Рабочая программа по истории для 6 класса

Рабочая программа составлена на основе :1. Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений. 2.Учебник «история средних веков 6 класс»: учеб. для 6 класса общеобразовательного учреждений/Е.В. Агибалова., Г.М. Донской. –М.: Просвещение, 2013. 3. Учебник Данилов А.А. История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: / А.А.Данилов, Л.Г. Косулина.  –М.: Просвещение, 2012. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образ...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Пояснительная записка.

Статус программы.

Данная программа составлена для общеобразовательного учреждения для 6 класса.

Рабочая программа составлена на основе:

Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений.

Учебник «история средних веков 6 класс»: учеб. для 6 класса общеобразовательного учреждений/Е.В. Агибалова., Г.М. Донской. -М.: Просвещение, 2009.;

Учебник Данилов А.А. История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: / А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. -М.: Просвещение, 2009.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: освоение школьниками ключевых исторических понятий; ознакомление с основными религиозными системами; раскрытие особенностей социальной жизни, структуры общества на этапе XVI века; раскрытие специфики власти; раскрытие выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории XVI века; раскрытие значения политического и культурного наследия разных цивилизаций. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории XVI века.

Цели и задачи учебного предмета.

Задачи курса - показать самобытные черты Средневековья, его особенности, с целью понимания его учащимися и уважительного отношения к традициям своим и чужим.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

- сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

- осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

- охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;

- показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий - христианства и ислама;

• выработки у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом;

• развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);

• формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма;

• развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны;

• изучая историю родного края, вызвать у учащихся любовь к своей малой Родине, чувство сопричастности со всем происходящим в городе, крае, стране.

Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с пребываниями к уровню подготовки учащихся выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования.

• работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний;

• определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой;

• изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики;

• давать оценку отдельным явлениям культуры;

• составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

• составлять характеристику исторических деятелей;

• участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Методы и приемы:

На уроках истории применяются следующие методы и приемы:

- работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, телевидение, Интернет);

- беседа, самостоятельная работа, наблюдение;

- работа с помощью схем, наглядных пособий;

- урок-игра, реферативная работа, составление и заполнение контурных карт, работа с исторической картой.

Структура программы.

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Введение

1 час

Возникновение и развитие Древнерусского государства.

13 часов

Борьба Руси за независимость.

5 часов

Возникновение единого Русского государства.

9 часов

Россия в 16 веке.

5 часов

Западная и Центральная Европа в 6-11 веках.

6 часов

Византийская империя и арабы 6 - 11 веках.

4 часа

Средневековое европейское общество.

4 часа

Образование централизованных государств в Западной Европе.

10 часов

Восток и Америка в средние века.

3 часа

История татарского народа и Татарстана с древнейших времен и до конца 15 века.

10 часов



Основное содержание.

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство. Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст. Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян - Кирилл и Мефодий.Средневековое европейское общество. Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. Образование двух ветвей христианства ¬- православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония. Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана). Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв. Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д'Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.Культурное наследие Средневековья. Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО XV в.

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности

Восточные славяне в древности (VI-IX вв.)

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX - начало XII в.)

Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII вв.) (5ч)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве». Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры. Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба в внешней агрессией в XIII в.

Чингис-хан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны. Складывание предпосылок образования Российского государства (вторая половина XIII - середина XV вв)

Русские земли во второй половине XIII - первой половине XV вв.

Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский. Завершение образования Российского государства в конце XV - начале XVI вв. Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. Местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII-XV вв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва - центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва - Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

ИСТОРИЯ ТАТАРСТАНА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО СЕРЕДИНЫ 16 ВЕКА.

На берегах волги и Камы. Древние тюрки и ранние тюркские государства. Булгарское государство на Средней Волге: возникновение, территория, население и хозяйство. Волжская Булгария: города, международные связи и культура. Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию. Образование Улуса Джучи - Золотой Орды. Золотая Орда периода расцвета. Булгарский улус. Распад Золотой Орды. Рождение нового государства на Средней Волге. Хозяйчтво и культура Казанского ханства. Казанское ханство6 от самостоятельности - к зависимости и гибели.

