Города Эллады подчиняются Македонии

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по истории

Класс: 5

Тема: «Города Эллады подчиняются Македонии»

Цели:

Образовательная:

- дать характеристику Македонии в IV в. до н. э;

- выяснить причины потери Грецией независимости;

- сравнить развитие военного дела в Македонии и Греции;

- дать личностную характеристику Филиппу Македонскому и его сыну Александру Великому;

- выявить научный смысл понятий: междоусобица, сариса.

Воспитательная:

- формирование убеждения о том, что сила в единстве и объединении;

- стимулировать интерес к изучению истории;

- осознание роли личности в истории.

Развивающая:

Способствовать дальнейшему развитию:

- коммуникативных способностей;

- аналитических умений;

- навыков работы с текстом учебника, историческим источником, картой.

Оборудование: учебник Вигасин А. А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений /А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая. - М.: Просвещение, 2012.

Тест по 9 главе учебника - «Возвышение Афин в V веке до н. э. и расцвет демократии» (Приложение 1).

Ответы на тест (Приложение 2).

Презентация «Города Эллады подчиняются Македонии» (Приложение 3).

Рассказ учителя: «Филипп Македонский» (Приложение 4).

Рассказ учителя: «О битве близ города Херонея» (Приложение 6).

Тип урока: комбинированный





Ход урокаПриветствует учащихся.

Проверяет готовность детей к уроку.

Приветствуют учителя. Подготавливают рабочее место.

2. Опрос домашнего задания

- письменный: тест по 9 главе учебника - «Возвышение Афин в V веке до н. э. и расцвет демократии»

Раздает карточки с тестом

Ответы на тест:

(Приложение 2)

Выполняют задание (Приложение 1)

3. Переход к изучению нового материала

Беседа

Проблемный вопрос

(Приложение 3)

Учитель организует вводную беседу.

Предполагаемый ответ:

1. Битва, сражение.

2. Людские потери, захват территорий.

Озвучивает тему и проблемный вопрос.

Вопрос для беседы

1.Как вы думаете, что изображено на картинке? (Слайд 2)

2. Какие последствия битв мы можете назвать?

Проблемный вопрос, на который предстоит ответить в конце урока:

В чем причина потери Грецией независимости? (Слайд3)

4. Изучение нового материала


Рассказ учителя

(Приложение 4)

Работа с картой

Видео фрагмент «Македонская фаланга» (1.5 мин.)

Закрепление «Строим Македонскую фалангу»

(Пазл)

План урока:

1. Македония и царь Филипп

2. Потеря Грецией независимости

3. Приход к власти Александра

(Слайд4).

Записывают число, тему и план урока в тетрадь.

  1. Македония и царь Филипп

Учитель рассказывает о Филиппе Македонском, демонстрирует изображения, показывает на карте Македонию (Слайд 5-6).

Предлагает детям посмотреть видео фрагмент (Слайд 7).

Комментирует просмотренное видео. Руководит записями учащихся в тетради: сариса.

Дает задание учащимся.

Вид построенной фаланги (Слайд 9).

Слушают учителя.


Смотрят видео, ведут записи: Сариса - длинное копье (Слайд 8).


Задание: из лежащих на столах наклеек-пазлов постройте Македонскую фалангу в тетради (Приложение 5).

Работа с источником



Рассказ учителя

о битве близ города Херонея

Видео фрагмент «Реконструкция» (1.5 мин.)

Закрепление

«Наведи порядок»


Работа с текстом учебника (чтение по цепочке) стр. 199.

Закрепление

Беседа


  1. Потеря Грецией независимости

Учитель предлагает ребятам подумать над высказываниями Исократа и Демосфена (Слайд 10).

Предполагаемые ответы: Исократ выступал за подчинение Македонии, а Демосфен за войну с ней. Разобщенность ослабила Грецию.

Рассказывает о битве близ города Херонея, показывая на видео-реконструкции ход боевых действий. Руководит записями в тетради (Слайд 11).

Дает задание учащимся. Руководит работой ребят.

Предполагаемый ответ: 1-2, 2-3, 3-1.

Задание: прочитайте высказывания греческих философов.

Вопросы: в чем расходились мнения Исократа и Демосфена? К каким последствиям привела разобщенность среди населения?


Слушают учителя, ведут записи в тетради: междоусобица - это внутренний раздор в государстве; битва близ города Херонея - 338 год до н. э. (Слайд 12).

Задание: Отнесите события первого столбика с соответствующими фактами из второго столбика (Слайд 13 - 14).

3. Приход к власти Александра

Дает задание. Следит за чтением учащихся. Комментирует прочитанный текст.

Организует беседу.

Предполагаемый ответ: был убит сторонниками греческой независимости или сторонниками Александра, сына Филиппа, популярность которого возрастала.

Читают по цепочке.


Задание: предположите, по каким причинам был убит Филипп Македонский.

5. Итоговое закрепление

Проблемный вопрос

Возвращается к проблемному вопросу. (Слад 15).

Предполагаемый ответ: междоусобицы, внутренняя политика Греции, недостаточная военная подготовка.

.

Проблемный вопрос, на который предстоит ответить в конце урока: В чем причина потери Грецией независимости?

6. Рефлексия

«Сегодня на уроке я…»

Подводит итоги.

