Конспект урока на тему Свобода рабовладельцев

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Свобода рабовладельцев.

Класс 5

Учебник: Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова А.В., Кузнецова С.С., Николаева А.А. Всеобщая история. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы.- М.: Баласс, 2009г.(стр.64-69)

Программа: Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа / Под науч. Ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Баласс, 2012 г.

Цели урока по линиям развития личности.

1-2 Линия: Картина мира в фактах и понятиях.

Научить выявлять главное в хозяйственной и общественной жизни классической Греции.

3 Линия: Историческое мышление.

Научить объяснять причины, по которым свободные греки использовали труд рабов.

Анализируя правление Перикла, научить выявлять причины расцвета афинской демократии.

4 Линия : Нравственное самоопределение.

Научить давать нравственную оценку такому историческому явлению, как применение рабского труда в полисе, где установлены демократические порядки.

5 Линия: Гражданско-патриатическое саоопределение.

Научить определять и объяснять свои оценки» с гражданских позиций таким явлениям, как « афинская демократия» и «древнегреческое классическое рабство».

Обязательный минимум содержания: роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйственной и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Оборудование: Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Кузнецова А.В., Кузнецова С.С., Николаева А.А. Всеобщая история. История Древнего мира: Учебник для 5-го класса основной школы.- М.: Баласс, 2009г.

Раздаточный материал: таблицы, тесты, информации, карточки с вопросами и заданиями для групп. Использование средств мультимедиа.

Ход урока:

I. Проверка домашнего задания

II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы

III. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

IV. Выражение решения. Применение нового знания.

V. Закрепление изученного.

I Проблема урока: Почему свободные греки пользовались трудом рабов?

II Поиск решения проблемы:

1)Кто мог стать рабом?

Предполагаемый вывод по проблеме: Рабами были не эллины, а варвары - это оправдывает использование рабского труда.

2)Где и как использовался труд рабов?

3)Как применение рабского труда изменило жизнь свободных греков?

Примерный вывод по проблеме: Рабский труд давал прямую выгоду свободным грекам.

3)Как применение рабского труда изменило жизнь свободных греков?

Примерный вывод по проблеме: Рабский труд освобождал граждан для дел управления полисом.






I. Проверка домашнего заданияУчитель

(наиболее типичные действия, фразы диалога)

Ученики

(ожидаемые действия, ответы)

  1. Разминка

Ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала нам необходимо с вами вспомнить тему прошлого урока. Поэтому мы сейчас с вами начнем урок с разминки и вспомним основные события в истории греко-персидских войн.

КРИПТОРГАММА

Вместо цифр вставьте буквы и объясните значение полученных слов



21РИ4

ДАРИЙ

7ИЛЬ9И12

МИЛЬТИАД

Ф37И89О5Л

ФЕМИСТОКЛ

Ответ: 1-А, 2-Д, 3-Е,4-Й,5-К,6-Л,7-М,8-С,9-Т



  1. Тестовая проверка знаний

Выполнив работу, учащиеся меняются карточками и проводят взаимопроверку.

Бланк ответаа

б

в

1




2




3




4




5




(Вопросы теста выведены для обозрения обучающихся при помощи мультимедийной установки)


Тест

1. Кто является автором Илиады?

а) Гомер

б) Сократ

в) Фидий

2. В каком году были проведены первые Олимпийские игры?

а) 480 г.до н.э.

б) 490 г.до н.э.

в) 776 г.до н.э.

3. Как звали царя Итаки?

а) Парис

б) Одиссей

В) Эгей

4. Как звали богиню мудрости?

а) Афродита

б) Гера

в) Афина

5. В переводе с греческого данное понятие звучит как «Лучшие властители». Кого так называли?

А) Демос

Б) Гражданин

В) Аристократы


  1. Узнай по признаку понятие

(Понятия

выведены для обозрения обучающихся при помощи мультимедийной установки)


Полис

Свободный человек, член общины, имеющий право на часть земли в общине из это несущий перед ней обязанности.

Гражданин

Способ правления государством, при котором все основные вопросы власти решаются большинством голосов граждан

Демократия

Человек, лишенный свобод, принадлежащий другим людям

Раб

Город-государство



-Объясните, что означает понятие «гражданин» в современном обществе?

-Какой государственный строй был установлен в Афинах?

-Что это значит?

-Человек, который обладает правами и обязанностями в обществе.

-Демократический.

-Граждане имеют права.

  1. Учитель формулирует тему урока.

Свобода рабовладельцев

II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы-Давайте с вами узнаем, так ли это было на самом деле?

-Откройте с. 171. Читаем разговор Антошки и Источниковеда.

-Прочитайте, как Перикл в своей речи высказывается о государственном строе Афин и об отношениях между гражданами?

(Текст выведен на экран при помощи мультимедийной установки)

Читают вслух текст со слов: «…Наш государственный строй… до слов все обладают равными правами».

Все граждане обладают равными правами

-Читаем дальше текст.

-Как Аристотель высказывается об отношениях свободных граждан и рабов?

-Что это значит?

Фиксирует на доске:

Аристотель:

Для свободных греков раб это собственность.