Учебно - методическое обеспечение:

  • Поурочные планы. История средних веков автор Н.Ю. Колиснеченко. Волгоград, «Учитель 2004 г.»

  • Поурочные планы. История России с древнейших времён.

  • Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времён до конца XVIII века» 6-7 класс А.Н. Майков.

  • Методическое пособие по использованию ЦОР «История России с древнейших времён до конца XVI века»

  • А. Н. САХАРОВ, Л. А. СОКОЛОВА, Т. И. АГАРКОВА, В. В. АРТЕМОВ ПОУРОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УЧЕБНИКУ А. Н. САХАРОВА «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI ВЕКА»6 КЛАСС

  • Справочник документов Россия

  • Справочник документов Средние века

  • Учебник «история средних веков 6 класс»: учеб. для 6 класса общеобразовательного учреждений/Е.В. Агибалова., Г.М. Донской. -М.: Просвещение, 2009.;

  • Учебник Данилов А.А. История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс: / А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. -М.: Просвещение, 2009.

Мультимедиа учебники, УМК:

  • История Отечества «СГУ» УМК том 1.882 - 1801 гг. «статпро» 2006

  • Всеобщая история "CorDis" УМК 2004

  • УМК Рабочая тетрадь Россия, Атласс Россия, Наглядное пособие

Рекомендуемая литература

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. М.,2001.

Всемирная история, т. 1., М., 1955.

Васильев А. История Византийской империи. М., 1998.

Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.

История Европы, М., 1992. Т. 2.

Левандовский А.П. Карл Великий: Через империю к Европе. М., 1999.

Рансимен С. Восточная схизма. Византийская теократия. М., 1998.

Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего Средневековья. М., 1989.

Хроника человечества. М., 1996.

Альперович М.С., Слезкин И.Ю. История Латинской Америки. М., 1991.

Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М., 1979.

Бугромеев В.П. Всемирная история в лицах: позднее Средневековье. М., 1999.



Учебно-тематическое планирование

по _______________истории_____________________

предмет

Классы _____6_________________________

Учитель Мартемьянов В.И.

Количество часов

Всего _____70____час; в неделю ___2____час.

Плановых контрольных уроков _____________ ч.

Административных

Составлено на основе

___________Программы общеобразовательных учреждений «История» А. А. Данилов, Л. Г. Косулина М: Просвещение, 2008 год__

программа

Учебник

___А. Н. Сахаров История России с древнейших времен до конца 16 века М: «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 2009;

___Е. В. Агибалова, Г. М. Донской История Средних веков М: «Просвещение», 2000;

___Ф. Ш. Хузин, в. И. Пискарев Истрия Татарстана с древнейших времен до середины 16 века К: «Тарих», 2004

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература

____Поурочные разработки по истории России Е. В. Симонова М: Экзамен, 2009; Поурочные разработки по истории Средних веков О. В Арасланова, К. А. Соловьев М: «Вако» 2007.

название, автор, издательство, год издания

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дом. задание

Дата проведения

План

Факт

Введение

1

Вводный урок

Коллективная беседа, диспут

Вопросы с кратким ответом

Вспомнить понятие «история», «исторический источник», узнать место курса в изучении истории

Ответить на вопросы в тетради

4/09

4/09

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.

Раздел 1. Раннее Средневековье.

Глава 1. Западная и Центральная Европа в 6-11 веках. (6 часов

2

Древние германцы и Римская империя.

1

Урок изучения новых знаний

Отработка навыка участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся

Опрос, карточки

Объяснить значение понятий; называть существенные черты процесса образования государства у герм; систематизировать исторический материал в виде схемы Излагать суждения о деятельности вождя франков Хлодвига.

§ 1-2, читать, отвечать на вопросы

8/09

8/09

3

Франкское государство и его распад

Христианская церковь

1

комбинированный

Индивидуальная форма работы: составление схемы, выполнение заданий в рабочих тетрадях. Участие в дискуссии. Решение творческих заданий

Опрос, вопросы с развернутым ответом

Систематизировать исторический материал в виде схемы; организация христианской церкви. Излагать суждения о роли Христ церкви в раннее Ср/в.

