Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 10-11 класс

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Всероссийская олимпиада школьников по истории 2015/2016 гг.

(школьный этап)

10-11 классы 65 баллов

1. Вставьте пропущенные буквы в исторические термины (по 0,5 балла за каждый правильный ответ, максимально - 3 балла).

авт…н…мизация Р…п…рации, р…ф…рендум

…л…гархия …мпичмент эл…кторат

2. Дайте определение следующим историческим понятиям (до 1 балла за каждый правильный ответ, максимально - 5 баллов).

«Августовский путч» Бабий Яр

«железный занавес» «парад суверенитетов»

семибоярщина

3. По какому принципу организованы логические ряды? Кто лишний в каждом ряду? (по 0,5 балла за каждый правильный ответ, максимально - 3 балла)

А) продналог, денежная реформа, наемный труд, частная собственность, концессии.

Б) В.И.Ульянов, Л. Мартов, П.Б.Аксельрод, Г.В. Плеханов

в) А.Ахматова, И.Бунин, З.Гиппиус, А.Куприн, Д.Мережковский

4Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 10-11 класс. Задание № 4. Извлеките историческую информацию из зарубежной карикатуры. Ответ запишите в строки ниже. Максимальный балл - 3.

  1. К какому году относится представленное на рисунке событие?

  2. Кто из государственных деятелей изображен (Фамилия, страна)?

  3. В чем заключается истинный смысл действий, предпринимаемый этими государственными деятелями?

5. В юбилейной заметке нерадивый журналист допустил целый ряд ошибок. Найдите и исправьте их (по 1 баллу за каждый правильный ответ). 8 баллов

Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского возникло в сложной обстановке, после захвата интервентами значительной части страны и распада первого ополчения под руководством М.В. Скопина-Шуйского. В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде городовой приказчик Кузьма Минин обратился к посадским людям с призывом собрать средства и создать ополчение для освобождения страны. Ополчение было собрано на добровольные пожертвования населения города. На роль военного руководителя вызвался князь Дмитрий Михайлович Пожарский. Из Нижнего Новгорода в другие города рассылались грамоты с призывом к сбору ополчения. К нему, кроме посадских людей, мелких и средних дворян присоединились также крепостные крестьяне. Основные силы ополчения сформировались в городах и уездах Поволжья. Действия ополчения были поддержаны патриархом Иовом.

В марте 1612 г. ополчение выступило из Нижнего Новгорода и направилось к Рязани. Здесь был создан временный "Собор всея Руси" - правительственный орган, в котором главную роль играли посадские люди и представители мелкого служилого дворянства.

Народное ополчение подошло к Москве в августе 1612 г., заняв позиции вдоль западных стен Белого города. В решающем сражении были разгромлены и понесли тяжелые потери польско-литовские войска под командованием гетмана Выговского. Вражеские гарнизоны в Кремле и Китай-городе капитулировали в середине ноября 1612 г. Освобождение Москвы народным ополчением создало условия для восстановления государственной власти в стране.

6Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 10-11 класс. Перед вами диаграмма, отражающая официальные данные всероссийской переписи населения 1897 г. Проанализируйте диаграмму, ответив на вопросы (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

5 баллов

  1. Какой принцип использовался при определении социальной структуры российского общества?

В чем его сущность?

  1. 1. крестьяне

    2. мещане

    3. инородцы

    4. казаки

    5. дворяне

    6. купцы и почетные граждане

    7. прочие


    Для какого типа общества характерна данная социальная структура?

  2. Какие социальные процессы, происходившие в России, эта диаграмма не отражает?

Назовите понятие, которым эти процессы определяются

7. Перед вами фрагменты статей из энциклопедии и иллюстрации. Внимательно изучите их, сопоставьте фрагменты текстов и изображения, заполните пропуски в тексте и ответьте на вопросы. 10 баллов

Фрагмент 1 - Рис. ­­­­___

(Имя 1)__________________________ в Отечественной войне 1812 г. командовал 1-й Западной армией, ему же, как военному министру, была подчинена 2-я Западная армия. В условиях значительного превосходства противника проявил талант полководца и успешно осуществил отход и соединение двух армий. Однако отступление вызвало недовольство в дворянских кругах и армии, и 17 августа (Имя 1)___________________ сдал командование армиями (Имя 3)__________________. В __________________ сражении командовал правым крылом русской армии, проявив стойкость и искусство в обороне.

Фрагмент 2 - Рис. ­­­­___

(Имя 2)____________________ в 1812 г. командовал 2-й Зап. армией, во главе которой участвовал в Отечественной войне. В начальный период войны искусным маневром от Волковыска к (насел. пункт 1)______________ вывел свою армию из-под удара превосходящих сил врага на соединение с 1-й Зап. армией, нанеся крупные потери французским войскам в арьергардных боях у Мира, Романова и Салтановки. В ________________ сражении (Имя 2)____________________ командовал левым крылом русской армии. Был тяжело ранен и скончался.

