Холокост. Материалы по теме и практическая работа для закрепления. ( 8-11кл)

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




ОГНИ НАШЕЙ ПАМЯТИ



Работу выполнила

учитель истории и

обществознания

МКОУ СОШ№1 с.Дивное

Сидиропуло В.В.

(высшая квалификационная

категория).



Номинация: текст к разделу учебника.

с. Дивное 2016год.


СОДЕРЖАНИЕ

I. Историческое положение на территории Апанасенковского района накануне Великой Отечественной войны. Оккупационный режим на Ставрополье в 1942-1943г.г.

II. В ожидании катастрофы. Деятельность еврейского комитета, листовки, варианты возможности спасения.

III. Начало конца. Сочувствие местных жителей.

IV. О толерантности и об ответственности помнить.

V. Практическая работа : " Холокост- это наше вчера, сегодня или, может быть, завтра ?"

VI. Заключение.

VII. Используемая литература.






Введение

С каждым годом все дальше уходят в историю события Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Никогда не сотрется в памяти народов мира Великая Победа и чудовищные злодеяния фашистов против человеческой цивилизации.

Гитлеровская агрессия повсюду сопровождалась массовыми злодеяниями,

невиданными до этого в истории. Таким образом, фашисты воплощали расовую теорию, которая провозглашала немцев "высшей" расой объявлявшая все другие народы "недочеловеками", призванные быть рабами "нордической" расы. Уничтожение миллионов людей только по их национальному признаку может и должно стать грозным предупреждением против проявления любых форм пропаганды и действий на основе расой нетерпимости. Двадцать первый век бросает вызов к исторической памяти: войны на Востоке, формирование позитивного образа терроризма через кино и интернет, умело направляемый поток беженцев с Востока в Центральную Европу, рост националистических и неофашистских настроений, затирание фактов геноцида армян, славян, казаков и отрицание холокоста; - это реанимация расовой теории. Чтобы избежать цивилизационной катастрофы, нужно помнить о том, что творилось в центре Европы в середине XX века. Изучение истории Холокоста- это урок толерантности, терпимости и ответственности за последствия слов и действий. Именно этим и обусловлен выбор номинации, а именно: текст к разделу учебника " История Ставропольского края с древнейших времен...".

Используя временные, технические и тактические преимущества гитлеровцы в 1941 и 1942 годах оккупировали территорию СССР на западе и на юге. На территорию края и Апанасенковского района они вторглись в августе 1942 года. Горькие 162 дня оккупации жители района и села Дивное помнят. Здесь был установлен жесточайший режим, более суровый, чем режим Дивенской спецзоны, который принес населению неисчислимые беды.

Цель исследования - показать сущность, деятельность оккупантов в отношении еврейского населения в частности, и трагические последствия деятельности фашистов на территории района. Цели разработанных заданий к тексту: 1-сформировать понимание и отношение к Холокосту не как к " чужой проблеме", а как предупреждение о возможном повторении,

2- выработать алгоритм поведения и " прививки"в мировоззрении, чтобы не повторить трагедию.

Работая над этой темой, автор опирался на архивные материалы, из сборника " Голоса из провинции" ( часть 2), газетные публикации в газете «Приманычские степи"с 1982г-2015г.г., записи воспоминаний очевидцев из музея «Истории и экологии Апанасенковья", статья А. Толстого " Коричневый дурман"( газета" Красная звезда"от 5августа 1943г.), и материалы в интернете.

Безусловно, на всю полноту и глубину рассмотрения темы автор претендовать не может, по причине того, что за пределами внимания остался большой круг источников, хранящихся в личных и государственных архивах.

I. На время начала Великой Отечественной войны большинство

жителей села Дивное и шести сел Дивенского района ( Апанасенковского района) были на положении спецпереселенцев и жили под надзором комендатуры. В Дивенской спецзоне практически на положении рабов трудилось более 10тысяч раскулаченных крестьян с семьями. Многие из них уже примирились с горькой судьбой и честно трудились на полях неуставных сельхозартелей. Дети учились школах, все реже их называли " кулацкими выродками". У наиболее активной молодежи как поощрение за хороший труд появилась возможность получить среднее образование сельского профиля с обязательным возвратом в спецзону ( годы ее существования 1930). В первые три дня войны в военкомат поступило 140 заявлений от добровольцев. В лихое время на Родину не обижаются - ее защищают!

