Конспект урока по теме Гунны

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: Изучить политическую историю гуннов, образование Великой гуннской империи, её значение для мировой истории.

Задачи:

Образовательная: создать условия для усвоения знаний об истории образования Гуннской империи, государственном устройстве.

Развивающая: развивать умения и навыки в самостоятельной работе и при работе в парах, добывать знания, анализировать и делать выводы, развивать творческий подход к теме.

Воспитательная: способствовать воспитанию исторического мировоззрения, любовь к Родине и чувство патриотизма.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: мини-исследование с элементами игры.

Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Исследовательский

Игровой

Формы организации учебного процесса:

Урок предполагает собой работу индивидуальную, в парах и командную. Полученные задания разного уровня сложности. Учитель направляет работу учащихся, создает условия для активизации деятельности, применяя дифференцированный подход.

Оборудование:

Интерактивная доска, слайды, флипчарт.

Дополнительная литература.

Выставка работ учащихся по предыдущей теме.

Раздаточный материал.

Литература:

Садыков Т.С.,Толеубаев А. Т. История древнего Казахстана. Учебник. Алматы.«Атамұра» 2006 г.

Жумаханов Т., Шанбай Т. Детская энциклопедия Казахстана. Алматы. «Аруна» 2007 г.

Ткаченко В.С. В поисках эффективного урока. Алматы. «Атамұра» 2006 г.

Ход урока:

Организационный момент

I. Опрос домашнего задания по теме «Кангюи»

(выставка из работ учащихся - защита работ на уроке повторения и обобщения)

Задание № 1

Каждый учащийся выполняет работу на раздаточном материале. В карточке задание «верно/неверно».

Ф.И______________________________

Задание: запишите напротив каждого предложения - верно/неверно

1. Кангюи жили в III в. до н. э. - V в. н. э. ___________

2. О кангюях писал только древнекитайский историк Сыма Цянь____________

3. Основным местом проживания была долина реки Сырдарьи___________

4. Кангюи оказали помощь гуннам в борьбе с Китаем__________

5. Землю обрабатывали только камеными кетменами__________

6. У канюгев широко было развито песенное искусство и музыка____________

Задание № 2

Пока учащиеся выполняют индивидуальное задание - 1 ученик работает у доски, выполняя задание флипчарт «Общественное устройство кангюев». (составить схему)Хан

3 визиря

Малые ханы - 5

Племенные вожди

Рядовые общинники

- Собрать работы учащихся, проверить выполненный флипчарт у доски вместе с классом, проанализировать и оценить.

- Провести работу над ошибками индивидуального задания.

Задание № 3

- Выполнить флипчарт № 2 «Торговля кангюев». С кем торговали кангюи (стр. учебника 92)к

а

н

г

ю

и торговали с Причерноморьем

Сирией

Индией

Прибалтикой

Египтом

Китаем

Ираном

Вопрос: Что свидетельствует о торговых отношениях кангюев. (ответы учащихся)

II. Переход к новой теме

- В I тыс. до н. э. огромные пространства Центральной Азии от юга Монголии до Каспия населяли различные племена. Их территорию начали захватывать пришедшие с востока племена гуннов,(работа с картой) которые изменили дальнейшую историю огромных пространств Дешт-и-Кыпчака и Сырдарьинских вод. А что послужило причиной их огромного передвижения и как происходило их объединение нам предстоит сегодня узнать (цель урока)

- Учащиеся записывают тему в тетрадь:

Мотивация: «Легенда о Моде» (на доске слайд о Моде)

1. Диалог - побуждение «Легенда о Моде»

Учитель: «Посол из низменной местности посетил Моде со словами»

- Ты еще слишком молод шаньюй. Не к лицу тебе сидеть на боевом коне своего отца. Уступи его нашему вождю.

Это было открытым оскорблением в адрес молодого шаньюя. Советники Моде предложили воевать, отомстить за оскорбление.

