Урок Окончание Смутного времени в России

Раздел История
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Драна Елена Александровна.,

учитель истории высшей категории

Муниципального общеобразовательного учреждения

«Школа №77 города Донецка»

ДНР, город Донецк, Кировский район

Окончание Смутного времени в России

План - конспект урока № 9 по предмету «История Отечества», 8 класс

(урок №9 в тематическом модуле № 2 «Россия и Донецкий край в I половине XVII века.»)

Аннотация: Урок разработан в соответствии с новой программой МО ДНР, тема урока является одной из сложных курса 8 класса «Окончание Смутного времени». Период отечественной истории(1604-1618), когда в стране до предела обострились экономические и политические проблемы, разгорелась первая в истории России гражданская война, но сам народ - сформировал ополчение и освободил Москву. В честь этого события с 2005г. в России отмечается государственный праздник - День народного единства. Предлагаемый план-конспект урока может быть полезным, как начинающему, так и опытному учителю. Автор будет благодарен всем, кто внесет замечания и предложения по усовершенствованию изучения данной темы, данного урока.

Ключевые слова: Окончание смутного времени в России, Минин и Пожарский, День народного единства в России.

Тема. Окончание Смутного времени.

Цель: ознакомить учащихся с основными событиями политической истории России в начале XVII века; раскрыть ведущую роль народных масс в освобождении страны и борьбе против интервенции; способствовать развитию умений делать выводы на основе прочитанного или услышанного, воспитывать у учащихся уважение к лидерам народного движения, которые руководствуются патриотическими чувствами (Минин, Пожарский).

УУД:

познавательные: овладение приёмами анализа исторических событий на примере внешнеполитического положения России в 1611 г., поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей возможности польской интервенции;

коммуникативные: умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в процессе блиц - опроса по цепочке;

личностные: формирование ценностных ориентаций, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор на примере народного ополчения и исторических личностей того периода (Минина, Пожарского, Сусанина) ;

оценка, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание уровня усвоения.

Основные термины и понятия: народное ополчение, Семибоярщина.

Оборудование: карта, информационные карточки, учебник (история России.7 класс, Ч 2, под редакцией А. В. Торкунова. - М.:Просвещение, 2016, с.21-29.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Структура урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

III. Мотивация учебной деятельности

IV. Изучение нового материала.

1) Семибоярщина.

2) Дальнейшая интервенция Речи Посполитой и Швеции.

3) Освобождение Москвы.

4) Земский Собор 1613г. Начало правления династии Романовых.

V. Закрепление новых знаний.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Блиц - опрос по цепочке по предыдущей теме «Смута в Российском государстве».

Первый ученик задаёт короткий вопрос другому, другой - третьему и т.д. Время на ответ - несколько секунд, учитель имеет право снять вопрос, который не соответствует теме или недостаточно корректен. Каждый ученик имеет право отказаться от участия в блиц - турнире.

III. Мотивация учебной деятельности.

Контрольные вопросы, на которые учащиеся должны уметь дать ответ в процессе изучения нового материала (раздаточный материал на каждой парте).

Тема «Окончание смутного времени».

1.Михаил Романов был избран царём на Земском Соборе в…(1613г.)

2.Центральное сословно-представительное учреждение XVI-XVII в. в. созывался для санкционирования важнейших правительственных мероприятий…(Земский Собор).

3.Боярское правительство в России, состоявшее из семи знатных бояр во главе с князем Ф. И. Мстиславским…(Семибоярщина).

4.В оказании сопротивления польским и шведским интервентам принимало участие…(Народное ополчение).

5.Военное формирование, создаваемое на добровольных началах в случае военных действий…(Народное ополчение).

6.Нижегородский земской староста, торговый человек собрал средства и народное ополчение для освобождения России от иноземных захватчиков…(Кузьма Анкудинович Минин).

7.Возглавил войско и командовал народным ополчением князь…(Дмитрий Михайлович Пожарский).

8.Костромской крестьянин завёл польский отряд в непроходимые болота…(Иван Сусанин).

9.Музыку к опере "Жизнь за царя" написал…(М. И. Глинка).

