Экскурсия 6 – В класса «Памятные места Гарнизона»

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Экскурсия 6 – В класса « Памятные места Гарнизона»Экскурсия 6 – В класса « Памятные места Гарнизона»Экскурсия 6 – В класса « Памятные места Гарнизона»Экскурсия 6 – В класса « Памятные места Гарнизона»Экскурсия 6 – В класса « Памятные места Гарнизона»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гвардейская школа-гимназия № 2»

Симферопольского района Республики Крым

ул.Острякова, 1, пгт. Гвардейское, Симферопольский район, 297513

тел/факс 0(652) 32-38-59, e-mail: [email protected]


Экскурсия 6 - В класса « Памятные места Гарнизона»


Экскурсия 6 – В класса « Памятные места Гарнизона»




















Урок составила учитель истории и обществознанию Фомишина Наталья Николаевна

18.11.15

п. Гвардейское 2015




Эта память верьте, люди,

Всей земле нужна,

Если мы войну забудем,

Вновь прейдет война

Ю. Воронов

Целью данной работы является изучение достопримечательных мест авиагородка Гвардейское, возможностей их экскурсионного использования для школьников и местного населения.

Выбор темы экскурсии «Герои Черноморского неба» не случаен:

-во-первых, 9 мая 2015 года исполнилось 70 лет со дня Великой Победы, освобождения нашей страны от немецко-фашистских захватчиков. Но сколько бы ни минуло десятилетий, нельзя забыть о превращенных в пепел городах и селах, о невосполнимой утрате - миллионах человеческих жизней, сгоревших в пожаре Великой Отечественной войны;

-во-вторых, 25 октября этого года исполняется 95 лет со дня рождения уроженца Крыма, великого летчика-аса, принявшего активное участие в боях за освобождение Крыма от немецко-фашистских захватчиков, дважды Героя Советского Союза Амет - Хана Султана;

-в-третьих, мне посчастливилось жить в замечательном месте - авиагарнизоне Гвардейском, который не являлся безмолвным и безучастным свидетелем Великой Отечественной войны, всех Больших Перемен, происходящих с течением времени, а стал активным деятелем исторического прошлого.

Актуальным в этом году было и будет проведение в нашей школе различных мероприятий, которые дадут возможность многостороннего обсуждения с ребятами событий и последствий Великой Отечественной войны. Одной из форм работы по этому направлению стали экскурсии. Мною разработана пешеходная экскурсия «Герои Черноморского неба», которая на конкретных объектах познакомила ребят с историей гарнизона Гвардейское, что способствует воспитанию у экскурсантов уважения к достопримечательным местам данного региона Крыма. Без памяти о прошлом ни у одного народа не может быть будущего. В ходе разработки текста экскурсии были использованы материалы школьного музея «Крылатый гарнизон» и архива Музея Авиации ВВС Черноморского флота, а также литературные источники и статьи.

Материал этой экскурсии поможет моим сверстникам и учителям использовать дополнительную информацию на уроках истории и в краеведческой работе.

Раздел 1

Индивидуальный текст пешеходной экскурсии «Герои Черноморского неба».

В ходе экскурсии предлагается такой маршрут: Памятник- бюст Героя Советского Союза Н. А. Острякова - Аллея Героев - Памятник летчику - космонавту Беляеву П. И.- Стела « Никто не забыт, ничто не забыто», где минутой молчания группа почтит память всех тех людей, которые защищали нашу страну в годы Великой Отечественной войны и завершится наше путешествие у памятника «1953». Продолжительность экскурсии 1 академический час.

Гарнизон Гвардейское расположен практически в центре Крымского полуострова, в долине реки Салгир, в 18 километрах к северу от г. Симферополя, рядом с пгт. Гвардейское. Местные жители часто называют поселок Гвардейкое - Сарбузом. Это старое название в топонимических словарях трактуется как «ворота ветров», лишь в 1945 году село было переименовано в Гвардейское, железнодорожная станция Сарабуз - в станцию Остряково.

Остановка №1. Памятник - бюст Героя Советского Союза Острякова Н.А.

