• Преподавателю
  • История
  • План урока по истории Казахстана Становление науки в Казахстане в период культурной революции

План урока по истории Казахстана Становление науки в Казахстане в период культурной революции

Формы проведения: Фронтальный блиц-опросРабота по карточкам, картеТестированиеОбщий вывод о смысле цитат (точка зрения учащегося)Устное сообщение о первых научных учреждениях в Советском КазахстанеКраткое ознакомление с биографиями выдающихся учёных, возглавлявших научные центры Составление логической цепочкиИсследование дополнительных источников (парная работа: составить вопросы по тексту и ответить на них)Исследование дополнительных источников (парная работа: провести игру «Лови ошибку») Иссл...
Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План урока № 38.

История Казахстана. 11-Б класс (ОГН)

Тема: Становление науки в Казахстане в период культурной революции.

Дата проведения: 08.02.08

Цели:

Образовательная: сформировать представление о задачах и мерах развития науки в Казахстане в 20е-30е годы XX века, ознакомиться с научным исследованием Казахстана и типами научных учреждений.

Развивающая: развитие навыков системного мышления, самостоятельной работы, работы в паре, ораторского искусства, активизация мысли и действия.

Воспитательная: способствовать формированию патриотизма и гражданственности, стремлению к знаниям.

Тип урока: урок проверки и усвоения знаний.

Метод урока: системный подход, метод ассистирования, предварительной подготовки, аналитический.

Формы проведения:

  • Фронтальный блиц-опрос

  • Работа по карточкам, карте

  • Тестирование

  • Общий вывод о смысле цитат (точка зрения учащегося)

  • Устное сообщение о первых научных учреждениях в Советском Казахстане

  • Краткое ознакомление с биографиями выдающихся учёных, возглавлявших

научные центры

  • Составление логической цепочки

  • Исследование дополнительных источников (парная работа: составить вопросы по тексту и ответить на них)

  • Исследование дополнительных источников (парная работа:

провести игру «Лови ошибку»)

  • Исследование дополнительных источников (составить диаграмму

«Достоинства и недостатки культурного строительства»)

  • Письменное заполнение таблицы на с.128 учебника.

  • Устный анализ документального материала в конце новой темы, с.128

Ход урока:

  1. Организационный момент.

II. 1. Блиц-опрос

Вопросы для фронтального опроса по §19,20 и общие:

  1. Пути построения социализма в СССР или ленинский план построения социалистического общества?

(индустриализация, коллективизация, культурная революция)

  1. СССР - расшифровать, дать хронологию

(Союз советских социалистических республик, образован 30 декабря 1922 года на 1 съезде Советов в составе четырёх республик: РСФСР, ЗСФСР, УССР, БССР, официально прекратил своё существование 20 декабря 1991 года на встрече глав республик в Алматы)

  1. Когда создание СССР было законодательно оформлено?

(в январе 1924г. на II Всесоюзном съезде Советов)

  1. Политический статус Казахстана в 20е-30е годы?

(АКССР - Автономная Киргизская (Казахская) Советская социалистическая республика в составе РСФСР с 26 августа 1920г. с центром в Оренбурге, с 1936г. - Казахская ССР)

  1. Столицы Казахстана? (Оренбург - 1920г., Кзыл-Орда - 1925г., Алма-Ата - 1929г., Акмола - 10 декабря 1997г., 6 мая 1998г. переименована в Астану)

  2. Экономика в СССР? (социалистическая, централизованно-планируемая)

  3. Идеология СССР? (марксизм-ленинизм, коммунистическая)

  4. Политический режим СССР?

(командно-административная система, тоталитарный режим, авторитарное государство, коммунистическая диктатура, страна народной демократии)

  1. Курс на индустриализацию? (XIV съезд ВКП(б) - 18-31 декабря 1925г.)

  2. Курс на коллективизацию? (XV съезд ВКП(б) - 2-12 декабря 1927г.)

  3. Курс на культурную революцию? (XVI съезд ВКП(б) - 26 июня-13июля 1930г.)

  4. Годы первой пятилетки? (1928-1932г.г.). (XV съезд ВКП(б) дал указание приступить к составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства.)

  5. Сколько всего пятилеток было в Советском Союзе? (12 - 1986-1990г.г. и на период до 2000 года, XXVII съезд КПСС - 25 февраля-6 марта 1986г.)

  6. Кто руководил Советским Союзом и Казахстаном в изучаемый нами период? (генеральный секретарь ЦК КПСС с января 1924г. по 5 марта 1953г. Иосиф Виссарионович Сталин, первый секретарь казкрайкома партии Филипп Исаевич Голощёкин с 1925 по 1933 годы)

  7. Особенность осуществления культурной революции в Казахстане? (решение двуединой задачи: преодоление культурной отсталости, формирование новой советской системы учреждений образования, науки и культуры)

  8. Какие органы осуществляли практическое повседневное руководство культурной революцией?

