Разработка урока по истории Просвещенный абсолютизм Екатерины 2 для 7-ого класса

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок истории

Учитель: Орлова Елизавета Владимировна, МАОУ Алабинская СОШ СУИОП

Класс-7В, Г, Д.

Тема: « Дворцовые перевороты »

Цели:

Образовательная - объяснить, почему одной из причин дворцовых переворотов был указ Петра о престолонаследии, выяснить причины и особенности эпохи дворцовых переворотов, познакомить ребят с новыми терминами: дворцовый переворот, фаворит, Верховный Тайный Совет, Кондиции, Тайная Канцелярия.

Развивающая - формировать универсальные учебные действия: научить ребят логически размышлять, обобщать, давать оценку, делать выводы. Составлять схемы, заполнять таблицы, анализировать документы, составлять характеристики исторических деятелей, работать с информацией.

Воспитательная - формировать интерес к истории своего прошлого, формировать интерес к изучаемой теме.

Оборудование урока: учебники, распечатки исторических документов, портреты правителей, доска .

Ход урока.

I. Приветствие. Организационный момент

II. Вступительное слова учителя:

-Ребята, сегодня мы переходим к изучению следующей эпохе восемнадцатого столетия - эпохе Дворцовых переворотов. Наша задача сегодня решить следующие вопросы и выполнить следующие задания:

1.-Выяснить, что же это за эпоха и в чем ее сущность;

2.-Определить причины и особенности дворцовых переворотов;

3.-Составить хронологическую таблицу правителей. Выбрать характеристики правителей для заполнения таблицы;

4.Записать новые термины и поработать с историческим документом;

-Итак, приступим.

-Учащиеся записывают тему урока: « Дворцовые перевороты». Открывают учебники , работаем с параграфом 20-21.

-Ребята , давайте определим ,что это за эпоха, сколько она длилась ?

Ответы учеников : « Эпоха дворцовых переворотов длилась 37 лет. Пять раз происходила смена правителей»

-Хорошо. Давайте в тетради запишем новое определение (ребята под диктовку учителя записывают):

-Дворцовые перевороты - это смена монархов правящими или придворными группировками с применением силы или заговоров.

-Давайте определим, почему так быстро монархи сменяли друг друга, в чем заключалась основная причина дворцовых переворотов:

-Ответы учеников: « Возможно такая быстрая смена власти была связана с тем , что не было единого наследника (единого правителя) и поэтому в это время развернулась борьба за престол.»

-Правильно. Как вы помните, Петр Первый по новому указу о престолонаследии не успел оставить себе преемника. Из-за этого появилось много претендентов занять престол.

-Теперь давайте выясним, чем эта эпоха отличалась от других. Давайте найдем и запишем особенности дворцовых переворотов:

Ребята по учебнику находят особенности и называют их. Правильно названные записываются в тетрадь (если даны неверные формулировки, их корректирует учитель).

Особенности:

1.-борьба дворцовых группировок за власть;

2.-решающая роль гвардейских полков;

3.-фаворитизм (фаворит - придворный, пользующийся особой благосклонностью монарха. Фаворит получает от монарха привилегии и может оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику).

4.-сильная роль дворянства;

5.-бесправие народа;

III.-После краткого пояснения всех особенностей, ученики вместе с учителем начинают выполнять практическое задание (составлять, а далее и заполнять хронологическую таблицу):I(1725-1727)

Жена Петра I.Пришла к власти при поддержке А.Д. Меншикова, который стал ее первым министром. Он же создал Верховный Тайный Совет. И решал все важнейшие государственные вопросы. Екатерина правила всего лишь два года, в 1727 году она умерла.

Петр II(1727-1730)

Внук Петра I,начал править в 11-летнем возрасте. На него оказывали влияние Меншиков и Долгорукие. Юный император не интересовался государственными вопросами, предпочитая охоту, балы и другие развлечения. В 1730 году умер от оспы.

Анна Иоанновна (1730-1740)

Племянница Петра Великого. Прибыла из Курляндии. Пытаясь ограничить ее власть, члены Верховного Тайного Совета навязали ей особые условия-кондиции. Однако ,прибыв в Москву, она разорвала кондиции. И стала править вместе со своими фаворитами. Среди них был ее первый министр Э.И. Бирон, который фактически управлял государством. Именно поэтому период правления Анны Иоанновны в истории называют «биронвщиной». Заботясь о своем будущем наследнике, императрица пригласила ко двору свою племянницу-Анну Леопольдовну. Незадолго до смерти императрицы у ее племянницы родился сын Иоанн Антонович, который и стал впоследствии монархом . В октябре 1740 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом (временно исполняющий полномочия монарха) при малолетнем Иоанне.

