План урока на тему «В гаванях афинского порта Пирей»

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Худин Павел Валентинович

Учебное заведение: МКОУ г. Астрахани «В(с)ОШ № 2»

Дисциплина: история Древнего мира

Тема: «В гаванях афинского порта Пирей»

5 класс

Тип урока: объяснение нового материала, 1 акад. час.

Цели урока:

Знание: знать роль Афин в истории Древней Греции

Понимание: понимать специфику античной демократии

Применение: выполнять тест по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»

Анализ: анализировать исторические документы

Синтез: формулировать выводы по теме

Оценка: проводить самооценку по предложенным критериям.

Оборудование: раздаточный материал, копии исторических документов, иллюстративный материал, мультимедийные презентации.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Подготовка к восприятию нового.

  3. Объяснение нового материала.

  4. Закрепление изученного.

  5. Домашнее задание.


Ход урока

I этап. Проверка домашнего задания.

Выполнить тест по теме «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием»:

Вариант 1.

  1. Где находится Спарта?

А) в долине реки Эврот в Лаконии;

Б) на севере Греции;

В) на о. Сицилия.

  1. Что вывозили торговцы из Греции в колонии и другие страны?

А) рабов;

Б) оливковое масло;

В) хлеб.

  1. Кто автор поэм «Илиада» и «Одиссея»?

А) Гомер;

Б) Гесиод;

В) Эсхил.

  1. Как по - гречески назывался простой народ?

А) илоты;

Б) полис;

В) демос.

  1. Где проводились Олимпийские игры?

А) на горе Олимп;

Б) в Олимпии;

В) в Афинах.

  1. В каком городе Древней Греции было два царя?

А) в Спарте;

Б) в Афинах;

В) в Фивах.

  1. Как часто проводились Олимпийские игры в Древней Греции?

А) раз в четыре года;

Б) раз в десять лет;

В) каждый год.

  1. Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию в 490 г. до н. э.?

А) Ксеркс;

Б) Дарий I;

В) Кир.

  1. Вождь афинского демоса в V в. до н. э.:

А) Сократ;

Б) Перикл;

В) Дракон.

  1. Битва, в которой греки окончательно разгромили персов (479 г. до н. э.):

А) при Марафоне;

Б) при Фермопильском ущелье;

В) при Платеях.

Вариант 2.

  1. Где находятся Афины?

А) в Аттике;

Б) на севере Греции;

В) на о. Крит.

  1. Что произошло в 490 г. до н. э.?

А) Марафонская битва;

Б) взятие греками Трои;

В) распад державы Александра Македонского.

  1. Как назывался Совет знати в Афинах?

А) археопаг;

Б) демос;

В) полис.

  1. Чем заканчивается поэма Гомера «Илиада»?

А) похоронами Гектора;

Б) взятием Трои при помощи деревянного коня;

В) возвращением Одиссея в Итаку.

  1. Чем занимались спартанцы?

А) ремеслом;

Б) военным делом;

В) земледелием.

  1. Что ввозили торговцы в Грецию из колоний и других стран?

А) вино;

Б) оливковое масло;

В) пшеницу.

  1. Девять правителей Афин, ежегодно избиравшихся жребием :

А) стратеги;

Б) архонты;

В) Народное собрание.

  1. Кто в Афинском полисе платил налог за право жить в этом государстве?

А) рабы;

Б) граждане Афин;

В) купцы - переселенцы.

  1. Высший орган власти в Спарте?

А) Народное собрание;

Б) Совет старейшин;

В) цари.

  1. Что означает греческое слово «демократия»?

А) власть народа;

Б) власть знати;

В) власть тирана.


II этап. Подготовка к восприятию нового.

- Почему Греция - небольшая по размерам страна, к тому же разделённая на десятки государств (городов-полисов) - сумела дать отпор могущественной Персидской державе ?

Ответы учащихся:

А) греки мужественно сражались за свою родину и отстояли свою независимость;

Б) на время войны 30 греческих городов объединили свои силы в борьбе с персами;

В) войско персов состояло из наёмников, в любой момент они могли отказаться от участия в войне, оставить поле боя;

Г) проявился незаурядный талант полководца Фемистокла.

III этап. Изучение нового материала.

Проблемный вопрос :

Какие факторы сделали Афины главным городом Древней Греции?


  1. Задание для учащихся: заполнить 1-ую и 2-ую части таблицы.

Что прославило

Афины?

1. Победы в Греко-персидских война :

Марафонское сражение;

Саламинское сражение;

военный талант Фемистокла.

2. После победы при Саламине и Платеях жители Афинотстроили заново свой город, сожжённый Ксерксом.

Что подняло и далее укрепило авторитет

Афин?