Мы находимся на аллее Героев. На фоне 3-хэтажного здания желтого цвета мы видим скромный памятник . На сером пьедестале бюст Героя Советского Союза, командующего Военно-Воздушными Силами Черноморского Флота, генерал-майора авиации Николая Алексеевича Острякова. Среди военных его называли «летчиком от бога», «крылатым генералом».[4]

Рано потеряв отца, семья Остряковых жила в большой нужде, средств не хватало даже на самое необходимое, подчас Николаю приходилось отдавать сестре свои ботинки для того, чтобы она могла сходить в школу на занятия. Чтобы хоть как-то поправить материальное положение, пятнадцатилетний парнишка добровольно уехал строить Туркестано-Сибирскую железную дорогу. Через два года возвращается в Москву. Работает слесарем, шофером в одном из столичных автопарков. Но все это время не перестает думать о небе. Однажды Николай сказал: «Крылья нужны мне, мама, хочу стать летчиком» [4].

Мечты начинают сбываться, когда Остряков серьезно увлекается парашютным спортом. Можно сказать, что он стал идейным вдохновителем этого вида спорта, совершил более четырехсот прыжков с парашютом и за высокое мастерство в этом деле получил свою первую награду, орден Красной Звезды в 25 лет.

Опытным закаленным летчиком Остряков становится, пройдя суровую школу гражданской войны испанского народа 1936-1939 гг. Высшим учебным заведением для него стала Великая Отечественная война.[3]

Но ведь до этого в жизни Николая Алексеевича был еще один эпизод, тот самый, который оправдывает место нахождения этого бюста именно здесь, в нашем гарнизоне, на этом месте. Если мы прочтем надпись на мемориальной доске (отсюда ее хорошо видно), то узнаем, что в 1938-1939 гг. в этом здании (д. №3) проживал будущий Герой Советского Союза Николай Алексеевич Остряков. К сожалению, на сегодняшний день сохранилось очень мало свидетельств напоминающих об этом событии: бюст, который вы видите перед собой, мемориальная доска и несколько экспонатов в музее Авиации Черноморского Флота, который находится в Доме Офицеров, в гарнизоне. Кстати, вы можете посетить этот музей, если, конечно, заинтересует вас эта тема.

С полной уверенностью можно сказать, что пребывание здесь Николая Алексеевича Острякова в качестве командира бригады бомбардировщиков не прошло бесследно для авиаторов тех дней. За год работы по всем показателям бригада заняла ведущее место среди других частей ударной авиации ВМС. Причем достигнуто это было при самом примитивном оборудовании. Немало подивились бы летчики 2015 года, увидев на аэродроме Сарабуз ночной старт в августе 1938 года. Две рейки, по три лампочки на каждой представляют собой посадочное «Т». Рядом ящик с ракетами и аккумулятор - все стартовое оборудование. Линию взлета обозначают полдюжины жестяных банок с зажженным в них маслом. Посадочная площадка освещается корабельным прожектором, установленным на кузове автомобиля, никаких других огней не полагалось.[1]

Да, собственно говоря, и сам гарнизон тогда имел совсем другой вид: не было «Шанхая» (финских домиков), здесь, в этой части гарнизона, было только четыре многоэтажных дома (нынешние № 1,2, 3, 4), т.е. они являются довоенными постройками. Магазин, который мы с вами посещаем по несколько раз в день, тоже относится к довоенному времени. Причем тогда это было многоэтажное здание, которое в годы войны очень сильно пострадало, сохранился, только первый этаж, который был позже реконструирован, и сейчас, по сути дела, мы с вами покупаем продукты в жилом доме. Но это сейчас, а тогда, получив повышение в воинском звании и новое назначение, Остряков уехал на Дальний Восток. Уехал для того, чтобы в самом начале Великой Отечественной войны в качестве командующего авиацией Черноморского Флота вновь вернуться защищать небо Крыма от врагов. Причем к тому времени Остряков уже был (да и остается самым молодым генералом в истории авиации Черноморского Флота, в военной истории Советского Союза, тогда ему было 29 лет). Но на «войне, как на войне» 24 апреля 1942 года из-за трагической случайности на земле, а не в небе, перестало биться большое и благородное сердце московского рабочего, героя Испании и Черного моря, патриота своей страны - Николая Алексеевича Острякова. Ровно через два месяца за умелое руководство авиацией Черноморского Флота и проявленное мужество и отвагу Острякову Н.А. присвоено звание Героя Советского Союзе посмертно.[5] Тему Великой Отечественной войны мы продолжим на аллее Героев, перед памятником - стелой «Никто не забыт, ничто не забыто».

