- Преподавателю
- История
- Конспект урока на тему Хан Абылай
Конспект урока на тему Хан Абылай
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бейсенов Б.У. |
Дата | 01.02.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дата: Класс:
Тема урока: Хан Абылай
Цели урока:
-
познакомиться с жизнью известной исторической личности казахского народа - хана Абылая,
-
узнать о периоде правления хана Абылая, о том какой вклад он внес в историю своего государства.
-
Продолжать развивать умения работать самостоятельно с учебником, выделять главное в тексте, умения обрабатывать информацию.
-
формировать уважение к своей родине, развивать интерес к истории Казахстана.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы обучения: элементы критического мышления
Оборудование: карточки с текстами для групп, разноуровневые задания, презентация
План урока:
-
Организационный момент.
-
Опрос домашнего задания.
-
Изучение нового материала
-
Работа в группах
-
-
Закрепление и контроль изученного материала
-
Выполнение разноуровневых заданий
-
Взаимопроверка
-
-
Итог урока.
-
Итог учителя
-
-
Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте!
Сегодня мы с вами будем знакомиться с одной из выдающихся личностей казахского народа - ханом, которому удалось объединить обособленные жузы в 18 веке - Абылаем. Тема урока: Ханство Абылая.
Как писал Н.А.Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: Единство народной воли было воплощено в Абылай - хане. Подвиги Абылай - хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа.
Вот и мы с вами сегодня узнаем о жизни, деятельности, подвигах хана Абылая, о его вкладе в объединение Казахского ханства. Но для начала немного вспомним события, происходившие в Казахском ханстве в начале XVIII века после смерти хана Тауке.
2. Опрос домашнего задания
На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» и т.д. Ученик бросает кубик и отвечает.
-
Почему в начале XVIII века усилились набеги джунгар на территорию Казахстана? (Смерть хана Тауке привела к ослаблению Казахского ханства, так как его сын Каип не смог удержать власть в своих руках, начинаются междоусобицы и борьба за власть)
-
Назови место, где проходил курултай 1710 г., на котором было создано народное ополчение против джунгар. (Каракумы)
-
Объясни, что означает слово курултай. (Собрание кочевников)
-
Почему хан Абулхаир обращается к Российской империи с просьбой о принятии Младшего жуза в подданство? (Нападения со стороны джунгар, сибирских казаков, башкир)
-
Объясни причину, по которой казахи не могли дать отпор джунгарам во второй половине XVIII века. (Несогласованность действий, междоусобицы, борьба за власть, отсутствие единства)
-
Когда Младший жуз вошел в подданство Российской империи? (В 1731 г.)
3. Изучение нового материала
Учитель: Абылай хан - это один из самых знаменитых ханов Казахского ханства. Великий государственный деятель, полководец, стратег, дипломат, объединитель трех жузов, воссоздатель единого казахского государства. Деяния Абылай хана воспеты в многочисленных народных эпосах и преданиях.
- Наша работа сегодня будет строиться по плану:
-
Детство и участие Абылая в борьбе против джунгар
-
Взаимоотношения с Россией, Цинской империей и Средней Азией при Абылае
-
Казахское ханство в период правления Абылая
- Ребята, работать будем следующим образом:
Все вы сейчас получите бейджики с определенным цветом. Таким образом, вы разделитесь на группы, каждая из которых будет разбирать определенную тему, каждый участник группы становится экспертом в области той темы, которая была разобрана в группе. Необходимо составить «Свою опору»: таблицу, кластер или ОК вместе с группой.
По истечении времени вы должны перейти в другие группы, где необходимо познакомить других со своей темой и познакомиться с темой других.
4. Закрепление и контроль изученного материала
Учащимся раздаются задания с тремя уровнями (1- на 3, 2 - на 4, 3 - на 5). Выполняются по очередности. Время на выполнение - 10 минут
На задания дается фиксированное время.
Взаимопроверка.
Учитель предлагает учащимся обменяться листами ответов друг с другом и проверить их. Ответы отображаются на экране. Учащиеся выставляют оценки. Задания сдаются учителю, который перепроверяет выполненные задания и выставляет оценки за урок.
5. Итог урока.
Ребята, сегодня вы многое узнали о хане Абылае - великом хане казахской степи.
Большая политика Абылай хана позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом XVIII века. Вот так оценил эту эпоху Чокан Валиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».
Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такой неограниченной власти. Дальновидный политик и тонкий дипломат, прекрасный полководец, Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников.
-
Домашнее задание:
-
Параграф 25, читать пересказывать, подготовить небольшое сообщение о Абылае.