Школы Каларского района в годы Великой Отечественной войны

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Название работы: «Школы Каларского района в годы Великой Отечественной войны»

Работу выполнили:

Иванова Екатерина,

Колесникова Анастасия,

ученицы 9 класса

МОУ Икабьинская СОШ № 3

Руководитель:

Комогорцева Ирина Олеговна

учитель истории и обществознания

МОУ Икабьинская СОШ №3



2016



Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………....3

  2. Основная часть………………………………………………………………4

  1. Организация учебного процесса в школах……………………………….....4

  2. Военно-физическое воспитание в школах…………………………………..7

  3. Общественно-полезная деятельность школьников…………………………9

III. Заключение………………………………………………………………....11

Список литературы………………………………………………………………13

Приложение……………………………………………………………………...14







I. Введение

Школам вчера, сегодня, и завтра отведена очень важная и ответственная роль в становлении и воспитании молодого поколения. Меняется жизнь, меняются поколения учеников, но школы остаются прежними. Очень хорошо, что наше поколение не знает, что такое война, ведь она была труднейшим периодом в истории нашего государства. Народ во многом себе отказывал во имя Победы. В своем исследовании нам хотелось бы рассмотреть наиболее трудный период в жизни школ нашего района, годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Ведь без сомнения в годы Великой Отечественной войны, как и сейчас, школы играли большую роль в жизни общества.

Актуальность темы «Школы Каларского района в годы Великой Отечественной войны» обусловлена тем, что она представляет большой исторический, краеведческий и познавательный интерес.

Цель работы: Составить целостную картину жизни и деятельности школ Каларского района в годы Великой Отечественной войны.

Задачи работы:

  • Проанализировать архивные документы и опубликованные воспоминания, чтобы проследить историю школ в 1941 - 1945.

  • Выявить основные направления в работе школ в годы Великой Отечественной войны.

  • Систематизировать материал и сделать выводы.

Методы исследования:

  • Поисковый метод.

  • Анализ архивных документов.

  • Обобщение выводов.

  • Компьютерная обработка материала.

