Мои бабушки – труженицы тыла

Раздел История
Класс 10 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОРЕВНОВАНИЕ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА "ШАГ В БУДУЩЕЕ"


Мои бабушки - труженицы тыла

Богучанский район, п.Невонка

Автор: Соболева Мария Сергеевна

Муниципальное казённое образовательное

управление Невонская средняя общеобразовательная школа №6, 11 класс.

Руководитель:

Соболева Надежда Николаевна,

учитель математики,

Муниципальное казённое образовательное управление Невонская средняя общеобразовательная школа №6.

Красноярск 2015


Мои бабушки - труженицы тыла

Соболева Мария Сергеевна

Красноярский край, Богучанский район, п.Невонка

МКОУ Невонская СОШ №6

11 класс

Аннотация

Основой работы является судьба бабушек автора: Соболевой Р.И. и Филимоновой М.М.. Цель исследования - обоснование их вклада в победу в Великой Отечественной войне. Для достижения цели используется методы: изучение литературы, архивных документов, беседа, опрос, анализ. Использованы данные из семейного архива, энциклопедии, Интернет - источники. В работе представлены краткие сведения о работниках тыла в Великую Отечественную войну, этапы трудовой деятельности Соболевой Р.И. и Филимоновой М.М., результаты опроса родственников и учащихся школы. В итоге удалось доказать, что эти люди внесли весомый вклад в Великую Победу, их самоотверженный труд является примером для молодежи. Новизной работы является систематизация сведений о жизни бабушек во время Великой Отечественной войны.












Мои бабушки - труженицы тыла

Соболева Мария Сергеевна

Красноярский край, Богучанский район, п.Невонка

МКОУ Невонская СОШ №6

11 класс

План исследований

9 мая - День Победы нашей страны, сокрушившей фашизм и освободившей не только свою страну, но и всю Европу. Нелегок был путь к этому дню. Не все вернулись с полей войны.

Вот уже 70 лет, каждый год 9 мая, вся страна отмечает великий праздник - День Победы. Люди ходят на демонстрацию, проходят мимо трибуны, на которой стоят ветераны Великой Отечественной войны, показывая им свое почтение и уважение. Некоторые посещают памятники воинам, погибшим в боях, кладут цветы, венки, поминая их добрым словом. В этот день показывают по телевидению военные фильмы, художественные и документальные, а так же передачи, посвященные тому времени. О Великой Отечественной войне много рассказано, снято, написано, и с детских лет все знают об этом героическом периоде жизни нашей страны.

Актуальность темы: В этом году, в рамках празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, страна проводит различные мероприятия с целью сохранения памяти о людях, защищавших Родину на фронте и в тылу. Необходимо воспитывать патриотизм на примерах героизма в годы войны, сопричастность к истории страны у молодого поколения и разоблачать фальсификации в истории Великой Отечественной войны.

Проблема: в наше время, к сожалению, осталось очень мало ветеранов, очевидцев, того, кто мог бы рассказать о Великой Отечественной войне.

Разработанность проблемы: начав работу, я выяснила, что есть много литературных и Интернет - источников о роли тружеников тыла в победе над фашистской Германией. К тому же многое помнят мои бабушки: Розалия, ей было 17 лет, когда началась война, и Маша, ей было всего 13 лет. Они, как и весь народ, не жалея себя, трудились, отдавая все силы во имя победы, поэтому эти женщины являются труженицами тыла.

Мотив: меня волнует вопрос, какой вклад в победу над фашизмом внесли члены моей семьи. Я решила изучить биографию моих бабушек в период Великой Отечественной войны, тем более, что в июле прошлого года исполнилось 90 лет моей бабушке Розалии, а в январе было 87 лет бабушке Маше.

Гипотеза: в победу над фашизмом во время войны внесли свой вклад и мои бабушки.

Цель моей работы: обосновать вклад моих бабушек в победу над фашизмом.

Задачи:

  1. изучить литературу по теме;

  2. обобщить рассказ моих бабушек об их жизни в военные годы;

  3. провести опрос младших родственников и среди учащихся нашей школы;

  4. сделать выводы о проделанной работе.

Объект исследования: работа тружеников тыла.

Предмет исследования: труд моих бабушек во время Великой Отечественной войны.

Методы исследования: поиск информации; беседа; опрос; анализ.

