- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока истории 5 класс Походы Александра Македонского
Технологическая карта урока истории 5 класс Походы Александра Македонского
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Громова Н.И. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
5/46 И Походы Александра Македонского.
Цели урока по линиям развития личности:
Линия 3. Историческое мышление.
Анализируя личность Александра Македонского (черты характера, устремления), научить выявлять причины, позволившие ему прославиться.
Рассматривая завоевательные походы македонской армии, научить выявлять причины побед Александра Македонского, а также их последствия для завоёванных народов.
Линия 4. Нравственное самоопределение.
Научить давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.
Обязательный минимум содержания: личность Александра Македонского, его завоевательные походы: причины побед.
План урока:
I. Проблема урока: почему Александр Македонский завоевал полмира?
II. Поиск решения проблемы:
Причины побед Александра Македонского:
- Много лишних людей в Греции - поиск новых земель.
- Слабость Персидской державы.
- Стремление Александра Македонского к славе.
- Привычка многих народов Востока к подчинению иноземному царю-деспоту.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Формирование УУД, технология оценивания
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
- Сегодня мы будем говорить о завоеваниях Александра Македонского. Давайте с вами посмотрим на карту, с. 184.
- Что можете сказать о территории, которую занимала Македония?
- Следовательно, какую армию можно иметь этому государству? 1
Фиксирует на доске:
1-й факт:
Армия македонцев малочисленная.
- Что на карте обозначено красными
стрелками?
- Что можете сказать о результатах этих походов?
Фиксирует на доске:
2-й факт:
Александр Македонский завоевал
полмира!
- Сравните соотношение сил и результаты походов Александра Македонского.
- В чём противоречие?
- Какой возникает вопрос? 1
Фиксирует главный вопрос урока на доске:
Почему Александр Македонский завоевал полмира?
- Маленькая.
- Малочисленную.
- Завоевательные походы Александра Македонского.
- Завоевано полмира.
- Армия малочисленная, а завоёвано полмира.
- Что позволило Александру Македонскому завоевать полмира?
- Почему Александр Македонский
смог подчинить своей власти Персидскую державу?
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, карты).
2. Анализировать (выделять главное).
3. Определять понятия.
4. Обобщать, делать выводы.
5. Выделять причины и следствия.
6. Представлять информацию в разных формах (карта, ИКТ).
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.
II. Версии.
- Есть у вас версии, предположения? 2
Предлагают различные версии.
III. Актуализация знаний.
- Чтобы решить проблему урока, что нам надо вспомнить? 3
- Объясните значения слов: фаланга, царь. 3
- Как была устроена Персидская держава? Перечислите наиболее важные причины, позволившие грекам победить персов в V в. до н.э., а македонянам - покорить греков. 5
- Почему греки победили персов в V веке и что позволило македонянам
одолеть греков в IV веке?
- Греки победили персов благодаря
своей сплочённости и мужеству. Македоняне одержали верх над
греками за счёт своего возвышения и ослабления Греции, а также благодаря мудрости царя Филиппа.
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.
IV. Планирование деятельности.
- Чтобы объяснить причины побед Александра Македонского, что нам
надо сделать? 3
- Изучить § 43-44, найти факты, которые помогут объяснить причины этого. 3
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Черты характера и личные качества Александра Македонского.
П1 стр.180-181 - Как вы думаете, какие личные качества и взгляды Александра Македонского помогли ему прославиться?
- Какие качества Александра Македонского проявились при переходе реки Граник?
- Могут ли личные качества Александра Македонского повлиять на исход событий?
- Любознательность, целеустремлённость, смелость, стремление к славе.
- Смелость и решительность.
Делают вывод о том, что неординарная личность Александра Македонского способствовала возвышению македонян. 4
2. Причины побед Александра Македонского.
- Но одной личности иногда бывает недостаточно для победы. Надо искать ещё причины.
- Используя пункт 2 и 3(по вариантам),
с. 181-182, 5 3
«В роли советника одного из царей Индии составьте для своего повелителя доклад о причинах побед Александра Македонского».
- Как вы расцениваете поступок персидского царя, когда он дважды бежал с поля боя, предавая своё войско?
- Почему египтяне приняли Александра Македонского как «своего»?
- На что указывает тот факт, что все три персидские столицы сдались без боя?
- Почему после победы над Персией Александр Македонский продолжил
свои завоевательные походы?
В течение нескольких минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание 5 3
- Войско Александра Македонского
составляли не только македонские
общинники, но и греческие безземельные ополченцы, которые в поисках новых земель были заинтересованы в успешных завоеваниях.
- Лучший военный строй - македонская фаланга - обеспечивала
успех сражения.
- Он проявил слабость, его войско было плохо организовано.
- Привычка многих народов Востока
к подчинению иноземному царю- деспоту.
- Стремился к славе и мировому господству.
VI. Выражение решения проблемы.
- Итак, какой общий ответ на главный вопрос урока вы можете дать? 4
Примерный вывод по проблеме: 4
- Александр Македонский завоевал
полмира благодаря своим личным качествам, хорошо подготовленному
войску, а также слабости и разобщённости персидского войска. Немаловажную роль сыграл тот факт, что
народы Востока сами подчинялись
иноземному царю-деспоту.
VII. Применение нового знания.
- Представьте, что вы - люди XXI века - оказались рядом с Александром Македонским. Какими его поступками вы бы гордились, а каких - стыдились? Выполните задание в парах. Свой ответ объясните. 1 2 2
- Выполните задание № 6 по контурной карте-схеме в Рабочей тетради на с. 45. 1 2 6
Аргументированно высказывают оценочное мнение.
2
VIII. Домашнее задание.
§ 43-44
4