Конспект урока по всеобщей истории на тему США в XIX веке (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по всеобщей истории в 8 классе

учителя истории Качур Н.А.

Тема урока: США в XIX в.: модернизация, отмена рабства, монополистический капитализм.

Дата урока: 16 ноября 2016 год

Цели урока: рассмотреть тенденции социально-экономического развития США в XIX веке, определить причины Гражданской войны в США в 1861-1864 гг.

Задачи урока:

- Дать характеристику экономическому, социальному и политическому развитию США в XIX в.,

- Выявить своеобразие капиталистического развития США,

- Выявить причины Гражданской войны в США,

- Показать историческое значение отмены рабства в США,

- Продолжить формирование умений обобщать исторические факты, делать выводы, работать с текстом учебника, составлять исторический рассказ, анализировать исторические документы, отвечать на проблемные вопросы.

Тип урока: урок изучение нового материала.

Педагогические технологии: технология проблемного изучения, информационно-коммуникативная технология, традиционная технология, авторская методика.

Мотивация: идеи свободы и справедливости, защита человеческих прав актуальны с давних времен. И сегодня на уроке мы узнаем, как эти идеи воплощались в жизнь на примере истории США XIX века.

Основные понятия: акр, плантационное хозяйство, монополия, капитализм, расизм, аболиционизм, гомстед.

Оборудование: учебная доска Smart board, проектор, ноутбук, презентация, классная доска и мел, учебник, обычная тетрадь, раздаточный материал.

План урока.

1. Рост территории страны. «Земельная лихорадка».

2. Особенности примышленного переворота. Плантационное хозяйство на Юге. Монополистический капитализм.

3. Аболиционизм.

4. А.Линкольн. Гражданская война и отмена рабства.

1. Рост территории страны. «Земельная лихорадка»

Освободившись от Английской зависимости, экономика США стала быстро развиваться. Страна избавилась от ограничений, которые налагала Англия на местную промышленность и торговлю. В собственность властей США перешли огромные земли, прежде принадлежащие британской короне и лордам - землевладельцам.

Дух свободного предпринимательства, восторжест­вовавший на американской земле после завоевания не­зависимости, сделал новую страну еще более сильным магнитом для десятков и сотен тысяч переселенцев.

Что привлекало в Северную Америку переселенцев из Европы? Почему после завоевания США независимости число переселенцев значительно возросло?

Иммиграция в США в 1820-1860 гг.


Годы

Число иммигрантов

Годы

Число иммигрантов

1820-1825 1826-1830 1831-1835 1836-1840

48 888

102 936

252 494

346 631

1841-1845

1846-1850

1851-1855

1856-1860

430 336

1 282 915

1 748 424

849 790

На какие годы пришелся наивысший подъем иммиграции в США? С чем это могло быть связано?

Большинство переселен­цев стремились обосноваться на дешевых плодород­ных землях, которых в старых областях становилось все меньше и меньше. Поэтому значительная часть иммигрантов (как и многие потомки первых пересе­ленцев) устремилась на Запад - за Аллеганские горы и еще дальше. На новых землях возникали фермер­ские хозяйства капиталистического типа, появлялись поселения, затем выросшие в крупные города.

По закону 1841г. Переселенцы могли оформить захваченные земли при условии, что на участке поставлен дом с окном. Бывало, что люди использовали одну и ту же хижину, перетаскивая её на новый участок.

Позднее к «земельной лихорадке» добавилась «золотая лихорадка»: в 1848г. в Калифорнии обнаружили золото.

Территория США позволяла двигаться всё дальше от побережья Атлантического океана. Постепенно границы США расширялись.

ЗАДАНИЕ: Заполнить таблицу (какие территории, когда и как были приобретены США, кому принадлежали ранее) с опорой на слайд презентацииТерритория

Кому принадлежала

Когда присоединена к США

Каким методом

Луизиана

Флорида

Территория в

верховьях реки

Миссури

Техас

Орегон

Новая Мексика

Франции

Испании

Англии

Мексике Англии Мексике

1803 г.

1810-1821 гг. (дого­вор 1819 г.)

1818 г..

1845 г.

1846 г.

1848 г.

Приобретена (за 15 млн. долларов) Захвачена

Приобретена

Захвачена

Уступлена Англией Захвачена

Американские историки доказывают, что в отличие от стран Европы, которые силой захватывали чужие территории, США только «приобретали», покупали? Так ли это?

