Урок-игра по истории в 6 классе на тему Семь свободных искусств

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по истории в 6 классе в форме группового соревнования.

Тема урока «Семь свободных искусств». Автор: Жижина Наталья Леонидовна, учитель истории МОО «СОШ № 9» г. Сыктывкара.

Тип урока: закрепление ЗУН по истории средних веков.

Форма урока: урок - игра.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: словесный, проблемный, творческий.

Цель урока - закрепление знаний по истории Средних веков.

Задачи урока:* закрепить знание дат, исторических имён, терминов, географических названий по Средневековью;

*развиваются умения работать с текстом, исторической картой, хронологией, составлять рассказ описание;

* развитие коммуникативных и творческих способностей.

Оборудование: карта «Европа в 11-15 века», исторические картины

«Средневековый город», « На ярмарке в Шампане», « В мастерской ремесленника», портреты Хлодвига, Карла Великого, Яна Гуса, Яна Жижки, Уота Тайлера, Людовига 11, Жанны д Арк и других.

Содержание урока.

  1. Оргмомент.

Вступительное слово учителя: любимым развлечением в средние века были рыцарские турниры, сегодня мы тоже будем соревноваться в силе знаний, в быстроте мышления. Начинался турнир с представления. Где рыцари демонстрировали свой герб и доспехи.

  • 1 конкурс «Представление команд». Команды делятся по колонкам, по желанию, по алфавиту, по сезону рождения и т.д. Команды должны заранее придумать название, девиз, придумать и нарисовать герб команды и его обосновать. Оценивается также костюм команд и эмблемы. Максимальный балл - 5.

  • 2 конкурс «Викторина» (1 балл за каждый правильный ответ).

Учитель: в одном стихотворении говорится о семи свободных искусствах, семи ступенях лестницы премудрости, семи предметах. Преподаваемых в средневековых школах. Что это за науки?

*Эта наука - начало всех начал, она учит говорить, читать, постигать знания (грамматика).

*Эта наука учит искусству мыслить, познавать истину, доказывать своё мнение (диалектика).

*Эта наука ценилась ещё в Древней Греции и Риме, она учит искусству говорить (риторика).

*Истинным рыцарем считался тот, кто был поэтом и умел петь, а это не возможно без знания…(музыки).

*Это самая древняя наука, без неё не возможно построить замок, храм, успешно торговать (арифметика)

*Эта наука по звёздам узнавала судьбу, исход битвы (астрономия)

*Какую седьмую науку я не назвала? (геометрию)

* 3 конкурс «Грамматика». Команды за 5 минут должны на каждую букву алфавита написать термин по истории средних веков. (за каждый правильный термин 1 балл).

Например: А - арабески, астрология, алхимия, архиепископ и т. д.

Б - барщина, барон, бедуин.

В - ваганты.

Г - граф, герцог, герб.

Д - донжон.

Е - епископ.

Ж - жрецы.

З - забрало.

И - индульгенция, инквизиция. Ислам.

К - крестоносцы.

Л - латы.

М - майордом, мастер.

Н - налог.

О - оброк.

* 4 конкурс «Диалектика»: определить по отрывку событие и его дату (2 балла за правильный ответ).

1. Мало книг у нас в народе, книги пишутся пером, дни и месяцы проходят за медлительным трудом… Я придумал способ новый: из металла буквы лить. Чтоб написанное слово напечатанным сменить. Ответ: в 1445 году Иоганн Гутенберг изобрёл книгопечатание.

2. на заре Констанц проснулся в колокольном звоне.

Собирались кардиналы, как быки в загоне…

Трое пап, князья, бароны, венчанные главы -

Собралися, как Иуды, на суд нечестивый.

Ответ: в 1415 году в г. Констанце был сожжён Ян Гус.

3.Ослеплённый полководец, на возу бесстрашно стоя.

Голосом, подобным грому, направляет радость боя.

С ним один дружинник слева, а один дружинник справа,

Вместо глаз они герою служат верно, не лукаво.

Ответ: Ян Жижка, «Бесстрашный слепец», в 1419/34 годы возглавил движение таборитов во время Гуситских войн.

4.Вальтер Скотт в романе «Квентин Дарвард» так описывал этого человека:

«Расчётливый и хитрый, он ставил выше всего свои личные интересы и умел ради них жертвовать не только своей гордостью, но и своими страстями. Он скрывал свои истинные мысли и нередко говорил: «Кто не умеет притворяться, тот не умеет царствовать. Что касается меня, то узнай я. Что моя шапка проведала мои мысли, я в ту же минуту бросил бы её в огонь».

Ответ: это Людовиг 11, при котором произошло объединение Франции в 1461 - 1483 г.г.

5.Король спросил этого предводителя крестьян: «Почему вы не хотите вернуться в свои дома?» Он ответил: « Крестьяне не уйдут, пока не будут удовлетворены их требования. А они следующие: вся земля будет разделена между баронами и крестьянами. В стране не должно быть крепостных. Все должны быть свободными». Во время переговоров вождь крестьян был убит.

Ответ: Уот Тайлер, который возглавил восстание крестьян в Англии в 1381 году.

*5 конкурс «Риторика»: чья команда лучше опишет историческую картину - максимально 5 баллов.

Например: «На ярмарке в Шампане», «В мастерской ремесленника», «Средневековый город» и др.

*6 конкурс «Сонет» (домашнее задание), 5 баллов.

*7 конкурс «Арифметика», 1 балл за правильный ответ.

…+ Хлодвиг = королевство Франков (5оо год).

… + Карл Великий = империя франков (800 год).

1453 - … = начало Столетней войны (116 лет шла война. Началась в 1337 году).

… + 8 = битва на Косовом поле (1389). Ответ - 1381 - восстание Уота Тайлера.

Гибель Византийской империи - 0 = конец Столетней войны (1453 год).

*8 конкурс «Астрономия»: найти и показать на карте исторический объект (2 балла за правильный ответ).

- область во Франции, славившаяся ярмарками (Шампань).

-родина Жанны д Арк, жители этой деревни с 15 века не платят налогов (Домреми).

-город. Ставший «вторым именем» Жанны д Арк (Орлеан).

- в этом городе короновались французские короли (Реймс).

- здесь бургундцы пленили Жанну д Арк (Компьен).

-Этот город стоит на «мягком» месте (Париж на р. Сене).

-город тёзка крепости герою (Брест).

-область во Франции, названная в честь северных завоевателей (Нормандия).

-Место казни Жанны д Арк (Руан).

-Единственный город. Оставшийся у англичан в европе после поражения в Столетней войне (Кале).

*9 конкурс капитанов «Рыцарский поединок» 3-5 вопросов друг-другу ( 5 баллов).

* Подведение итогов. Награждение.

* Домашнее задание - нарисовать герб своей семьи.

* источники: Кулагина Г. В. Сто игр по истории. М. Просвещение, 1983.

Пискарёв В. И. и др. Олимпиады по истории. М. Русское слово,2006.





© 2010-2022