Библиография в книге «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК» ( 8 изд., т. 6, М., 1971) изучила материалы Директив СНК СССР и ЦКВКП(б),в энциклопедии «Великая Отечественная война1941-1945» (М. «Советская энциклопедия», 1985) узнала о задачах, стоящих перед тружениками тыла, из

материалов Чувашского государственного национального архива России - об оговоре отца, гибели сестёр бабушки Марии, о работе бабушки в сельхозартели имени «Ленина», по материалам семейного архива изучала документы бабушек.

Мои бабушки - труженицы тыла

Соболева Мария Сергеевна

Красноярский край, Богучанский район, п.Невонка

МКОУ Невонская СОШ №6

11 класс

Работники тыла в Великой Отечественной войне.

22 июня... Когда открывается листок календаря с этим числом, невольно вспоминается уже далекий 1941 год, быть может, самый трагический, но и самый героический не только в Советской, но и многовековой истории нашего Отечества. Кровь и боль, горечь потерь и поражений, гибель родных людей, героическое сопротивление и горестный плен, самоотверженный, до изнеможения труд в тылу и, наконец, победа над страшным врагом - все это было в 1941 - 45годах. Война прошла через каждую семью, через каждую человеческую судьбу, разделила всех советских людей на «фронт» и «тыл».

29 июня 1941 года вышла Директива СНК СССР и ЦКВКП(б), она определила основную программу действий по организации отпора фашистской Германии, по превращению страны в единый военный лагерь под лозунгом «Все для фронта! Все для Победы!», по мобилизации всех сил и средств на разгром врага. В директиве подчеркивалось смертельная опасность, нависшая над Советской страной, раскрывался справедливый, освободительный характер войны со стороны Советского государства, защищавшего свою свободу и независимость, разоблачался преступный, захватный характер войны со стороны фашистской Германии. Партия и правительство выдвинули задачи всемерно увеличивать производство вооружения, снаряжения боеприпасов, продовольствия. Содержание директивы было изложено И.В. Сталиным в речи по радио 3 июля 1941. Директива сыграла огромную мобилизующую роль в перестройке всей жизни страны на военный лад, в подготовке условий для достижения победы.[1]

В ходе войны перед тружениками тыла всей страны вставали все новые и новые задачи, требовавшие дополнительных усилий и материальных средств: оказание помощи районам, освобожденным от оккупации, забота о семьях фронтовиков, о детях, оставшихся без родителей, сбор денег и вещей в фонд обороны страны, своевременная отправка на фронт призывников для защиты Отечества, размещение и трудоустройство эвакуированных, трудоустройство инвалидов, комиссованных из армии.

Советские люди хорошо понимали, что фронту нужны огромные людские и материальные ресурсы. Поэтому каждый стремился работать за двоих, невзирая ни на какие трудности.

Одним из основных источников могущества нашей армии была связь фронта с тылом. На передний край из сибирского арсенала шло оружие, боеприпасы и снаряды для фронта. Нелегко было перестроить промышленные предприятия на военный лад и наладить производство эвакуированных заводов, но люди отдавали этому делу все свои силы.

Яркой демонстрацией патриотизма трудящихся Красноярского края стал сбор средств на строительство военной техники. Возникнув в 1942 г., это движение, развиваясь и видоизменяясь, просуществовало в течение всей войны. В 1943 г. красноярцы вносили свои сбережения в создание танковых колонн «Красноярский рабочий» и «Красноярский колхозник», самолетов - «Красный медик» и «Счастливое детство», санитарных самолетов, эскадрилий трудовых резервов, гидрометеослужб и других боевых машин. Всего было собрано более 10 миллионов, а за весь военный период - свыше 25 миллионов рублей.[2]

В годы войны трудящиеся края внесли в фонд помощи семьям фронтовиков и инвалидов войны более 18 миллионов рублей; 101,5 тысяч пар обуви; 142 тысячи комплектов одежды; более 590 тысяч пудов продовольствия; собрали сотни тысяч рублей на строительство танковых колонн и авиационных эскадрилий; отправили на фронт 253 вагона с подарками.

В самые тяжёлые времена советские воины были уверены в безраздельной поддержке тыла, в том, что в них верят и ждут с победой, и ценой своей жизни готовы были оправдать это доверие. В свою очередь, героизм воинов вдохновлял тружеников тыла на высокие достижения в производстве и сельском хозяйстве.