«Площадь территории США». Могут быть приведены данные о территориальном росте страны:


Годы

Территория (в тыс. кв. км)

1776

1000

1803

2149

1848

7720

1867

9369

(включая Аляску, ставшую в 1867 г. владением США)

Таким образом, территория США значительно расширилась, от Атлантического до Тихого океана.

Что необходимо для освоения такой огромной территории?

Конечно, же, развитие транспорта, создание удобной транспортной сети и быстрых средств сообщения. В1807 ирландец Роберт Фултон построил колёсный пароход «Клермон». Длина- 43 метра.

Первый рейс по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани 270км, против течения за 32 часа. С конца 1810 в стране начало быстро развиваться речное пароходство. Строились многочисленные каналы.

В 1819 пароход «Саванна» совершил первый рейс через океан за 26 дней и доставил груз хлопка из США в Англию. С 1838 - регулярные рейсы в Европу. Первая железная дорога -1864.

Чему способствовало строительство дорог и каналов?

2. Особенности примышленного переворота. Плантационное хозяйство на Юге. Монополистический капитализм.

С XVIII в. в США закрепилось деление на две системы хозяйства и соответственно на два ти­па общественных отношений.

Север

ЮГ

Население

22 млн

9,5 млн (3,5млн. рабов)

Наёмные рабочие

2,5 млн

110 тыс

Капитал промышленных предприятий

850 млн долларов

170 млн долларов

Капитал в банках

400 млн. долларов

22 млн. долларов

Хлопчатобумажные фабрики

99

8

Север имел значительно более раз­витую сеть железных дорог и судоходных каналов.

В целом (и главным образом на Севере) экономическое разви­тие шло в США быстрыми темпами. В стране широко использовались европейские технические и научные достижения, что было одной из особенностей промышленного переворота.

Доля США в мировом промышленном производстве возросла с 6% в 1820 г. до 15% в 1860 г.

К началу гражданской войны США вышли на четвертое место в мире по объему промышленного производства.

Какие страны опережали США по этому показа­телю? Каковы были причины быстрого роста американского промыш­ленного производства?

А как уход рабочих на запад мог мешать развитию капитализма?

Промышленная революция почти не коснулась юга. Здесь правил король - хлопок.
В южной части новых земель преобладали большие плантации - крупные земельные участки, занятые той или иной сельскохозяйственной культурой. На них использовался труд негров - рабов. Такие план­тации давно существовали и в старых колониях

американского Юга, теперь ставших штата­ми. Рабовладельцы-плантаторы, были типичными капиталистическими хозяевами. Но эксплуатировали они не груд наемных рабочих, а исключительно дешевый (почти бесплатный) труд негров-рабов. Многие это осуждали. Против рабства выступали и многие белые американцы. Число их росло, и уже в 1860-е годы споры по проблеме рабства привели к серьез­нейшему внутреннему конфликту.

Многие противники рабства исходили не только из моральных соображений. Плантаторы нарушали «правила» капиталистической конкуренции. Они получали огромные прибыли, а затраты их были минимальными - только на покупку рабов и их содержание. Это вызывало раздражение и зависть, а затем и протест у капиталистов Севера и Запада США. Ведь им для получения прибыли приходилось тратить намного больше.

Можно сказать, что сама индустриальная цивилизация становилась противником рабства.

Монополистический капитализм.

ЗАДАНИЕ: Записать термины в тетрадь с опорой на «обычную» доску (монополия, капитализм), с помощью текста учебника стр. 138-139 (стр. 99) назвать монополистические объединения, кому они принадлежали, что контролировали. Антитрестовский закон.

3. Аболиционизм

Численность чёрных рабов в США постоянно росла. На севере и западе страны отношение к рабству было всегда отрицательным. На Юге в газетах можно было прочитать следующие объявления.

ЗАДАНИЕ: Проанализировать исторический документ, ответить на проблемные вопросы.

В чарлстоунской газете (штат Юж­ная Каролина) от 21 февраля 1825 г. можно было про­читать такое объявление:

«Рабы для домашних услуг. Продаются превосходные негры:

Молодая женщина, умеющая хорошо готовить, стирать и гладить, и ее четверо детей - мальчик 12 лет, мальчик 9 лет, девочка 5 лет, умеющая шить, и девочка около 4 лет.

Семья - молодая женщина, умеющая хорошо стирать и гла­дить, и ее дочь 14 лет, привыкшая к домашней работе.

Молодая женщина - домашняя прислуга и двое мальчиков: один 3 лет, другой 4 месяцев.

Хорошая портниха и домашняя прислуга с мальчиком 7 лет.

