• Преподавателю
  • История
  • Создание ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося

Создание ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося

Выступление на педагогическом совете на тему "Создание ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося" показало эффективность применяемых разнообразных форм и методов на уроках. Выступление акцентировалось на психологические основы создания ситуации успеха на уроке: 1. Первое обязательное условие атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. 2. Второе условие снятие страха авансирование детей перед тем, как они приступят к реализа...
Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Создание ситуации успеха как важного фактора формирования учебно-познавательных умений учащегося"



  1. Психологические основы создания ситуации успеха на уроке.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей. Знание как ценность перестало быть "символическим капиталом", оно превратилось в "средство преобразование ситуации (Б.Д. Эльконин: "Школа - не место реализации чего - либо, а место проб, поиска, испытания мощности способа"), так как сегодня остро стоит вопрос о быстром приспособлении человека к слишком часто меняющимся условиям. И отсюда в педагогике появился термин "компетенция". Дж. Дьюи определяет это понятие "как способность к пониманию и действию, поддерживающих адекватную связь с миром". Иначе говоря, это способность к деятельности (Б.Д. Эльконин: "… надо не говорить слов, а строить ситуацию").

Категория "компетенции" является следствием новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам (М.В. Рыжаков). Но Е.Я. Коган утверждает, что "формирование компетенций - это не смена содержания. Это смена способа, смена технологии". Значит, на уроке надо не только давать знания как таковые, а знания и умения соединять с адекватным восприятием мира. Только тогда можно говорить о формировании деятельной позиции (позиции исследователя, организатора, коммуникатора). Но деятельная позиция - это позиция активная, и, следовательно, мы, учителя, должны разными способами, методами активизировать познавательную деятельность учащихся, которая на данный момент резко снизилась по разным причинам: во - первых, дети часто не осознают, зачем им вообще надо учиться; во - вторых, не понимают, как использовать полученные знания в практической деятельности; в - третьих, это, конечно, устаревшие методики, используемые учителем на уроке.

Учёные под понятием активности обычно подразумевают возможность ответа на следующие вопросы:

  • В чьих интересах и ради чего проявляется активность?

  • Каким образом, посредством каких психологических механизмов реализуются?

  • Какое направление активности?

Как видим, здесь чётко видны три составляющие активности:

  • мотивация;

  • целеполагание;

  • инструментарий.

Если говорить о мотивационной основе активности, то, с моей точки зрения, первое, с чего следует начать урок- это установка на деятельность. Поэтому я ставлю перед собой задачу нацелить учащихся на успешное выполнение учебного задания: ученик должен ощутить себя "творцом обстоятельств", чтобы ему захотелось преодолеть трудности, которые можно встретить в ходе работы; другими словами, формируется мотив достижения результата.

На этом этапе учащимся можно предложить различные варианты мотивов:

  • Стремление самостоятельно решать интересные задачи;

  • Попытаться завоевать авторитет в глазах товарищей;

  • Рассматривать свою деятельность с точки зрения её пользы для самого ученика, для других людей и т.д.

Иначе говоря, с первых минут урока формируется ситуация: актуализируются для предстоящей деятельности одни эмоции, нейтрализуются (при необходимости) другие (страх, память о неуспехе, равнодушие и т.д.). Нельзя забывать, что роль учителя при этом меняется. Он превращается в организатора (как уже отмечалось выше) и консультанта (ученик в любой момент может обратиться к учителю за помощью), не навязывающего свою точку зрения, знания, убеждения, а позволяющего ученику стать своим соучастником, поддерживающего инициативу. Ученик не зажат на уроке принципом "от сих и до сих, ни шагу в сторону", не боится ошибаться, а получает возможность творчески проявлять все ранее накопленные знания и на этой основе приобрести знание новое в результате самостоятельного мышления, поиска, решения. И если учителю удастся справиться с поставленной задачей, то ученики почувствуют потребность в овладении новыми знаниями.

А потребность, по мнению психологов, выступает источником активности (в данном случае познавательной). Но нельзя забывать, что процесс удовлетворения потребностей предполагает достижение целей. Таким образом, следующим важным моментом активизации познавательной деятельности учащихся является формирование у них целеполагания.

До недавнего времени считалось, что учитель - творец урока, и, естественно, цели ставит он. Сегодняшний день требует воспитывать творцами учеников, поэтому функцию поставки целей нужно отдать детям. Тогда они чётко и ясно увидят, что должны освоить и к какому возможному результату придти.