Иоанн VI Антонович (1740-1741)

Заговор против Бирона возглавил Миних. И регентшей была назначена Анна Леопольдовна. Анну Леопольдовну не интересовали государственные дела.

Устав от иностранных правителей, в 1741 году был совершен переворот в пользу законной правительницы-Елизаветы Петровны.

Анна и ее семья были арестованы.

Елизавета Петровна (1741-1761)

Устав от иностранных правителей, в 1741 году был совершен переворот в пользу законной правительницы-Елизаветы Петровны.

Елизавета Петровна, дочь Петра Великого управляла государством через своих фаворитов-А. Г. Разумовского, П.И. Шувалова , А.П. Бестужева -Рюмина и М.И. Воронцова.

В Елизавете сочетались такие качества, как строгость, набожность и некая веселость, страсть к нарядам и балам, танцам и светской жизни.

Для Елизаветы был очень важен вопрос о ее наследнике .В 1742 году она назначила себе преемника. Им стал ее племянник (сын ее сестры Анны)

Петр III. Вскоре Елизавета женила племянника на немецкой принцессе-Софии Августе Фредерике Ангальт - Цербсткой, которая получила новое православное имя-Екатерина.

Однако Елизавета Петровна разочаровалась в своем племяннике, так как Петр не любил Россию, он так и остался немецким принцем. Петр III любил все прусское, боготворил прусского короля.

А после рождения у Петра и Екатерины сына Павла, Елизавета забрала мальчика на собственное воспитание и стала задумываться о том, чтобы передать ему трон.

А в декабре 1761 году Елизавета умерла.


Петр III(1761-1762)

Трон после смерти Елизаветы Петровны трон занял Петр III. Он правил всего лишь 186 дней. Из-за своей непредсказуемости, пренебрежения к русским традициям, Петра III отстранили от власти, совершив переворот в пользу Екатерины II.А через неделю после отстранения от власти, Петр был убит в драке с А.Г. Орловым.

-Далее учитель помогает ученикам заполнить таблицу, привлекая дополнительный материал о каждом из правителей. В своем рассказе учитель использует метод наглядности ( показывает портреты монархов).

-Так как Петр Великий не выбрал себе преемника, после его смерти в 1725 году встал вопрос о том , кому занять престол.

-Ближайшие сподвижники Петра, во главе с А.Д. Меншиковым решили возвести на престол жену Петра - Екатерину I.Еще при своей жизни Петр короновал свою жену и сделал ее равной себе. Екатерина получила титул императрицы. Екатерину особо не интересовали государственные дела, все дела государства она доверила своему первому министру А.Д. Меншикову. В государстве не утихала борьба представителей старой знати и «птенцами гнезда Петрова». Для примирения враждующих дворцовых партий А.Д . Меншиков создал Верховный Тайный Совет, куда входили представители старой и новой знати. Ключевые позиции в Тайном Совете занял Меншиков. Правление Екатерины продлилось всего 2 года. В мае 1727 года она умерла. И вновь встал вопрос о престолонаследии.

-Следующим на престол был избран 11-летний внук Петра Великого, Петр II.Меншиков всячески пытался оказывать влияние на юного императора: пытался обручить Петра II со своей дочерью Марией, чтобы в дальнейшем занять престол. Молодому императору было дано слишком много свободу: юный император выпивал, выезжал на охоту, предавался любовным утехам. Такая свобода не принесла хороших результатов.

-На Петра пытались оказывать влияние и другие личности при дворе : Остерман и Долгорукие. Меншиков же за время своей продолжительной болезни «потерял» доверие юного императора. Петр II решил отстранить от себя Меншикова: Меншиков за свои государственные преступления , лишившись всех своих званий , лишившись всего своего имущества, он был отправлен вместе с семьей в сибирский городок Березов. Там же вскоре и умер.

-Падение Меншикова усилила позиции Долгоруких. Новой невестой Петра стала Екатерина Долгорукая. Молодой император не занимался государственными вопросами, большую часть времени он тратил на охоту, балы и пирушки.

-В 1730 году должна была состояться свадьба юного императора. Однако на очередной охоте император заболел оспой, после чего в 1730 году скончался. Со смертью Петра II пресеклась мужская линия династии Романовых. И снова встал вопрос о престолонаследии.