IV. Изучение нового материала.

1.Семибоярщина.

Рассказ учителя.

Летом 1608 г. новый самозванец Лжедмитрий II подошёл к Москве и основал укрепленный лагерь в селе Тушино. Сюда же прибыл литовский магнат Ян Сапега с войском. Василий Шуйский обратился за помощью к шведскому королю Карлу IX. Регулярные войска, ополченцы и шведские наёмники разгромили тушинцев. Лжедмитрий II бежал в Калугу.

Тушинские бояре обратились к польскому королю Сигизмунду III с предложением возвести на престол королевича Владислава. Дворяне в Москве свергли В. Шуйского, власть перешла к группе из семи бояр во главе с князем Фёдором Мстиславским. Новое правительство - «семибоярщина»-провозгласило царём малолетнего сына Сигизмунда III, королевича Владислава.

2. Дальнейшая интервенция Речи Посполитой и Швеции.

Самостоятельная работа по заданию.

- Прочитать текст учебника (с. 23- 24; §16, п. 3) и ответить письменно на вопрос:

«Приведите доказательства сложного внешнеполитического положения России в 1611 г. Какие планы строили в отношении России европейские державы и почему стала возможной польская интервенция?»

В ходе выборочной проверки и анализа выполнения задания все учащиеся должны уяснить следующие причины интервенции Польши:

- возрастание феодального гнёта в годы Ливонской войны;

- террор опричнины;

- неурожаи, голод, эпидемии;

- набеги татар с юга.

Неустойчивость положения правительства Шуйского из-за продолжавшейся борьбы между различными представителями феодального класса, стремление Речи Посполитой овладеть Смоленской землёй, а Швеции - захватить русские крепости у Финского залива привели к открытому вмешательству этих стран во внутренние дела Московского государства.

В сентябре 1610г. польские войска заняли Москву. Шведы подошли к Новгороду.

3. Освобождение Москвы

- Учитель дополняет ответы учащихся, сообщает, что в 1604- 1618 г.- период в отечественной истории, который носит название «Смута». Внутренние раздоры, первая в истории России гражданская война, борьба за престол, позволила интервентам, иностранным захватчикам (Польше и Швеции) вмешиваться во внутренние дела России. Решающей силой в борьбе за независимость Московского государства был народ.

4 ноября 1612 г. Москва была полностью освобождена от польских захватчиков. В честь этого события с 2005 г. в России отмечается государственный праздник- День народного единства.

Центром освободительного движения с осени 1611 г. стал Нижний Новгород. Нижегородский земской староста- торговый человек Кузьма Анкудинович Минин обратился к жителям города с призывом помочь всеми силами и средствами в создании нового народного ополчения- военное формирование, создаваемое на добровольных началах в случае военных действий для освобождения России от иноземных захватчиков. Поднял на борьбу всю Россию. На призывы откликнулись и народы Поволжья, Севера, Западной Сибири.

Для объединённого войска нужен был сильный и решительный командующий. Выбор пал на князя. Командовал, возглавил войско Дмитрий Иванович Пожарский.

Героический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Он завёл польский отряд в непроходимые болота. Сам Сусанин погиб, но и поляки не смогли выбраться и выполнить важное задание - погубить вероятного кандидата на российский престол Михаила Романова. Убийство Романова помогло бы сохранить российский трон для польского короля или его сына.

Эти события нашли отражение в различных культурных наследиях (живописи, музыке, литературе и т.д.). Предлагаем вашему вниманию «Быль о Минине купце, воеводе и бойце». (выступают 4 учащихся, подготовившие инсценировку в качестве опережающего домашнего задания) (Приложение №1)

4. Земский собор

Рассказ учителя с элементами беседы.

После освобождения Москвы по стране были разосланы грамоты о созыве Земского собора для выборов нового государя. Собор начал работу в январе 1613 г. Это был самый представительный Земский собор за всю историю средневековой России, отразивший соотношение сил, сложившееся в ходе освободительной борьбы.

Беседа по вопросам

  1. Когда был созван первый Земский собор? (1549 г.)