Говоря о героических делах народа в годы войны, особенно хочется сказать о трудовых подвигах женщин. Впервые дни войны, преодолевая огромные трудности, они заменили своих мужей, отцов и братьев у станков, осваивали их специальности и с каждым днем повышали свои производственные показатели. Их труд золотыми буквами вписан в героическую летопись истории нашей Родины.

В те тяжелые годы отменялись очередные отпуска, стали обязательными сверхурочные работы, на транспорте была введена воинская дисциплина, а в колхозах повышен минимум трудодней.

Женщины, девушки, девчонки встали на защиту своей Родины, своих детей и их будущего. Им приходилось выполнять непосильную работу в годы войны. Рядом со старшими братьями и сестрами трудились и самые юные граждане нашей страны, пионеры и школьники, их посылали туда, где нужна была помощь старшим.

Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не осталось и следа. В напряженной борьбе за хлеб первого военного года активное участие приняли много тысяч пионеров и школьников. По решению ЦКВЛКСМ 8 ноября 1942 года проведен Всероссийский воскресник «пионеры - фронту», в котором участвовало 2,5 млн. детей. Они заготовили 75 тысяч м3 дров, собрали 4 тысячи металлолома, 355 т лекарственных растений, 2719 пудов хлебных колосьев. С 1942 -1944 года они в колхозах выработали около 600 миллионов трудодней.1 В те трудные дни колхозы и совхозы были во многом обязаны юным патриотам - школьникам. Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового фронта. И поистине «гулливеровскими» были нормы выработки на полях, где трудились мальчишки и девчонки, тысячи гектаров скошенного хлеба, тысячи связанных снопов, тысячи намолоченного зерна. Тысячи... Язык цифр лаконичен и бесстрастен. Но именно цифры наиболее убедительно рассказывают о том, как много было сделано юной школьной армией в трудный для Родины год. Учащиеся школ любовно собирали и направляли своим товарищам в освобожденные районы учебники, тетради, бумагу, художественную литературу, карандаши, ручки и т. д. Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое, счастливое будущее своего юного поколения.

Мы считаем, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Трудно себе представить, что такие же дети, как мы, совершали такой подвиг. Я просто удивляюсь, откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт.






Мои бабушки - труженицы тыла

Соболева Мария Сергеевна

Красноярский край, Богучанский район, п.Невонка

МКОУ Невонская СОШ №6

11 класс

Труд Соболевой Розалии Ивановны в военные годы

Моя бабушка родилась 1 июля 1924 года, в д. Двинка, где сейчас и проживает. Её отец, Тукиш Иван Данатович, 1892 года рождения. Ему было два года, когда он приехал из Двинска в Тюхтетский район. Отец Ивана Данатовича вынужден был приехать, так как у него было десять детей. Земли не хватало. А в Сибири было привольно. Так и остался в деревне. Мать моей бабушки, Тукиш Маргарита Казимировна, 1901 года рождения. Прабабушка девять лет работала в Киеве. С прадедом она жила в Двинке. Но недолго они прожили вместе. Жизнь её рано оборвалась. В 1935 году она умерла. Бабушка жила с отцом, сёстрами и братом. Отец растил детей один. Затем он женился, и она жила уже с мачехой. Трудно приходилось. С восьми лет моя бабушка доила корову. Выполняла разные тяжёлые работы. После гибели мачехи в 1943 году, отец был в трудармии, на плечи бабушки легла забота о младших сестрах и брате, которому было 3 годика.

Моя бабушка Розалия уже в 1940 году начала работать на пихтовом заводе в деревне Баим Тюхтетского района Красноярского края. Когда началась война, моей бабушке было семнадцать лет. В 1941 году пихтовый завод стал считаться военным.

На этом заводе было очень сложно работать. Ведь ветки пихты нужно было толочь, запаривать, спрессовывать. На это уходило много времени. Из зелени пихты получали пихтовое масло. Это было самое трудное. Чтобы сделать 12 кг масла, требовалась 1 тонна сырья. Потом из масла делали пихтовый бальзам, который способствовал быстрому заживлению ран, гнойников, порезов. Во время Отечественной войны масло пихты успешно применяли в госпиталях. Все знали, что их труд нужен, что без их усилий у раненых не будет нужного лекарства, поэтому трудились, не жалея себя.

Бабушка вместе с такими же девчонками и мальчишками работала по двенадцать - четырнадцать часов в сутки. По закону продолжительность рабочего времени должна быть 8 часов, плюс 3 часа обязательных сверхурочных работ2. Но на практике часто получалось значительно больше. Перерывы в работе были очень короткие. Суточный паёк в то время был скуден и уменьшался постоянно. Установленные нормы снабжения показаны в таблице.

