- Преподавателю
- История
- Города Эллады подчиняются Македонии
Города Эллады подчиняются Македонии
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Широбоков Д.А. |
Дата | 10.10.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Конспект урока по истории
Класс: 5
Тема: «Города Эллады подчиняются Македонии»
Цели:
Образовательная:
- дать характеристику Македонии в IV в. до н. э;
- выяснить причины потери Грецией независимости;
- сравнить развитие военного дела в Македонии и Греции;
- дать личностную характеристику Филиппу Македонскому и его сыну Александру Великому;
- выявить научный смысл понятий: междоусобица, сариса.
Воспитательная:
- формирование убеждения о том, что сила в единстве и объединении;
- стимулировать интерес к изучению истории;
- осознание роли личности в истории.
Развивающая:
Способствовать дальнейшему развитию:
- коммуникативных способностей;
- аналитических умений;
- навыков работы с текстом учебника, историческим источником, картой.
Оборудование: учебник Вигасин А. А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая. - М.: Просвещение, 2012.
Тест по 9 главе учебника - «Возвышение Афин в V веке до н. э. и расцвет демократии» (Приложение 1).
Ответы на тест (Приложение 2).
Презентация «Города Эллады подчиняются Македонии» (Приложение 3).
Рассказ учителя: «Филипп Македонский» (Приложение 4).
Рассказ учителя: «О битве близ города Херонея» (Приложение 6).
Тип урока: комбинированный
Ход урокаПриветствует учащихся.
Проверяет готовность детей к уроку.
Приветствуют учителя. Подготавливают рабочее место.
2. Опрос домашнего задания
- письменный: тест по 9 главе учебника - «Возвышение Афин в V веке до н. э. и расцвет демократии»
Раздает карточки с тестом
Ответы на тест:
(Приложение 2)
Выполняют задание (Приложение 1)
3. Переход к изучению нового материала
Беседа
Проблемный вопрос
(Приложение 3)
Учитель организует вводную беседу.
Предполагаемый ответ:
1. Битва, сражение.
2. Людские потери, захват территорий.
Озвучивает тему и проблемный вопрос.
Вопрос для беседы
1.Как вы думаете, что изображено на картинке? (Слайд 2)
2. Какие последствия битв мы можете назвать?
Проблемный вопрос, на который предстоит ответить в конце урока:
В чем причина потери Грецией независимости? (Слайд3)
4. Изучение нового материала
Рассказ учителя
(Приложение 4)
Работа с картой
Видео фрагмент «Македонская фаланга» (1.5 мин.)
Закрепление «Строим Македонскую фалангу»
(Пазл)
План урока:
1. Македония и царь Филипп
2. Потеря Грецией независимости
3. Приход к власти Александра
(Слайд4).
Записывают число, тему и план урока в тетрадь.
-
Македония и царь Филипп
Учитель рассказывает о Филиппе Македонском, демонстрирует изображения, показывает на карте Македонию (Слайд 5-6).
Предлагает детям посмотреть видео фрагмент (Слайд 7).
Комментирует просмотренное видео. Руководит записями учащихся в тетради: сариса.
Дает задание учащимся.
Вид построенной фаланги (Слайд 9).
Слушают учителя.
Смотрят видео, ведут записи: Сариса - длинное копье (Слайд 8).
Задание: из лежащих на столах наклеек-пазлов постройте Македонскую фалангу в тетради (Приложение 5).
Работа с источником
Рассказ учителя
о битве близ города Херонея
Видео фрагмент «Реконструкция» (1.5 мин.)
Закрепление
«Наведи порядок»
Работа с текстом учебника (чтение по цепочке) стр. 199.
Закрепление
Беседа
-
Потеря Грецией независимости
Учитель предлагает ребятам подумать над высказываниями Исократа и Демосфена (Слайд 10).
Предполагаемые ответы: Исократ выступал за подчинение Македонии, а Демосфен за войну с ней. Разобщенность ослабила Грецию.
Рассказывает о битве близ города Херонея, показывая на видео-реконструкции ход боевых действий. Руководит записями в тетради (Слайд 11).
Дает задание учащимся. Руководит работой ребят.
Предполагаемый ответ: 1-2, 2-3, 3-1.
Задание: прочитайте высказывания греческих философов.
Вопросы: в чем расходились мнения Исократа и Демосфена? К каким последствиям привела разобщенность среди населения?
Слушают учителя, ведут записи в тетради: междоусобица - это внутренний раздор в государстве; битва близ города Херонея - 338 год до н. э. (Слайд 12).
Задание: Отнесите события первого столбика с соответствующими фактами из второго столбика (Слайд 13 - 14).
3. Приход к власти Александра
Дает задание. Следит за чтением учащихся. Комментирует прочитанный текст.
Организует беседу.
Предполагаемый ответ: был убит сторонниками греческой независимости или сторонниками Александра, сына Филиппа, популярность которого возрастала.
