Пояснительная записка история Адыгеи 8 класс

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса истории Адыгеи для 8-х классов составлена в соответствии с Региональным компонентом государственного стандарта общего образования по истории (истории Адыгеи) разработан в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года (распоряжение Правительства Российской Федерации №1756-р от 29.12.2001), Федеральный базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждении Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004), Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004), Законом РА «Об образовании», учебным планом для национальных образовательных учреждении, реализующих программы общего образования (утвержден приказом Министерством образования и науки)


Данная программа ориентирована на учебник:

Чирг А.Ю.,Емтыль Р.Х .История Адыгеи.8 класс.Майкоп. 2002г.

Кому адресована программа: для 8 классов МБОУ «Гимназия№22»

Основной направленностью пограммы курса является формирование у учащихся целостного и своеобразного исторического образа родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников, воспитать разносторонне развитую личность гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции, ориентированного в системе ценностей и потребностях современной жизни

Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родной республике как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родной республике не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Образовательная область: история Адыгеи.

Данная программа рассчитана на среднее звено общеобразовательной школы.

Цель курса:

Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего республику, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

Задачи реализации регионального компонента по истории Адыгеи:

дать выпускникам целостное представление об историческом, этнонациональном, природном, хозяйственном своеобразии родного края, традициях духовной и

нравственной жизни, социальном опыте народа;

сформировать позитивные ценностные ориентации в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями народов, населяющих Адыгею для применения полученных знаний и умений на практике, планирования своей жизнедеятельности, участия в решении существующих и возникающих региональных, общенациональных проблем;

обеспечить понимание идеи межнационального согласия, толерантности как важнейших традиций духовной жизни региона, сформировать на этой основе умения конструктивного межкультурного взаимодействия с представителями различных этносов, навыков безконфликтного поведения;

способствовать этнической идентификации и политической консолидации населения Республики Адыгея;

помочь выпускникам осознать разнообразие и масштаб трудовой жизни в регионе, передать им знания и умения для активного участия в ней; способствовать самоопределению, формированию потребности в созидательной трудовой деятельности на благо семьи, общества, государства;

пробуждать интерес к судьбам людей родного края, к истории повседневности, воспитывать уважение к представителям старшего поколения, институту семьи;

развивать у обучающихся интерес к родной истории, раскрывая сущность исторических явлений и процессов на близком и ярком материале;

развивать творческие способности обучающихся на основе поисковой, исследовательской деятельности, изучения многообразных источников по истории края;

создавать условия для приобщения обучающихся к культуре, искусству, способам художественного самовыражения на примерах творчества земляков - известных деятелей культуры;

формировать у обучающихся собственное оценочное отношение к фактам и событиям прошлого и настоящего.

Общая характеристика учебного предмета

Региональный компонент государственного стандарта общего образования (История Адыгеи) разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования и обеспечивает:

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, познавательной культуры личности;

  • усиление воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования;

  • формирование ключевых компетенций 'учащихся;


  • обеспечение вариативности и свободы выбора в образовании для субъектов образовательного процесса (учащихся и их родителей, педагогов и образовательных учреждений);

  • усиление роли истории как дисциплины, обеспечивающей успешную социализацию учащихся.

Место учебного предмета в учебном плане.

Программа является неотъемлемой частью курса «История Адыгеи», изучаемого в школах Республики Адыгея с 5 по 9 класс, а также связана с материалом курсов «История России» и «Всеобщая история».

В учебном плане ОУ на изучение истории Адыгеи в 8 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.

Контрольных работ - 4

Методы и формы работы с учащимися Учебный материал должен осмысливаться учащимися с позиций диалектики и историзма. В ходе изложения учебного материала важно показывать взаимосвязанность и противоречивость имеющихся реалий, отойти от абсолюта учительского вывода.Это поможет учителю активизировать аналитико-синтетическую деятельность учащихся, рассчитанную на развитие творческого мышления (умение выделять главное, давать оценку, сравнивать, рассуждать, доказывать и т. п.), а учащимся выработать собственный взгляд на те или иные события.

Курс предполагает использование различных методических приемов при изучении исторического материала - лекций, бесед, семинарских занятий, диспутов, экскурсий.

По отдельным темам учебной программы учащимися могут быть подготовлены рефераты и творческие работы.

Формы контроля:

  • текущий контроль: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, опрос в парах, практикум, самопроверка и взаимопроверка, терминологические тесты, устные рассказы по плану, сочинения,

  • промежуточный контроль: тематические тесты.


Сроки реализации рабочей программы: 2015-2016 учебный год.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА


Глава I. Экономическое развитие Черкесии в XVIII-первой половине XIX века. 8часов.