Таблица 1. - Нормы снабжения 1942 года

Категория граждан

Хлеб, г. на 1 чел. в день

Сахар и кондитерские изделия, г. на 1 чел. в месяц

1 категория

2 категория

1 категория

2 категория

Рабочие

800

600

800

600

Служащие

500

400

600

400

Иждивенцы

400

400

400

400

Дети до 12 лет

400

400

600

400

Нормы были снижены осенью 1943 года, когда понадобилось выделить ресурсы для населения освобождаемых районов.3

Таблица 2. - Нормы снабжения 1943 года

Категория граждан

Хлеб, г. на 1 чел. в день

1 категория

2 категория

Рабочие

500

700

Служащие

400

450

Иждивенцы

300

300

Дети до 12 лет

300

300

Поэтому быстро накапливалась усталость, кружилась голова от насыщенного запаха пихты. К концу рабочего дня даже сильные и здоровые буквально падали с ног. А бабушке, такой маленькой и неокрепшей физически, ещё нужно было идти домой пешком. А дом находился в десяти километрах. А это сибирское бездорожье, грязь весной и осенью по самые колени, зимой страх нападения волков, жуткая темнота. Сколько же сил надо было, чтобы все испытания выдержать с честью! Бабушка рассказывала, что никто не ныл. Каждый день слушали сообщения с фронта, сердца наполнялись ненавистью к врагу, ликовали от счастья, когда сообщались хорошие вести.

Позднее бабушка возила винтовки из Боготольского военкомата для тюхтетцев, уходящих на фронт, участвовала в строительстве дорог. На любом участке исполняла порученное дело с присущей ей добросовестностью. Заслуженно мою бабушку дважды Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года наградили медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Моя бабушка имеет медали к юбилейным датам, посвященным Великой Победе. Книжки к наградам вы найдёте в Приложении 1.



Мои бабушки - труженицы тыла

Соболева Мария Сергеевна

Красноярский край, Богучанский район, п.Невонка

МКОУ Невонская СОШ №6

11 класс

Труд Филимоновой Марии Моисеевны

Моя бабушка, Филимонова Мария Моисеевна, родилась в 1928 году. Когда началась война, ей было всего 13 лет. Отца перед войной посадили в тюрьму по оговору. Они стали считаться врагами народа. Семья была большая - 5 детей, приходилось помогать матери пасти деревенских коров, сидеть с детьми. Обуви не было, скот пасли босиком, а ноги грели в коровьих «лепёшках». Косили сено для колхоза. У них был большой сад, где росли груши, яблоки, черёмуха, слива. Этот прекрасный сад пришлось выкорчевать, потому что план сдачи семян государству увеличили, а другой земли не было. Есть было нечего. А весной, как только растает снег, подбирала с сёстрами мёрзлую картошку и пекла на печи лепёшки. Двое маленьких детей умерли от недоедания.

Получить образование ей не удалось, окончила всего 4 класса. Училась она на одни «5». Время было трудное, моей прабабушке надо было работать, моей бабушке пришлось ухаживать за младшими, поэтому продолжить учёбу не смогла.

В начале войны бабушка работала в колхозе «Коммунар».Техники в колхозе было мало. Та, которая была, простаивала из-за нехватки запчастей и горючего. С середины июля и до самого снега жали на полях рожь, овёс, ячмень вручную, даже лошадей было очень мало. Их отправляли на фронт, а оставляли только больных или старых. Работали от восхода солнца и до заката. За работу либо совсем не платили, либо давали немного зерна, которого хватало совсем на короткое время. Это зерно молотили на мельнице. Чтобы муки хватило подольше, в хлеб добавляли траву, щавель, хвощ, клевер. На полях собирали прошлогоднюю гнилую картошку. Все это сушили, перемалывали и добавляли к хорошей муке, из этого пекли хлеб. Еще моя бабушка вспоминает, что зимой всю молодежь отправляли в татарские леса на лесоразработки. Там пилили лес, срубали сучки с деревьев. «За день так наработаешься, было тяжело дойти до места ночлега»,- рассказывала бабушка. На ноги надевали лапти, в которых ноги сразу же промокали. Приходилось терпеть потому, что все работали под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы». Все работали днем и ночью, не считались ни с чем. Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что могли. Главное для всех была победа над врагом.

