Нашествие персидских войск на Элладу

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Нашествие персидских войск на Элладу».

Учитель: Нестерова Л.Н.

Класс: 5.

Продолжительность занятия -30 минут.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: 1 Завершить изучение истории героической борьбы греческих полисов с державой персов.

2. продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, читать картосхемы, составлять рассказ.

3.обеспечить эмоционально-образное восприятие героической защиты греками своей Родины.

Задачи урок: образовательная - познакомить учащихся с переломными

событиями в истории греко-персидских

войн;

развивающая - развивать картографические и

хронологические умения, умение работать

с текстом учебника, анализировать

материал;

воспитательная - продолжить воспитание чувства

патриотизма на примерах проявления

греками героизма при защите своей Родины.

Основные понятия: триера.

Оборудование урока: Карта «Древняя Греция.V век до н.э.»,

ПК, мультимедийный проектор, экран.

Приложения: Компьютерная авторская презентация «Нашествие

персидских войск на Элладу».

меловая надпись на доске новых слов: Фемистокл, Фермопильский проход,

Ксеркс, о. Саламин, триера.

Эпиграф:

Вперёд, сыны Эллады!

Спасайте Родину, спасайте жён, детей своих,

богов отцовских храмы, гробницы предков:

бой теперь- за всё!

(Участник сражения поэт Эсхил).

Ход урока

1.Организационный момент.

Доброе утро! Меня зовут…

Ребята , на прошлом уроке мы с вами познакомились с историей начала греко-персидских войн, имевших место в 5 в. до н.э. Речь шла о первых десяти годах греко-персидского противостояния. Сегодня мы узнаем о том, чем же закончилась героическая борьба греков с персами, и попытаемся дать ответ на вопрос, в чём кроются причины именно такого исхода борьбы.

Давайте вместе со мной продолжим наше путешествие в историю Древнего мира. Все ли готовы к путешествию?

Так пусть же наше путешествие поможет нам закрепить наши знания по истории и узнать что-то новое.

2.Актуализация знаний.

1) работа с карточкой (упражнение по составлению рассказа на заданную тему с опорными вопросами).


КАРТОЧКА


Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходила Марафонская битва?»

Для этого вспомни:

  • Почему в начале У в. до н.э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?

  • Как действовали многие греческие полисы, когда к ним пришли послы Дария Первого?

  • Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?

  • Как повели себя жители Спарты?

  • Какую помощь оказали жители города Платеи?

  • Как построились войска греков? Как они сражались?

Сделай вывод. Какое значение имела победа греков при Марафоне.


2). Работа с классом.

Реши анаграммы(переставь в словах буквы таким образом, чтобы получились имена людей, известных вам из пройденного материала)

нолос, ридаи , ракондт, дитиальм.

Солон- вождь афинского демоса

Дарий- персидский царь

Драконт- Афинский архонт, отличился принятием жестоких законов

Мильтиад- афинский стратег.

Работа с картой.

1. Где расположена Греция?(на юге Балканского п-ва)

2.На какие части разделена Греция?(северная, южная, средняя)

3.Какой полуостров считают Южной Грецией?(Пелопонесс)

4.Где находится г.Афины?(в Аттике)

5.Где находится Спарта? на п-ве Пелопонесс, в местечке Лаконика)

6.Где находится Марафонская долина?(в Аттике)

Устный ответ ученика по карточке и отзыв на него одноклассников.

(если необходимо исправьте ответ или дополните).

Переход к изучению новой темы.

-Когда произошла марафонская битва? Сколько лет назад? (в 490 г.до н.э на ленте времени)

-Чем закончилась битва при Марафоне?(таблица)

-Что помогло грекам победить сильного противника? ( Благодаря мужеству греческие воины выиграли битву при Марафоне).

-Как вы думаете смирились ли персы со своим поражением?

-Конечно же нет! Непобедимые раннее персы стали готовить новый поход. Прошу вас открыть тетради и записать тему нашего урока «Нашествие персидских войск на Элладу». 1 слайд.



