Конспект урока по истории 5 класс: Города-государства Эллады

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок в 5кл. Города-государства Эллады.

Цели урока по линиям развития личности:

Линии 1-2. Картина мира в фактах и понятиях.

Научить объяснять процесс нового восхождения Древней Греции на ступень цивилизации, объединяя различные факты в целостную картину.

Выявляя отличительные особенности древнегреческих городов-государств, научить характеризовать их общественное устройство и управление, используя такие понятия, как полис, община граждан, свобода, равноправие, частная собственность.

Научить сравнивать общественное устройство древнегреческого полиса с современным обществом.

Линия 3. Историческое мышление.

Научить выявлять причины единства полисов Эллады.

Линии 4-5. Нравственное, культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Научить определять и объяснять нравственные ценности древнегреческого общества, сравнивая их с моральными принципами граждан современного общества.

Обязательный минимум содержания: возникновение полисов - городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления, граждане, аристократы, демос.

План урока:

I. Проблема: что такое древнегреческий полис?

II. Поиск решения проблемы:

1. Древняя Греция - новая ступень в развитии цивилизации.

Примерный вывод по проблеме: к VIII веку до н.э. в истории древних греков происходят изменения - переход от первобытности к цивилизации. Самым ярким признаком цивилизации является появление полисов-городов, которые общиной полноправных граждан были центрами хозяйственной и общественной деятельности.

2. Права и обязанности граждан полиса.

Примерный вывод по проблеме: жизнь в греческом полисе была устроена по особым правилам и законам, следовательно, древнегреческий полис - это не просто город, а ещё и государство, где у каждого гражданина есть права и обязанности.

3. Идеалы и ценности жителей греческих полисов.

Примерный вывод по проблеме: греческие города-государства разные, но всех их объединяют общественные ценности и идеалы.

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

- Рассмотрите карту на с. 123.

- Как на карте обозначены центры

греческой цивилизации?

- Назовите те, с которыми мы уже

знакомы. Что вы о них знаете?

- А сегодня мы поговорим о новых городах Эллады.

Записываем тему урока на доске:

Новые города Эллады.

- Из предварительного чтения § 21

вы узнали, что древнегреческие города называли полисами.

- Антошку удивило такое название -

«греческий полис».

- Давайте с вами узнаем, как объяснил ему Источниковед, что такое «полис».

- Открываем текст на с. 134. Читаем

диалог главных героев.

- Итак, что, по мнению Антошки, обозначает слово «полис»?

- Такое значение имеет это слово

сейчас.

- А вот древнегреческий мудрец Аристотель дал три разных объяснения этому слову.

- Читаем дальше.

- Определите, о каком значении слова «полис» идёт речь в цитатах.

Фиксирует на доске:

1. Полис - это общество.

2. Полис - это город.

3. Полис - это государство.

- Сравните свои выводы.

- В чём противоречие?

- Какой возникает вопрос? 1

Фиксируем проблему урока на доске:

Что такое древнегреческий полис?

Работают с картой на с. 123. С помощью условных знаков определяют и называют древнегреческие города,

например, Микены, Кносс, Иллион.









Один из учеников начинает читать текст (слова Антошки)

«…карточка такая, с которой в поликлинике принимают».



- Это документ, по которому принимают в поликлинике.





Один из учеников продолжает читать текст.

Определяют, что в первой цитате

«полис» объясняется как общество,

во второй - город, в третьей - государство. 2





Формулируют главный вопрос урока: Что такое древнегреческий полис? 1

Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Работать по плану, сверяясь с целью.

5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.




II. Версии.

- По сути дела, цитаты Аристотеля

о том, что такое древнегреческий полис, - это и есть версии решения

проблемы. 2



III. Актуализация знаний.

- Объясните, что такое общество, город, государство.

- Признаками чего все эти понятия являются? 1

- Сколько определений цивилизации мы с вами знаем?

- Объясните значение слова цивилизация (ступень и общность).

- Обратите внимание на «вектор времени» перед параграфом. Какой период выделен особо?

- Разделите изученную историю Греции на этапы, укажите их границы, дайте названия. 2



- Цивилизации.

Объясняют признаки понятия «цивилизация». 1



- VIII-VI вв. до н.э.



Выполняют задание в Рабочей тетради.

Универсальные УУД

1. Определять понятия.

2. Анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

3. Владеть смысловым чтением - вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

4. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.


IV. Планирование деятельности.

- Чтобы проверить версии, что нам

надо узнать? 3

Фиксируем эти вопросы в виде плана действий на доске.

План

1. Устройство древнегреческого полиса.

2. Права и обязанности жителей полиса.

3. Идеалы и ценности жителей греческого полиса.

- Нам надо узнать, как был устроен

древнегреческий полис. Как в нём жили люди? Какие у них были права и обязан-ности? Что они ценили больше всего? 3





Коммуникативные УУД

1. Составлять устные тексты.

2. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

3. Работать в парах.

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

- Используя текст учебника (пункт 1,

с. 134-136), докажите, что

в VIII в. до н.э. Греция вновь взошла на ступень цивилизации.

- Для того чтобы найти нужные факты для доказательства, будем читать, используя продуктивное чтение.