- Нет, - ответил Моде. - У нас одни предки. Неужели будем воевать из-за одной лошади?! Пусть лучше он будет символом нашего братства. Так Моде подарил скакуна своего отца вождю гуннов из низменной местности. Но вождь не закончил свои унижения в адрес молодого правителя. Приезжает следующий посол. Его слова были еще более грубыми:

- Моде еще молодой. А молодость не может знать цену красоте. Пусть он лучше отдаёт свою жену мне. Это должно было задеть самолюбие великого правителя и стать причиной войны. Советники Моде так и восприняли эти слова. Но Моде отклоняет предложение войны.

- И конь подо мною, и жена в моих объятиях - это милостыня моего народа. Раз на неё обратил свой взор мой брат, то пусть идёт. Передайте ханше: собираться в дорогу. Но гунны из низменной местности и на этом не остановились. Приезжает третий посол.

- Слышал, что Великая Орда собирается кочевать в Сарыжайляу. Пусть не кочуют. Я хочу год прожить в этой местности и провести наш свадебный той с ханшей.

- За один год с землей ничего не случится. Не будем, так не будем кочевать, - решили советники Моде.

Вопрос к классу: «Разрешил ли Моде кочевать в земли Сарыджайляу?»

Выслушать ответы учащихся, мнения, объяснения.

Читать дальше:

- Нет! - вскричал Моде, - готовьтесь к войне!

Вопрос к классу: «Почему Моде не разрешил гуннам из низменной местности туда кочевать и приказал готовиться к войне?»

Ответы учащихся, мнения, объяснения.

Учитель: Послушайте, как ответил Моде послу и своим советникам:

- Я исполнил два желания своего родственника, так как конь, и жена были моими. Но земля принадлежит народу. Этого оскорбления мы не потерпим! Готовьтесь к войне!

Так Моде разгромил низменных гуннов, их правитель был обезглавлен. Племена гуннов объединены в единое государство.

- И произошло это событие, по мнению Л. Н. Гумилева в 206 г. до н. э. Гунны достигли наибольшего усиления и могущества при шаньюе Моде. Проведенные реформы в государстве превратили его в самое сильнейшее государство в Евразии. На юге он захватил и подчинил племена духну и победил в Китае династию Хань.

Так каково же было государственное устройство?

Задание: «Собери схему». Работа выполняется в паре, изучая стр. учебника 96-97 составьте схему. «Кто быстрей».

Победившая пара выходит к доске и демонстрирует свою схему (раздать жетоны)Шаньюй

туменбасы, темники

10000 всадников

тысячники

сотники

десятники

общинники

Учитель: Так что должен был иметь при себе каждый воин? Я буду перечислять слова, а вы выписывайте снаряжение война. (слайд «Всадник гуннов»)

- Сменная одежда, лук и стрелы, посуду для варки, саблю, коня, кожаную подушку, ложку, спальник, копьё.(ученики должны выписать выделенные слова)

Учитель: Бесконечные войны в середине I тыс. до н. э. привели Гуннскую Великую империю к разделению на северных и южных гуннов. Южные гунны продолжили войну с империей Хань, а северные двинулись на запад. Но они продолжали носить свое звание «великие».

Как вы думаете с чем это связанно?

(учащиеся называют слова с понятием «великие» и состовляем кластер»).

(раздать жетоны).

(слайд о Великой Китайской стене)

Учитель: С Великим переселением народов мы с вами продолжим знакомство на следующем уроке.

А сейчас проведем закрепление, что же вы узнали и поняли из сегодняшнего урока.

Игра-эстафета «Кто быстрей?» (игра по рядам)

Каждый учащийся на листочке записывает по 1 предложению по новой теме, что узнал на уроке.

- Работы учащихся собрать, проанализировать и оценить каждого члена команды победителей.

Рефлексия. На доске плакат, продолжите предложения.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок мне дал…

Мне захотелось…

- Жетоны собрать, оценить.

Домашнее задание: дополнительный материал о Великой Китайской стене, Великом переселении народов.

Творческое задание:

ЭССЕ «Моде в моем представлении

Макет Великой Китайской стены.

© 2010-2022