Край с начала войны и до момента оккупации стал прибежищем для эвакуированного населения с западных территорий страны. Здесь было много ученых, профессоров, врачей, эвакуированных вместе с научными учреждениями из Ленинграда, Одессы, Украины, Крыма. Их размещали по колхозам и сельхозартелям, а профессора и врачи нашли новые места работы в госпиталях и учебных заведениях. Среди них было много представителей еврейской нации. Край в 1941году и, в начале 1942года был глубоким тылом страны. Это была и житница страны, и здравница для раненых солдат. Но, к середине лета ситуация быстро меняется. Из-за стратегических ошибок советского командования ,немецкие моторизованные клинья врезались в калмыцкие и ставропольские степи. Началась экстренная эвакуация имущества с территории края. Справка:" К началу августа 1942года в тыл удалось эвакуировать с территории края 1млн. голов скота и овец, 88 тыс.тонн зерна, 950 тракторов и все банковские ценности". Все проселочные дороги забиты отступающими войсками, скотом, беженцами. В степи

душно и жарко, а с неба атаки " юнкерсов"... Все смешалось в дыму и пыли: огонь, кровь, сталь, смерть, робкая надежда, мужество, вера в божье заступничество, доброта и трусость...

II. Оккупационный режим в крае носил иной характер по сравнению с оккупированными территориями на Украине и в Белоруссии. Ведется активная пропагандистская работа по идеализации жизни в Германии, немецким солдатам ( а на территории края были и румынские войска) предписывалось быть культурными и приветливыми с населением. Особое внимание уделяется жителям спецзоны. Для управления селами назначаются старосты, создаются отделы полиции. Нашлись среди спецпереселенцев те, которые видимо, затаили обиду на Родину. Начальником полицейской управы был Куц, а полицаями стали Поздняков, Бабенко. Жители, привыкшие жить под надзором и контролем ,этому не удивлялись. Для них вообще мало что изменилось. Они так же продолжали работать. В лице спепоселенцев, немцы не видели сопротивляющихся, а наоборот, они надеялись на их поддержку особенно после сдачи в плен генерала Власова. Ведь все раскулаченные - это обиженные советской властью. Немецкие власти проводили ничем не прикрытую грабительскую политику. Хозяйственная команда " Викадо" учитывала все; от сажи до лечебной грязи.

Но отношение к евреям, цыганам, коммунистам и партизанам у них не изменилось. Это " недочеловеки" и подлежат уничтожению, но их имущество пригодиться.

С первых же дней оккупанты создали еврейские комитеты, чтобы учесть всех евреев, и организовать их, будто бы для переселения в малозаселенные

области Украины. Но одновременно ,видимо до окончания организационных

мероприятий и для максимальной экономической выгоды создали для евреев невыносимые и унизительные условия жизни: старики, подростки, больные, ученые, немощные старухи выгонялись на тяжелые земляные работы, без оплаты и хлебного пайка. Им всем приказывалось носить на груди желтую звезду и запрещалось входить в столовые, магазины и общественные места, также пользоваться общественным транспортом и выезжать из городов. Таким образом, когда был объявлен "день переселения"-евреи с величайшим облегчением собрались в указанных местах. В листовках, которые были распространены накануне, указывались условия сохранения оставляемого имущества и жилья и указывались места и время сбора. Так, евреям Пятигорска, Горячеводска, поселка Свобода, Ново- Пятигорска и Красной Слободки назначен сбор от 7 утра до 4 часов вечера на улице Анджиевского в Пятигорске. И с немецкой пунктуальностью и расчетом в листовке дают рекомендации иметь при себе такие личные вещи , как например: одеяла, кухонные и столовые принадлежности, одежду и питание на 3-4 дня. Но вес вещей не должен быть более 30 кг. на человека. Оставленное имущество будет сохраняться домовладельцами, домоуправляющими, квартирантами, соседями. Целесообразно оставить перечень оставляемых вещей в домоуправлениях. А население не еврейского происхождения ставится в известность, что виноватые в расхищении еврейского имущества будут немедленно расстреляны. Но смешанные браки не подлежат переселению. День переселения был объявлен и для евреев, которые находились в селах Апанасенковского района, а именно в тех, где не было спецпереселенцев. Так из села Рагули пригнали в Дивное- 120 человек. Они брели под жарким осенним солнцем по пыльной дороге без воды и отдыха. Их конвой был немногочислен, но они верили, что идут на станцию для погрузки в вагоны. И в пути никто не пытался убежать. Хотя возможности были. Населенных пунктов по пути следования нет, степь вокруг широка, но возможно это и останавливало людей. Как там спрятаться? Куда идти? Но известны случаи, когда женщины оставляли маленьких детей или местные жители на свой страх и риск, вдруг кого-то объявляли своими дальними родственниками. Владимир Алексеевич Коротич ( в 1942 году ему 16 лет) из села Воздвиженское подтверждает, что такие листовки видел и вероятно они были распространены во всех селах района и евреев собрали вначале в селе Рагули, а потом конвоировали в Дивное. Возможности спасения были. Но люди верили немецким властям или просто покорились судьбе.