Фрагмент 3 - Рис. ­­­­___

В начале Отечественной войны 1812 г. (Имя 3) _________________ был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. После оставления русскими войсками (насел. пункт 1)____________ (Имя 3)________________ назначен 8 августа главнокомандующим. Прибыв 17 августа в армию, (Имя 3)____________ принял решение дать 26 августа генеральное сражение войскам (Имя 4)__________. В ____________________ сражении французская армия не добилась победы, но стратегическая обстановка и недостаток сил не позволили русским перейти в контрнаступление. Стремясь сохранить армию, (Имя 3)______________ без боя сдал (насел. пункт 2)______________ и, совершив смелый фланговый марш-манёвр с Рязанской дороги на Калужскую, остановился в лагере у (насел. пункт 3)________________, где пополнил войска и организовал партизанские действия.

-1- -2- -3-

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 10-11 классШкольный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 10-11 классШкольный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 10-11 класс

8. Прочитайте два свидетельства. Их авторы принадлежат одному поколению. Оба - воспитанники ФЗУ. Один жил в Ленинграде. Другой - в Москве. Описываемые события разделяет один год. Однако один автор записывал впечатления в дневник, а другой - в книгу воспоминаний на шестидесятилетней дистанции. 6 баллов

А.

В конце 19… года, после убийства Кирова, нахлынула волна репрессий. Коснулась она и дворян; их стали высылать из Ленинграда только за то, что они бывшие дворяне. В газетах некоторые журналисты вовсю торжествовали по этому поводу, призывали к бдительности, славили Ежова, - он, мол, всех кого надо возьмет в ежовые рукавицы! Мать, тетя Вера и дядя Костя прониклись убеждением, что нашему семейству грозит беда и что нагрянет она скоро. Стали готовить чемоданы. Тревожно, невесело стало в нашей квартире.

У меня до сих пор хранится справка, выданная мне (не помню, для какой надобности) управдомом Бурлаковым 22 августа 1933 года. В ней сказано, что она «Дана гр-ну Шефнеру В.С. в том, что он проживает в д. № 17, кв. 31 по 6 линии В.О. Соц. положение рабочий, в списках лишенцев не состоит». Мать утверждала, что благодаря этой справке меня никуда не вышлют, ведь я, выходит, - пролетарий. Но это было слабое утешение; я вовсе не собирался расставаться с матерью. И в то же время мне казалось, что без Питера для меня - не жизнь. Ведь та девушка, в которую я был прочно, но безнадежно влюблен, останется в городе. И друзья мои тоже в нем останутся… В эти дни в памяти моей все время прокручивалось стихотворение Брюсова «Демон самоубийства». Оно давно запало мне в душу своей убедительной трагичностью, но прежде я считал, что ко мне оно прямого отношения не имеет, а теперь мне стало чудиться, что оно - подсказка для меня. Может быть, жить мне не стоит? Помру - и тогда никаких тревог.

Б.

Людей, которые не получат паспортов, которые должны будут уехать из Москвы, а некоторых и «уедут» найдется очень много наверное % 40-50. Безусловно после этого Москва вздохнет полной грудью и облегченно вздохнет тот кто останется в ней. Конечно к тем, кто останется будут предъявлены громадные требования. Строжайшая дисциплина, увеличение выработки интенсивного труда и т.д. и т.п. … В общем сортировка людечистка новейшей конструкции. Пропускает сквозь свои решета им нужных а в числе мусора останутся люди с богатым прошлым. Теперь во всю глубину разума стоит вопрос каково же? Какова ж моя судьба. … Лазейка очень узкая но в нее надо какими-то способами пролезть. Хотелось бы остаться. … Но при такой ихней бдительности вряд ли удасться проскользнуть. Особенно я это почувствовал после речи Кулагина на союзном дне когда он говорит из ФЗУ 50 % придется вычистить. … Тяжелые работы, ссылка, тюрьма все нипочем. … Страшен голод. Сегодня получили письмо… они взывают. Тетя Фрося и брат Степа мы распухли от голоду помогите если чем можите. … Я слишком хладнокровен стал ко всему окружающему. Мама плакала. А я почему-то с улыбкой прочел письмо.

Какое свидетельство принадлежит дневнику, а какое поздней мемуарной книге? Датируйте дневниковую запись и эпизод, описанный в воспоминаниях. Каково социальное происхождение двух авторов? Свои ответы обоснуйте.

9. Что за здания изображены на фотографиях? Что вы о них знаете? Дайте развернутый ответ.

(10 баллов всего, по 5 балла за 1 фото, возможно снижение балла на усмотрение проверяющего при недостаточно полной информации)

1) Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 10-11 класс 2) Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по истории 10-11 класс

Задание 10. Перед Вами высказывания историков о событиях и деятелях отечественной истории.

Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача - сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. 12 баллов

При выборе темы исходите из того, что Вы:

1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).

2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).

3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по данной теме.

4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.

  1. «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории» (В. О. Ключевский)

  2. «Монгольское нашествие, вероятно, определило то азиатское начало, которое потом обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием» (Н. Эйдельман)

  3. «Московское государство родилось на Куликовском поле, а не в скопидомном сундуке Ивана Калиты» (В. О. Ключевский)

  4. «Бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра: они содержали то единственное лекарство, которое только и могло ее спасти (А.Б. Каменский)

5. «Отмена крепостного права представляет собой, вероятно ... единственный в своем роде пример социального переустройства под руководством государства в новой европейской политике» (Т. Эмменс)

4

© 2010-2022