Однако, прежде чем ставить цели, необходимо ввести новый этап, который можно назвать мобилизующим. На этом этапе ученики осуществляют указанные учителем мыслительные операции (сравнения, сопоставление, группировка, нахождение общего и различий, классификация и т.д.) с предложенным лингвистическим материалом и в результате приходят к формулированию темы и целей урока.

Итак, Психологические основы Создания ситуации успеха на уроке:

1. Первое обязательное условие атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)
2. Второе условие снятие страха авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех- значит объявить о положительных результатах до того, как они получены
Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу.
3. Ключевой момент высокая мотивация предлагаемых действий:
Во имя чего? Ради чего? Зачем?
4. Реальная помощь в продвижении к успеху скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.
5. Краткое экспрессивное воздействие педагогическое внушение, собранное в яркий фокус. (За дело!)

6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы.

Но не только создание доброжелательной психологической атмосферы на уроке дает возможность достигнуть успеха. Разнообразные формы и методы ( от 4 до 7) помогут учителю добиться хорошего результата.

II .Методы и формы обучения как основы создания ситуации успеха на уроке.


Теоретическая часть.

Необходимость дифференцированного подхода к обучающимся вытекает из того, что учащиеся различаются своими задатками, уровнем подготовки, восприятием окружающего, чертами характера. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы. Дифференцированное обучение позволяет каждому ученику работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной деятельности, формирует положительные мотивы учения.

Созданию ситуации успеха использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип "Одна голова хорошо, а две лучше" или "Что одному не под силу, то легко коллективу". Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно. Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей учеников

Сочетание репродуктивных, проблемно - поисковых и творчески - воспроизводящих методов обучения.

Наиболее эффективным для создания на уроке ситуации успеха является сочетания педагогом репродуктивных, проблемно - поисковых и творчески - воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения. Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на её решение, организует поиск решения на основе знаний, выдвигаются гипотезы, устанавливаются причинно-следственные связь. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет ученикам почувствовать свою причастность к происходящему на уроке.

Проектный метод .

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться детьми как индивидуально, так и группами.

Диагностика эмоционального состояния обучающихся в ходе учебно-воспитательного процесса.

Педагогу очень важно знать какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому способствует рефлексия, к которой педагог подводит учащихся, подводя итоги урока, использование самооценки и взаимооценки детьми друг друга в течение урока.

Практическая часть. 1. Применение игр на уроке.

Я не преследуется цель показать роль игр в процессе обучения, особенности дидактических игр, психолого-педагогические возможности игровой деятельности в обучении. Об этом написано множество статей и монографий[1] . Не секрет, что, в основном, игры используются для повторения и обобщения изученного материала. Это не случайно. Во-первых, обычно, дидактические игры предполагают не изучение, а прежде всего повторение материала. Во-вторых, для проведения викторин требуется накопление материала по целому разделу. В-третьих, дидактические игры позволяют систематизировать материал, по какому - либо признаку. В четвёртых, во время игры можно оценить работу большого количества человек. Исследований данного типа игр множество, несложно найти готовые разработки игр для повторительно-обобщающих уроков.

Одна из самых популярных игр среди учащихся - игра «Из уст в уста» . Строится на неоднократном повторении вслух учебного текста. При этом текст может содержать максимум имен собственных, дат, терминов. Игра проводится со всем классом. Вызываются 3 человека, двое из них на некоторое время покидают класс. Оставшийся вместе с классом ученик должен внимательно выслушать рассказ, который зачитывает либо учитель, либо один из учеников, для того чтобы потом пересказать его второму участнику. Как только рассказ зачитан, приглашается второй участник игры. Его задача -внимательно выслушать пересказ первого участника, чтобы потом передать его третьему. После этого учитель зачитывает первоначальный вариант, а затем помогает школьникам разобрать то, что оказалось сложным для пересказа, задает вопросы по содержанию темы.

Важно чтобы игра проходила очень динамично, говорить надо без пауз. Большее количество участников увеличивает время проведения игры, что не всегда возможно в системе исторического образования. В основе игры «Из уст в уста» лежит функция по усвоению информации и передачи ее другому. Занимательность возникает из-за несовершенства пересказа, в результате которого искажается и теряется часть информации. Учащиеся на местах-не просто пассивные зрители игрового действия: они мысленно фиксируют искажение информации и пытаются сами восстановить первоначальный вариант. Так же учащихся можно попросить исправить ошибки до прочтения учителем исходного текста.