§3-4, читать, отвечать на вопросы

11/09

11/09

4444

Карл Великий. Феодальная раздробленность.

1

комбинированный

Индивидуальная форма работы: составление сравнительной таблицы. Участие в дискуссии.

Схема, тест

Объяснить значение понятий; сравнить управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи. Излагать суждения о причинах гибели империи Карла Великого.

§5 , читать, отвечать на вопросы

15/09

15/09

5

Западная Европа IX-XI веках

1

комбинированный

Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочих тетрадях. составление схемы.

Схема, опрос

Систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестница».

§6-8 , читать, отвечать на вопросы

18/09

18/09

6

Культура Западной и Центральной Европы.

1

комбинированный

Составление тезисов. Групповая форма работы: участие в беседе.

Таблица, тест

Сравнить современное обучение и обучение в период раннего средневековья. На основе дополнительной литературы подготовить сообщения.

§ 9, читать, отвечать на вопросы

22/09

22/09

7

Образование славянских государств.

1

комбинированный

Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии. Работа с фрагментами исторического источника.

Опрос, карточки

Высказывать и аргументировать свое отношение к деятельности и личности Кирилла и Мефодия.

§10 , читать, отвечать на вопросы

25/09

25/09

Глава 2-3. Византийская империя и арабы 6 - 11 веках. (4 часа)



8118

Византия при Юстиниане.

1

Урок изучения новых знаний

Анализ текста и иллюстраций учебника с.55-59. Участие в дискуссии.

Опрос, карточки

Сравнить управление государством в Византии и в империи Карла Великого. Высказывать и аргументировать свое отношение к личности императора Юстиниана.

§11 , читать, отвечать на вопросы

2/10

2/10

Культура Византии.

1

комбинированный

Отработка навыка давать оценку отдельным явлениям культуры

Таблица, тест

Сформировать понимание особенностей развития культуры Византии

§12 , читать, отвечать на вопросы

6/10

6/10

Возникновение ислама и объединение арабов.

1

комбинированный

Работа в парах: анализ фрагмента историческрго документа. Решение проблемного задания

хронологическая таблица, карточки

Объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата; охарактеризовать памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую культуру.

§ 13-14, читать, отвечать на вопросы

9/10

9/10

Культура стран халифата.

1

комбинированный

Работа в парах. Выполнение заданий в рабочих тетрадях.

Таблица, опрос

Характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнить религиозные представления христиан и мусульман.

§15 , читать, отвечать на вопросы

13/10

13/10


Раздел 2. Расцвет Средневековья.

Глава 4-5. Средневековое европейское общество. (4 часа)


Крестьяне и феодалы. (Средневековая деревня и её обитатели.)

1

Урок изучения новых знаний

Составление рассказа о быте и жизни феодалов, используя текст учебника и хрестоматии. Индивидуальная работа в рабочей тетради.

Опрос, карточки

Анализировать исторические явления на примере положения различных сословий. Составлять рассказ «День феодала».

§16, читать, отвечать на вопросы

16/10

16/10

Средневековый город и его обитатели.

1

комбинированный

Г рупповая форма работы.

Схема, опрос

Раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа.

§ 17-18, читать, отвечать на вопросы

13/10

13/10

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

1

комбинированный

Работа в парах, составление схемы, участие в дискуссии.

Таблица, тест

Раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу; систематизировать исторический материал в виде схемы. Излагать суждения о связи с/в истории с современностью.

§ 20-21, читать, отвечать на вопросы

16/10

16/10

Крестовые походы.

1

комбинированный

Работа с исторической картой. Составление таблицы. Анализ текста учебника

Таблица, опрос

Выявлять причинно-следственные связи на примере участия различных слоев населения в Крестовых походах и последствий Крестовых походов; систематизировать исторический материал в виде таблицы.

§ 22-23, читать, отвечать на вопросы

20/10

20/10



Глава 6. Образование централизованных государств в Западной Европе. (10 часов)

Как происходило объединение Франции.

1

Урок изучения новых знаний

Отработка навыка изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации

Опрос, тест

Выявлять причинно-следственные связи на примере выяснения интересов различных групп населения в объединении страны; анализировать причины возникновения Генеральных штатов; систематизировать исторический материал в виде таблицы.