1. Организация учебного процесса в школах

Перестройка учебно-воспитательной работы под знаком задач военного времени оказалось делом сложным и крайне ответственным. Заведующим районо в 1941 г. был Нестеров А.В., в октябре его призвали в ряды РККА [1, л.33]. На посту зав. районо его сменил А. Г. Зленко, к своим обязанностям он приступил 2 февраля 1942 года на основании решения президиума Каларского исполнительного совета трудящихся от 23 декабря 1941 г. [1, л. 40], он лично контролировал учебный процесс, выезжал в командировки по школам в годы войны [2, c. 299]. Например, 23 февраля 1942 года он отбыл в командировку в с. Чапо-Олого на 4 дня для обследования начальной школы [1, л. 41]. 23 марта 1942 г. уехал в командировку в Неляты по обследованию учебно-воспитательной работы НСШ и проверке работы при учреждении [1, л. 43]. 28 июля 1942 г. отправился в командировку в колхоз им. Ворошилова по проведению проверки готовности школы к новому учебному году [1, л. 48]. В неразрешимую проблему, обострявшуюся на протяжении всех военных лет, превратилась проблема кадров. Уход в армию, перевод на работу в партийные и советские органы привели к тому, что уже в 1942-43 учебном году в школах области не хватало много учителей. Так: 24 декабря 1941 г. с работы уволили учителей Обухова Н.И., Бердникова Н.П., Беспалого В.С., в связи с призывом в ряды РККА [1, л. 38]. 24 февраля 1942 г. директор Нелятской НСШ Бочкарников Н. В. уволен в связи с отбытием в РККА [1, л. 41]. 21 августа 1942 г. учителя физики и математики Нелятской НСШ т. Коволева Сергея Михайловича призвали в ряды РККА [1, л. 50]. С 13 марта 1942 г. учителя Нелятской НСШ Семенова И.М. и директора и учителя Чарской НСШ Сидорова Я. С. считать уволенными с работы в связи с призывом в Красную армию [1, л. 42]. 17 июня 1942 г. заведующий Средне-каларской школой Намжин Н. Н. был призван в ряды РККА. По этой причине недельная нагрузка работающих учителей сильно увеличилась. Но несмотря на это и тяжелые военные годы в район прибывали новые учителя, например: Беспалый - его назначили учителем химии, биологии, ботаники и немецкого языка в 5-7 классах и завучем в Чарскую НСШ, Матющенко - учительницей начальных классов в Чарскую НСШ, Печак - учительницей начальных классов в Нелятскую НСШ [1, л. 35]. В августе 1942 года в район прибыли 6 учителей начальных классов, для работы их распределили по школам района. Куликову К.Д. назначили заведующей Ворошиловской начальной школы; Болдыреву Н.В. - учительницей Нелятской НСШ; Фомину Е.А. - учительницей Нелятской НСШ; Вологдину Е.И. - учительницей Чарской НСШ [1, л. 51]. С 16 ноября 1942 г. преподавателем математики и физики в 6-8 классах был назначен Алсуфьев В.Н. прибывший по назначению облоно [1, л. 54]. Многие работники школ совмещали несколько должностей в учреждениях района, например заведующий районо Зленко А.Г. работал по совместительству учителем истории в 5 - 6 классе и преподавателем Конституции СССР в Чарской НСШ [1, л. 42]. Учительница Чарской НСШ Бердникова А.И. с 26 ноября 1942 г. была назначена заведующей Чарской районной библиотекой по совместительству [1, л. 45]. С каждым военным годом все сложнее становились задачи материально-технического обеспечения и ремонта школ и решались они, в основном, силами учителей, учащихся и родителей. Война нарушила снабжение школ учебниками и учебными пособиями [3, с. 62]. Из воспоминаний учительницы М. Л. Пинегиной: «Докажи в облоно, как мы работаем, в каких условиях находимся: учебников по многим предметам нет, нет света, тетрадей осталось 100 штук. Третью четверть не с чем начинать. Учителей не хватает» [4, с. 93].Задачи материально-технического обеспечения школ лежали на директорах и заведующих школ. Главными проблемами по содержанию школ в годы войны были дрова и свет. В городе в целях экономии свет часто отключали, в деревнях электричества не было вообще. Школы освещались керосиновыми лампами. Из приказа № 28 от 27 июня 1942 г. «В обязанности заведующей лежит подготовка школы к новому учебному году: заготовка и доставка дров, ремонт помещений, учет детей школьного возраста» [1, л. 46]. После обследования Чарской СШ директору Петуховой М.В. был вынесен строгий выговор за безответственное отношение к своим обязанностям, выразившемся в не обеспечение школы дровами (дети занимаются в пальто), школа в антисанитарном состоянии (в классах часто бывает дым, возле печей мусор, нет умывальника, на стенах пыль и паутина), в не обеспечение надлежащим уходом школьную лошадь (дверь поломана, лошадь во время не поится и не кормиться) [1, л. 54-55]. С 19 января 1943 года Петухову М.В. освободили от обязанностей директора Чарской СШ, как не справившуюся со своими обязанностями. Директором был назначен военрук Борцов Иван Михайлович с окладом 450 рублей в месяц [1, л. 56]. Из приказа №7 от 19 февраля 1943 г. об обследовании Нелятской НСШ видны многие проблемы школы того времени, безусловно эти факторы отрицательно влияли на организацию учебно-воспитательного процесса, на качество учительского труда, на успеваемость учащихся: «Замечаются систематические уходы с уроков на несколько дней домой, массовые опоздания учеников почти на каждый урок… Не уделено должного внимания вопросу организации детской столовой-буфета с горячими завтраками. План заготовки и завоза топлива (дров) сорван. Имелись случаи срыва учебных занятий. Дисциплина в школе плохая. Итоги первого полугодия свидетельствуют о крайне низком уровне учебно-воспитательной работы в школе. В классных комнатах грязно. Интернат находится в антисанитарном состоянии. Плана работы школы директор не имеет. Подготовка к проведению лыжных соревнований в честь 25-й годовщине РККА под угрозой срыва. Работа кружков срывается. за первую четверть директор школы Смирнова не посетила не одного урока учителей…Таким образом отсутствует повседневный контроль за работой учителей. Состояние ученических тетрадей находится в неряшливом состоянии особенно в 4 классе. Каллиграфия плохая, много пропущенного места, не дописываются строки и страницы…» [1, л. 57]. На период зимнего времени в 1942 г. школам было разрешено проводить занятия в две смены и сократить академический час с 45 мин. до 40 мин, большие перемены до 20 мин., а маленькие до 5 мин. [1, л. 53].Это было связано с экономией ресурсов, которые обеспечивали школе нормальное состояние. Вместе с тем, работа в двух-, трехсменном режиме, в плохо приспособленных заданиях, отсутствие света и тепла требовала от учителей и учеников колоссального напряжения сил [3, с. 62]. В связи с сокращением контингента учащихся и отстрой нехваткой педагогических кадров, на протяжении военных лет, школьная сеть подверглась реорганизации. 1 декабря 1941 года в связи с консервацией прииска им. XI октября там закрыли среднюю школу. Все оборудование было передано Чарской НСШ [1, л. 34]. 5 октября 1942 г. при Чарской НСШ был открыт 8 класс, основание - радиограмма заведующего облоно. Преподавание учебных дисциплин в 8 классе поручается: Петуховой М.В., Пинегиной М. А., Зленко А.Г., Варенову С.Ф., Придорогиной Л.И. [1, л. 52]. Во всех школах в годы войны проводилась огромная воспитательная работа - линейки, митинги, на которых обсуждались вопросы и школьные, и военно-политические, слушали сообщения информбюро. Ходили в кино. Отделы народного образования города и района уделяли большое внимание организованному проведению каникул. Зимой - новогодние ёлки, походы на лыжах, экскурсии на природу, чтение книг и журналов; летом - школьные пионерские лагеря. Во всех школах велась кружковая работа. В 1943 году начальная школа в Чаре стала средней, открыли школу в Чапо-Олого. В конце 1944 года в районе было семь школ: средняя - в Чаре, неполная средняя - в Нелятах, начальные - во всех селах. Училось в них 265 ребят, их числе 92 эвенка и якута [4, с. 82].