Остановка № 2. Памятник летчику - космонавту Беляеву П.И.

Мы находимся перед памятником Герою Советского Союза летчику - космонавту Беляеву П.И.[рис.1.2] На невысоком постаменте находится военный самолет - истребитель МИГ - 15, в основании памятника скромная мемориальная доска с надписью «Летчику - космонавту, Герою Советского Союза, полковнику Беляеву П.И. от авиаторов - черноморцев».

В 1959 году до зачисления в отряд космонавтов Беляев П.И. служил командиром эскадрильи в ВВС Черноморского Флота.

В 1965 году Беляев П.И. совершил космический полет в качестве командира корабля « Восход -2».[приложение рис.1] При посадке корабля « Восход - 2», из-за отключений в работе системы ориентации корабля на Солнце, П.И. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. Эти операции были выполнены впервые в мире. Полет продолжался 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд. [11]

В последующие годы проходил подготовку к полетам на кораблях типа "Союз". Герой Советского Союза. Награжден орденом Ленина, орденом Красной Звезды и медалями. Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгария, Герой Труда Социалистической Республики Вьетнам, Герой Монгольской Народной Республики. Награжден многими иностранными орденами и медалями. Награжден золотой медалью имени К.Э. Циолковского АН СССР. Был избран почетным гражданином городов Калуга, Пермь, Вологда (Россия).

Именем Беляева назван кратер на Луне и малая планета (2030 Belyaev).

Остановка № 3. Памятник-стела «Никто не забыт - ничто не забыто».

Мы с вами находимся на аллее Героев. Слева от нас бюсты Героев Советского Союза, а справа города- герои, среди которых и наши крымские города - Керчь и Севастополь. Аллея Героев была создана по инициативе военных летчиков гарнизона к Дню Победы в 1985 году. Перед нами памятник - стела «Никто не забыт, ничто не забыто».[рис.1.3]

Вернемся с вами в далекий 1938 год, который волей-неволей стал символичным для нашего военного городка. Именно в 1938 году 11 мая на аэродроме города Васильков, что под Киевом был сформирован тот самый полк, который сегодня базируется на территории гарнизона.[10] Славная история его началась еще задолго до времени основания. Вы спросите: «Как это?» Дело в том, что в его состав вошла так называемая 109 авиационная эскадрилья, известная еще со времен Гражданской войны.

Начало Великой Отечественной войны 43-й истребительный авиационный полк, а теперь он 43-й Севастопольский Краснознаменный ордена Кутузова, застало в нескольких километрах от столицы Украины Киева, небо которого он прикрывал от немецких стервятников. Дальше Харьков, Воронеж, Сталинград, личный состав полка громил врага на Кубани, освобождал Донбасс.

С 20 марта по 12 мая 1944 года летчики-истребители полка участвовали в освобождении Крыма, совершая до 5-6 вылетов в день. В ходе боевых операций 26 марта были сбиты и погибли командир звена Николай Андрющенко и штурман 43-го полка майор Николай Волчков. На следующий день все экипажи 43-го поднимались в воздух на самолетах, имея на своих бортах слова «За Николаев». Тогда они сбили семь фашистских машин, а со своей стороны не потеряли ни одной. И это только один яркий пример мужества, храбрости, солдатской дружбы и преданности. А ведь были и другие. Не менее красноречивы такие факты: 13 летчиков полка совершили 15 воздушных таранов, 2 повторили подвиг Матросова, 3 - Алексея Маресьева, не раз был повторен подвиг Николая Гастелло. И, наверное, не зря 16 воспитанников полка стали Героями Советского Союза. [5,7]

Боевой номер нашего полка и почетное название Севастопольский выбиты на гранитной стеле, установленной на Сапун-горе в честь воинов - освободителей города Севастополя. А почетное право в своем названии иметь приставку ордена Кутузова, он заработал образцовыми выполнениями заданий командования по разгрому Берлинской группировки немецких войск и овладению городом Берлином. 85 авиаторов полка отдали свои жизни в борьбе с фашизмом. И каждый раз, приходя на аллею Героев, мы вспоминаем тех, кто остался там, на полях сражений, тех, кто погиб за счастливое будущее всей земной цивилизации (минута молчания).