Игра «Мнемотехника» очень тренирует память и при этом не меньше нравится учащимся. Необходимо заранее подготовить 10-20 слов (фамилий, названий, терминов) по изучаемой теме. Затем учитель их зачитывает, ученики ничего не записывают. После этого в течение 1-2 минут ученики их воспроизводят в тетради. Затем выявляется победитель, тот, кто запомнил больше всего слов. Результаты учащихся улучшаются от урока к уроку. А подготовку слов для игры можно поручать и ответственным ученикам.

Игра «Найди ошибки» может с успехом использоваться на уроках обобщения или закрепления изученного материала, при изучении нового материала работа строится на основе работы с текстом правильным в течение определенного времени (в зависимости от сложности текста и количества времени на уроке). Затем учитель собирает эти и раздает другие листы с похожим текстом. Только в нем будут ошибки, которые необходимо найти. Помимо занимательности, при регулярном использовании данной игры заметно улучшается зрительная память учащихся.

Игра «Реставрация» поможет не только поработать с текстом, но и отработать умение составлять конспект и работать с ним. Ученикам выдается текст с сокращениями, условными обозначениями, без точек, с пропусками для общеупотребительных слов. Школьникам необходимо восстановить текст и увеличить его. Когда игра проходит первый раз, необходимо на первом предложении показать, что значит расшифровать его.

Так же можно проводить обратную игру - «Зашифруй текст», в которой требуется сократить текст насколько это возможно, чтобы потом воспроизвести первоначальный текст-работа по составлению конспекта. Успешность отработки данного умения в игровой форме очевидна.

Игра «Добудь ответ» опирается на необходимость поиска информации самостоятельно из разных источников. Ученики получают ряд вопросов или заданий, на который надо найти ответ в интернете или в предложенной книге в течение ограниченного времени. Задания лучше использовать такие, чтобы для поиска ответа в интернете или книге нужно было бы прикладывать различные усилия, побуждающие к выбору оптимального варианта. Само задание составлять так, чтобы оно побуждало к познавательной деятельности. Выигрывает группа, быстро и правильно ответившая на все вопросы. Возможность использовать интернет на уроке очень привлекает учащихся, при этом формируется умение выбирать нужное из всего потока информации.

Игра «Восстанови изображение» пользуется большим успехом у младших школьников. Проводится ков по примеру собирания мозаики - из мелких кусочков в одно целое. Эта игра носит не только развлекательный характер, но и обращает внимание на детали, особенности картины, иллюстрирующей какую-либо тему или событие истории. Созданные карточки-пазлы пригодятся и на повторительно-обобщающих уроках.

Игра «Блеф клуб» может легко использоваться в качестве анонса курса или большого раздела, темы. Учитель заранее готовит целую серию интересных вопросов по типу «верите ли вы, что» с возможными ответами да или нет, и задает их всему классу или двум состязающимся ученикам. Ученики с готовностью узнают подробности и получают определенный стимул для активизации познавательной деятельности.

Игра «Новый учитель» требует дополнительной подготовки избранного заранее ученика (можно использовать как награду или составить определенную схему), который вместо учителя объясняет часть материала на уроке. Учитель должен обязательно проконтролировать подготовку ученика, помочь отобрать материал и подобрать методы и средства. Блок ученика на уроке не должен быть слишком длинным, чтобы не потерять внимание одноклассников. В конце четверти (семестра, триместра), когда все желающие ученики побывали в роли учителей, подводятся итоги и выбирается самый успешный учитель.

Игра «Ожившая картина» успешно пройдет на уроке, если ученикам раздать роли (с репликами, диалогами, монологами) по учебной картине или историческому полотну. Задача участников - «оживить» данную картину или полотно. В этой игре очень проявляется историческое чутье учеников, а сложные события легко запоминаются в ходе таких непринужденных диалогов.

Игра «Дерево познания» помогает учащимся ставить вопросы к изучаемому историческому материалу. По ходу объяснения материала или работы с текстом записать 5 вопросов на отдельных клейких листах и прикрепить к дереву познания, подготовленному учителем (одного такого дерева вполне хватит на учебный год при условии наличия места в кабинете). В конце урока или на следующем уроке на эти вопросы отвечают учащиеся, срывая листочки как плоды.