2. Военно-физическая работа в школах

Основными направлениями внеклассной и внешкольной воспитательной работы можно называть военно-физическую работу и проведение массово-агитационных мероприятий по оказанию помощи фронту. В соответствии с приказом Наркомата Просвещения РСФСР от 17.11.1941 г. «Об организации допризывной военной подготовки учащихся» в 5-10 классах было организовано обучение учащихся по 110 часовой программе всеобуча. [3, с. 64]. С 24 февраля 1942 во всех классах школ Каларского района было введено обучение ПВХО, для этого вне расписания выделяли 2 занятия в неделю. [1, л. 42]. Однако развертывание военно-физической и оборонно-массовой работы встретило немало трудностей, в первую очередь из-за отсутствия подготовленных преподавателей. Обеспеченность военруками и физруками была крайне неудовлетворительной. С 9 января 1943 г. военруком начальной школы при колхозе «Красный таежник» был назначен Тимофеев Н.Д. Курс военной подготовки был рассчитан на 72 академических часа. С 12 января 1943 г. преподавателем военного дела в 5-7 классах и 3-4 классах Нелятской НСШ был назначен Семенов И.М. [1, л. 55]. В приказе № 7 от 19 февраля 1943 г. Можно увидеть итоги военного обучения учащихся в Нелятской НСШ. «Районный отдел народного образования установил, что в Нелятском сельсовете не обеспечен полный охват детей обязательным военным обучением… должно быть охвачено 135 человек, фактически охвачено 132 человека… без уважительной причины убыло 3 человека» [1, л. 56]. В связи с этим был выпущен приказ о том, что нужно предупредить всех учителей об их персональной ответственности за выполнение закона о всеобуче [1, л. 58]. Затрудняло военно-физическую работу отсутствие учебных наглядных пособий, оборудованных кабинетов, спортивного инвентаря и спортивных залов. Основная часть занятий по военному делу проводилась вне школьных помещений. Занятия по обработке практических навыков в поле, на полосах препятствий проходили при любой погоде. Школьники под руководством преподавателей изготавливали учебное оборудование, макеты, полосы препятствий ,создавали кабинеты военного дела. Занятия выходили за рамки программного материала: учащиеся изучали дополнительную военную литературу, знакомились с новинками военной техники, с подвигами героев Отечественной войны. Кроме военно-физической подготовки проводилась оборонная работа через кружки. Была организованная подготовка к сдачи норм значков БГТО, ГТО [3, с. 64]. В зимний период времени проводились лыжные соревнования. Чаще всего они посвящались праздничным датам.

