- Преподавателю
- История
- Конспект урока по истории 5 класс: Города-государства Эллады
Конспект урока по истории 5 класс: Города-государства Эллады
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Наконечный А.С. |
Дата | 07.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок в 5кл. Города-государства Эллады.
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.
Научить объяснять процесс нового восхождения Древней Греции на ступень цивилизации, объединяя различные факты в целостную картину.
Выявляя отличительные особенности древнегреческих городов-государств, научить характеризовать их общественное устройство и управление, используя такие понятия, как полис, община граждан, свобода, равноправие, частная собственность.
Научить сравнивать общественное устройство древнегреческого полиса с современным обществом.
Линия 3. Историческое мышление.
Научить выявлять причины единства полисов Эллады.
Линии 4-5. Нравственное, культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.
Научить определять и объяснять нравственные ценности древнегреческого общества, сравнивая их с моральными принципами граждан современного общества.
Обязательный минимум содержания: возникновение полисов - городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления, граждане, аристократы, демос.
План урока:
I. Проблема: что такое древнегреческий полис?
II. Поиск решения проблемы:
1. Древняя Греция - новая ступень в развитии цивилизации.
Примерный вывод по проблеме: к VIII веку до н.э. в истории древних греков происходят изменения - переход от первобытности к цивилизации. Самым ярким признаком цивилизации является появление полисов-городов, которые общиной полноправных граждан были центрами хозяйственной и общественной деятельности.
2. Права и обязанности граждан полиса.
Примерный вывод по проблеме: жизнь в греческом полисе была устроена по особым правилам и законам, следовательно, древнегреческий полис - это не просто город, а ещё и государство, где у каждого гражданина есть права и обязанности.
3. Идеалы и ценности жителей греческих полисов.
Примерный вывод по проблеме: греческие города-государства разные, но всех их объединяют общественные ценности и идеалы.
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
- Рассмотрите карту на с. 123.
- Как на карте обозначены центры
греческой цивилизации?
- Назовите те, с которыми мы уже
знакомы. Что вы о них знаете?
- А сегодня мы поговорим о новых городах Эллады.
Записываем тему урока на доске:
Новые города Эллады.
- Из предварительного чтения § 21
вы узнали, что древнегреческие города называли полисами.
- Антошку удивило такое название -
«греческий полис».
- Давайте с вами узнаем, как объяснил ему Источниковед, что такое «полис».
- Открываем текст на с. 134. Читаем
диалог главных героев.
- Итак, что, по мнению Антошки, обозначает слово «полис»?
- Такое значение имеет это слово
сейчас.
- А вот древнегреческий мудрец Аристотель дал три разных объяснения этому слову.
- Читаем дальше.
- Определите, о каком значении слова «полис» идёт речь в цитатах.
Фиксирует на доске:
1. Полис - это общество.
2. Полис - это город.
3. Полис - это государство.
- Сравните свои выводы.
- В чём противоречие?
- Какой возникает вопрос? 1
Фиксируем проблему урока на доске:
Что такое древнегреческий полис?
Работают с картой на с. 123. С помощью условных знаков определяют и называют древнегреческие города,
например, Микены, Кносс, Иллион.
Один из учеников начинает читать текст (слова Антошки)
«…карточка такая, с которой в поликлинике принимают».
- Это документ, по которому принимают в поликлинике.
Один из учеников продолжает читать текст.
Определяют, что в первой цитате
«полис» объясняется как общество,
во второй - город, в третьей - государство. 2
Формулируют главный вопрос урока: Что такое древнегреческий полис? 1
Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Работать по плану, сверяясь с целью.
5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
II. Версии.
- По сути дела, цитаты Аристотеля
о том, что такое древнегреческий полис, - это и есть версии решения
проблемы. 2
III. Актуализация знаний.
- Объясните, что такое общество, город, государство.
- Признаками чего все эти понятия являются? 1
- Сколько определений цивилизации мы с вами знаем?
- Объясните значение слова цивилизация (ступень и общность).
- Обратите внимание на «вектор времени» перед параграфом. Какой период выделен особо?
- Разделите изученную историю Греции на этапы, укажите их границы, дайте названия. 2
- Цивилизации.
Объясняют признаки понятия «цивилизация». 1
- VIII-VI вв. до н.э.
Выполняют задание в Рабочей тетради.
Универсальные УУД
1. Определять понятия.
2. Анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
3. Владеть смысловым чтением - вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
4. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.
IV. Планирование деятельности.
- Чтобы проверить версии, что нам
надо узнать? 3
Фиксируем эти вопросы в виде плана действий на доске.
План
1. Устройство древнегреческого полиса.
2. Права и обязанности жителей полиса.
3. Идеалы и ценности жителей греческого полиса.
- Нам надо узнать, как был устроен
древнегреческий полис. Как в нём жили люди? Какие у них были права и обязан-ности? Что они ценили больше всего? 3
Коммуникативные УУД
1. Составлять устные тексты.
2. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.
3. Работать в парах.
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
- Используя текст учебника (пункт 1,
с. 134-136), докажите, что
в VIII в. до н.э. Греция вновь взошла на ступень цивилизации.
- Для того чтобы найти нужные факты для доказательства, будем читать, используя продуктивное чтение.