Игра «Три предложения» помогает научить выделять главное, видеть основную мысль. Ученикам необходимо выслушать и передать содержание рассказа учителя тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

Игры - головоломки, ребусы, кроссворды так же могут использоваться на уроках изучения нового материала. Чаще эти задания выполняются по ходу рассказа учителя или сразу после него.

Это лишь небольшой перечень игр, используемых на уроке изучения нового материала. И систематическое их использование сделает ваши уроки не только интересными, но и продуктивными по формированию целого комплекса необходимых знаний, умений, навыков.



2. Работа на уроках с использованием технологии Дальтон-плана.


Название эта технология получила от места, где была создана. Это - Дальтон, город в США. Автором ее является Хален Паркер. Другое название этой технологии - Лабораторный план. Некоторые к данной технологии относят метод проектов.

Изучив работы И.Ф.Свадковского («Метод проектов в системе Дальтон-плана»), Е.Владимировой («Дальтон-технология. Из опыта работы учителя»), высказывания детей, работавших в режиме Дальтон-плана, и их учителей, я выявила особенности его применения.

Сущность Дальтон-плана в следующем: берется или период времени, или большая тема (глава, раздел), которая изучается самостоятельно учащимися на основе творческих заданий (проектов), которые даются учителем, но обязательно с использованием интересов учащихся. Задания эти должны быть составлены таким образом, чтобы полностью использовать творчество детей, развить их различные способности, и в то же время включать теоретический материал.

В нашей стране этот метод работы применялся в 1918-1935 гг., когда комиссаром просвещения был Анатолий Васильевич Луначарский. Назывался он бригадно-лабораторным и применялся не только в школах, но и в университетах. Команды «лаборантов» во главе с «научным бригадиром» сутками напролет работали по творческим заданиям (преимущественно коллективным), рассчитанным на впечатляющие сроки - от двух недель до месяца. Проекты строились предельно тщательно. В них обстоятельно прописывалась прикладная и базовая учебная литература, заранее указывались контрольные вопросы (для всей бригады), предъявлялись образцы задач и упражнений.

Работа в команде предполагала изначальное планирование общих коллективных дел (экскурсии, лабораторные занятия, техническое моделирование, научные экспедиции), их реализацию и подведение итогов. Приветствовалась товарищеская взаимопомощь в постижении особо трудных теоретических вопросов, процветала работа в разновозрастных группах, отрядах по интересам и, очевидно, творческая конкуренция между ними. Для отчета о проделанной работе использовались «рабочие групповые дневники», «круговые тетради» и «книжки» - дальние прообразы современных портфолио и резюме достижений. В них фиксировались коллективные и персональные успехи школьников. Обобщение полученных знаний проводилось в форме отчетных конференций, художественных и технических выставок, спортивных зрелищ, игр, театрализованных действий.

Что же послужило поводом и причиной такой «революции» в советской школе?

Школа не могла остаться в стороне от революции, которая взрывала старый «мир насилия», от этой очистительной работы. Ее тоже избавляли от пережитков проклятого прошлого. И так совпало, что вскоре после октябрьского восстания 1917 года по стране прокатилась черная волна гимназических самоубийств. Можно предположить, что массовые похороны подростков, отказывавших в своих предсмертных записках школе в праве судить, оценивать публично их поступки, убеждения и заблуждения в присутствии особо значимых для них людей, все это также вызвало у Луначарского стремление к изменениям «тяжкого наследия капитализма». К такому наследию относились и школьные оценки, и аттестат, служба школьных инспекторов. «Наш лозунг - минимум полицейского насилия, минимум давления на массы», писал Луначарский в одной из статей. Вместе с Луначарским школу расчищали от уродливых порядков и закостеневших принципов Н.Крупская, М.Покровский, С.Шацкий и другие. Это была по существу попытка слома командно-административной школьной машины.

После смерти Луначарского все «стало на круги своя», и школа приобрела те черты, которые и сегодня практически определяют жизнь российской школы. Бригадный метод был похоронен сталинским тоталитаризмом.

Этапы работы по Дальтон-технологии


  1. Разбить весь учебный материал на части. Это могут быть главы, разделы.

  2. Выбрать тему, которая будет изучена с помощью Дальтон - технологии, или объединить темы и создать цикл уроков с применением Дальтон-технологии.

