Конспект урока по истории России на тему Древнерусская культура ( 6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс, Тема «Древнерусская культура»

Педагогические цели:

  • способствовать ознакомлению с целостным представлением об историческом пути Руси, соседних народов и государств;

  • содействовать формированию представлений о культуре Киевской Руси, синтезировавшей в себе культурное наследие восточных славян и соседних народов с византийскими культурными традициями, познакомить учащихся с выдающимися достижениями древнерусской культуры.

  • создать условия для развития УУД:

  • применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений;

  • изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

  • применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России;

Тип и вид урока: комбинированный

Основное содержание темы. Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло. Культура Киевской Руси. Письменность и литература. Архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство.

Основные понятия с учетом историко-культурного стандарта: Граффити. Базилика. Крестово-купольный храм. Плинфа. Фреска. Мозаика. Летопись. Жития, житийная литература. Берестяные грамоты. Былины

Основные персоналии: Кирилл и Мефодий, Нестор, Илларион.

Межпредметные и внутрикурсовые связи: история Древнего мира: Гомер и его поэмы, наука, образование и культура Древней Греции; Древний Рим: легенды и верования римлян. Культурное наследие Древнего Рима. Средние века: культура Западной Европы в Средние века, культура Византии, создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий, культура стран халифата. Литерату¬ра: древнерусские былины.

Образовательные ресурсы:1) Учебник: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России. 6кл. М., Просвещение, 2014г.

2) Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Поурочные разработки. 6 класс : пособите для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.- М.: Просвещение, 2012.

Наглядность, ТСО: презентация « Культура Киевской Руси», компьютер, медиа проектор

План

  1. Орг. момент.

  2. Актуализация знаний обучающихся.

  3. Изучение нового материала

1) Особенности культуры Древней Руси.

2) Устное народное творчество

3) Письменность и грамотность

4) Литература

5) Зодчество и изобразительное искусство.

6) Художественное ремесло.

  1. Закрепление

  2. Д/з § 7 учебника, вопросы и задания к нему. подготовиться к тестированию.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Актуализация знаний обучающихся.

Вопросы из § 6 учебника.

III. Изучение нового материала.

1) Особенности культуры Древней Руси.

учитель объясняет сам, опираясь на текст учебника и обращая особое внимание на разъяснение понятий «культура» и «патриотизм».

2) Устное народное творчество.

Переходя ко второму пункту плана, учитель спрашивает: «В каких произведениях народ давал свою оценку историческим событиям и деятелям? Какие былины вы знаете? Кто герои этих былин? Какие подвиги былинных героев в них воспеваются? Вспомните содержание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Какова главная идея этой былины? Вспомните содержание былины о Вольге и Микуле Селяниновиче». Затем учитель организует работу с иллюстрацией на с. 61 учебника: «Картина знаменитого русского художника В.М. Васнецова служит иллюстрацией к былине «Добрыня и Змей». Учитель может зачитать отрывок из этой былины:

Мне, Добрынюшке, матушка говаривала,

Мне, Никитичу, маменька и наказывала:

Что не езди-ка далече во чисто поле,

На тую гору на сорочинскую,

Не топчи-ка младыих змеёнышей,

А не выручай полонов да русскиих,

И не купайся, Добрыня, во Пучай-реке,

Но Пучай-река очень свирепая,

А середняя-то струйка как огонь сечёт!

А Пучай-река - она кротка-смирна,

Она будто лужа-то дождевая!

Не успел Добрыня словца смолвити -

Ветра нет, да тучу нанесло,

Тучи нет, да будто дождь дождит,

А и дождя-то нет, да только гром гремит,

Гром гремит да свищет молния -

А как летит Змеище Горынище О тех двенадцати о хоботах.

А Добрыня той Змеи не приужахнется.

Говорит Змея ему проклятая:

- Ты теперича, Добрыня, во моих руках!

Захочу - тебя, Добрыня, теперь потоплю,

Захочу - тебя, Добрыня, теперь съем-сожру,

Захочу - тебя, Добрыня, в хобота возьму,

В хобота возьму, Добрыня, во нору снесу!

Припадает Змея как ко быстрой реке,

А Добрынюшка-то плавать он горазд ведь был,

Он нырнёт на бережок на тамошний,

Он нырнёт на бережок на здешниий,

А нет у Добрынюшки добра коня,

Да нет у Добрыни платьев цветныих -

Только-то лежит один пухов колпак,

Да насыпан тот колпак да земли греческой,

По весу тот колпак да в целых три пуда.