§ 24, читать, отвечать на вопросы

23/10

23/10

Что англичане считают началом своих свобод.

1

комбинированный

Отработка навыка анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики

Опрос, карточки

Раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; сравнивать процесс развития различных государств на примере Англии и Франции.

§ 25-26, читать, отвечать на вопросы

27/10

27/10

Столетняя война

1

комбинированный

Отработка навыка работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний

Опрос, таблица

Высказывать свое суждение о деятельности Жанны д,Арк и Карла VII.

§ 27-28 , читать, отвечать на вопросы

30/10

30/10

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

1

комбинированный

Отработка навыка составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

Карточки, тест

Сравнивать исторические процессы на примере восстаний Уота Тайлера и Жакерии. Систематизировать истор материал в виде таблицы.

§ 29, читать, отвечать на вопросы

13/11

13/11

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии.

1

комбинированный

Отработка навыка составлять характеристику исторических деятелей; участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Опрос, карточки

Давать оценку деятельности Людовика ХI и ГенрихаVII.

§ 30-31, читать, отвечать на вопросы

17/11

17/11

Государства Южной и Центральной Европы.

Испания, Германия, Италия

1

комбинированный

Отработка навыка составлять характеристику исторических деятелей; участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

Опрос, тест

Высказывать свои суждения об оценке деятельности исторических личностей с политической и моральной стороны. Видеть различие в судьбах государств Западной Европы (ХI -ХV веках)

§ 32-33, читать, отвечать на вопросы

20/11

20/11

Гуситское движение в Чехии.

1

комбинированный

Отработка навыка изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации

Таблица, карточки

Давать оценку деятельности руководителям гуситских войн.

§ 34-35, читать, отвечать на вопросы

24/11

24/11

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

комбинированный

Отработка навыка работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний

Опрос, карточки

Выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи

§ 36-37, читать, отвечать на вопросы

27/11

27/11

Средневековая литература, образование и искусство.

1

комбинированный

Отработка навыка давать оценку отдельным явлениям культуры

Таблица, тест

Уметь отличать стили в архитектуре, высказывать свое мнение о ср-в науках.

§ 38-39, читать, отвечать на вопросы

1/12

1/12

Культура Западной Европы в XI - XV вв.

1

комбинированный

Отработка навыка давать оценку отдельным явлениям культуры

Таблица, карточки, опрос

Выявлять причинно-следственные связи на примере раннего Возрождения в Италии.

§ 40-42, читать, отвечать на вопросы

4/12

4/12

Раздел 3. Восток и Америка в средние века. № (3 часа)


Средневековый Китай.

1

Урок изучения новых знаний

Отработка навыка работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний

Таблица, опрос

Выявить особенности развития средневекового Китая

§ 43-44, читать, отвечать на вопросы

8/12

8/12

Индия .Государства и культура.

1

комбинированный

Отработка навыка анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики

Опрос, тест

Выявить особенности развития средневековой Индии

§ 45-46, читать, отвечать на вопросы

11/12

11/12

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка

1

комбинированный

Отработка навыка составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

Опрос, карточки

Выявить особенности развития средневековой Африки

§ 47, читать, отвечать на вопросы

15/12

15/12

Возникновение и развитие Древнерусского государства. (13 часов)


Территория России в древности.

1

Урок изучения новых знаний

Диалог, повторение

Опрос, карточки

Сформировать представление об истории как науке. Ознакомить учеников с хронологическими рамками истории России в 6 классе. Показать значение исторических вспомогательных дисциплин. Осветить новые понятия: «исторические источники», «археология», «геральдика», «нумизматика», «топонимика», «палеография», «летопись».

читать, отвечать на вопросы

18/12

18/12

Происхождение славян.

1

комбинированный

Продолжить формирование навыка работы с историческими источниками и исторической картой

Схема, опрос,кар точки

Иметь представление об основных направления внутренней и внешней политики первых русских князей

читать, отвечать на вопросы

22/12

22/12

Восточные славяне накануне образования государства.