  1. Изучение нового материала.

План урока(2 слайд)

1.Подготовка греков к войне с персами.

2.Вторжение персов в Элладу.

3.Фермопильское сражение.

4.Битва при Саламине.

Задание на урок.(3слайд)

Обратите внимание на экран. Перед вами задача, на которую вы должны будете дать ответ в конце урока. -Что помогло маленькой Греции одержать победу над могущественной Персией?

На доске новые слова: Фемистокл, Фермопильский проход. Ксеркс, о. Саламин, триера.

1.Подготовка греков к войне.

Одним из тех , кто предвидел вторжение в Элладу войск персидского царя был Фемистокл. Под его руководством греки вновь начали готовиться к войне.

Рассказ о Фемистокле.(4слайд.)Вождь демоса. Он выступил в народном собрании убедил всех в том, что флот - опора демократии, потому что в него брали даже неимущих бедняков. Афиняне прислушались к нему и в короткий срок построили 200 триер.

Рассказ о триерах. (5слайд)

-Военные корабли с тремя рядами вёсел.(словарь)

Паруса играли вспомогательную роль, их убирали перед боем.180 гребцов. Скорость 18 км/ч.Была подвижна, способна делать резкие повороты, проходить через узкие проливы, не сев на мель и не задев подводных камней. Важную роль на корабле играли начальник гребцов и его помощник, державший флейту. Громкие сигналы флейты помогали гребцам одновременно поднимать и опускать вёсла. Два приёма боя: 1.пробивание борта враж. корабля(железный бивень дл.ок.3 метров). 2. Проплыв- на большой скорости триера проходила вплотную мимо борта вражеского корабля(вёсла в последний момент убирались).Если неприятельские гребцы не успевали сделать тоже самое, их вёсла ломались и корабль выходил из строя.

30 греческих полисов создали союз ,чтобы обороняться от персов.

2. Вторжение персов.(6слайд).

Новый поход на Элладу организовал Ксеркс -персидский царь, сын Дария Первого.

Это случилось через 10 лет после Марафонской битвы. В каком году это было?

( в 480 г. до н. э. лента времени)

Из города Сарды в Малой Азии выступило громадное войско персов. Оно подошло к проливу Геллеспонт (Дарданеллы). По приказу Ксеркса был выстроен мост через пролив, но буря разметала его.

Разъяренный царь велело казнить строителей, а море высечь цепями. Другие мастера выстроили новый мост. Они поставили 360 кораблей вплотную друг к другу на якорях и связали их для прочности между собой. Семь суток длилась переправа на европейский берег. Войско Ксеркса вторглось в Северную Грецию и стало занимать область за областью.

У Ксеркса было много кораблей и бесчисленные полки , набранные из покорённых народов.

3. Фермопильское сражение.(7-14слайд).

Греки решили , что защищать они будут Фермопилы. Руководить сражением должны спартанские военачальники.

Фермопильское ущелье - узкий проход, ведущий из Северной Греции в Среднюю Грецию.

Главные силы персов попытались взять проход лобовой атакой . Командиры гнали воинов в бой плетками, но греки устояли.

Отряд во главе с Леонидом геройски защищал Фермопилы, но не смог устоять из-за предательства одного грека, который вывел персов в тыл к к войскам Леонида. Спасая войско от разгрома Царь Леонид отдал приказ об отступлении греческой пехоты. А сам и 300 спартанцев остались защищать Фермопильский проход.

При наличии времени можно задать вопросы детям:

-кто возглавил греческое войско, преградившее путь персам в Фермопильском ущелье?

- на чьей стороне- греков или персов- было военное превосходство?

- в чем заключался подвиг спартанцев?

- каковы итоги этого сражения?

Проведение физкультурной паузы.

Учитель называет исторические понятия, относящиеся к военной истории Греции и других стран, если понятие относится к Греции, то учащиеся встают и хлопают в ладоши, если нет, то остаются сидеть на месте. Колесница, фаланга, таран, триера.