Задание: Продолжите предложение «Сегодня на уроке я …».

7. Домашнее задание

Открываем дневники, записываем домашнее задание

§ 41 стр. 196-199. Уметь показывать на карте Македонию



Приложение 1

Фамилия, Имя____________________ класс_____

Тест

Вариант I

1. Выберите из списка товары экспорта в Афинах

а) вино

б) льняные ткани

в) зерно

г) оливковое масло

2. Граждане - это ___________________________

___________________________________________

3. Как называется храм богини Афины?

а) Акрополь

б) Парфенон

в) Агора

г) Эрехтейон

4. Как называлась школа, где афиняне занимались гимнастикой?

Напишите ответ: ____________________________

5. Скене - это ______________________________

_______________________________________________

6. Кто написал комедию «Птицы»?

а) Софокл

б) Эсхил

в) Аристофан

7. Заполните пропуски в схеме:




8. Кого называют «Отцом истории»?

а) Анаксагора

б) Перикла

в) Сократа

г) Геродота

Фамилия, Имя ____________________класс_____

Тест

Вариант II

1. Выберите из списка товары импорта в Афинах

а) папирус

б) мраморные статуи

в) зерно

г) оливковое масло

2. Верфь - это ______________________________

___________________________________________

3. Как называется главная площадь Афин?

а) Акрополь

б) Керамик

в) Агора

г) Эрехтейон

4. Как называлась школа, где занимались взрослые афиняне?

Напишите ответ: ____________________________

5. Орхестра - это ___________________________

___________________________________________

6. Кто написал трагедию «Антигона»?

а) Софокл

б) Эсхил

в) Аристофан

7. Заполните пропуски в схему:




8. Кто был учителем Перикла - первого стратега в Афинах?

а) Геродот

б) Сократ

в) Анаксагор

г) Фидий

Приложение 2

Ответы на тесты:

Вариант I.

1 - а, г;

2 Гражданин - коренной афинянин, у которого оба родителя граждане;

3 - б;

4 - палестра;

5 Скене - часть здания театра для декораций и выхода актеров;

6 - в;

7 -




8 - г.

Вариант II.

1 - а, в;

2 - Верфь - место, где строили новые и чинили старые суда.

3 - в;

4 - гимнасия;

5 - Орхестра - часть здания театра, где выступали актеры и хор;

6 - а;

7 -




8 - в.







Приложение 3

Презентация на тему: «Города Эллады подчиняются Македонии»

Слайд 1 Слайд 2

Города Эллады подчиняются МакедонииГорода Эллады подчиняются Македонии

Слайд 3 Слайд 4

Города Эллады подчиняются МакедонииГорода Эллады подчиняются Македонии

Слайд 5 Слайд 6

Города Эллады подчиняются МакедонииГорода Эллады подчиняются Македонии

Слайд 7 Слайд 8

Города Эллады подчиняются МакедонииГорода Эллады подчиняются Македонии

Слайд 9 Слайд 10

Города Эллады подчиняются МакедонииГорода Эллады подчиняются Македонии

Слайд 11 Слайд 12

Города Эллады подчиняются МакедонииГорода Эллады подчиняются Македонии


Слайд 13 Слайд 14

Города Эллады подчиняются МакедонииГорода Эллады подчиняются Македонии

Слайд 15

Города Эллады подчиняются Македонии

Приложение 4

Рассказ учителя: «Филипп Македонский»

В середине 4-го века до н. э. во главе Македонии - маленькой горной страны на севере Балканского полуострова - встал умный и энергичный царь Филипп. Македонские цари находились под влиянием греческой культуры. Они строили театры, приглашали эллинских поэтов и художников. По просьбе царя Филиппа учителем его юного сына Александра стал крупнейший учёный Греции Аристотель.

Знатные македоняне свободно говорили и писали по-гречески. Филипп создал большую и боеспособную армию. Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, брёвна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колёсах. Сотни воинов толкали эти башни.

Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны для Филиппа II, он решил захватить Грецию. Филипп начал подчинять себе один греческий город за другим.

Приложение 5

«Строим Македонскую фалангу» (Пазл-наклейки)

Города Эллады подчиняются Македонии

Приложение 6

Рассказ учителя о битве близ города Херонея

Знаменитая в истории Греции битва произошла близ города Херонея в 338 году до н. э. В боевом строю с оружием простого воина стоял Демосфен. Македоняне превосходили греков численностью войск, тем не менее, битва длилась долго. Македонскими войсками командовал Филипп и его 18-летний сын Александр. Войска противника располагались напротив, к греческой армии примкнули союзники, но сил у них все равно было меньше. Филипп использовал тактику отхода, после которой следовала внезапная атака. Войскам Филиппа удалось зайти в тыл греческой армии и разбить ее, часть воинов погибла на поле боя, другая часть бежала, бежал и Демосфен, сражавшийся за независимость Греции. Однако царём Греции умный Филипп себя не объявил. Он добился того, что греческие города поклялись ему в верности и признали своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода македонян и греков на персов. Победа македонян означала то, что греческое государство полностью переходило под власть Македонии. Стоит отметить то, что македонцы не препятствовали развитию греческой культуры, а даже старались ее развивать, так как относили и себя к ней.






© 2010-2022