Технологическая карта урока истории 5 класс Походы Александра Македонского

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5/46 И Походы Александра Македонского.

Цели урока по линиям развития личности:

Линия 3. Историческое мышление.

Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления), научить выявлять причины, позволившие ему прославиться.

Рассматривая завоевательные походы македонской армии, научить выявлять причины побед Александра Македонского, а также их последствия для завоёванных народов.

Линия 4. Нравственное самоопределение.

Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.

Обязательный минимум содержания: личность Александра Македонского, его завоевательные походы: причины побед.

План урока:

I. Проблема урока: почему Александр Македонский завоевал полмира?

II. Поиск решения проблемы:

Причины побед Александра Македонского:

- Много лишних людей в Греции - поиск новых земель.

- Слабость Персидской державы.

- Стремление Александра Македонского к славе.

- Привычка многих народов Востока к подчинению иноземному царю-деспоту.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.

- Сегодня мы будем говорить о завоеваниях Александра Македонского. Давайте с вами посмотрим на карту, с. 184.

- Что можете сказать о территории, которую занимала Македония?

- Следовательно, какую армию можно иметь этому государству? 1

Фиксирует на доске:

1-й факт:

Армия македонцев малочисленная.

- Что на карте обозначено красными

стрелками?

- Что можете сказать о результатах этих походов?

Фиксирует на доске:

2-й факт:

Александр Македонский завоевал

полмира!

- Сравните соотношение сил и результаты походов Александра Македонского.

- В чём противоречие?

- Какой возникает вопрос? 1

Фиксирует главный вопрос урока на доске:

Почему Александр Македонский завоевал полмира?


- Маленькая.

- Малочисленную.


- Завоевательные походы Александра Македонского.

- Завоевано полмира.




- Армия малочисленная, а завоёвано полмира.

- Что позволило Александру Македонскому завоевать полмира?

- Почему Александр Македонский

смог подчинить своей власти Персидскую державу?

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).

2. Анализировать (выделять главное).

3. Определять понятия.

4. Обобщать, делать выводы.

5. Выделять причины и следствия.

6. Представлять информацию в разных формах (карта, ИКТ).

Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.

II. Версии.

- Есть у вас версии, предположения? 2

Предлагают различные версии.

III. Актуализация знаний.

- Чтобы решить проблему урока, что нам надо вспомнить? 3

- Объясните значения слов: фаланга, царь. 3

- Как была устроена Персидская держава? Перечислите наиболее важные причины, позволившие грекам победить персов в V в. до н.э., а македонянам - покорить греков. 5

- Почему греки победили персов в V веке и что позволило македонянам

одолеть греков в IV веке?


- Греки победили персов благодаря

своей сплочённости и мужеству. Македоняне одержали верх над

греками за счёт своего возвышения и ослабления Греции, а также благодаря мудрости царя Филиппа.

Коммуникативные УУД

1. Умение работать в парах.

2. Излагать своё мнение, аргументируя его.

3. Создавать устные и письменные тексты.

4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

IV. Планирование деятельности.

- Чтобы объяснить причины побед Александра Македонского, что нам

надо сделать? 3

- Изучить § 43-44, найти факты, которые помогут объяснить причины этого. 3

V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

1. Черты характера и личные качества Александра Македонского.

П1 стр.180-181 - Как вы думаете, какие личные качества и взгляды Александра Македонского помогли ему прославиться?

- Какие качества Александра Македонского проявились при переходе реки Граник?

- Могут ли личные качества Александра Македонского повлиять на исход событий?


- Любознательность, целеустремлённость, смелость, стремление к славе.

- Смелость и решительность.


Делают вывод о том, что неординарная личность Александра Македонского способствовала возвышению македонян. 4

2. Причины побед Александра Македонского.

- Но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Надо искать ещё причины.

- Используя пункт 2 и 3(по вариантам),

с. 181-182, 5 3

«В роли советника одного из царей Индии составьте для своего повелителя доклад о причинах побед Александра Македонского».



- Как вы расцениваете поступок персидского царя, когда он дважды бежал с поля боя, предавая своё войско?

- Почему египтяне приняли Александра Македонского как «своего»?

- На что указывает тот факт, что все три персидские столицы сдались без боя?

- Почему после победы над Персией Александр Македонский продолжил

свои завоевательные походы?


В течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание 5 3

- Войско Александра Македонского

составляли не только македонские

общинники, но и греческие безземельные ополченцы, которые в поисках новых земель были заинтересованы в успешных завоеваниях.

- Лучший военный строй - македонская фаланга - обеспечивала

успех сражения.

- Он проявил слабость, его войско было плохо организовано.

- Привычка многих народов Востока

к подчинению иноземному царю- деспоту.


- Стремился к славе и мировому господству.

VI. Выражение решения проблемы.

- Итак, какой общий ответ на главный вопрос урока вы можете дать? 4

Примерный вывод по проблеме: 4

- Александр Македонский завоевал

полмира благодаря своим личным качествам, хорошо подготовленному

войску, а также слабости и разобщённости персидского войска. Немаловажную роль сыграл тот факт, что

народы Востока сами подчинялись

иноземному царю-деспоту.

VII. Применение нового знания.

- Представьте, что вы - люди XXI века - оказались рядом с Александром Македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких - стыдились? Выполните задание в парах. Свой ответ объясните. 1 2 2

- Выполните задание № 6 по контурной карте-схеме в Рабочей тетради на с. 45. 1 2 6

Аргументированно высказывают оценочное мнение.

2

VIII. Домашнее задание.

§ 43-44





4


© 2010-2022