3. Общественно-полезная деятельность школьников

Общественно-полезный труд школьников на предприятиях промышленности, транспорта, на полях колхозов и совхозов - важный фактор хозяйственной жизни страны в военные годы. Поражает разнообразие форм общественно-полезной деятельности школьников. Особое значение для района имело участие школьников и учителей в с/х работах. Из приказа № 4 от 16 февраля 1942 г.: «С 16 февраля 1942 года в 7 классах Чарской НСШ и Нелятской НСШ вести обучение учащихся с/х работам, для чего выделить дополнительно в учебном плане 3 часа в неделю, установить непрерывную двухнедельную практику учащихся в колхозах. Обучение организовать с расчетом, чтобы к весне 1942 г. учащиеся 7-х классов приобрели основные сведения по агротехнике ибыли готовы для работы на с/х мащинах. По окончанию курсов обучения и производственной практики провести выпускные испытания…Окончившим выдать удостоверения» [1, л. 41]. Из приказа № 13 от 21 апреля 1943 г.: «О подготовке учащихся к с/х работам в 1943 г. в колхозах. В 1943 году школы нашего района должны наметить конкретные планы подготовки к распределению учащихся на с/х работы». В связи с этим директорам и заведующим школ было поручено провести: предварительную организационную работу по распределению учащихся по колхозам; разъяснительные работы среди учащихся и родителей; медицинский осмотр; подготовку необходимых вещей и установить связь с правлениями колхозов. Каждый месяц до 10 числа нужно было предоставлять краткую информацию о с/х работах [1, л. 59-60]. Участие школьников в с/х работах в летний период каждого военного года выработало в них много качеств, которые пригодятся им во взрослой жизни. Как отмечается в отчете облоно о работе школ за 1943/44 учебный год, обучение учащихся на протяжении 3 лет привило навыки серьезного отношения к своему труду, как необходимой помощи фронту и тылу [3, с. 65]. Необходимо отметить, что помощь колхозам и совхозам со стороны школьников выражалась не только в физическом труде, но и в большой культурно-массовой работе в бригадах и на полевых стаканах. Учащиеся выпускали боевые листики, проводили беседы, давали концерты художественной самодеятельности. Из воспоминаний учительницы М. Л. Пинегиной: «Мы читали лекции, выступали с докладами, проводили беседы, устраивали громкие читки газет, интересных статей и рассказов из журналов. Готовили спектакли. Успешно шли небольшие пьесы Чехова. Особенно же любили чарские жители А.Островского. Спектакли длились до глубокой ночи. Декорации менялись медленно, потому что состояли из всамделишных лиственниц, сосен, берез, антракты оказывались непомерно большими, так что матери успевали сбегать домой к детишкам [4, с. 93]

На учителей и старшеклассников чарской школы были возложены и другие обязанности. Летом - помощь в заготовке сена для колхоза «Красный таежник». Подготовка школы к зиме: замазывали стены, белили. Осенью ученики с учителями заготавливали ягоды, убирали картошку в колхозе, уходили на сбор ягод 5-7 классов. Два года была бригадиром по заготовке брусники, а со мной 12-14 учащихся из разных классов. Жили в одной палатке. Ягоду собирали и ссыпали в сайбы (по 726 кг). По зимнему пути этой сайбы - бочки доставлялись в чарское сельпо [5, с. 84]. Предприятия, организации, родители во всём помогали школам. Организовывали субботники и воскресники по заготовке дров для школ. При школах устраивались приусадебные участки, которые обрабатывались силами учащихся, родителей и учителей. Во время войны комсомол усилил помощь школе в борьбе за высокую успеваемость и дисциплину. Большую работу в этом направлении проводили старшие пионерские вожатые их числа старшеклассников или комсомольцев. Вместе с учителями они создавали условия для работы школ. Ежегодно по одной неделе всем учебным заведениям приходилось работать на заготовке дров. Валили деревья, распиливали, складывали. Привезённые в школу дрова кололи старшеклассники. Из воспоминаний В. И. Бурцевой «В Нелятах были кружки. Мы изучали винтовку, стреляли, обучались, как оказывать первую медицинскую помощь. Все дружно, с песнями, заготовляли вручную дрова для школы-интерната, детских яслей, больницы» [5, с. 53]. Проведение массово-агитационных мероприятий по оказанию помощи фронту приносили свои плоды. Учителя и ученики активно включились в эти мероприятия: из президиума профсоюзного собрания: «Мы, учителя Чарской неполной средней школы, следуя примеру других учителей, также отчисляем свой двухдневный зароботок на постройку танковой колонны и эскадрильи «Учитель». Просим последовать нашему примеру остальных учителей Каларского района…» [4, с. 85]. «Ученик 7 класса Нелятской неполной средней школы Ковалёв Иван переслал в Госбанк свои облигации на сумму 100 рублей. Он просит зачислить их в фонд обороны страны…» [4, С. 85].

III. Заключение

Война была тяжелым испытанием для всего народа нашей страны. В суровое военное время проблема сохранения детей, сохранения системы обучения стояла как проблема сохранения будущего страны. Советской школе в военных условиях предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать подготовку молодежи для участия в общественно - полезном труде; развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложными задачами советские школы, несмотря на многие трудности, успешно справились.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

  1. Несмотря на сложнейшие условия военного времени, развитие школьного образования продолжалось. Трудности в начале войны, были преодолены, школа к концу войны восстановила свою деятельность.