В деревне был магазин, но в нем мало что продавалось. Был дефицит сахара и мыла. Стирали белье щёлоком. Спали на полу на соломенных матрацах. Лён пряли. После чего одежду ткали сами по ночам на ткацких самодельных станках.

В 1943 году многих молодых девушек отправляли из села в города, в так называемые ФЗО. Отправили и мою бабушку в Челябинскую область. Пришлось ей работать в шахте мотористкой. Там она была самой молодой работницей. Работала она наравне со взрослыми, и её через 3 недели назначили бригадиром. В 1942 году ГКО принял постановление «Об увеличении добычи угля в Челябинском бассейне». Бассейну была оказана помощь рабочей силой и техникой. 25 августа 1944 года ГКО вновь принял постановление «О дальнейшем увеличении добычи угля в Челябинском угольном бассейне». Добыча угля стала расти (в 1940 году - 5,7 млн.т, в 1942 - 7,8 млн.т, в 1943 - 10,4млн.т, в 1944 -11,3 млн. т, в 1945 - 11,5 млн. т.).В 1943 на Копейской шахте была создана первая на Урале женская комсомольская молодежная бригада.4Проработав до весны, она вернулась домой. Летом опять работа в колхозе. В следующую зиму она была отправлена в Подмосковье копать окопы. Могли работать по нескольку недель, еду брали из дома. Варили суп из одной картошки и капусты, затируху из муки и воды. Вот и всё. Последующие зимы она проработала снова в Челябинской области.

Однако веселиться умели и любили. Односельчане говорят, что бабушка очень любила шутить, слыла отличной певуньей.

«За целый день наработаешься так, что спины разогнуть нет сил, а вечером всё равно в клуб бежишь, плясали босиком, ноги в грязи измажешь - вот тебе и туфли. Днём платье одной стороной носили, а к вечеру вывернешь - другой наряд. О том, что закончилась война, узнали на работе, когда собирали семена. Вот радость-то была! Все пляшут, поют, выходной в колхозе сделали!» - рассказывала бабушка.

Бабушка награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 г. », ей вручили удостоверение ветерана ВОВ, которое можно найти в Приложении 2, медали: «К 50-летию Победы Великой Отечественной войны», « За доблестный труд в ознаменовании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Книжки к наградам вы найдёте в Приложении 2.

Сколько тяжких испытаний легло на плечи простых людей, кто-то приближал эту победу на фронте, а кто-то работал не покладая рук, помогая фронту. И страна выстояла, выдержала, выжила и победила.










Мои бабушки - труженицы тыла

Соболева Мария Сергеевна

Красноярский край, Богучанский район, п.Невонка

МКОУ Невонская СОШ №6

11 класс

Знание младшего поколения о подвигах своих предков.

Рисунок 1.Семья бабушки Розы.

Изучив и проанализировав состав всей семьи, я построила диаграммы, которые отражают знания молодого поколения об их биографии в годы Великой

Отечественной войны.

Рисунок 2.Знание родных о биографии бабушки Розы в период 1941-1945 годов.


Рисунок 3.

Семья бабушки Маши.


Рисунок 4.

Знание родных о биографии бабушки Маши в период 1941-1945 годов.

Из диаграмм видно, что не все внуки знают о героических судьбах своих предков. Некоторые люди, которым я рассказывала о судьбе моих бабушек, не могли слушать без слез. И говорили, что про них нужно писать книги.














Мои бабушки - труженицы тыла

Соболева Мария Сергеевна

Красноярский край, Богучанский район, п.Невонка

МКОУ Невонская СОШ №6

11 класс

Опрос среди учащихся школы.

Кто такие труженики тыла?

Рисунок 5.5 - 8 классы. Рисунок 6.9 - 11 классы.

Каков их вклад в Победу?

Рисунок 7. 5 - 8 классы. Рисунок 8. 9 - 11 классы.


Есть ли среди ваших знакомых труженики тыла?

Рисунок 9.5 - 8 классы. Рисунок 10. 9 - 11 классы.

Из диаграмм видно, что не только ученики младших классов не знают, кто такие труженики тыла и каков их вклад в Победу, но и некоторые старшеклассники. Чтобы сохранить память об этих людях, нужно изучать и рассказывать о них, проводить различные мероприятия, посвященные ВОВ.