Здесь каждый ров и каждый камень,

Осколок, взятый у стены,

Когда-то был согрет телами,

Познавших первый день войны,

Познавших, но не растерявших

Ни сил, ни гордости своей,

Солдатской чести не продавших,

Простых, несломленных людей.
Здесь взрыв, струной напрягший нервы,

И друга стекленевший глаз-

Для них все было в самый первый

И вот уже последний раз…

И штык предсмертно содрагаясь,

Водимый стынущей рукой,

В последний час, уже срываясь,

Царапал: » Родина, я твой.

Я твой. Живым я не отдамся,

Я твой до смертной хрипоты.

Я, как умел, как мог, сражался,

Так не забудь меня и ты…»

Минули годы…

Горда тобой - безвестным другом-

Освобожденная земля…

В. Ильиных

Остановка №4. Памятник «1953».

Мы находимся у памятника «1953». Перед нами на высоком постаменте крылатая ракета К-2 и надпись 1953. Многие думают, что памятник отображает дату основания полка, базирующегося на территории гарнизона, но это ошибочно. А что же тогда? Именно отсюда, из гарнизона Гвардейского, проводились первые в Советском Союзе полеты на пуски крылатых ракет. «Учил летать» эти ракеты сам легендарный Амет - Хан Султан, именем которого как вы знаете, была названа площадь около Центрального рынка в городе Симферополе. Этот удивительный человек родился в крымско-татарской семье в Алупке 25 октября 1920 г. Отчий дом Амет-хана был построен на крутом склоне горы и напоминал птичье гнездо. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину Ай-Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсезонье, когда "работы" не было, пытался ловить... орлов. Но жизнь брала свое: бурно развивалась промышленность, машины завоевывали сердца ровесников. Не остался в стороне и Султан: закончив 7 классов, подался в железнодорожное ФЗУ. Работал слесарем, подручным котельного мастера в депо.

В августе 1942 г. 4-й Истребительский Авиационный Полк, в составе которого сражался Амет-Хан, приступил к боевой работе на Сталинградском фронте. Быстро освоив новый для себя Як-7Б и одержав в августе-сентябре несколько побед, Амет-Хан снискал славу сильного, не знающего страха воздушного бойца.

Он провел 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 33 и в группе 19 самолетов противника.

После войны направленный в академию по настоянию командования, Амет-хан не мог заставить себя учиться, несколько раз убегал оттуда, возвращался в полк. Вынужден был уйти в январе 1946 года из армии, демобилизовался в звании подполковника

В 25лет Амет - Хан Султан стал одним из двух крымчан, получивших звание Героя Советского Союза дважды (вторым был Папанин Иван Дмитриевич). После войны, еще 25 лет он летал испытателем. За время летной работы Амет - Хан Султан освоил около 100 типов летательных аппаратов, его налет составил более 4000 часов. Летчик от бога также участвовал в осуществлении космической программы, проводил подготовку в космос первых летчиков - космонавтов Г.Титова, В. Быковского. [2,5]

В рамках подготовки к празднованию 90-й годовщины со дня рождения дважды Героя Советского Союза Амет -Хана Султана, инициативная группа авиаторов обратилась в Верховную Раду АРК с вопросом о присвоении Международному аэропорту «Симферополь» имени летчика Амет - Хана Султана.

Он был в числе первых летчиков, которые превысили скорость звука на боевых самолетах нового поколения, отрабатывал и первую отечественную дозаправку топливом в воздухе. Был человеком, который усвоил для себя одну простую истину: « В жизни все дается трудом, волей и вдохновением» [2].

Эти слова взяли на вооружение жители послевоенного гарнизона, которым пришлось восстанавливать все то, что было разрушено во время оккупации городка фашистами.

Рассказывая об истории полка нельзя не сказать о том, что одним из его воспитанников был космонавт Добровольский Георгий Тимофеевич - командир первой советской орбитальной станции. Со своими товарищами - космонавтами Волковым В.И. и Пацаевым В.И., Добровольский погиб в 1971 году при возвращении станции на Землю, в результате внезапной разгерметизации спускаемого аппарата. Приземлился он в заданном районе. Все материалы научной работы экипажа - бортовые журналы, результаты экспериментов, кассеты с фотоснимками были доставлены в полной сохранности. [11]