1

комбинированный

Продолжить формирование навыка работы с историческими источниками и исторической картой

Тест, Схема, опрос,кар точки

  1. Иметь представление о предках славян и районе их расселения

читать, отвечать на вопросы

25/12

25/12

Образование государства Русь

1

комбинированный

Продолжить формирование навыка работы с историческими источниками и исторической картой

Опрос, карточки

Знать основные точки зрения о норманнской теории в исторической науке

§4 , читать, отвечать на вопросы

29/12

29/12


  1. 32

Русь в первой половине и середине 10 века

1

комбинированный

Отработка навыка составления плана текста

Опрос, тест

Иметь представление об основных направления внутренней и внешней политики первых русских князей.

§5 , читать, отвечать на вопросы

12/01

12/01

Правление князя Владимира

1

комбинированный

Отработка навыка формирования понятий, составления рассказа

Таблица, опрос

Уметь вычленять особенности принятия новой религии (Христианства) по сравнению с язычеством.

§6 , читать, отвечать на вопросы

15/01

15/01


  1. 34

Правления Ярослава Мудрого и его сыновей

1

комбинированный

Продолжение формирования навыка выявления причинно -следственных связей

Опрос, схема

Знать деятельность Ярослава Мудрого в деле укрепления государственности на Руси.

§7 , читать, отвечать на вопросы

19/01

19/01

Русское общество в 11 веке

1

комбинированный

анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики

Опрос, рабочая тетрадь

Уметь вычленять основные группы населения Древнерусского государства и сравнивать их социальный статус.

§8 , читать, отвечать на вопросы

22/01

22/01

Русь в конце 11 - начале 12 века. Владимир Мономах

1

комбинированный

Формирование навыка изучения исторических источников, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

Опрос, тест

Уметь объяснять закономерности феодальной раздробленности. Иметь представление об особенностях развития крупных русских княжеств..

§ 9, читать, отвечать на вопросы

27/01

27/01

Распад государства Русь. Галицко - Волынское княжество

1

комбинированный

Формирование навыка составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

Карточки, опрос

Знать причины обособления княжеств и уметь объяснять последствия этого процесса. Уметь свободно оперировать терминами раздела.

§ 10, читать, отвечать на вопросы

29/01

29/01

Господин Великий Новгород

1

комбинированный

Отработка навыка участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся

Опрос, карточки

Знать причины обособления княжеств и уметь объяснять последствия этого процесса. Уметь свободно оперировать терминами раздела

§ 11, читать, отвечать на вопросы

2/02

2/02

Владимиро - Суздальская Русь

1

комбинированный

Отработка навыка определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой

Таблица, карточки

Знать причины обособления княжеств и уметь объяснять последствия этого процесса. Уметь свободно оперировать терминами раздела

§ 12, читать, отвечать на вопросы

5/02

5/02

Культура и быт 14 - начала 16 века

1

комбинированный

Формирование навыка давать оценку отдельным явлениям культуры

Таблица, опрос

Знать основные каноны русского зодчества и храмового искусства. Иметь представление об основных жанрах русской литературы, церковном искусстве и храмовом зодчестве

§13 , читать, отвечать на вопросы

9/02

9/02

Культура Руси 10 - начала 13 века

1

комбинированный

Формирование навыка давать оценку отдельным явлениям культуры

Опрос, тест, вопросы с развернутым ответом

Знать процесс развития культуры Древней Руси

§13 , читать, отвечать на вопросы

Глава 2. Борьба Руси за независимость. (5 часов)

Урок закрепления знаний

Монгольское нашествие

1

Урок изучения новых знаний

Развивать умения работать с картой и историческими документами

Таблица, опрос

Уметь объяснять причины завоевания Руси монголами и последствия монголо - татарского ига.

§14 , читать, отвечать на вопросы

12/02

12/02

Борьба Руси с врагами на северо - западе

1

комбинированный

Отработка навыка определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой

Таблица, схема

Иметь представление о полководческом искусстве Александра Ярославича.. Знать особенности русской культуры в XII - XIII вв...

