Программа формирования универсальных учебных действий 5 кл

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

Управление образованием Амгинского улуса

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Амгинская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.Г.Короленко

с углубленным изучением отдельных предметов»

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №

от 26.05.14

«Согласовано»

Заместитель директора школы по учебной работе

Чикальдина Т.Д../ /

«…»______________2014г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ АСОШ №1

Назарова С.К../ /

От « .»___________2014г.



Программа формирования универсальных учебных действий

реализации ФГОС в преподавании истории


Учитель ___Захарова В.И.___







с. Амга



Программа формирования УУД в преподавании истории МБОУ Амгинская СОШ №1 им. В.Г.Короленко

на ступени основного общего образования


Общий подход


Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования направлена на:

- реализацию требований стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования; повышение эффективности освоения обучающимися основной образователь-ной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий;

- расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;

- формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой

проблемы.

Программа обеспечивает:

- развитие у обучающихся способности к саморазвитию и самосовершенствованию;

- формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и

установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;

- формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся;

- повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, национальные образовательные программы и т.д.);

- овладение приёмами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) и сети Интернет.

Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий

в реализации ФГОС


В ФГОС преподавания истории содержится характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

• личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

• смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

• нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

• планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны х характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция - внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

• оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

• структурирование знаний;

• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

• выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

• смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного,

научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-_символические действия:

• моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников

и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

• постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.



Цели и задачи программы


Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования поставил на первое место в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные - универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) - это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Цель программы формирования универсальных учебных действий - обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных учебных действий в рамках ФГОС.

Задачи программы:

  • установить ценностные ориентиры основного общего образования;

  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

  • выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Программа формирования УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

  • коммуникативные - обеспечивающие социальную компетентность,

  • познавательные - общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

  • личностные - определяющие мотивационную ориентацию,

  • регулятивные - обеспечивающие организацию собственной деятельности.


Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения
по УМК преподавания истории в основной школе


2014-2015

5класс

1.Осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции

2.Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах: объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны,

3.Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него

4.Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя

5.Осваивать новые социальные роли и правила,

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель, проблему деятельности, в учебной деятельности.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях, исправлять ошибки

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2.Находить нужную информацию в учебнике.

3. Использовать разные виды чтения (в том числе просмотровое, ознакомительное, изучающее)

4. Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия

5. Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным основаниям

Сравнивать объекты по заданным критериям 7.Устанавливать причинно-следственные связи на простом уровне

8. Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план в том числе используя ИКТ

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами,

2. Организовывать свои действия: ставить цель, планировать работу, действовать по плану, оценивать результат

3.Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Различать в речи другого мнения, доказательства, факты

4. Участвовать в паре и группе в проектах




2015-2016

6 класс

1.Осознавать свои эмоции, адекватно выражать их и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

2.Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в том числе учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

3.Осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах: объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны, добровольно ограничивать себя ради пользы других

4.Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.


1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .

5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

2016-2017

7 класс

1.Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков.

2.Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи раннего Нового времени (европейские колонизаторы и жители Востока, феодалы и «третье сословие», помещики и крестьяне, сторонники традиций и поборники перемен и т.д.).

3.Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, , иллюстрация и др.) сопоставлять и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

1.Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. 2.Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.

  1. 3.Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

3. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

2017-2018

8 класс

1.Давать и подтверждать аргументами и фактами собственные оценки действиям деятелей всеобщей и российской истории (в том числе безымянным) по защите своей родины, изменению общественных порядков

2.Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX - начала XX века.

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

4. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

5.Добывать, сопоставлять, и критически проверять историческую информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.).

6. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

3. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

4.Вступать в дискуссию с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого. Различать в исторических текстах (речи): мнения, доказательства (аргументы), факты, гипотезы (предположения). Отстаивая свою позицию, выдвигать контраргументы и перефразировать мысль. Уметь взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.

5.Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.


2018-2019

9 класс

1.Давать нравственную оценку (и объяснять ее с позиции гуманистических духовных ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, мировых войн Новейшего времени.

2.Формирование личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, поликультурности

3.Приобретение готовности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования

1.Формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию,осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы

1.Развитие стратегий смыслового чтения и работы с информацией

2.Регулярное обращение в учебном процессе к использованию знаково-символических средств, широкого спектра логических действийи операций

3.Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности


1.Формирование действий по организации и планировании учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретение опыта такой работы

2.Удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации

3Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, 4.Формирование собственной активной позиции в решении задач в области социальных отношений







© 2010-2022