Читают по цепочке.
Задание: предположите, по каким причинам был убит Филипп Македонский.
5. Итоговое закрепление
Проблемный вопрос
Возвращается к проблемному вопросу. (Слад 15).
Предполагаемый ответ: междоусобицы, внутренняя политика Греции, недостаточная военная подготовка.
.
Проблемный вопрос, на который предстоит ответить в конце урока: В чем причина потери Грецией независимости?
6. Рефлексия
«Сегодня на уроке я…»
Подводит итоги.
Задание: Продолжите предложение «Сегодня на уроке я …».
7. Домашнее задание
Открываем дневники, записываем домашнее задание
§ 41 стр. 196-199. Уметь показывать на карте Македонию
Приложение 1
Фамилия, Имя____________________ класс_____
Тест
Вариант I
1. Выберите из списка товары экспорта в Афинах
а) вино
б) льняные ткани
в) зерно
г) оливковое масло
2. Граждане - это ___________________________
___________________________________________
3. Как называется храм богини Афины?
а) Акрополь
б) Парфенон
в) Агора
г) Эрехтейон
4. Как называлась школа, где афиняне занимались гимнастикой?
Напишите ответ: ____________________________
5. Скене - это ______________________________
_______________________________________________
6. Кто написал комедию «Птицы»?
а) Софокл
б) Эсхил
в) Аристофан
7. Заполните пропуски в схеме:
8. Кого называют «Отцом истории»?
а) Анаксагора
б) Перикла
в) Сократа
г) Геродота
Фамилия, Имя ____________________класс_____
Тест
Вариант II
1. Выберите из списка товары импорта в Афинах
а) папирус
б) мраморные статуи
в) зерно
г) оливковое масло
2. Верфь - это ______________________________
___________________________________________
3. Как называется главная площадь Афин?
а) Акрополь
б) Керамик
в) Агора
г) Эрехтейон
4. Как называлась школа, где занимались взрослые афиняне?
Напишите ответ: ____________________________
5. Орхестра - это ___________________________
___________________________________________
6. Кто написал трагедию «Антигона»?
а) Софокл
б) Эсхил
в) Аристофан
7. Заполните пропуски в схему:
8. Кто был учителем Перикла - первого стратега в Афинах?
а) Геродот
б) Сократ
в) Анаксагор
г) Фидий
Приложение 2
Ответы на тесты:
Вариант I.
1 - а, г;
2 Гражданин - коренной афинянин, у которого оба родителя граждане;
3 - б;
4 - палестра;
5 Скене - часть здания театра для декораций и выхода актеров;
6 - в;
7 -
8 - г.
Вариант II.
1 - а, в;
2 - Верфь - место, где строили новые и чинили старые суда.
3 - в;
4 - гимнасия;
5 - Орхестра - часть здания театра, где выступали актеры и хор;
6 - а;
7 -
8 - в.
Приложение 3
Презентация на тему: «Города Эллады подчиняются Македонии»
Слайд 1 Слайд 2
Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 Слайд 6
Слайд 7 Слайд 8
Слайд 9 Слайд 10
Слайд 11 Слайд 12
Слайд 13 Слайд 14
Слайд 15
Приложение 4
Рассказ учителя: «Филипп Македонский»
В середине 4-го века до н. э. во главе Македонии - маленькой горной страны на севере Балканского полуострова - встал умный и энергичный царь Филипп. Македонские цари находились под влиянием греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его юного сына Александра стал крупнейший учёный Греции Аристотель.
Знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески. Филипп создал большую и боеспособную армию. Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, брёвна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колёсах. Сотни воинов толкали эти башни.
Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны для Филиппа II, он решил захватить Грецию. Филипп начал подчинять себе один греческий город за другим.
Приложение 5
«Строим Македонскую фалангу» (Пазл-наклейки)
Приложение 6
Рассказ учителя о битве близ города Херонея
Знаменитая в истории Греции битва произошла близ города Херонея в 338 году до н. э. В боевом строю с оружием простого воина стоял Демосфен. Македоняне превосходили греков численностью войск, тем не менее, битва длилась долго. Македонскими войсками командовал Филипп и его 18-летний сын Александр. Войска противника располагались напротив, к греческой армии примкнули союзники, но сил у них все равно было меньше. Филипп использовал тактику отхода, после которой следовала внезапная атака. Войскам Филиппа удалось зайти в тыл греческой армии и разбить ее, часть воинов погибла на поле боя, другая часть бежала, бежал и Демосфен, сражавшийся за независимость Греции. Однако царём Греции умный Филипп себя не объявил. Он добился того, что греческие города поклялись ему в верности и признали своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода македонян и греков на персов. Победа македонян означала то, что греческое государство полностью переходило под власть Македонии. Стоит отметить то, что македонцы не препятствовали развитию греческой культуры, а даже старались ее развивать, так как относили и себя к ней.