- Преподавателю
- История
- План урока по истории Казахстана Становление науки в Казахстане в период культурной революции
План урока по истории Казахстана Становление науки в Казахстане в период культурной революции
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пономаренко А.А. |
Дата | 23.12.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План урока № 38.
История Казахстана. 11-Б класс (ОГН)
Тема: Становление науки в Казахстане в период культурной революции.
Дата проведения: 08.02.08
Цели:
Образовательная: сформировать представление о задачах и мерах развития науки в Казахстане в 20е-30е годы XX века, ознакомиться с научным исследованием Казахстана и типами научных учреждений.
Развивающая: развитие навыков системного мышления, самостоятельной работы, работы в паре, ораторского искусства, активизация мысли и действия.
Воспитательная: способствовать формированию патриотизма и гражданственности, стремлению к знаниям.
Тип урока: урок проверки и усвоения знаний.
Метод урока: системный подход, метод ассистирования, предварительной подготовки, аналитический.
Формы проведения:
-
Фронтальный блиц-опрос
-
Работа по карточкам, карте
-
Тестирование
-
Общий вывод о смысле цитат (точка зрения учащегося)
-
Устное сообщение о первых научных учреждениях в Советском Казахстане
-
Краткое ознакомление с биографиями выдающихся учёных, возглавлявших
научные центры
-
Составление логической цепочки
-
Исследование дополнительных источников (парная работа: составить вопросы по тексту и ответить на них)
-
Исследование дополнительных источников (парная работа:
провести игру «Лови ошибку»)
-
Исследование дополнительных источников (составить диаграмму
«Достоинства и недостатки культурного строительства»)
-
Письменное заполнение таблицы на с.128 учебника.
-
Устный анализ документального материала в конце новой темы, с.128
Ход урока:
-
Организационный момент.
II. 1. Блиц-опрос
Вопросы для фронтального опроса по §19,20 и общие:
-
Пути построения социализма в СССР или ленинский план построения социалистического общества?
(индустриализация, коллективизация, культурная революция)
-
СССР - расшифровать, дать хронологию
(Союз советских социалистических республик, образован 30 декабря 1922 года на 1 съезде Советов в составе четырёх республик: РСФСР, ЗСФСР, УССР, БССР, официально прекратил своё существование 20 декабря 1991 года на встрече глав республик в Алматы)
-
Когда создание СССР было законодательно оформлено?
(в январе 1924г. на II Всесоюзном съезде Советов)
-
Политический статус Казахстана в 20е-30е годы?
(АКССР - Автономная Киргизская (Казахская) Советская социалистическая республика в составе РСФСР с 26 августа 1920г. с центром в Оренбурге, с 1936г. - Казахская ССР)
-
Столицы Казахстана? (Оренбург - 1920г., Кзыл-Орда - 1925г., Алма-Ата - 1929г., Акмола - 10 декабря 1997г., 6 мая 1998г. переименована в Астану)
-
Экономика в СССР? (социалистическая, централизованно-планируемая)
-
Идеология СССР? (марксизм-ленинизм, коммунистическая)
-
Политический режим СССР?
(командно-административная система, тоталитарный режим, авторитарное государство, коммунистическая диктатура, страна народной демократии)
-
Курс на индустриализацию? (XIV съезд ВКП(б) - 18-31 декабря 1925г.)
-
Курс на коллективизацию? (XV съезд ВКП(б) - 2-12 декабря 1927г.)
-
Курс на культурную революцию? (XVI съезд ВКП(б) - 26 июня-13июля 1930г.)
-
Годы первой пятилетки? (1928-1932г.г.). (XV съезд ВКП(б) дал указание приступить к составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства.)
-
Сколько всего пятилеток было в Советском Союзе? (12 - 1986-1990г.г. и на период до 2000 года, XXVII съезд КПСС - 25 февраля-6 марта 1986г.)
-
Кто руководил Советским Союзом и Казахстаном в изучаемый нами период? (генеральный секретарь ЦК КПСС с января 1924г. по 5 марта 1953г. Иосиф Виссарионович Сталин, первый секретарь казкрайкома партии Филипп Исаевич Голощёкин с 1925 по 1933 годы)
-
Особенность осуществления культурной революции в Казахстане? (решение двуединой задачи: преодоление культурной отсталости, формирование новой советской системы учреждений образования, науки и культуры)
-
Какие органы осуществляли практическое повседневное руководство культурной революцией?
(партийный - агитационно-пропагандистский отдел ЦК партии с августа 1920г., государственный - Главполитпросвет при Наркомпросе РСФСР с 6 ноября 1920г.)