Три молодые женщины 18, 19 и 21 года, все три привык­шие к домашней работе.

Девушка-мулатка 17 лет, хорошая портниха и горничная, со своей бабушкой.

Двое мужчин - один хороший кучер, другой официант.

Обращаться в нашу контору или в контору на Хазелстрит № 19».

Какие чувства у вас вызывают эти объявления?

Нарушают ли эти объявления Декларацию независимости?

С 30-х годов в стране развернулось движение аболиционистов (движение за отмену рабства). В их числе фермеры и ремесленники, чиновники и священники, рабочие и представители интеллигенции.

Чем по-вашему, занимались аболиционисты?

ЗАДАНИЕ: Проанализируйте последнюю речь Джона Брауна. Предположите, кто он и что с ним случилось

Последняя речь Джона Брауна 2 ноября 1859 г.

«Я должен сказать несколько слов. Во-первых, я отрицаю все, кроме того, в чем признался, т. е. моего намерения освобо­дить негров. Я хотел осуществить это мирным путем, как это бы­ло сделано прошлой зимой, когда я пришел в Миссури, вывел оттуда рабов без единого ружья, провел их через всю страну и оставил в Канаде. Я хотел сделать то же самое, только в боль­шем масштабе. Это все, что я задумал. Никогда не замышлял я ни убийства, ни предательства, ни уничтожения имущества...».

(Фермер, поднял восстание в Виргинии, не поддержали, повешен)

Большинство аболиционистов старались избегать кровопролития. Была организована «подземная железная дорога». Это была тайная организация со своими «станциями, проводниками, которые помогали беглым рабам переправляться в Канаду или скрыться. Негритянка Гарриет Тамбме н вывела - 300 рабов. За её голову было назначено вознаграждение - 40 тыс. долларов.

Что, по - вашему было наиболее действенным способом борьбы с рабством: массовая вооружённая борьба, восстания негров, активная ненасильственная деятельность или просто ожидание того, что рабство «отомрёт»?

Между тем «неотвратимый конфликт» подошёл к точке взрыва.

1854 г. образовалась республиканская партия, став­шая центром притяжения антирабовладельческих сил. Руководящую роль в ней заняла промышленная буржуазия, выдвинувшая про­грамму развития национальной экономики: высокие таможенные тарифы, строительство железных дорог и т. д. Массовую базу пар­тии составляли фермеры, мелкая буржуазия городов и рабочие, од­ним из главных требований которых было бесплатное наделение всех желающих земельными участками на Западе.

Какая ещё существовала партия в США? (1828г. - демократическая партия)


4. А.Линкольн. Гражданская война и отмена рабства.

В ноябре 1860 г. Президентом был избран Авраам Линкольн.

Биография Линкольна.

ЗАДАНИЕ: Работа с текстом учебника, стр. 133. Чтение и составление исторического рассказа (биографическое описание).

Линкольн родился 12 февраля 1809 года в семье фермеров, живших на ферме в штате Кентукки. Он был назван в честь дедушки, убитого индейцами. Когда Аврааму было семь лет, семья перебралась в Индиану, а чуть позже - в Иллинойс. В девять лет Авраам потерял мать, после чего его отец женился во второй раз.

С детства Авраам пристрастился к книгам и пронёс любовь к ним через всю свою жизнь. Друг его детства, впоследствии писал:

«После того, как Аврааму исполнилось 12 лет, не было случая, когда бы я его видел без книги в руках… По ночам в хижине он опрокидывал стул, заслонял им свет, усаживался на ребро и читал. Это было просто странно, чтобы парень мог столько читать».

С ранних лет Авраам помогал семье в полевых работах, а, став постарше, подрабатывал разнообразными способами - на почте, лесорубом, землемером и лодочником. Особенно ему хорошо давалась рубка дров, за что он получил прозвище «щепкоруб». Его дядя и отец дяди владели рабами. Отец Линкольна отвергал рабство как по моральным, так и по материальным соображениям: будучи рабочим, он не мог конкурировать с рабским трудом.

В 1830 году семья Авраама Линкольна снова переехала. Линкольн, став совершеннолетним принимает решение начать самостоятельную жизнь. Он нашёл временную работу, во время которой ему довелось проплыть вниз по реке Миссисипи и побывать в Новом Орлеане, где Линкольн посетил невольничий рынок и на всю жизнь сохранил неприязнь к рабству. Вскоре он поселился в деревне в штате Иллинойс. Там все свободные часы он посвящал самообразованию и занятиям с учителем местной школы.