  3. Цикл может включать в себя такие уроки:

    • Классный урок. По Дальтон-технологии классный урок имеет своей целью усвоение теории, отработку умений и навыков, их закрепление. Это могут быть лекции, контрольные уроки, уроки коллективной рефлексии, то есть формы, являющиеся составной частью классно-урочной системы. Это могут быть несколько уроков.

    • Промежуточный этап. На промежуточном этапе между классными и коллективными (это вторая форма реализации Дальтон-технологии) уроками организуются консультации, на которых учитель формулирует разноуровневые и общие задания и распределяет их согласно желаниям учащихся. Задания составляют содержательную сторону Дальтон-технологии. Они должны носить творческий характер. В каждом задании вычленяется проблема, а сами задания формулируются на уровневой основе. Могут быть задания исследовательского характера, с постановкой эксперимента, разработкой проекта и т.д. Задания могут ограничиваться учебной программой или выходить за ее рамки. Выполнение заданий не только проверяется учителем индивидуально у каждого учащегося, но и дается проверочная работа для всех, именно она и оценивается. За каждое задание отметка не ставится, а только отмечается его выполнение и дается устная оценка учителем. К самим заданиям предъявляются следующие требования: они носят уровневый характер; охватывают достаточный объем учебного материала; четко формулируется цель задания, а значит, и его результат;
      они должны быть интересны и понятно сформулированы; рассчитаны на возможность ученика самостоятельно справиться с ними; в них предполагаются различные формы работы, возможности для сотрудничества с другими; предусматривается возможность для учета, самоконтроля и контроля; ученик должен знать, когда и к кому он может обратиться за помощью; задания предусматривают достижение как качественных, так и количественных показателей. Именно через выполнение системы заданий осуществляется, прежде всего, индивидуальное развитие ученика.

    • Коллективный урок. Следующая форма реализации Дальтон-плана - это коллективный урок. Здесь решаются проблемы, которые возникли в результате практической деятельности. Учитель на коллективном уроке - организатор и участник обсуждения, а ученик - участник и субъект организационной деятельности. Результатом этой работы стал выход на последующую деятельность: написание текста выступления. Табу коллективного урока: нельзя на таких уроках читать лекции, уходить при обсуждении от заявленной темы, делать подтверждающие выводы, носящие законченный характер, давать оценку выступлениям. Коллективный урок не является обязательным для всех учащихся, так как не у всех из них возникают какие-либо проблемы.

    • Лабораторный урок. Его признаки: наличие места, где сосредоточена литература, пособия, справочники Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью детей. Формы учебно-познавательной деятельности на лабораторном занятии разнообразны и взаимозаменяемы: при необходимости группа может расходиться и получать индивидуальные консультации, обмениваться информацией с другими группами и т. д. Длительный промежуток времени, в течение которого лаборатория работает, чтобы ученик мог погрузиться в выполнение своего задания; присутствие одного или нескольких консультантов (на данном занятии ими являлись студенты-филологи, выпускники класса гуманитарного профиля, занимавшиеся в прошлом учебном году по Дальтон-технологии). Во время занятия ученик работает индивидуально (в своем темпе, в паре или группе, может быть репетитором для других, консультироваться с учителем, сдавать зачеты); учитель консультирует учащихся, беседует с ними по выполненным за Табу лабораторного занятия: нельзя организовывать общее обсуждение проблем, вмешиваться в индивидуальную и групповую работы без необходимости. Учитель здесь имеет большую возможность наблюдать за деятельностью детей. Формы учебно-познавательной деятельности на лабораторном занятии разнообразны и взаимозаменяемы: при необходимости группа может расходиться и получать индивидуальные консультации, обмениваться информацией с другими группами и т. д.

    • Второй промежуточный этап. Домашняя работа. Создание окончательного варианта выступления. Затем учащиеся выступают с подготовленными речами на уроках в данном классе. Задание для аудитории - записи по ходу выступлений товарищей. Они будут использованы на уроке-конференции при анализе и обсуждении подготовленных речей.

    • Конференция. Заключительная форма реализации Дальтон-плана. Ее отличительная черта состоит в обсуждении теоретического вопроса, желательно интегративного характера. Особое значение уделяется человеческим проблемам, ценностям и т.д. Иначе говоря, рассматриваемая тема идеально сочетается с формами реализации Дальтон-плана. Для данного урока рекомендуются выступления в форме докладов, а не сообщений, т. е. с собственной точки зрения.




© 2010-2022