§ 15, читать, отвечать на вопросы

16/02

16/02

Ордынское иго

1

комбинированный

Отработка навыка участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся

Опрос, тест

Уметь объяснять сущность монголо-татарского ига, а также сущность Литовско - Русского государства. Уметь объяснять основные научные знания в изучаемый период

§16 , читать, отвечать на вопросы

20/02

20/02

Начало возрождения Руси.

1

комбинированный

Формирование навыка изучения исторических источников, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

Опрос, карточки

Уяснить политическую ситуацию на Руси в XIV - XV вв. и причины возвышения Москвы. Понимать закономерности образования Российского государства

§17 , читать, отвечать на вопросы

19/02

19/02

Возвышение новых русских центров

1

комбинированный

Формирование навыка составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

Опрос, карточки, тест

Уяснить политическую ситуацию на Руси в XIV - XV вв. и причины возвышения Москвы. Понимать закономерности образования Российского государства

§ 18, читать, отвечать на вопросы

26/02

26/02

Глава 3. Возникновение единого Русского государства. (9 часов)



Глава 3. Возникновение единого Русского государства. (9 часов)

Возвышение Москвы

1

Урок изучения новых знаний

Отработка навыка анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики

Опрос, карточки, схема

Иметь представление о причинах возвышения Москвы и закономерностях образования древнерусского государства. Знать основные исторические личности раздела.

§ 19, читать, отвечать на вопросы

2/03

2/03

Куликовская битва

1

комбинированный

Отработка навыка анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики

Схема, опрос

Иметь представление ь о политической ситуации в Золотой Орде; о подготовке и ходе Куликовской битвы. Сформировать чувство глубокого уважения к истории Руси и значению Куликовской битвы

§20 , читать, отвечать на вопросы

5/03

5/03

Русь в конце 14 - первой половине 15 века.

1

комбинированный

. Отработка навыка определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой

Опрос, тест

Уметь объяснить социально - экономические и политические причины и события, приведшие к образованию единого Русского государства.

§ 21, читать, отвечать на вопросы

9/03

9/03

Иван 3 - государь всея Руси

1

комбинированный

Отработка навыка участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся

Исторический портрет, карточки

Уметь характеризовать личность Ивана III и его заслугу в падении ордынского ига

§22 , читать, отвечать на вопросы

12/03

12/03

Русь между востоком и Западом. Формирование многонационального государства

1

комбинированный

Отработка навыка анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики

Опрос, карточки

Уяснить основные сложности процесса формирования централизованного государства

§ 23, читать, отвечать на вопросы

16/03

16/03

Складывание централизованного государства

1

комбинированный

Формирование навыка изучения исторических источников, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации;

Схема, опрос

Понимать процесс формирование единого Русского государства с центром в Москве.

§ 24, читать, отвечать на вопросы

19/3

19/3

Русская православная церковь в 14 -начале 16 века.

1

комбинированный

Формирование навыка составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

Карточки, тест

Иметь представление о взаимоотношениях церкви и государства

§25 , читать, отвечать на вопросы

2/04

2/04

Хозяйство и люди.

1

комбинированный

Отработка навыка анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики

Карточки, устный опрос

Сформировать представление об основных группах общества, их характерных ризнаках

§ 26, читать, отвечать на вопросы

6/04

6/04

Культура и быт 14 - начала 16 века

1

комбинированный

Формирование навыка давать оценку отдельным явлениям культуры

Таблица, опрос

Знать основные каноны русского зодчества и храмового искусства. Иметь представление об основных жанрах русской литературы, церковном искусстве и храмовом зодчестве

§27 , читать, отвечать на вопросы

9/04

9/04

Глава 4. Россия в 16 веке. (5 часов)



Глава 4. Россия в 16 веке. (5 часов)

Начало правления Ивана 4

1

Урок изучения новых знаний

Формирование навыка составлять характеристику исторических деятелей

Исторический портрет, опрос

Осветить учащимся состояние основных отраслей экономики в данный период. Охарактеризовать роль Избранной рады в данный период.

§ 28 , читать, отвечать на вопросы

13/04

13/04

Внешняя политика Ивана 4

1

комбинированный

Отработка навыка определять хронологию событий, соотносить событие с веком, эпохой

Тест, таблица

Уметь вычленять общие закономерности во внешней политике Ивана IV. Знать начало, ход и итоги Крымской войны. Иметь представление о начальном периоде освоения Сибири, а также о русском быте XV - XVI вв.