3 2
- Необходимые факты будем фиксировать в схеме «Цивилизация» - ключевые слова в каждой сфере общества.
Хозяйство:
Железные орудия.
Виноделие, оливковые рощи, земледелие, ремесло (амфоры), морская торговля.
Объединение родовых общин в большие поселения - города-полисы.
Управление:
Община граждан.
Деление:
Аристократы.
Демос.
Культура:
Греческий алфавит.
- Итак, мы с вами доказали, что греки вновь взошли на ступень цивилизации.
- Посмотрите на эти признаки. Какой из них основной?
- Рассмотрите иллюстрацию на
с. 135.
- Опишите полис с точки зрения территории и хозяйства.
- Сравните с древнеегипетской общиной (с. 53). 2
- С помощью текста (с. 135-136) выясните особенности общественного
устройства полиса.
2 4
Фиксируем на доске:
Город, полис
община граждан
аристократы демос
(знатные люди) (простолюдины)
- Итак, сформулируйте своими словами, что такое полис.
- Какую из версий мы сейчас доказали? 4
Фиксируем на доске:
Древнегреческий полис - это город с общиной граждан.
Во фронтальном диалоге называются признаки цивилизации у древних греков к VIII веку до н.э. 3 2
Определяют признак: появление городов-полисов.
Работая с иллюстрацией, перечисляют признаки:
торговая площадь - агора, крепостная стена, храм богу-покровителю,
возделанные вокруг поля. 1 2
- Полис - это город с равноправной общиной граждан.
- Мы с вами выяснили, что такое полис с территориальной и хозяйственной сторон.
- Теперь определим, каковы были
права и обязанности у граждан, проживающих в полисе. 1 2 3 4
- Начинаем читать второй пункт
на с. 136, первый абзац.
- Кого можно было считать полноправным гражданином полиса? Сформулируйте устно.
- Кого считали негражданином?
- Читаем второй абзац, с. 137-138.
- Где и как решали важные вопросы
граждане полиса и какие у них были
права?
- Прочитайте третий абзац и сформулируйте одной ключевой фразой
обязанности граждан.
Фиксируем на доске:
Права граждан: избираться на должности.
Обязанности: защищать полис.
- Рассмотрите схему на с. 137, приготовьте по ней рассказ об особенностях управления древнегреческим
полисом. При ответе используйте
условные обозначения на с. 6. 1
- Найдите отличия от управления
Персидской державой (с. 106). 2
- Описывая управление греческого
полиса, мы перечислили признаки
чего?
- Используя открытые знания, сформулируйте, что такое «древнегреческий полис»? 1
- Какую версию мы сейчас доказали? 4
Фиксируем на доске:
Древнегреческий полис - это город,
государство.
- Гражданином считался тот человек, который родился и живёт в этом
полисе.
- Рабов, женщин и переселенцев.
- Важные вопросы решались на народном собрании путём голосования.
Каждый гражданин имел право быть избранным на какую-либо должность.
- Каждый гражданин полиса обязан
был участвовать в народном ополчении и защищать свой полис от неприятелей.
Дети индивидуально, самостоятельно работают с учебником.
- В древнегреческом полисе все
должности были выборными, а в Персидской державе назначал на должности, руководил всем сам шахиншах.
- Признаки государства.
- Древнегреческий полис - это не
просто город, а ещё и государство, где
у каждого гражданина есть права и
обязанности.
- Вспомните ещё раз определение
цивилизации как общности людей.
- Что может характеризовать греков как общность?
- Используя текст учебника (пункт 3,
с. 138-139), объясните, какие ценности объединяли всех греческих полисов.
2 3 4
- Обратимся ещё раз к цитатам Аристотеля о греческом полисе. Какая из цитат, на ваш взгляд, характеризует древнегреческую общность?
- Представления о добре и зле, должном и справедливом, об идеалах и ценностях.
Высказывают разные мнения. Важно, чтобы ученики поняли, что главными идеалами и ценностями народов, живших в греческих полисах, были интеллектуальное и физическое развитие, свобода, достоинство
личности, участие граждан в делах
государства, равноправие, частная
собственность.
2 3 4
- «Полис - это совокупность граждан,
единство непохожих».
Это ещё раз подтверждает ту
мысль, что греческие города-государства разные, но все их объединяют
общие ценности и идеалы общества.
VI. Выражение решения проблемы.
- Какой ответ на основной вопрос
урока мы можем дать? 3
Предполагаемый вывод:
- Древнегреческий полис - это город-государство с определёнными особенностями общественного
устройства, управления и ценностями древнегреческого общества.
VII. Применение нового знания.
- Сравните права и обязанности современных граждан и обитателей полиса. 2
- Как вы думаете, какие идеалы больше всего ценили жители греческих полисов? Какие из них важны в наше время? 1 Обсудите в парах и выскажите своё мнение. 3
ТОУУ
По итогам выполнения заданий применяем алгоритм cамооценки. 5
Выполняют задания в Рабочей тетради.
Личностные УУД
1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.
VIII. Домашнее задание.
- Прочитайте название следующего
параграфа.
- Как вы понимаете смысл данного названия?
- Прочитайте дома
§ 22 и проверьте
свои предположения, выполните задания из раздела «Вспоминаем то, что знаем».