Алексей Толстой в очерке " Коричневый дурман" пишет: "Один армянин рассказал мне, что в то утро он пришел на вокзал в Кисловодске; шумная, оживленная толпа грузилась в девятнадцать открытых и закрытых вагонов, двадцатый был для членов еврейского комитета, армянин разыскал в толпе знакомую женщину и сказал ей: " Отдайте мне на воспитание вашу дочь, вы не доедете до Украины". Семилетняя дочка той женщины была такая красавица и умница. что все заглядывались на нее.

Долго уговаривал женщину, она задумалась, обняла дитя. " Нет, - ответила,- что будет, то будет, мы не расстанемся".

Даже, когда им на станции Минеральные Воды грубо предложили оставить имущество и драгоценности возле их будущих могил, они были организованы и слушали членов еврейского комитета. Те успокаивали: " Немцы- враги, немцы -суровы, но они же - культурные люди, мы должны верить обещанию командования". Все это рассказал выживший старик Фингерут, который спрятался в траве на запасном пути. Он видел ВСЕ...

III. Истребление евреев в Дивном проходило далеко за селом, но рядом была станция и работающие там это видели. Изверги не скупились на всякого рода издевательства. Заставляли выполнять непосильную работу, без воды и еды.( Начало сентября в степи -зной и жара как летом). По воспоминаниям Варвары Андреевны Антонец:" Обреченных на гибель, среди которых было немало детей, заставили рыть ямы, куда сбрасывали изверги не только трупы, но и живых людей. Когда ямы засыпали , взрыхленная земля шевелилась". Свидетелей разгоняли автоматными очередями. Погрузили на подводы имущество евреев, а на ночь у могилы выставили охрану. Эти звери ничего не скрывали! Всего в районе было расстреляно 660 человек. Все они похоронены в двух могилах.

В справке из краевого архива для комиссии райисполкома по расследованию немецких злодеяний указано, что приказ об уничтожении евреев исходил от коменданта Гаримана, а исполняли офицеры Вольф, Гейсман, Людвиг, Таннер, Рудольф и Цетлер. А нужно ли их здесь упоминать? Да! Потому что они безумные исполнители диких идей, а рядом с ними всегда будут на огненном фоне присутствовать образы безвинных неизвестных нам жертв. Это как ориентир в прошлом времени, чтобы и мы не забыли. Когда - ни будь назовем их поименно.

Горькие итоги: в Ставрополе от рук фашистов уничтожено- 8 тысяч, в Минеральных Водах- 10 тысяч, в Пятигорске- 3 тысячи, в Кисловодске- 3 тысячи... Евреев, проживавших в СССР- было уничтожено 1,5 млн. человек из 6 млн. уничтоженных в разных странах Европы в годы Второй мировой войны.

IV. О толерантности и ответственности помнить.

В России восприятие Холокоста долго было неоднозначно и произошло это от нежелания видеть Катастрофу частью истории нашей страны. Здесь свою роль сыграл ложный русский патриотизм ( основанный на элементах национализма), провозглашавший, что память о трагедии евреев умаляет значимость жертв русского народа, его героизм. Но дело в том, что память о жертвах евреев в корне не верно, выделять как отдельную

страницу истории. Не бывает геноцида против отдельного народа, геноцид всегда против всех..Холокост- это наша общая история, наша общая память. Она скреплена общей кровью погибших вместе с евреями людей, независимо от их национальности. Стоит помнить и том, что следующей жертвой нацизма могли стать и славяне, генеральной репетицией уничтожения которых послужил Холокост.