  2. Что представлял собой Земский собор? (собрание представителей сословий)

  3. Какие сословия были представлены в его составе? (бояре, высшее духовенство, земельные собственники, московские купцы)

Рассказ учителя

В работе Собора 1613 г. не участвовали зависимые крестьяне, но были представители от черносошных крестьян и от казаков. Преобладали на нём представители дворянства и посадских людей- окрепших к этому времени социальных сил, которые являлись более надёжной опорой самодержавной власти. Участвовали в Соборе, как обычно, бояре и высшее духовенство.

21 февраля 1613 г. Земский собор избрал царём Михаила Фёдоровича Романова (1613- 1645). Кандидатуры польского королевича Владислава и шведского Карла- Филиппа были отвергнуты.

Так закончилось «Смутное время», длившееся на Руси с 1598 до 1613 г.,- сплошная полоса мятежей, беспорядков, волнений, внутрисословной и межсословной борьбы, вторжения иноземных сил.

V. Закрепление новых знаний учащихся.

Учащиеся отвечают на контрольные вопросы, данные в начале урока (взаимопроверка).

VI. Итоги урока

Подсчёт баллов набранных на уроке.

1. Блиц - опрос (1 балл).

2. За работу на уроке (1 балл).

3. Контрольные вопросы для учащихся на этапе мотивации (0,5 балла за каждый правильный ответ).

Учитель анализирует работу учащихся и выставляет оценки за урок .

VII. Домашнее задание.

§16; с. 21-29; проработать текст учебника; записи в тетради и даты выучить.

Литература:

  1. Святокум О.Е. Всемирная история. 8 класс: Планы - конспекты уроков.- Х.:Веста, 2002.

  2. Гончарова Т.И. Исторические вечера в школе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1992.

  3. Интернетресурсы.

worldofteacher.com/4511-statya-formirovanie-uud-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya.html

docme.ru/doc/475328/formirovanie-uud-na-urokah-istorii









Приложение №1 к уроку №9 «Окончание Смутного времени в России»

Быль о Минине-купце, воеводе и бойце.

Монах- летописец Быль о Минине купце, воеводе и бойце.

Былинник Горит, пылает, стонет Русь

Под игом польских банд…

И стойко бились москвичи

Со шляхтой и огнём.

Всё обгорело, вся Москва

До каменной стены-

Дома, деревья и трава

Обуглены, черны.

Былинница А в сердце города враги,

И нету сил их взять.

Восстань, народ, и помоги

Повергнуть вражью рать!

Былинник От москвичей призыв идёт

По городам до волжских вод.

Всю землю нашу охватив,

Дошёл до Нижнего призыв,

До старосты, до мужика-

Нижегородца- мясника,

Что звался Минин- Сухорук.

Он весь народ собрал вокруг:

Минин Козьма «Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдём мы, жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота, ни серебра!»

Былинник И понесли ему добро:

И жемчуга, и серебро,

Иконы, ризы и меха,

Одежды, платья вороха.

Кто приводил гнедых коней,

Коров, баранов и свиней.

Былинница Кто приносил мешки зерна,

Тюки овечьего руна,-

Ну, словом, всё, что лишь могли,

На площадь Минину несли.

Тащили и везли.

Поволжье Минин призывал,

Он ополченье собирал…

Былинник И эту рать в туманной мгле

По нераспаханной земле,

Где колос уж давно не цвёл,

К Москве, к столице он повёл.

Пошёл под Крымский брод.

С тыла глянул на Ходкевича

Всею мощью, что была,

Далеко до поля Девичья

Сеча грозная дошла.

И бежал Ходкевич с ляхами,

Напрямик бежал в Литву,

Ни оружием, ни страхами

Одолеть не мог Москву.

Монах- летописец А уж планы «благородные»,

Не дождавшись короля,

Еле двигаясь, голодные

Выходили из Кремля.

Позабыли честь дворянскую:

По Москве ползли ползком

И сложили гордость панскую

Перед русским мужиком.

Дети слушают фрагмент аудиозаписи хора «Славься…» из оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки.

Былинник Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Былинница Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому-

Благодарная Россия».



© 2010-2022