-Члены Верховного Тайного Совета (лидирующие позиции теперь занимал князь Голицын) решили выбрать на трон монарха ,который согласился бы на их условия и особо не участвовал в государственных делах, доверив бразды правления «Верховникам»(члены Верховного Тайного Совета).На эту роль была приглашена из Курляндии племянница Петра Великого(дочь его сводного брата Ивана) Анна Иоанновна. По предложению Голицына были составлены КОНДИЦИИ -ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ. Эти условия ограничивали власть императрицы.

-Далее нужно поработать с документом (в конце параграфа) Текс кондиций, подписанных Анной Иоанновной. Необходимо прочитать текст и определить, чего не могла делать Анна без согласия Верховного Тайного Совета:

1.не объявлять мира и войны;

2.не налагать поборов и налогов;

3.никого не обвинять;

4.не раздавать земли;

5.не вступать брак и не назначать наследника.

-Целесообразно задать вопрос ученикам: Как вы думаете, приняла ли Анна Иоанновна эти условия?

-Примерные ответы учеников: «Скорее всего, нет, наверняка она хотела править самостоятельно. И ей не хотелось принимать эти кондиции.»

-Да, вы совершенно правы. Анна, приехав в Москву, разорвала ранее подписанные кондиции. В Москву Анна приехала вместе со своими фаворитами, которые заняли ключевые позиции в государственном управлении. Одним из таких ее фаворитов был Бирон, ставший ее первым министром. Все важнейшие государственные вопросы решал именно он. Именно ,поэтому период правления Анны Иоанновны в истории называют «бироновщиной» .Сама Анна любила всяческие развлечения: устраивать балы, строить ледяные фигуры и т.д. При ее дворе всегда были карлики ,которые ее очень забавляли. Однажды она даже устроила свадьбу своих придворных шутов-карликов в ледяном доме.

-С самого начала своего правления Анна заботилась о своем наследнике. Для этой цели она пригласила ко двору свою племянницу Анну Леопольдовну. К концу жизни императрицы, ее племянница родила сына-Иоанна Антоновича. Мальчика впоследствии объявили императором. В октябре 1740 года Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом (временно исполняющий полномочия монарха) при малолетнем Иоанне.

-Заговор против Бирона возглавил Миних. И регентшей была назначена Анна Леопольдовна. Анну Леопольдовну не интересовали государственные дела.

-Устав от иностранных правителей, в 1741 году был совершен переворот в пользу законной правительницы-Елизаветы Петровны.

-Елизавета Петровна, дочь Петра Великого управляла государством через своих фаворитов-А. Г. Разумовского, П.И. Шувалова , А.П. Бестужева -Рюмина и М.И. Воронцова.

-В Елизавете сочетались такие качества, как строгость, набожность и некая веселость, страсть к нарядам и балам, танцам и светской жизни.

-Для Елизаветы был очень важен вопрос о ее наследнике .В 1742 году она назначила себе преемника. Им стал ее племянник (сын ее сестры Анны)

-Петр III.Вскоре Елизавета женила племянника на немецкой принцессе-Софии Августе Фредерике Ангальт - Цербсткой, которая получила новое православное имя-Екатерина.

-Однако Елизавета Петровна разочаровалась в своем племяннике, так как Петр не любил Россию, он так и остался немецким принцем. Петр III любил все прусское, боготворил прусского короля.

-А после рождения у Петра и Екатерины сына Павла, Елизавета забрала мальчика на собственное воспитание и стала задумываться о том, чтобы передать ему трон.

-А в декабре 1761 году Елизавета умерла.

-Трон после смерти Елизаветы Петровны трон занял Петр III.Он правил всего лишь 186 дней. Из-за своей непредсказуемости, пренебрежения к русским традициям, Петра III отстранили от власти, совершив переворот в пользу Екатерины II.А через неделю после отстранения от власти, Петр был убит в драке с А.Г. Орловым.

IV.-Вывод: Итак, ребята сегодня мы с Вами познакомились с эпохой дворцовых переворотов. Как видите, в это время было много претендентов занять престол. Все это время шла борьба за власть. Особую роль в осуществлении переворотов играли: набиравшее силу привилегированное сословие-дворян, гвардия, иностранные фавориты. Политика быстро сменяющих друг друга монархов часто была непоследовательной и защищала интересы дворянского сословия. Народ же в это время никакую роль не играл.

V.- Далее учитель выставляет оценки, просматривает записи.

VI.-Домашнее задание: параграфы 20-21,до конца заполнить таблицу;









© 2010-2022