Как ухватил он колпак да земли греческой,

Он шибнёт во Змею да во проклятую -

Он отшиб Змеи двенадцать да всех хоботов.

Тут упала-то Змея да во ковыль-траву.

Добрынюшка на ножку он был повёрток,

Он скочил на змеиные да груди белые.

На кресте-то у Добрыни был булатный нож -

Он ведь хочет распластать ей груди белые.

Вопросы и задания к документу. О чём просила матушка Добрыню? Как вы думаете, почему Добрыня не выполнил эту просьбу? Как вы думаете, кто представлен в былине в образе Змея Горыныча? Какова главная идея былины? Подумайте, чем русские былины отличаются от западноевропейских рыцарских хроник.

3) Письменность и грамотность

Третий вопрос учитель объясняет сам, опираясь на текст учебника и дополнительный материал.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ

Византийские монахи Кирилл и Мефодий (Болгария входила тогда в состав Византии) распространяли христианство среди славянских народов Юго-Восточной Европы. Греческие богословские книги необходимо было перевести на славянские языки, но азбуки, соответствующей особенностям звучания славянских языков, не существовало. Её-то и задумали создать братья, благо образованность и талант Кирилла делали эту задачу выполнимой.

Учился Кирилл при дворе византийского императора и, кроме родного, греческого, знал славянский, латинский, еврейский и арабский языки. Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквами... Славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - аз, Б - буки, В - веди, Г - глаголь, Д - добро и т. д. Некоторые из них сохранились в современном алфавите, другие давно вышли из употребления (ять, юс, ижица, фита). Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры: А - цифру 1, Б - 2, Р - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные».

В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица». Пользуясь ею, Кирилл и Мефодий перевели на славянский язык фрагменты Евангелия, Послания апостолов, Псалтырь и другие богословские сочинения. За огромные заслуги в распространении христианства церковь причислила Кирилла и Мефодия к лику святых. (По материалам книги: Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв. - М., 1997.)

4) Литература

Переходя к четвёртому вопросу, учитель спрашивает: «Каковы главные источники наших знаний о Древней Руси? Что такое летопись? Кто создавал летописи? Кто является героями летописей, главными её действующими лицами? Что прежде всего мы узнаём из летописей о деятельности князей? В чём отличие летописей от былин?»

В ходе объяснения учителем четвёртого вопроса учащиеся заполняют таблицу


«Литература Древней Руси».

Литературный

Его сущность

Название

жанр

произведения

и его автор

5) Зодчество и изобразительное искусство.

Пятый вопрос учитель объясняет сам, используя схему «Южный фасад одноглавого храма» и иллюстративный ряд учебника.

Можно использовать дополнительный материал из книги Ю.С. Рябцева «История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.».

Большинство памятников древнерусского зодчества, дошедших до нас, - церкви. Именно они дают нам представление о русской средневековой архитектуре.

Как же был устроен русский храм тех времён? В сознании наших предков он олицетворял Вселенную, Космос. Не случайно на главках церквей нередко изображали звёзды на синем фоне. Под куполом-небом развёртывалось литургическое действо.

Конспект урока по истории России на тему Древнерусская культура ( 6 класс)


Крестово-купольная конструкция - два пересекающихся под прямым углом свода - была заимствована из Византии. В плане своды эти образуют крест - фигуру, символическую для христианства. На месте пересечения сводов водружается купол, поддерживаемый световым барабаном. Пространства между концами креста, образовавшегося пересечением сводов, обстраивали стенами и перекрывали дополнительными сводами. Внутри стены заменяли арками.

Своды и купола поддерживали арки на мощных столбах: чем обширнее храм, тем больше в нём было опорных столбов. В киевской Софии, одном из крупнейших храмов Древней Руси, было более сорока внутренних опор. Храм делился на нефы: три - пять частей внутреннего пространства, заключённого между рядами опор и стенами.

Верхние части стен храма снаружи завершали полукруглые закомары, повторяя очертания сводов. Это странное слово - «закомары» - произошло от древнего «комара» - свод. Закомарой называли засводную стену.

Венчали храм купола. Их форма менялась в русском зодчестве. Древнейшие, яйцевидные купола, заимствованные из Византии, венчали некогда Десятинную церковь и Софийский собор в Киеве. Новгородская София в древности имела шлемовидные купола, похожие на современные. В московском зодчестве больше прижились луковичные главки, хорошо нам знакомые.