(партийный - агитационно-пропагандистский отдел ЦК партии с августа 1920г., государственный - Главполитпросвет при Наркомпросе РСФСР с 6 ноября 1920г.)

  1. Как расшифровывается Главполитпросвет?

(главный политико-просветительный комитет)

  1. Как расшифровывается Наркомпрос? (народный комиссариат просвещения)

  2. Первый нарком просвещения КАССР? (Ахмет Байтурсынов)

  3. Унификация (приведение чего-либо к единой форме, системе, к единообразию)

II. 2. Разбор выполнения домашнего задания.

- просмотреть тетради, проверить выполнение письменного домашнего задания (заполнение таблицы).

Задания для учащихся:

  1. Выполнить задания по карточкам, ответы озвучить.

  2. Выделить на карте города, где были созданы ВУЗы, проговаривая названия ВУЗов и даты создания.

  3. Тестирование

II. 3. Исследование новой темы.

- распределить раздаточный материал и задания между учащимися.

Задания для учащихся:

  1. Общий вывод о смысле цитат (точка зрения учащегося).

  2. Устное сообщение о первых научных учреждениях в Советском Казахстане.

  3. Краткое ознакомление с биографиями выдающихся учёных, возглавлявших научные центры.

  4. Составление логической цепочки.

  5. Исследование дополнительных источников (парная работа: составить вопросы по тексту и ответить на них; провести игру «Лови ошибку», составить диаграмму «Достоинства и недостатки культурного строительства»)

  6. Письменное заполнение таблицы на с.128 учебника.

  7. Устный анализ документального материала в конце новой темы, с.128

III. Закрепление нового материал:

Тестирование, тест №1

Тестирование, тест №2

IV. Домашнее задание: §21, ответить на вопросы в конце параграфа.

Карточка №1

Ответьте на вопросы.

  1. Когда вышел декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»? Кто подписывал? Что такое декрет?

  2. Когда в Казахстане образовано ОДН? Расшифруйте.

  3. В мае 1926 г. СНК республики принял «Устав единой трудовой школы

Казахской АССР». Из какого источника получены эти сведения?

  1. Изменения в казахском алфавите. Объясните. Согласны ли вы с

утверждением: «Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом»

  1. Кубеев, Колкенова ,Сарыбаев, Добрянская, Казыев, Волков, Акатов, Акишев. О чём говорят эти имена?





Карточка №2

Дополните недостающее.

  1. Где аульная беднота обучалась в школах-коммунах с интернатами, ____________, ____________ малокомплектных школах с укороченным

учебным годом и упрощённой программой обучения.

  1. Типы школ в 20е-30е годы: одногодичные, двухгодичные школы сокращаются, увеличение удельного веса «трёхлеток», начальная школа - « _______________ », неполная средняя школа - « _____________ », средняя школа - « ____________ », затем «десятилетка», специальные школы для

девушек-казашек в ____________, ____________ , Туркестане, Урде.

  1. Вклад Ахмета Байтурсынова, Жусупбека Аймауытова, __________________, _________ и др.в сфере образования - создание учебников и учебных пособий.

  2. Методы политико-просветительской работы: лекции, доклады, ____________, ____________, демонстрация наглядности.

Виды политико-просветительских организаций: ____________, ____________,

клубы, библиотеки, дома работников просвещения, школы политграмоты,

марксистские кружки, партийные клубы)

  1. Типы среднеспециальных учебных заведений: курсы, рабфаки, ____________, ____________.









Карточка №3

Приведите с соответствие


Когда вышел декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»?

Расшифруйте СНК РСФСР.

15 мая 1934г., январь 1936г.)


Когда был введён всеобуч?

76,3%


Когда вышли постановления центрального и республиканского руководства об упорядочении структуры школ?

в 1930-1931г.г. - в оседлых районах, весной 1931г. - в районах с кочевым населением


Общая грамотность населения Казахстана к 1939г.

15 января 1934г.


Открытие КазГУ им. Кирова? (ныне КазГУ им. Аль-Фараби)

21 января 1918 года








Карточка №4

Подтвердите или опровергните информацию


  1. Первый директор казахского пединститута? (Ахмета Байтурсынова, 1928)

  2. Первая аспирантура в Республике?

(в 1932г. создана при пединституте, в 1938г. - при КазГУ)

  1. Первое высшее учебное заведение республики? (с 1 октября 1928г. пед. факультет КазГУ в составе I курса с тремя отделениями: физико-математическо-го, естественного, лингвистического, 1930 - Казахский педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая)

  2. Сколько специалистов высшей и средней квалификации было подготовлено в Казахстане за 10 лет? (12 тысяч специалистов высшей и 30 тысяч средней

квалификации)

  1. Сколько учебных заведений действовало в Казахстане накануне Великой

Отечественной войны? (10 вузов, 1180 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось 80 тысяч человек).



© 2010-2022