Основные субэтнические группы адыгов. Темиргоевцы, бжедуги, кабардинцы, хатукайцы, абадзехи, шапсуги, натухайцы, егерухаевцы, махошевцы, мамхеговцы, бесленеевцы. Расселение субэтносов. Вопрос о численности адыгов. Этнические процессы в Черкесии. Причины территориальных перемещений адыгских селений. Жизнь аулов.

Развитие земледелия у адыгов. Способы ведения земледельческого хозяйства. Горное земледелие. Вопрос о соотношении земледелия и животноводства в различных физико-географических областях Черкесии. Виды возделываемых культур. Типы пахотных и других сельскохозяйственных орудий, мелиорирование, террасирование, севооборот и другие агротехнические приемы. Масштабы земледельческого хозяйства, его продуктивность. Огородничество, садоводство, виноградарство. Характер и направления животноводства. Ведущие позиции коневодства. Овцеводство. Пчеловодство. Охота.

Горное дело. Товарный характер металлургического производства. Ткацкое производство. Суконное, бурочное, кожевенное производство. Организация ремесленников.

Развитие внутренней и внешней торговли Черкесии. Черкесский экспорт и импорт. Характер и значение торговли. Русско-адыгские торговые связи в первой четверти XIX века. Торговые связи Черкесии с Турцией и другими странами Востока в XVIII-первой половине XIX века. Работорговля.

Открытие меновых дворов, ярмарок. Регламентация торговли со стороны царской военной администрации. Участие широких слоев населения в торговле.

Контрольная работа.1ч.

Глава II. Общественно-политический строй Черкесии в XVIII-первой половине XIX века. 5часов.

Формы землевладения - княжеско-дворянское, мелко-крестьянское, общинное. Особенности землевладения у «аристократических» и «демократических» адыгских субэтнических групп.

Организация класса феодалов. Князья - пши. Экономические и политические права князей - пши, дворян- уорков, султанов - хануко. Их образ жизни. Служители культа. Характеристика представителей сословий. Их роль в общественной жизни адыгов.

Основные категории зависимого населения в XVIII-первой половине XIX в. Свободные крестьяне - тфокотли, вольноотпущенники - азаты, крепостные крестьяне - пшитли, оги. Формы феодальной зависимости. Положение рабов - унаутов, их отличие от классического рабства.

Народное собрание (хасэ) высший орган власти «демократических» субэтносов. Созыв крупных союзных собраний в XVIII-первой половине XIX в. Особенности, задачи. Собрание 1822 г. Политическая раздробленность Черкесии. Попытки ее объединения.

Предпосылки, сущность и результаты общественно-политического переворота у адыгов. Социальная борьба в первой половине XIX в. Углубление классовой дифференциации. Противоречия между феодальной знатью и крестьянством. Крестьянские выступления XVIII в. Бзиюкская битва 1796 г.

Восстание бжедугских крестьян в 1856 г. Пши - орк - зау - война крестьян против князей и дворян. Причины, ход, результаты. Выступления крестьян в аулах Ходзь, Понежукай. Руководители крестьянских восстаний. Причины поражений.

Развитие государственно-политического строя Черкесии в 20-40-х годах XIX в. Дефтер 1841 г. Деятельность наибов Шамиля. Адаты. Шариатские суды. Хан-Гирей о судоустройстве адыгов.

Контрольная работа.1ч.

Глава III. Черкесия в системе международных отношений XVIII-первой трети XIX века. 4 часа.

Борьба держав за господство на Северо-Западном Кавказе в XVIII в. Усиление агрессии Османской империи и Курмского ханства. Русско-турецкие войны второй половины XVIII века (1768-1774 гг., 1787-1791 гг.) и их результаты.

Черкесский вопрос в русско-турецких отношениях в начале XIX века. Война 1806-1812 гг. и Северо-Западный Кавказ. Вмешательство западной дипломатию Наполеон Бонапарт. Бухарестский мирный договор 1912 г.

Ермолов на Северо-Западном Кавказе. Активизация военных действий царских войск на Северо-Западном Кавказе. Деятельность турецкой администрации в Анапе. Хаджи - Хасссан - паша и его политика.

Глава IV. Борьба адыгов за независимость в 30-60-х годах XIXвека.4 часа.

Адыги в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. Адрианопольский мирный договор 1829 г. и его последствия. Сделка между Россией и Турцией за спиной адыгов.

Военные действия царской России на Северо-Западном Кавказе в 30-40-х годах XIX в. Начало народно-освободительного движения аыдгов. Основные этапы народно-освободительного движения. Руководители освободительной борьбы - Хадж Берзек, Сефер-бей Заноко, Тугузуко Кызбэч., Мансур Шупако, Шурухуко Тугуз. Их деятельность.

Военно-политические события в Черкесии в конце 40-х - первой половине 50-х годов XIX в.

Завершающий этап борьбы адыгов за независимость. Мухаммед Амин и его деятельность. Участие адыгов в Крымской войне. Дипломатические инициативы руководителей Черкесии.