В 1832 году Линкольн баллотировался в члены законодательного собрания Иллинойса, но потерпел поражение. После этого он начал систематически изучать науки. Первоначально Линкольн желал стать кузнецом, но после знакомства с мировым судьёй, он принялся за право. В это же время он со своим компаньоном пытался зарабатывать на торговой лавке, но дела шли плохо.

В 1832 году в Иллинойсе вспыхнуло восстание индейцев, не желавших покидать родные места и переселяться на запад, за реку Миссисипи. Линкольн вступил в ополчение, был избран капитаном, но в боевых действиях не участвовал. В 1833 году Линкольн был назначен почтмейстером. Благодаря этому он получил больше свободного времени, которое посвящал занятиям. Новая должность позволяла ему перед отправкой читать газеты политического содержания.

1835 году (в 25 лет) Линкольн был избран в Законодательное собрание штата Иллинойс. В1836 году Линкольн сдал экзамен на звание адвоката.

Молодой законодатель и адвокат быстро приобрёл авторитет благодаря своим ораторским способностям и безукоризненной репутации. Нередко отказывался брать гонорары у несостоятельных граждан, которых он защищал в суде; ездил в разные концы штата, чтобы помочь людям в разборе тяжб.

В 1846 году Линкольн был избран членом Палаты представителей Конгресса от партии вигов.

Линкольн сочувствовал аболиционистам и был противником рабства, но не признавал крайних мер, выступал за постепенное освобождение рабов, так как целостность Союза ставил выше свободы негров.

В 1856 году он, как и многие бывшие виги, примкнул к созданной в 1854 году Республиканской партии, выступавшей против рабовладения, в 1858 году был выдвинут кандидатом на место в Сенате США.

В октябре 1859 года на юге вспыхнуло восстание Джона Брауна, захватившего правительственный арсенал и планировавшего начать восстание рабов. Отряд был блокирован войсками и истреблён. Линкольн осудил действия Брауна как попытку силового решения вопроса о рабовладении.

Личность Линкольна ассоциировалась у американцев с трудолюбием, честностью, социальной мобильностью. Выходец из народа, он был человеком, который «сделал сам себя».

6 ноября 1860 года участие в выборах впервые превысило 80 % населения. Линкольну, во многом благодаря расколу в Демократической партии, выдвинувшей двух кандидатов, удалось на выборах опередить своих соперников стать президентом США первым от своей новой партии. Линкольн победил на выборах, в основном, за счёт поддержки Севера. В девяти южных штатах имя Линкольна вообще не значилось на избирательных бюллетенях.

Победа Линкольна на выборах послу­жила для рабовладельцев сигналом к действию. Руководители южных шта­тов договорились о совместном выходе из состава США и создании своего госу­дарства. Не дожидаясь вступления Линкольна на пост президента,

20 дека­бря 1860 г. объявила об отделении от США Южная Каролина, а затем - еще 10 штатов.

4 февраля 1861 г. отделив­шиеся штаты образовали рабовладель­ческое государство - Конфедерацию со столицей в Ричмонде (Виргиния). Ее президентом стал крупный плантатор Джефферсон Дэвис. Раскол страны стал фактом, и это, означало объявление войны феде­ральному правительству.

Линкольн, вступая 4 марта на пост президента, за­явил, что его правительство не собирается отбирать у южан их рабов, не будет нападать на Конфедера­цию, если только она не атакует первой.

Но именно так и произошло. 12-13 апреля 1861войска Южной Каро­лины обстреляли и захватили находившийся на тер­ритории штата форт Самтер, оставшийся верным Со­юзу.

Линкольн тут же объявил о призыве в армию Союза 75 тыс. добровольцев. А в Конфедерации еще 6 марта был начат набор 100 тыс. добровольцев. Так началась Гражданская война США.

Что являлось причинами войны? (Рабовладельцы- плантаторы препятствовали введению высоких пошлин на ввоз европейских товаров; усиление вражды между рабовладельцами и фермерами из-за земли).

Обе стороны были уверены в своей победе. Но боевые действия сложились для северян неудачно. Они потерпели несколько поражений из-за нерешительных пассивных действий командования.

Генералы и офицеры Со­юза, действуя на территории Конфедерации, порой самовольно конфисковывали имущество рабовладель­цев и объявляли их рабов свободными.

Но это было посягательством на - неприкосновенность собствен­ности. Линкольн не раз отменял такие своевольные акты, указывая, что нельзя нарушать конституцию.