  2. В годы войны произошли существенные изменения в системе образования. Приходилось менять процесс обучения и воспитания в школе. Во-первых, учебные планы и программы были приведены в соответствии с требованиями военного времени. Главное место принадлежало идейно-политическому и военно-патриотическому. Во-вторых, обращается большое внимание на трудовую подготовку учеников.

  3. Много учителей школ Каларского района были призваны в ряды РККА, многие из них ценой своей жизни защищали нашу Родину.

  4. Школьники и учителя самоотверженно трудилось в тылу. Их труд ярко свидетельствовал о результативности воспитательной работы учителей.

  5. Каларский район находился далеко от линии фронта, но школьники села своим трудом внесли свой вклад в Победу: достигнув призывного возраста, часто добровольно уходили на фронт, работали наравне с взрослыми на полях колхоза, поддерживали семьи фронтовиков. Деятельность советской школы в годы Великой Отечественной войны подтвердила необходимость тесной связи школы с жизнью всего района.

  6. Ознакомившись с этой работой можно увидеть, что школа жила и в самые трудные дни нашей страны. Не хватало денег на содержание школ, но не все школы закрывались. Наоборот, государство делало все, чтобы они продолжали существовать.


Список литературы

  1. Архив Каларского района. Документы отдела Народного образования Каларского района Читинской области. Приказы №1 - №32.

  2. БАМ. Каларский район / гл. ред. К.К. Ильковский. - Чита: Забайкальский гос. ун-т, 2014. - 400 с.

  3. Горлачев В.П., Феоктистова Н.Ф. Народное образование Читинской области в годы Великой Отечественной войны// Уроки Второй Мировой войны и значение победы над фашизмом: сборник научных статей. Чита: изд-во Читинского пединститута, 1996. - С. 60-69.

  4. И пусть поколения знают… / Ред. С. Рошкова; сост. Н. Бастрыкина, Д. Тимофеев. - Чита: Экспресс-издательство, 2005 - 136 с.

  5. И пусть поколения знают… / Под ред. С. Рошковой; сост. Н. Бастрыкина, В. Малых. Чита: Экспресс-издательство, 2010. Вып. 2. 146 с.







Приложение

Статистические данные по школам Каларского района в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (на основе Архива Каларского района. Документы отдела Народного образования Каларского района Читинской области. Приказы №1 - №32.)

В 1943 г. школ в районе было 5:

  1. Чарская Средняя школа

  2. Нелятская НСШ

  3. Средняя Каларская НСШ

  4. Начальная школа при колхозе им. Ворошилова

  5. Начальная школа при колхозе «Красный таежник»

Учителей 22 человека из них мужчин - 9: В Чарской СШ - 8 человек

  • В Нелятской НСШ - 8 человек

  • В средней Каларской НСШ - 3 человека

  • При колхозе им. Ворошилова - 2 человека

  • При колхозе «Красный таежник» - 1 человек

Согласно государственному плановому заданию по народному образованию на 1943-44 учебный год учеников в школах должно быть:

  1. В Чарской СШ 100 учащихся: в 1-ом классе - 14чел., во 2-ом классе - 14 чел., в 3-ем 14 ч., в 4-ом - 12 чел., в 5-ом - 11 чел., в 6-ом - 10 чел., в 7-ом - 10 чел., в 8-ом - 10 чел., в 9-ом - 6 чел.

2. В Нелятской НСШ 146 уч-ся : : в 1-ом классе - 28 чел., во 2-ом классе - 21 чел., в 3-ем 28 ч., в 4-ом - 22 чел., в 5-ом - 16 чел., в 6-ом - 19 чел., в 7-ом - 12 чел.

3. Средняя Каларская НСШ 40 уч-ся: в 1-ом классе - 17 чел., во 2-ом классе - 4 чел., в 3-ем 9 ч., в 4-ом - 10 чел

4. Начальная школа при колхозе им. Ворошилова 31 уч-ся: в 1-ом классе - 13 чел., во 2-ом классе - 8 чел., в 3-ем 7 ч., в 4-ом - 3 чел

5. Начальная школа при колхозе «Красный таежник» 20 уч-ся: в 1-ом классе - 8 чел., во 2-ом классе - 8 чел., в 3-ем 0 ч., в 4-ом - 4 чел


© 2010-2022