4. Саламинское сражение.(15-20 слайд)

Работа с учебником. Прочитайте п. 4 Саламинское сражение. Подготовка к сражению.

А ТЕПЕРЬ ОБРАТИМСЯ К ИСТОЧНИКУ. Перед вами фрагмент поэмы «Персы». Автор поэмы- Эсхил- был участником тех событий. Ваша задача найти в тексте строчки, с помощью которых можно описать изображенное на картине: Труба у них всех к битве побудила!

И дружно вдруг они морские волны

Ударом весел вспенили своих,

И скоро всех их видеть мы могли.

Их правое крыло шло впереди,

Порядок соблюдая, а за ним

Весь флот спешил, и слышен в то же время

Был громкий крик: «Вперед, сыны Эллады!»

Спасайте родину, спасайте жен,

Детей своих, богов отцовских храмы,

Гробницы предков: бой теперь - за все!»

Навстречу им неслись и персов крики,

И медлить дальше было невозможно:

Один корабль ударил медным носом

В другой, и начал эллинский корабль

Сраженье , сбивши с судна финикийцев

Все украшенья…Всюду бой кипел.

Сперва стояло твердо войско персов;

Когда же скучились суда в проливе,

Дать помощи друг другу не могли

И медными носами поражали

Своих же- все тогда они погибли,

А эллины искусно поражали

Кругом их…И тонули корабли,

И под обломками судов разбитых,

Под кровью мертвых- скрылась гладь морская.

Покрылись трупами убитых скалы,

И берега, и варварское войско.

Из трагедии Эсхила «Персы»

Прорвавшись через Фермопилы, персы начали грабить Среднюю Грецию. По решению Народного собрания жители Аттики спешно покидали свои дома. Многие из них перебрались на остров Саламин (показать на карте). Персы вошли в Афины, предали их огню, разрушили храмы. Их военные суда встали на якорь в бухте близ Афин. Рядом, в узком проливе между о. Саламином и Аттикой, находился флот греков, насчитывавший около 400 кораблей. На общем совете военачальников было решено отвести флот к Коринфскому перешейку для защиты Южной Греции. Лишь афинский стратег Фемистокл убеждал дать бой в Саламинском проливе.

Саламин- остров в Эгейском море у берегов Аттики. Место сражения в 480 г.до н.э. между греческим флотом и персидским флотом , насчитывавшим свыше 800 галер. Персы после ожесточённой схватки потерпели поражение.

479 г до н.э. Битва при Платеях. Победа греков в греко-персидских войнах.

4.Закрепление.

Заполнить таблицу до конца пользуясь учебником стр.159-161.

490 г.до н.э

480 г.до н.э

480 г. дон.э

Марафонская битва .

Бой в Фермопильском ущелье .

Саламинская битва

Победа греков

победа персов

победа греков

Беседа. -Итак,что же помогло маленькой Греции одержать победу над могущественной Персией? (Греки мужественно сражались за свою Родину. На время войны 30 греческих городов объединились. Войско греков состояло из наёмников. Полководческий талант Фемистокла) .

5.Итог урока.

.

Рефлексия. Игра «исторический аквариум»(исторические понятия и термины)

Д/З №35,ответить на вопросы, Рабочая тетрадь зад.33-34

-Спасибо всем за работу.


КАРТОЧКА


Подготовь развернутый ответ на вопрос «Как проходила Марафонская битва?»

Для этого вспомни:

  • Почему в начале V в. до н.э. Дарий Первый решил завоевать Элладу?

  • Как действовали многие греческие полисы, когда к ним пришли послы Дария Первого?

  • Кого назначило на должность стратега Народное собрание в Афинах?

  • Как повели себя жители Спарты?

  • Какую помощь оказали жители города Платеи?

Как построились войска греков? Как они сражались?

Сделай вывод. Какое значение имела победа греков ?













нолос

рйдаи ракондт

дитиальм

Нашествие персидских войск на Элладу.

© 2010-2022