Сочинский меджлис 1861 г. Окончание Кавказской войны. Переселение адыгов в Турцию. Отношение прогрессивных представителей России к событиям Кавказской войны в Черкесии.

Контрольная работа.1ч.

Глава V. Культура и быт адыгов в XVIII-60-х годах XIX века. 10 часов.

Поселения и жилища. Пища. Одежда, вооружение.

Декоративно-прикладное искусство. Резьба по дереву, камню, кости. Ювелирное дело. Золотошвейное искусство. Орнамент.

Устное народное творчество. Музыка и танцы. Письменность и язык. Развитие образования. Распространение ислама. Нравственные аспекты ислама.

Ш. Ногмов, С. Хан-Гирей, У. Берсей, С. Казы-Гирей, Адиль - Гирей Кешев (Каламбий), С. Адиль - Гирей, Крым - Гирей и их роль в развитии культуры адыгов.

Семья и семейные обряды. Аталычество, куначество, гостеприимство. Иностранные путешественники о гостеприимстве адыгов. Традиции, обычаи, обряды. Военный быт и система военной подготовки.

Материальная культура. Духовная культура. Екатеринодар - административный, экономический и культурный центр черноморского казачества.

Контрольная работа.1ч.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Ученик должен

знать

  • основные этапы и ключевые события истории Адыгеи с древности до 60-х годов 19в; выдающихся деятелей Черкесии

  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Черкесии 18-первой половины 19в, достижениям черкеской культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

  • высказывания собственных суждений об историческом наследии черкесов;

  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

  • использования знаний об историческом пути и традициях адыгов в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.


НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ,УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ


Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля включает:

  1. учительский контроль

  2. самоконтроль

  3. взаимоконтроль учащихся

Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории

Ставится оценка:

  • «5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

  • «4» - при наличии неполноты ответа или одной - двух несущественных неточностей.

  • «3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной - двух ошибок

  • «2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов

  • «1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы

Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории

% выполнения

0-27

28-52


53-77

78-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


История Адыгеи 8 класс (35 часов)



Наименование раздела

Количество часов

1

Экономическое развитие Черкесии в 18-первой половине 19в.

8


Контрольная работа

1

2

Общественно-политический строй Черкесии в 18-первой половине 19.

5


Контрольная работа

1

3

Черкесия в системе международных отношений в 18-первой трети 19в.

4

4

Борьба адыгов за независимость в 30-60-х годах 19в.

4


Контрольная работа

1

5

Культура и быт адыгов в 18-первой половине 19в.

10


Контрольная работа

1


Итого

35













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Средства обучения

На уроках истории применяются следующие методы и приемы:

  • работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, Интернет);

  • беседа, самостоятельная работа;

  • работа с помощью схем, наглядных пособий;

  • урок-игра, реферативная работа, работа с исторической картой;

  • просмотр документальных фильмов, тематических видео-сюжетов.

При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

  • школьная лекция;

  • семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

  • уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

  • работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

  • объяснение учителя и беседа с учащимися;

  • самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект


Учебник.Чирг А.Ю.,Емтыль Р.Х . История Адыгеи.8 класс. Майкоп. 2002г.

Список литературы для учителя:

1.Анфимов Н. В. История Адыгеи (с древнейших времен до конца XIX века) / Н. В. Анфимов, Б. М. Джимов, Р. Х.Емтыль. - Майкоп: Адыг. кн. изд-во. -1993. -216 с.

2."История Адыгеи" (с древнейших времён до конца XIX века). Майкоп, "Адыгейское книжное издательство", 1991 год.

3."Культура адыгов" (по свидетельствам европейских авторов). Нальчик, "Эльбрус", 1993 год.

4."Культура и быт адыгов", Майкоп, 1981, год.

Список литературы для учащихся:


  1. Абрамов Я. Кавказские горцы.- Краснодар, 1927

  2. Бижев А.Х. Адыги Северо-Западного Кавказа и кризис восточного вопроса в конце 20- начале 30-х гг. XIX века.- Майкоп, 1994.

  3. Голобуцкий В.А. Черноморское казачество. - Киев,1956.

  4. История народов Северного Кавказа (конец XVIII- 1917 г.)- М.,1988.

  5. Покровский М.В. Русско-адыгейские торговые связи.- Майкоп, 1957.

  6. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI-XIX вв.- М.,1958.

  7. Хан- Гирей. Записки о Черкесии.- Нальчик,1978.

  8. Шаги к рассвету. Адыгейские писатели- просветители XIX века: Избранные произведения.- Краснодар,1985.

  9. Адыгея:Историко-культурный очерк.Майкоп,1989.

  10. Очерки истории Адыгеи.-Майкоп.1957.-т.1.

Интернет - ресурсы:

История, география, культура, быт Адыгеи adygeyarsp.ru, djeguako.ru




© 2010-2022