Было очевидно, что условия войны диктуют свои правила и нередко вынуждают идти на чрезвычайные меры. Осторож­ность и боязнь «перегнуть палку» неминуемо ведут к поражению. Необходимо было решать вопрос о рабстве и о земле.

20 мая 1862 г. президент подпи­сал закон о гомстедах - земельных участ­ках, которые за символическую плату на пустующих землях Запада мог получить каждый взрослый американец.

ЗАДАНИЕ: Работа с историческим документом (раздаточный материал)

Акт о земельных наделах, подписанный президентом 20 мая и оглашенный в послании к Конгрессу 27 мая 1862 г.(Ученикам)

Сенат и палата представителей Соединенных Штатов, собравшиеся в Конгрессе, постановляют:

Всякое лицо, являющееся главой семьи или дос­тигшее двадцати одного года, являющееся гражданином Соединенных Штатов или подающее заявление о своем желании сделаться таковым…, никогда не уча­ствующее в войне против Соединенных Штатов и не помогавшее их врагам, имеет право с 1 января 1863 г. вступить в законное владение одной четвертью секции ( Секция - 640 акров (1 акр - 0,39 га); следовательно 1/4 секции -160 акров, т.е. 62,4 га) или меньшим количеством никем не занятой обществен­ной земли или приобрести в порядке заимки участок, на который указанное лицо подало заимочную заявку, по 1,25 доллара или меньше за акр. Эти земли долж­ны составлять один участок ..

Всякое лицо, владеющее землей и живущее на ней, может согласно настоящему закону получить во владе­ние смежные с его участком земли, причем общее ко­личество земли, уже находящейся во владении и занятой, не должно превышать 160 акров.

Однако предусматривается, что до истечения 5 лет со дня ввода во владение землей не выдается никакого удостоверения или патента. По истечении этого срока... лицо, представляет двух достойных доверия свидетелей, что он жил на этой земле и обрабатывал её в течение пяти лет, получат патент

Как принятие того законно повлияло на ход войны?

Это привлекло на сторону северян множество фермеров, рабочих, ре­месленников, бедняков города и села.

ЗАДАНИЕ: Работа с историческим документом (раздаточный материал)

Прокламация об освобождении рабов 1 января 1863 года

Я, Авраам Линкольн, президент Соединенных Шта­том, властью главнокомандующего армией и флотом Соединенных Штатов в первый день января 1863 года…

Приказываю и объявляю, что все лица, считавшиеся ра­бами в указанных штатах и частях штатов, отныне и в дальнейшем свободны, и что исполнительная власть Со­единенных Штатов, включая военные и морские власти, будет признавать и охранять свободу упомянутых лиц.

При этом я предлагаю населению, объявленному сво­бодным, воздерживаться от всякого насилия за исключе­нием случаев необходимой самообороны, и я рекомен­дую им добросовестно работать за разумную плату.

Далее я объявляю и ставлю всех в известность, что такие лица, удовлетворяющие условиям, будут приняты на военную службу Соединенных Штатов в гарнизоны, посты, станции и другие места и на корабли всех ви­дов в качестве команды.

Подводя итог, я искренне полагаю, что это акт спра­ведливости, оправданный перед конституцией военной необходимостью

Эти законы имели решающее значение для победы северян. Был объявлен призыв негров в армию Севера.

В апреле 1865 г. Армия генерала Гранта заняла г. Ричмонд. 9 апреля генерал Грант и генерал Ли подписали перемирие. Но радость победы была омрачена.

14 апреля 1865г. Авраам Линкольн был смертельно ранен.

Война закончилась. Но были разделены семьи, нанесён экономический урон. Рабы стали свободными, но жить легче многим не стало.

ЗАДАНИЕ: записать в тетрадь итоги Гражданской войны:

-отмена рабства

-страна сохранила целостность

- буржуазия укрепила своё господство

Закрепление (расставь события по порядку)

1. вариант.

Определите последовательность событий.

1.Начало ввоза из Африки негров - рабов

2. Убийство президента Линкольна

3. Отмена рабства

4. Выход из состава США штата Южная Каролина

5. Создание Демократической партии

2. вариант.

Определите последовательность событий.

1.Создание республиканской партии

2.Издание закона о гомстедах

3. Захват южанами форта Самтер

4. Избрание А.Линкольна президентом

5. Восстание Джона Брауна

Домашнее задание: § 5, стр. 50-53, § 13, § 20, стр. 215-216.

© 2010-2022