Различным было и количество куполов на храмах: у церкви Покрова на Нерли и у Дмитриевского собора во Владимире - один, у Георгиевского собора Юрьева монастыря под Новгородом - два, три купола первоначально было у Благовещенского собора Московского Кремля, пять - у Софийского собора в Новгороде и Успенского во Владимире, тринадцать - у киевской Софии и даже двадцать два - у деревянной Преображенской церкви в Кижах. В летописи есть упоминание о строительстве в древнем Киеве собора «о двадцати пяти верхах».

Количество куполов в культовом зодчестве не только зависело от размеров храма, но и имело символический смысл. Два купола трактовались как проявление Божественного и человеческого начал в Христе, три - как ипостаси Бога, пять - как Христос и четыре евангелиста, тринадцать куполов символизировали Христа с двенадцатью апостолами.

Храм всегда ставили алтарём на восток - навстречу солнцу - не случайно: Бог ассоциируется со светом. Снаружи восточную часть храма легко узнать по апсидам - полуцилиндрическим выступам, в которых размещается алтарь. Их количество (одна, три, пять) зависит чаще всего от размеров храма. Купола с крестами и апсиды, пожалуй, самые характерные детали храма, отличающие его от любой другой постройки.

Обычно в храме три входа - в середине западной, северной и южной стен (главным считается западный вход), - декоративно оформленные порталами. В древней Руси был распространён так называемый перспективный портал - несколько вставленных друг в друга и уходящих в глубь стен арочек на колонках.

Софийский собор в Киеве

В 1036 г., воспользовавшись отсутствием князя Ярослава Мудрого в Киеве, печенеги совершили набег на южную Русь... Ярослав узнал об осаде Киева, находясь в Новгороде. Собрав большое войско из новгородцев и варягов, он двинулся на выручку киевлянам. Целый день шло кровопролитное сражение у стен древнерусской столицы. Только к вечеру русские одолели печенегов. Много врагов полегло на поле брани, утонуло в реке во время бегства. С тех пор набеги печенегов на Русь прекратились.

По случаю выдающейся победы велел князь Ярослав заложить на месте недавней сечи храм в честь святой Софии - Премудрости Божией. Название было выбрано не случайно. Так же именовался главный храм Константинополя. Именно оттуда для выполнения княжеского заказа были приглашены лучшие мастера. Им помогали киевляне.

Зодчие заложили большой пятинефный храм (кстати, в самой Византии строили только трёхнефные церкви). Видимо, хотелось Ярославу иметь собор не хуже царьградского. Храм окружили с трёх сторон двумя галереями. По углам с западной стороны соорудили две башни. Винтовые лестницы внутри их вели на второй ярус галерей и просторные хоры. Подлинным украшением собора стало многоглавие. Двенадцать разновеликих куполов образовали пирамидальную композицию, группируясь вокруг самого большого купола - тринадцатого.

Выдающийся русский писатель XI в. митрополит Иларион так отозвался о церкви Святой Софии: «.она вызывает удивление и восхищение во всех странах, лежащих окрест, ибо не найдётся подобной ей во всех полунощных землях от востока и до запада!»

Представьте, какое впечатление производил на простых горожан новый собор, его размеры, парадный вид. Он вознёсся почти на 30 м над окружающими его низенькими деревянными избами-полуземлянками. Но, наверное, ещё больше впечатляло внутреннее убранство собора: привыкшего к своему тесному жилищу киевлянина ошеломляла необыкновенная высота сводов, простор хоров и галерей. И уж конечно, не могли оставить его равнодушным мозаики и фрески, сплошь покрывавшие храм внутри. Как свидетельствует «Повесть временных лет», Ярослав украсил церковь «золотом, серебром и сосудами церковными».

Софийский собор играл важную роль в жизни средневекового Киева. Тысячи горожан приходили сюда на церковные службы. Здесь находилась резиденция тогдашнего главы русской церкви митрополита Киевского. В Софии хранились государственные документы, имелась библиотека - древнейшая на Руси - и даже мастерская рукописных книг. По указанию Ярослава Мудрого при Софии была создана одна из первых на Руси школ. Сам князь после смерти был погребён в Софийском соборе в мраморном саркофаге.

Софийский собор в Новгороде

Сооружение великолепного собора в Киеве не могло остаться незамеченным и в Новгороде - втором по значению политическом центре тогдашнего русского государства. Ведь именно из Новгорда пришёл княжить в Киев Ярослав Мудрый. Военная поддержка новгородцев помогла ему овладеть заветным престолом.

