в тетрадь.

3.Запись в тетрадь

4.Последствия крестовых походов.

4. Одновременно работают 2 малые группы по составлению кластеров, остальные учащиеся - составление синквейна «Крестоносцы».

5. Представление выполненной работы. синквейн

Крестоносцы

Самонадеянные, бесстрашные

Подготовились, совершили, захватили

На одежде нашивали кресты

Рыцари.

6.Определение уровня познания на уроке. Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

5. Домашнее задание (2 мин.)

Разъяснить методику выполнения домашнего задания.

Организует учащихся на самостоятельную деятельность дома.

Проводит инструктаж по выполнению дом. задания (презентация - слайд 19):

Записывают д/з. в дневник:

с. 150 вопросы 1, 2, 5, 9, 10 или творческие работы и проекты на выбор.

6. Рефлексия деятельности (4 мин.)

Самоанализ полученных на уроке знаний.

Объясняет критерии оценки

(презентация - слайд 20).

Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно).


1.4. Самоанализ урока истории Средних веков

на тему «Крестовые походы».

Данный урок является уроком изучения нового материала. Он сочетает в себе актуализацию полученных ранее знаний о структуре и деятельности католической церкви в XI-XII веках и изучение нового материала о причинах, основных событиях и последствиях крестовых походов.

Цель урока: Формирование представления о причинах, основных событиях, участниках крестовых походов и их значении для средневекового общества.

Планируемые результаты:

1. Личностные: осознание неправильности насилия на религиозной почве, воспитание чувства толерантности к представителям других вероисповеданий.

2. Метапредметные: развитие умения работать с различными источниками (текс учебника, карта, исторический документ); извлекать и анализировать конкретную информацию; умения работе в парах и малых группах; умения давать определение новым понятиям; умения строить монологическое высказывание.

3. Предметные: формирование образа средневекового рыцаря-крестоносца; представления об истинных причинах крестовых походах; умения давать связный рассказ об основных событиях крестовых походов; умения выделять положительные и отрицательные последствия крестовых походов.

Методы и методические приемы.

Для достижения цели урока использовались методы и приемы обучения, которые являлись инструментом развития учащихся, способствовали вооружению школьников прочными знаниями, а также умениями переносить эти знания на новые ситуации. Данные способы и приемы послужили способом формирования потребности в новых знаниях, создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся.

Выбранные мною методы соответствовали задачам урока, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся. Были использованы:

1. Словесные методы:

- объяснение;

- беседа с учащимися по теме.

2. Наглядные методы:

- изобразительная наглядность (иллюстрации);

- использование ИКТ и мультимедийных материалов.

3. Методы контроля и самоконтроля:

- индивидуальный опрос;

- фронтальный опрос;

- взаимный контроль.

4. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

- работа под руководством учителя;

- самостоятельная работа;

- работа в парах;

- работа в группах.

5. Методы оценивания:

- словесная оценка (поощрение);

- 5-ти бальная система отметок.

В рамках новых требований и стандартов ФГОС второго поколения особое внимание было уделено формированию коммуникативных и познавательных УУД с целью достижения личностных, предметных и метапредметных результатов. Для реализации поставленных целей, использовались следующие технологии:

1. Технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности;

2. Технология сотрудничества (парная работа, групповая);

3. Коммуникативные технологии;

4. Технология критического мышления;

5. Здоровьесберегающие технологии.

Ведущими технологиями явились: технология критического мышления и технология создания учебных ситуаций с элементами исследовательской деятельности.

Сильные стороны урока:

1. Все виды деятельности были направлены на достижение цели урока. Их разнообразие способствовало решению поставленных задач.

2. Интерес ребят поддерживался через активные формы урока.

3. Эффективно использовались современные средства обучения.

4. Целесообразно применялся материал учебника

5. Каждый блок был проверен, ошибки были исправлены.

6. При подготовке к уроку мною были учтены:

- возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- уровень подготовки, высокий интерес к изучению данного предмета;

- достаточно высокая мотивация учащихся к изучению истории.

В целом, можно сделать вывод, что цель урока достигнута, планируемые результаты получены.

© 2010-2022