Мировое сообщество делает сегодня очень многое для того, чтобы Холокост стал памятным днем человечества. Генеральная конференция ЮНЕСКО утвердила 16 ноября 1995года Декларацию принципов толерантности. Толерантность ( терпимость)- это не только принцип, но и важное условие

мира и социально - экономического развития всех народов. 16 ноября было провозглашено ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. 27 января - Международный день памяти жертв Холокоста.

V. Практическая работа "Холокост- это наше вчера, сегодня или, может быть, завтра?"

Цель- Познакомить учащихся с позициями и мнениями, отражающими историческую обстановка в Германии перед началом войны, создать ситуацию помощи в формировании позиции отрицания идей нацизма и геноцида и в формировании толерантного отношения к людям иной национальности и вероисповедования.

Задание№1 Проанализируй эти мнения историков и журналистов и сформулируй свое отношение к этим позициям и ответь на вопросы.

а) Даниэль Голдхаген в диссертации " Добровольные палачи Гитлера" утверждает, что главная причина Холокоста - антисемитизм, свойственный на тот момент массовому сознанию немцев.

б) Немецкий историк и журналист утверждает, что поддержку политики геноцида нацисты получили в результате того, что отнятое у жертв преследования имущество было присвоено рядовыми немцами.

в) Алексей Толстой, писатель:" Что все это такое? Я спрашиваю: кто такие немцы? Как мог немецкий народ пасть так низко, чтобы его армия совершала дела, о которых тысячу лет с омерзением и содроганием будет вспоминать человечество? Каким раскаянием и какими делами немцы смогут смыть с себя пятно позора? Пятно позора - это нацизм. Немецкий народ не плюнул

в глаза своему соблазнителю и пошел за Гитлером убивать и грабить."

Вопросы: Почему такое масштабное уничтожение людей стало возможным? Что такое национализм, нацизм, геноцид, Холокост?

Почему в процессе преследования евреев участвуют миллионы немцев? Как это связано с экономическим развитием Германии в конце 30-х годов?

Задание №2. Позиции блогеров в интернете: а) " Споры и рассуждения о уникальности Катастрофы (Холокоста) уже стали традиционны. Мой собственный вывод: да, уничтожение евреев в гитлеровской Германии уникально в прошлом, оно не может быть сопоставимо ни с преследованием еретиков в Средние века, ни с дискриминацией негров в Северной Америке, ни со сталинскими репрессиями,

однако беспрецедентность Холокоста в прошлом, к сожалению, не означает беспрецедентность в будущем."

б) " Каждый человек - целый мир и если память спасла от ненависти, хотя бы одного, значит, один мир спасен от гибели. Добавляет оптимизма и то, что семена памяти все же посеяны, остается ждать плодов".

Какие реальные процессы в мире могут привести к Катастрофе? Как им можно и нужно противостоять? Что для этого может сделать каждый из нас?

VI. Заключение.

С точки зрения исторической науки, время, прошедшее после Катастрофы, - мгновение, не позволяющее беспристрастно оценить и осознать это событие. Велик соблазн и спекуляции этой темы. Но время бросает нам новые вызовы в виде религиозного экстремизма, терроризма, сектанства. И память о трагедиях - это возможность предупредить молодое поколение о том, что может быть, если допустить повторение. Поставленные цели в целом удалось достичь. Учебный процесс - это творческий процесс и успех зависит от личности учителя. Но в одном я уверена, что память наша пеплом не станет. НИКОГДА!


VII. Используемая литература:

1. Архивная справка для колхоза " Путь коммунизма". 1989год.

2. А. И. Кругов " Ставропольский край в истории России. 2001год.

3. А.Н. Толстой очерк " Коричневый дурман", газета " Красная Звезда", 1943год.

4. А.Головко, Е. Горенкова проект учащихся МКОУ СОШ№1,посвященный 70-летию Победы " Горькие 162дня". 2015г.

9

© 2010-2022