Урок по истории Нового времени на тему Учение и церковь Жана Кальвина

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 12.

Дата:_____________

Тема урока: Учение и церковь Жана Кальвина.

Цель урока: показать, что кальвинистское учение стало основой для трудовой этики протестантов, что в результате Реформации появились национальные церкви, укрепилась светская власть, что религиозные противоречия могут порождать войны;

-учить сравнивать, анализировать, работать с документом, решать проблемы, участвовать в аналитической беседе и дискуссии, делать выводы, предъявлять результаты своей деятельности.

ХОД УРОКА:

  1. Оргмомент.

  2. Актуализация знаний по теме: «Начало реформации».

  3. Изучение новой темы:

  1. Ж. Кальвин и его учение о предопределении человека.

  2. 2. Кальвинистская церковь.

  3. 3. Игнатий Лойола - создатель ордена иезуитов - орудия в борьбе за укрепление позиций католицизма.

  4. 4. Борьба пап с Реформацией.

  5. 5. Филипп II против Реформации.

«Несмотря на то что движение за реформацию церкви началось в Германии, там оно не смогло развернуться в полную силу. Лютер не дал ответа на вопрос, какую позицию реформированная церковь должна занять по отношению к светским властям, и просто, как вы помните, подчинил свою церковь князьям. Такое решение устраивало не всех последователей Лютера, не устраивало оно и сторонников Реформации в Швейцарии, состоявшей из нескольких независимых и слабо связанных между собой земель - кантонов, которыми управляли богатые дворяне и городская верхушка. Население городов, недовольное произволом властей, стремилось к объединению страны и установлению сильной центральной власти, хотело уменьшить церковные поборы и получить монатырские земли. Под влиянием событий в Германии в Швейцарии началась Реформация, и страна раскололась на католиков и протестантов. Создателем нового христианского вероучения стал Жан Кальвин. Его учение - кальвинизм, оказав огромное влияние на современников, живет и сегодня. Мы должны выяснить на уроке, в чем заключались и заключаются сегодня причины привлекательности этого учения для человека».

Учеными-историками признано, что кальвинистское учение способствовало разрушению традиционного общества и активизации предпринимательской деятельности. В то же время французский мыслитель XVIII в. Вольтер сказал: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир». Совместимы ли эти точки зрения?

Первый пункт плана излагается по учебнику.

В Швейцарии во главе реформаторов церкви встал Жан Кальвин. В молодости Кальвин изучал философию во Франции, откуда был вынужден уехать из-за подозрений в принадлежности к лютеранству. Переехав в Швейцарию, Кальвин попал в сложное положение. С одной стороны, он понимал необходимость реформирования церкви. Кальвин участвовал в многочисленных религиозных диспутах. В их ходе он приобрёл авторитет богослова и философа. В 1541 г. Кальвин возглавил реформаторскую церковь в Женеве. Вскоре не только церковная, но вообще вся жизнь города была перестроена по плану Кальвина. Церковная и светская жизнь переплелись. Кальвин учил, что обязанность верующего - выполнять своё жизненное предопределение. Поэтому ленивый ремесленник не просто бездельничает, а наносит оскорбление Богу. Ересь стала не религиозным, а государственным преступлением. При этом еретиками стали считать всех, кто был не согласен с кальвинизмом. Множество таких еретиков было изгнано из города, а некоторые даже казнены. Среди казнённых оказался и известный философ и учёный Мигель Сервет, критиковавший и католиков, и кальвинистов. Современники пишут, что Женева при Кальвине превратилась в унылый город, в котором человека могли объявить еретиком за любую малость. Самого Кальвина дразнили "Женевским Папой", намекая, что он боролся против Папы Римского, а сам стал ещё большим тираном. Кальвинизм требовал усердно трудиться и осуждал роскошь. Эти идеи были понятны и приятны зарождавшейся буржуазии. Поэтому кальвинизм вскоре получил распространение в странах, где капитализм развивался быстрее, чем у соседей. Это учение распространилось по всей Швейцарии, Англии, Нидерландам и ещё некоторым странам.

Кальвинистская церковь была устроена совсем не так, как католическая. Вся церковь делилась на общины, во главе которых стояли старейшины, избираемые из членов общины. Такая организация позволяла самым влиятельным членам общины руководить ею. Обычно старосты общин избирались из числа буржуазии. С точки зрения Кальвина, такие люди имели наглядное подтверждение того, что они угодны Богу. Ведь их торговые дела были успешны. Это значило, что Бог им помогает. Если же купец или владелец мануфактуры нёс убытки. Это значило, что Бог отвернулся от него, и старосту надо переизбрать. Такие принципы очень нравились буржуазии. Теперь буржуа не просто получали прибыль - они доказывали окружающим свою благочестивость! Кроме того, кальвинистские церкви были очень скромными. В них не было пышного убранства и роскошной утвари. Пасторы - так называли священников в кальвинистских церквях - не имели никаких особых одеяний и жили как обычные верующие. Это тоже нравилось буржуазии. Содержание "дешёвых церквей" и обходилось дешевле, а уж считать деньги бюргеры умели.

Католики ненавидели еретиков. Но и кальвинисты были беспощадны к тем, кого они считали еретиками. В кальвинистских общинах существовала жёсткая дисциплина. Рядовые члены общины должны были без обсуждений выполнять приказы старейшин.

Орден иезуитов( Общество Иисуса 1540г) - Игнатий Лойола.

Цель - вернуть заблудшие массы в ограду церкви. Орден не был похож на другие религиозные ордена. Иезуиты оставались в обществе. Все свои усилия они направляли на то, чтобы добиться расположения знати и королей, чтобы использовать их деньги и могущество для укрепления власти церкви.

Иезуиты были миссионерами, занимались благотворительностью. С теми, кто отошёл от католической церкви боролись различными методами: убийства, отлучения, создание списков запрещённых книг, преследование учёных, суд инквизиции.

Борьбу с протестантизмом вёл король Испании Филипп II.( Аутодафе, помощь католикам других стран, войны - всё имело цель - превратить Испанию в мировую католическую державу.

В XVI в европейский мир взорвался религиозными войнами.

XVI в. многим европейцам казалось, что раскол между католиками и сторонниками Реформации может быть преодолен, нужно только, чтобы обе стороны начали искать возможность примирения. К тому же некоторые деятели католической церкви понимали, что их церковь проигрывает протестантской и по той причине, что ведет богослужения на латыни и пользуется латинской Библией, непонятной большинству верующих. Во второй половине XVI в. католические теологи тоже принялись переводить Библию на национальные языки, а некоторые даже были готовы отказаться от утверждения о непогрешимости папы. Католическая церковь долго колебалась, прежде чем пойти на полный разрыв с реформаторами. Решить эту проблему должен был Тридентский собор, продолжавшийся (с перерывами) свыше 20 лет - с 1545 по 1563 г. (протестанты в нем не участвовали). Победили противники реформ, отстоявшие все основные положения вероучения католической религии. Это прежде всего церковная иерархия и власть папы, безбрачие священников, неизменность всех церковных обрядов, укрепление инквизиции. Тридентский собор (его работа проходила в г. Триденте, расположенном на итальянской территории южнее Тироля) осудил принципы предопределения и оправдания верой. Собор подтвердил верность католическому учению, а все сторонники реформы церкви были объявлены еретиками и поставлены вне закона. Тем самым католическая церковь дала право католикам преследовать и убивать лютеран, кальвинистов и сторонников других реформационных учений.

Закрепление: Объясните высказывание: Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь мир»

Домашнее задание: §12. Рабочая тетрадь.

4

© 2010-2022