В середине XI в. сын Ярослава - новгородский князь Владимир заложил храм на территории древнего детинца (крепости) и назвал его, как и киевский, Софийским. Но в отличие от своего предшественника новгородская София была пятиглавой. Главы, покрытые шлемовидными куполами на мощных барабанах, напоминают древних воинов, сплотившихся вокруг своего полководца. Несколько нарушая это единение, шестая глава была поставлена над лестничной башней, ведущей на второй ярус галереи, окружающей храм с четырёх сторон.

Новгородская София производит величественное впечатление. Снаружи собор лишён каких-либо украшений. Только гладь стены, расчленённая мощными выступами - лопатками... Суровая монументальность - главное качество, присущее новгородской Софии.

Поражают огромные размеры храма: высокое подкупольное пространство, просторные хоры и галереи, множество потайных помещений.

Новгородцы очень любили свою Софию. Она стала символом их города. Бытовала даже поговорка: «Где Святая София, там и Новгород». Часть города на левом берегу

Волхова, где стоит храм, с тех пор называется Софийской.

После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает обретать своё неповторимое лицо - скупость декора, строгость и монументальность форм, выразительная пластичность, живописная фактура стен. Новгородские каменщики не пытались придать стенам храмов идеально ровную поверхность. Наоборот, валуны, из которых они были сложены, то выпирали наружу, то западали вглубь. Часто мастера обводили их контуры цветным раствором. Стена, словно органическая материя, имела впадины и выступы, особенно заметные в косых лучах солнечного света.

Мозаики и фрески

На Руси, как и в Византии, знали два способа украшения храмов священными изображениями - мозаику и фреску. Русских мастеров познакомили с мозаикой византийцы. Техника изготовления мозаики была такова. Исходное сырьё - смальту (цветное стекло) - выплавляли в специальных стеклодельных мастерских. В стеклянную массу добавляли окислы различных металлов, чтобы придать смальте окраску.

По окончании строительства храм не сразу украшали мозаиками и фресками. Ему давали высохнуть в течение года, а то и дольше. Затем с наступлением тепла начинали мозаичные работы, стараясь закончить их за один сезон - с мая по сентябрь.

Стены и своды здания метр за метром в несколько слоёв покрывали цементирующим раствором. Поверх него наносили рисунок, по которому мозаичисты вдавливали в раствор кубики смальты. Размеры кубиков зависели от характера изображения и его расположения.

Самое ценное качество мозаики - светоносность. В дневное время лучи солнца, проникая через окна в храм, зажигали мозаику, и она искрилась всеми цветами радуги. И это не преувеличение. У смальты киевской Софии 177 оттенков различных цветов. Среди них 34 - зелёного, 25 - коричневого, 23 - жёлтого, 21 - синего и даже 25 - золотого. Во время вечернего богослужения при мерцающем свете лампад и свечей мозаики горели мистическим огнём. Казалось, будто оживают древние изображения...

В киевской Софии XI в. были не только мозаики, но и фрески. Это менее сложный и дорогой вид настенной живописи, хотя и он требует большого мастерства, а главное - быстроты и точности в работе.

Фресковая живопись наносится на невысохшую, ещё сырую штукатурку поверх предварительно сделанного рисунка. Качество фресок во многом зависит от качества штукатурки, которая представляет собой смесь извести с водой. Известь готовили тщательно: в течение лета её денно и нощно мыли, меняя воду каждые пять-шесть часов, зимой выдерживали на морозе, а весной снова несколько недель мыли. И всё это для того, чтобы вывести «емчугу» - светлый налёт, который мог проступить на поверхности штукатурки и испортить фрески.

Красками для фрески служили мелко растёртые цветные глины и камни, растворённые в известковой воде. Работать красками можно было до тех пор, пока не высохла штукатурка, иначе краска плохо впитывалась в грунт. Тогда приходилось сбивать высохший слой штукатурки и накладывать свежий, оставляющий незапланированный шов. Вот почему фрескист должен был владеть «быстрой кистью».

6) Художественное ремесло.

Вопрос о развитии ремесла в Древней Руси учитель объясняет, опираясь на текст учебника и при возможности используя иллюстрации древнерусских ювелирных украшений, выполненных в тех видах техники, о которых ведётся речь в учебнике.

IV. Закрепление вопросы по терминам урока

V. Задание на дом: § 7 учебника, вопросы и задания к нему.



© 2010-2022