Читают текст до конца.

-Рабы для свободных граждан есть одушевлённая собственность.

-Значит, рабы не имели прав и должны были подчиняться свободным гражданам.

-Сравните высказывания Перикла и Аристотеля. В чём противоречие, какой возникает вопрос?

Фиксирует на доске.

По- разному формулируют проблему.

Проблема: Почему свободные греки пользовались трудом рабов?

-Какие у вас есть версии решения проблемы?

В диалоге выводит учеников на следующие версии:

Фиксирует на доске.

Версии:

1)рабы были не эллины

2)труд рабов был выгоден

3)труд рабов позволял грекам заниматься делами управления

Предлагают свои версии, принимаются любые.

Записывают в тетрадь.

II. Актуализация знаний. Планирование деятельности.-Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Фиксирует на доске.

Надо узнать:

1)Кто мог стать рабами?

2)Где и как использовался труд рабов?

3)Как применение рабского труда изменило жизнь свободных греков?

Определяют, каких знаний недостаточно, где и как их добыть.

Записывают план действий в тетрадь.

В соответствии с намеченными пунктами плана ученикам даются продуктивные задания.

1Кто мог стать рабами?

-Прочитайте первые два предложения из п. 1 с. 167. Определите, кто мог стать рабом?

-Какой вывод, исходя из этого, можем сделать?

Читают вслух текст, выделяют главное.

-Рабами были военнопленные: варвары-иноземцы.

-Греки использовали труд рабов, так как рабами были не свободные эллины, а варвары-иноземцы.

2.Где и как использовался труд рабов?

-Используя текст (п. 1 с. 167-168), составьте список работ, на которых использовался труд рабов, а рядом запишите, какие выгоды это давало грекам.



-Как ты, человек XXI, считаешь: можно ли этими выгодами оправдать применение рабского труда? Объясни свой ответ.

-Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

Критериями правильности ответа можно считать следующее:Труд рабов.

Выгоды для греков.

Работа в усадьбе рабовладельца

обогащение за счёт продажи излишков продуктов, которые накапливались за счёт труда рабов

Работа на рудниках

Выполняли тяжёлую работу

Работа в мастерских.

Гребцы и грузчики на кораблях

Дешёвый труд рабов приносил денежный доход.

Высказывают оценочное мнение.

Вывод: Используя труд рабов, греки получали прямую выгоду для себя и для своей семьи.

Разминка

Игра «Жили не жили»

(Необходимо определить персонажей Древней Греции по группам)

(Осуществляется переход к понятию Демократия и личностям: Солона и Перикла)

Игра «Жили не жили»жили

Не жили



Афина, Ксеркс, Посейдон, Солон, Зевс, Перикл

(Изображение на экране)

Историческая задача:

Дано:

В 443 г. до н. э в впервые стратегом в Афинах был избран Перикл. Пятнадцать раз подряд его избирали на эту должность.

Найти: В каком году Перикл был избран на должность стратега в последний раз ?

Ответ: 428 г. до. н. э

Учитель рассказывает учащимся о деятельности Перикла и заполняют таблицу.

Демократический строй предполагал участие всех свободных граждан в управлении полисом. Благодаря чему свободные граждане могли позволить себе участвовать в государственных делах?


+

-

-выбор должностных лиц

-свобода слова

-голосование

-суд присяжных

-отчёт должностных лиц перед гражданами

-изгнание на 10 лет из Афин по подозрению в угрозе афинским порядкам

Вывод: Благодаря труду рабов и тому, что служба на государственной должности оплачивалась из казны полиса.

-Как вы думаете, какова роль и принципиальное отличие свободных и рабов в афинском обществе?

Анализируя схему на с. 147 и порядки при Перикле (п.2 с.170 первый абзац), выявляют, что должностные лица могли избираться не только из 1-2 разряда граждан, а из всех разрядов, даже бедный мог стать полководцем-стратегом, и помогали ему в этом его рабы, исполняя его поручения.

Выявляя отличия в положении рабов и свободных, ученики с помощью учителя приходят к выводу.

Вывод: Свободные граждане обеспечивали жизнедеятельность и благополучие полиса, а рабы обеспечивали хозяйственное благополучие и создавали возможность для реализации прав свободных граждан.

IV. Выражение решения. Применение нового знания.-Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?

-Подтвердились ли версии, которые мы с вами выдвинули в начале урока?

Примерный вывод по проблеме:

-Свободные греки пользовались трудом рабов, так как это давало прямую выгоду и возможность участвовать в государственных делах. К тому же использование рабского труда оправдывало греков, так как рабами были не эллины, а варвары.

V. Закрепление изученного.Учитель предлагает обучающимся составить синквейн.

1-я строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна

2-я строка - два прилагательных, характеризующих ключевое слово

3-я строка - три глагола, показывающее действие понятие

4-я строка - короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию

5-я строка - резюме; одно слово, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Понятие:

Раб

Учитель подводит итог урока, выставляет отметки за работу на уроке


Домашнее задание: § 27, письменно ответить на вопрос № 3 «Почему правление Перикла считают временем расцвета афинской демократии»







© 2010-2022