1. Для борьбы с персами Афины создали военный союз

греческих государств - Афинский морской союз.

2. После окончания войны по договору персам и их военнымкораблям было запрещено плавать в Эгейском море.

3. Во многих освобождённых греческих городах по примеру Афин была установлена власть демоса - демократия.

Что способствовало процветанию

Афин?


  1. Большой военный флот - 400 триер.

  2. Налоги переселенцев.

  3. Активная торговля и пошлины купцов.

  4. Использование труда рабов гражданами Афин, запрет по закону убивать раба и возможность для него стать вольноотпущенником по закону.

  5. Превращение Афин в крупнейший центр ремесла и торговли.


  1. Задание для учащихся: заполнить 3-ю часть таблицы.

Использование мультимедиа: отрывок учебного материала - описание порта.

А) Карта - схема порта Пирей

Б) Кому разрешалось находиться в военном порту? Чем вы можете это объяснить?

В) Кто мог быть афинским гражданином? На какие категории делились афинские граждане?

Работа учащихся с текстом и иллюстрацией учебника (стр. 165).

Г) Какие группы населения Аттики мы могли бы встретить ещё в торговой гавани? В чём их отличие от граждан?

Д) Какой ещё доход получала Афинская казна? (новое понятие «налог»)

Е) Чем торговали купцы и простые граждане в торговой Афинской гавани?

1-ый вариант - что привозили? (новое понятие «пошлина»)

2-ой вариант - что вывозили?

Ж) Откуда купцы привозили в Аттику живой товар?

3. Задание для учащихся: заполнить правую часть таблицы.

Работа учащихся с документами.

Вопрос

Ответ

Какие факторы делали власть демоса в Афинах неустойчивой?


  1. Бесправное положение рабов.

  2. Незаинтересованность рабов в результатах своего труда.

  3. Протест рабов.


Описание рабства древнегреческими философами.

Аристотель. Политика.

Во всех ремёслах … нужны бывают соответствующие для них инструменты … и из этих инструментов одни являются неодушевлёнными, другие - одушевлёнными … раб же является в известной степени одушевлённой частью собственности …

Ксенофонт. О доходах.

Никий, сын Никерата, владел в рудниках тысячью рабами: он их отдавал внаём фракийцу Сессии под условием, чтобы тот платил ему за каждого раба ежегодно по одному оболу (мелкая монета) чистого дохода и потом сдал обратно то же самое число рабов.

Демосфен. Против Никострата.

Они предложили дать мне этих рабов для допроса под пыткой … Я ответил им при свидетелях, что готов пойти с ними в совет и допросить рабов …

Стела, столбец 1:

165 драхм - фракиянка, 144 драхмы - скиф,

240 драхм - сириец, 72 драхмы - ребёнок из Карии,

161 драхма - иллириец, 60 драхм - лидиянка

Вопросы для обсуждения :


  1. Где применялся труд рабов?

  2. Как обращались с рабами?

  3. Кто мог быть рабом в древне Греции?

Текст для обсуждения на уроке.

Знаменитые серебряные рудники Аттики, расположенные в Лаврийских горах, были громадным подземным городом площадью около 150 кв.км. Входами в него служили 2000 шахт, уходящих в землю на глубину до 150 м. Ходы в рудниках были такими низкими, что один метр считался предельной высотой. А много было таких, по которым можно было передвигаться только ползком, лёжа на боку. Тысячи заживо погребённых людей жили и работали в этом смрадном аду.

Стены каменных нор обдирают плечи и грудь. Маленькие глиняные светильники, расставленные в изредка выбитых нишах, единственные светлые точки в кромешной тьме, мигают и захлёбываются от недостатка кислорода.

Рабочего дня нет. Есть рабочие сутки. Только на несколько часов, выронив из ослабевших рук орудия: молот, клин или лопату- можно забыться тяжёлым сном. Иногда в шахтах появляется вода. Чёрная и неподвижная, она кажется кровью, пролитой тысячами погибших людей. Её вычерпывают глиняными сосудами, которые передаются из рук в руки.


  1. Приведите доказательства изнурительного, смертельно опасного труда людей на серебряных рудниках.

  2. Кто трудился на рудниках, почему?

  3. Каковы причины вооружённых выступлений рабов в Древней Греции?

IV этап. Закрепление нового материала.

Вывод учащихся:

В V веке до н.э. после победы над Персией Афины стали процветающим полисом, главным центром ремесла и торговли в Древней Греции. Однако бесправное положение рабов постепенно становилось тормозом для процветания и укрепления могущества Афин, а также вызывало протест против афинян - граждан.

V этап. Домашнее задание. § 36, задание № 36 в рабочей тетради.

© 2010-2022