• Преподавателю
  • История
  • Cтатья: Народные обряды и праздники в формирование духновно-нравственного воспитание школьников на уроке истории

Cтатья: Народные обряды и праздники в формирование духновно-нравственного воспитание школьников на уроке истории

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК_______

Народные обряды и праздники в формирование духновно- нравственного воспитание школьников на уроке истории



















Тарасенко Екатерина Сергеевна

МБОУ СОШ № 6

Учитель истории и обществознания

Россия, Балашихинский район , г. Железнодорожный




Работая в школе 1,5 года, я сделала вывод, что воспитание у детей таких твёрдых нравственных установок, как патриотизм, духовность - невозможны без приобщения учащихся к народным традициям. Это один из важнейших вопросов патриотического воспитания. Ведь возрождение народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Традиции - организующий связь поколений элемент культуры, именно на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. [1; 2; 5]. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Обычай крепче закона». Эта пословица наглядно показывает, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имело она у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы. Например, празднование Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию. Бережно передаваемые из поколения в поколение, традиции выполняли роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Нравственные корни русского народа берут свое начало в глубокой древности. Это ярко выразилось в синкретизме христианства и древнего мировоззрения славян, что дало говорить о новой системе - Русском православии. Знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость прошлым своей Родины, патриотизм, чувством ответственности, долга перед государством и семьей.

Моя работа на данный момент заключается в при обращении к родной традиционной народной культуре. Знакомство детей с народными традициями и обрядами я начинала с самого начало свой деятельности. В 2015 году , мы с детьми 6 класса , начали активно[1; 3; 5]. изучать народные праздники. Учеников активно заинтересовала тема ,настолько ,древнего праздника нашей Родины , как «Масленица». Мы проделали огромную работу по изучению русского народного праздника.

Для того чтобы познакомить учащихся с народными праздником
«Масленица» мы изучали с ними различные источники, но большое внимание привлекла книга Соколовой В.К. «Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов». В книге описываются календарные праздники и обряды весеннее-летнего цикла у восточнославянских народов XIX - начала XX в., показывается глубокая древность земледельческих обрядов, связь народной календарной обрядности с земледелием. Особо выделяются игровые, развлекательные элементы обрядов, их красочное оформление, праздничный колорит. Конечно же, особое внимание удиляется яркому празднику, как «Масленица». Изучив, книгу, я в составе учеников 6 класса, создали проект , который получил название «Эх , да Масленица»! В этом проекте, мы хотели, показать, насколько этот праздник , яркий и красочный. Помимо, учеников , в нашем составе были некоторые родители, которые помогали нам изучать праздник, не только в теории , но и практики. В тот момент когда, я с учениками готовила теорию, родители пекли блины , изготовляли «чучело» . И таким образом, весь комплект мы сложили в воедино.

Актуальностью нашего проекта, конечно же, было то, что Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица - один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, [1; 2]. шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Он навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны.Мои ученики постоянные участники городского конкурса «Потенциал», были лауреатами в 2015году . Это один из самых любимых и творческих городских конкурсов, где можно показать свои знания по культуре, истории и традициям русского народа. С интересом ребята готовят самостоятельно тематические презентации, рефераты, сообщения, представляя их на учебных занятиях и уроках. Индивидуальные виды деятельности помогают выявить способности детей. Работа в группах позволяет мне больше уделить внимание одарённым детям, которые впоследствии смогут выступать на школьных и городских мероприятиях.

Все формы занятий по изучению русских обычаев и традиций в школе должны способствовать творческому развитию учащихся, то есть вырабатывать в них, стремление к самостоятельному мышлению, к проявлению собственной инициативы, стремление сделать что-то новое, своё, лучшее.

Проблему, которую я решаю - найти оптимальные и эффективные пути решения для приобщения учащихся к русскому народному творчеству, способствующему формированию личности ребенка. Его отношения к действительности, активизации творческого мышления, на основе которого развивается понимание истинно прекрасного, потребности приобщения к ценностям народной истории, и истории родного края, к традициям и обычаям своего народа, к песенному наследию наших предков.



Используемая литература

1. kulina.ru
2. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. - 2-е изд. - м.: Флинта: Наука, 2001. -216 с.
3. Снегирев И. Русские простонародные праздники праздники и суеверные обряды. - М., 1838. - Вып. 1-4.
4. Соколова В. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. - М., 1957
5. Харлицкий М., Хромов С Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды: Книга для чтения. - М., 1996



© 2010-2022