Мои бабушки - труженицы тыла

Соболева Мария Сергеевна

Красноярский край, Богучанский район, п.Невонка

МКОУ Невонская СОШ №6

11 класс

Заключение:

Чтобы приблизить Победу, с самых первых дней войны до полного её окончания трудились мои бабушки. Тот факт, что Мария Моисеевна жила на Волге, а Розалия Ивановна в Красноярском крае, что их разделяли тысячи километров, позволяет мне сделать выводы о том, что же было общим:

  1. Невыносимо тяжёлый физический труд.

  2. Суточная занятость на производстве и в сельском хозяйстве доходила до 14 и более часов.

  3. Отсутствие выходных дней и праздников в течение нескольких лет.

  4. Скудный продовольственный минимум для поддержания жизни.

Это материальные составляющие.

Более важным были духовные факторы, объединяющие всех людей в этот период:

  1. Тяжелейшие моральные испытания особенно в первые месяцы войны.

  2. Постоянная тревога и переживания за родственников, ушедших на фронт.

  3. Каждодневная забота о младших, оставшихся дома без присмотра.

  4. Непоколебимая вера в свой народ, в достижение победы над врагом.

  5. Героическая стойкость в преодолении тяжелейших испытаний.

Думаю, что никакая чаша весов не способна определить, кому из них было труднее, а кому легче.

Благодаря изучению биографии моих бабушек, ещё понятнее, ближе предстаёт передо мной судьба моей страны в годы войны, ярче видится её исключительная роль в победе над ненавистным фашизмом, принёсшим смерть, горе нашим соотечественникам, разрушение нашим городам и сёлам.


Выводы:

1. Труженики тыла, бабушки Розалия и Мария, внесли весомый вклад в победу над фашизмом, они строили объекты, занимались сельским хозяйством, заготовкой леса, изготовлением ценного лекарства, доставляли оружие для фронта.

2. Их самоотверженный труд - прекрасный пример для молодежи.

3. Высока заслуга тружеников тыла в победе над фашизмом.


Практическая значимость исследования.

Данный материал может быть использован при подготовке классных часов, внеклассных мероприятий. Главным итогом работы должно стать повышение интереса школьников к истории нашей Родины, к судьбам людей, которые жили во время войны.


Новизна.

Систематизировала сведения о жизни моих бабушек во время Великой Отечественной войны.

Направление дальнейшего развития работы.

Работа над этой темой меня очень заинтересовала, поэтому я планирую в дальнейшем изучить биографию прадедушек, они пропали без вести в годы Великой Отечественной войны. Материал моего исследования о бабушках - труженицах тыла хочу отправить на сайт сбора информации центрального военного архива.






Литература:

1) КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 8 изд., т. 6, М., 1971

2) Великая Отечественная Война 1941-1945. Военно-исторические очерки. В 4 кн. М., 1998-1999.

3)Великая Отечественная война1941-1945. Энциклопедия. М. «Советская энциклопедия», 1985.

4) История Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945. Т.1-6. М.., 1960-1965.

5) И.Аганин - Газета «Колос» 28 июля 1989 года №89

6) Большой справочник. История для школьников и поступающих в вузы. М., «Дрофа», 2000

7)Материалы семейного архива.

8) Материалы Чувашского государственного национального архива России.

9)wites.ru/iz-istorii/17-fakty-i-mify-vtoroj-mirovoj-vojny/568-rabotniki-tyla

10)fb.ru/article/146093/trujeniki-tyila-trujeniki-tyila-velikoy-otechestvennoy-voynyi

11)pobeda.krasproc.ru/index.php/minuta-molchania/tyloviki

12)otherreferats.allbest.ru/history/00065200_0.html

13) perevoloka.hop.ru









Приложения.

Приложение 1

Тукиш(Соболевой) Розалии Ивановны:

Мои бабушки – труженицы тыла





Мои бабушки – труженицы тыла





Мои бабушки – труженицы тыла





Мои бабушки – труженицы тыла











Мои бабушки – труженицы тыла







Мои бабушки – труженицы тыла















Приложение 2

Головиной(Филимоновой) Марии Моисеевны:Мои бабушки – труженицы тылаМои бабушки – труженицы тыла



Мои бабушки – труженицы тыла

Мои бабушки – труженицы тыла

Мои бабушки – труженицы тыла

Мои бабушки – труженицы тылаМои бабушки – труженицы тыла

1«Энциклопедия», стр. 560

2 «Энциклопедия», стр. 727

3 «Энциклопедия», стр. 497

4«Энциклопедия», стр. 780

© 2010-2022