3 2

- Необходимые факты будем фиксировать в схеме «Цивилизация» - ключевые слова в каждой сфере общества.

Хозяйство:

Железные орудия.

Виноделие, оливковые рощи, земледелие, ремесло (амфоры), морская торговля.

Объединение родовых общин в большие поселения - города-полисы.

Управление:

Община граждан.

Деление:

Аристократы.

Демос.

Культура:

Греческий алфавит.

- Итак, мы с вами доказали, что греки вновь взошли на ступень цивилизации.

- Посмотрите на эти признаки. Какой из них основной?

- Рассмотрите иллюстрацию на

с. 135.

- Опишите полис с точки зрения территории и хозяйства.

- Сравните с древнеегипетской общиной (с. 53). 2

- С помощью текста (с. 135-136) выясните особенности общественного

устройства полиса.

2 4

Фиксируем на доске:

Город, полис

община граждан

аристократы демос

(знатные люди) (простолюдины)

- Итак, сформулируйте своими словами, что такое полис.

- Какую из версий мы сейчас доказали? 4

Фиксируем на доске:

Древнегреческий полис - это город с общиной граждан.





Во фронтальном диалоге называются признаки цивилизации у древних греков к VIII веку до н.э. 3 2

















Определяют признак: появление городов-полисов.

Работая с иллюстрацией, перечисляют признаки:

торговая площадь - агора, крепостная стена, храм богу-покровителю,

возделанные вокруг поля. 1 2











- Полис - это город с равноправной общиной граждан.

- Мы с вами выяснили, что такое полис с территориальной и хозяйственной сторон.

- Теперь определим, каковы были

права и обязанности у граждан, проживающих в полисе. 1 2 3 4

- Начинаем читать второй пункт

на с. 136, первый абзац.

- Кого можно было считать полноправным гражданином полиса? Сформулируйте устно.

- Кого считали негражданином?

- Читаем второй абзац, с. 137-138.

- Где и как решали важные вопросы

граждане полиса и какие у них были

права?



- Прочитайте третий абзац и сформулируйте одной ключевой фразой

обязанности граждан.

Фиксируем на доске:

Права граждан: избираться на должности.

Обязанности: защищать полис.

- Рассмотрите схему на с. 137, приготовьте по ней рассказ об особенностях управления древнегреческим

полисом. При ответе используйте

условные обозначения на с. 6. 1

- Найдите отличия от управления

Персидской державой (с. 106). 2



- Описывая управление греческого

полиса, мы перечислили признаки

чего?

- Используя открытые знания, сформулируйте, что такое «древнегреческий полис»? 1

- Какую версию мы сейчас доказали? 4

Фиксируем на доске:

Древнегреческий полис - это город,

государство.









- Гражданином считался тот человек, который родился и живёт в этом

полисе.

- Рабов, женщин и переселенцев.

- Важные вопросы решались на народном собрании путём голосования.

Каждый гражданин имел право быть избранным на какую-либо должность.

- Каждый гражданин полиса обязан

был участвовать в народном ополчении и защищать свой полис от неприятелей.







Дети индивидуально, самостоятельно работают с учебником.



- В древнегреческом полисе все

должности были выборными, а в Персидской державе назначал на должности, руководил всем сам шахиншах.

- Признаки государства.



- Древнегреческий полис - это не

просто город, а ещё и государство, где

у каждого гражданина есть права и

обязанности.

- Вспомните ещё раз определение

цивилизации как общности людей.

- Что может характеризовать греков как общность?

- Используя текст учебника (пункт 3,

с. 138-139), объясните, какие ценности объединяли всех греческих полисов.

2 3 4





- Обратимся ещё раз к цитатам Аристотеля о греческом полисе. Какая из цитат, на ваш взгляд, характеризует древнегреческую общность?



- Представления о добре и зле, должном и справедливом, об идеалах и ценностях.



Высказывают разные мнения. Важно, чтобы ученики поняли, что главными идеалами и ценностями народов, живших в греческих полисах, были интеллектуальное и физическое развитие, свобода, достоинство

личности, участие граждан в делах

государства, равноправие, частная

собственность.

2 3 4

- «Полис - это совокупность граждан,

единство непохожих».

Это ещё раз подтверждает ту

мысль, что греческие города-государства разные, но все их объединяют

общие ценности и идеалы общества.

VI. Выражение решения проблемы.

- Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать? 3

Предполагаемый вывод:

- Древнегреческий полис - это город-государство с определёнными особенностями общественного

устройства, управления и ценностями древнегреческого общества.

VII. Применение нового знания.

- Сравните права и обязанности современных граждан и обитателей полиса. 2

- Как вы думаете, какие идеалы больше всего ценили жители греческих полисов? Какие из них важны в наше время? 1 Обсудите в парах и выскажите своё мнение. 3

ТОУУ

По итогам выполнения заданий применяем алгоритм cамооценки. 5

Выполняют задания в Рабочей тетради.

Личностные УУД

1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

VIII. Домашнее задание.

- Прочитайте название следующего

параграфа.

- Как вы понимаете смысл данного названия?

- Прочитайте дома

§ 22 и проверьте

свои предположения, выполните задания из раздела «Вспоминаем то, что знаем».



© 2010-2022