§ 29, читать, отвечать на вопросы

16/04

16/04

Опричнина

1

комбинированный

Отработка навыка анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики

Карточки, сравнительная таблица

Иметь представление о причинах, содержании и последствиях опричнины для развития страны.

§ 30, читать, отвечать на вопросы

20/04

20/04

Окончание правление Ивана Грозного. Правление Федора Ивановича

1

комбинированный

Отработка навыка участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся

Опрос, карточки

Знать причины появления теории «Москва - Третий Рим».


§ 31, читать, отвечать на вопросы

23/04

23/04

Новые явления в русской культуре 16 века.

1

комбинированный

Формирование навыка давать оценку отдельным явлениям культуры

Опрос, тест

Знать роль Куликовской битвы в развитии русской культуры и национального самосознания. Уяснить основные жанры и идеи русской литературы XIV - XV вв. Знать изменения в русской архитектуре и живописи в данный период. Иметь общее представление о русском быте XV - XVI вв.

§ 32, читать, отвечать на вопросы

27/04

27/04

История татарского народа и Татарстана с древнейших времен и до конца 15 века. (10 часов)

На берегах волги и Камы.

1

Урок изучения новых знаний

Отработка навыка работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний

карточки

Узнать о природе Поволжья, уяснить основные понятия темы

§1 , читать, отвечать на вопросы

30/04

30/04

Древние тюрки и ранние тюркские государства.

1

комбинированный

Отработка навыка анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики

Составление плана текста

Сформировать понимание о жизни древних тюрков, причинах возникновения тюркских государств

§2 , читать, отвечать на вопросы

4/05

4/05

Булгарское государство на Средней Волге: возникновение, территория, население и хозяйство.

1

комбинированный

Формирование умения изучать исторические источники, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации

Опрос, карточки

Узнать причины и процесс возникновения Булгарского государства

§3 , читать, отвечать на вопросы

7/05

Волжская Булгария: города, международные связи и культура.

1

комбинированный

Отработка навыка давать оценку отдельным явлениям культуры

тест

Уметь характеризовать города и культуру Волжской Булгарии.

§4 , читать, отвечать на вопросы

11/05

Монгольское нашествие на Волжскую Булгарию. Образование Улуса Джучи - Золотой Орды.

1

комбинированный

Отработка навыка работать с исторической картой, читать ее, использовать как источник знаний

таблица

Уяснить особенности процесса захвата Волжской Булгарии татаро-монголами

§ 5, читать, отвечать на вопросы

14/05

Итоговое повторение по курсу истории древнего мира

1

комбинированный

Формирование умения составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника и другим источникам знаний (на основе простого плана);

Опрос, карточки

Уметь характеризовать особенности развития З.О. периода расцвета

§ 6, читать, отвечать на вопросы

18/05

Булгарский улус. Распад Золотой Орды.

1

комбинированный

Формировать умение составлять характеристику исторических деятелей; участвовать в обсуждении, формировать собственное мнение, давать отзыв на ответы других учащихся.

таблица

Уяснить причины распада З.О.

§ 7, читать, отвечать на вопросы

18/05

Рождение нового государства на Средней Волге.

1

комбинированный

Отработка навыка анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи, сравнивая явления и события, определяя их основные характеристики

Схема, опрос

Сформировать понимание причин возникновения Казанского ханства

§8 , читать, отвечать на вопросы

25/05

Хозяйство и культура Казанского ханства

1

комбинированный

Отработка навыка давать оценку отдельным явлениям культуры

доклад

Уметь характеризовать особенности развития культуры Казанского ханства

§ 9, читать, отвечать на вопросы

25/05

Казанское ханство: от самостоятельности - к зависимости и гибели.

1

комбинированный

Отработка навыка изучения исторических источников, извлекать из них новые знания, в том числе путем сопоставления информации

Опрос, карточка

Уяснить причины распада Казанского ханства

§10 , читать, отвечать на вопросы

28/05



© 2010-2022