-
Как расшифровывается Главполитпросвет?
(главный политико-просветительный комитет)
-
Как расшифровывается Наркомпрос? (народный комиссариат просвещения)
-
Первый нарком просвещения КАССР? (Ахмет Байтурсынов)
-
Унификация (приведение чего-либо к единой форме, системе, к единообразию)
II. 2. Разбор выполнения домашнего задания.
- просмотреть тетради, проверить выполнение письменного домашнего задания (заполнение таблицы).
Задания для учащихся:
-
Выполнить задания по карточкам, ответы озвучить.
-
Выделить на карте города, где были созданы ВУЗы, проговаривая названия ВУЗов и даты создания.
-
Тестирование
II. 3. Исследование новой темы.
- распределить раздаточный материал и задания между учащимися.
Задания для учащихся:
-
Общий вывод о смысле цитат (точка зрения учащегося).
-
Устное сообщение о первых научных учреждениях в Советском Казахстане.
-
Краткое ознакомление с биографиями выдающихся учёных, возглавлявших научные центры.
-
Составление логической цепочки.
-
Исследование дополнительных источников (парная работа: составить вопросы по тексту и ответить на них; провести игру «Лови ошибку», составить диаграмму «Достоинства и недостатки культурного строительства»)
-
Письменное заполнение таблицы на с.128 учебника.
-
Устный анализ документального материала в конце новой темы, с.128
III. Закрепление нового материал:
Тестирование, тест №1
Тестирование, тест №2
IV. Домашнее задание: §21, ответить на вопросы в конце параграфа.
Карточка №1
Ответьте на вопросы.
-
Когда вышел декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР»? Кто подписывал? Что такое декрет?
-
Когда в Казахстане образовано ОДН? Расшифруйте.
-
В мае 1926 г. СНК республики принял «Устав единой трудовой школы
Казахской АССР». Из какого источника получены эти сведения?
-
Изменения в казахском алфавите. Объясните. Согласны ли вы с
утверждением: «Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 г. с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом»
-
Кубеев, Колкенова ,Сарыбаев, Добрянская, Казыев, Волков, Акатов, Акишев. О чём говорят эти имена?
Карточка №2
Дополните недостающее.
-
Где аульная беднота обучалась в школах-коммунах с интернатами, ____________, ____________ малокомплектных школах с укороченным
учебным годом и упрощённой программой обучения.
-
Типы школ в 20е-30е годы: одногодичные, двухгодичные школы сокращаются, увеличение удельного веса «трёхлеток», начальная школа - « _______________ », неполная средняя школа - « _____________ », средняя школа - « ____________ », затем «десятилетка», специальные школы для
девушек-казашек в ____________, ____________ , Туркестане, Урде.
-
Вклад Ахмета Байтурсынова, Жусупбека Аймауытова, __________________, _________ и др.в сфере образования - создание учебников и учебных пособий.
-
Методы политико-просветительской работы: лекции, доклады, ____________, ____________, демонстрация наглядности.
Виды политико-просветительских организаций: ____________, ____________,
клубы, библиотеки, дома работников просвещения, школы политграмоты,
марксистские кружки, партийные клубы)
-
Типы среднеспециальных учебных заведений: курсы, рабфаки, ____________, ____________.
Карточка №3
Приведите с соответствие
Когда вышел декрет СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»?
Расшифруйте СНК РСФСР.
15 мая 1934г., январь 1936г.)
Когда был введён всеобуч?
76,3%
Когда вышли постановления центрального и республиканского руководства об упорядочении структуры школ?
в 1930-1931г.г. - в оседлых районах, весной 1931г. - в районах с кочевым населением
Общая грамотность населения Казахстана к 1939г.
15 января 1934г.
Открытие КазГУ им. Кирова? (ныне КазГУ им. Аль-Фараби)
21 января 1918 года
Карточка №4
Подтвердите или опровергните информацию
-
Первый директор казахского пединститута? (Ахмета Байтурсынова, 1928)
-
Первая аспирантура в Республике?
(в 1932г. создана при пединституте, в 1938г. - при КазГУ)
-
Первое высшее учебное заведение республики? (с 1 октября 1928г. пед. факультет КазГУ в составе I курса с тремя отделениями: физико-математическо-го, естественного, лингвистического, 1930 - Казахский педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая)
-
Сколько специалистов высшей и средней квалификации было подготовлено в Казахстане за 10 лет? (12 тысяч специалистов высшей и 30 тысяч средней
квалификации)
-
Сколько учебных заведений действовало в Казахстане накануне Великой
Отечественной войны? (10 вузов, 1180 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось 80 тысяч человек).