. Родился 1 июня 1928 года в Одессе в семье рабочих. В годы Великой Отечественной войны находился в городе, которая была оккупирована немецко-фашистскими войсками. Пятнадцатилетним подростком в одиночку решил бороться с оккупантами. Достал оружие, но использовать его не успел, так как в начале 1944 года был схвачен полицией. За хранение револьвера "в пригодном для действия состоянии" военно-полевым судом 22 февраля 1944 года был приговорен к 25 годам каторжных работ. По подложным документам 19 марта 1944 года бежал из тюрьмы. После освобождения Одессы сдал экзамены за 7 и 8 классы и поступил в школу №58 в 9 класс. Вскоре Одесса была освобождена Советской Армией, и Георгий поступил в Одесскую специальную школу ВВС. В 1946 году закончил спецшколу и поступил в Чугуевское военное училище летчиков, которое успешно закончил в 1950 году

1957-1961 слушатель Военно-воздушная академия (ныне им. Ю.А. Гагарина) заочный факультет по специальности «Командно-штабная Военно-Воздушных Сил». С 7 мая 1960 - командир звена с 25 ноября 1960 - заместитель командира эскадрильи, штурман. Небо было для Георгия Тимофеевича родным домом. Недаром в служебной характеристике появилась редкая для казенного лексикона фраза: "Летает с упоением».10 января 1963 приказом Главкома ВВС зачислен на должность космонавта 1 отряд.

С 7 января 1971 космонавт 1 отдела 1 управления 4 июня 1971 - решением Государственной комиссии первый экипаж отстранен от полета из-за обнаруженного у В. Кубанского затемнения в легких и в полет назначен экипаж Г. Добровольского. Прошел полный курс подготовки к космическим полетам на кораблях типа Союз. Проходил подготовку по советской "лунной" программе. 7 июня 1971 г. Г.Т. Добровольский причалил космический корабль "Союз-11" к мчавшейся в просторах вселенной научной станции "Салют". Произведя стыковку аппаратов, три космонавта в 10 часов 45 минут утра по переходу вошли в помещение научной станции. Это был исторический момент. Впервые транспортный корабль доставил экипаж на борт научной станции - спутника Земли. Начался новый этап штурма Вселенной - этап обитаемых долговременных станций, космических "баз", с создания которых К.Э. Циолковский предполагал начать завоевание околосолнечного пространства. Добровольский и его товарищи стали первыми людьми, поселившимися в "космическом доме".

Продолжительность полета : 23 суток 18 часов 21 минута 43 секунды. Беспримерная вахта экипажа Добровольского, побившего все рекорды пребывания в космосе того времени. 24 дня весь мир с огромным вниманием следил за полетом уникальной небесной лаборатории и ее сотрудников - первых жителей околоземного пространства.

В Гвардейской школе - гимназии ребятами был до 2015 г. создан музей « Крылатый гарнизон», в котором собраны материалы жизненного пути Добровольского Г. Т. Имя Добровольского было навечно зачислено в списки личного состава 43-го авиаполка, части, которая за долгую историю своего существования трижды находилась на грани расформирования: 1-й раз во время войны в декабре 1942 года, когда поредевшая после ожесточенных боев при обороне Сталинграда, она все же была отправлена на переформирование в Новосибирск, второй и третий - по воле политиков - 1990 и 1995 гг. Но часть выжила и тогда.[9] Может быть, причиной этому город Васильков? Существует предание, что Владимир Великий - человек, который пролил свет христианства на Киевскую Русь, был крещен не в Херсонесе, на территории современного Севастополя, а в Василькове. Как вы думаете, может именно этот город помогает полку, этой воинской части? Или это лишь совпадение, что на таком маленьком клочке земли сплелись воедино судьбы таких замечательных людей как Остряков Н.А., самого молодого генерала в истории нашей страны, Амет - Хан Султана, летчика - испытателя, одного из двух крымчан, дважды Героя Советского Союза, Добровольского Г.Т., командира первой советской орбитальной станции. Или это был только счастливый случай, который помог гарнизону пережить немецкую оккупацию, воскреснуть и в 1990 году принять в свои объятия 43 Севастопольский авиационный полк, личный состав которого продолжает летать и нести традиции «Героев Черноморского Неба».

Заключение.


Материал данной работы может использоваться в школе, как помощь педагогам и учащимся в получении дополнительной информации об истории своего края, для углубления знаний по краеведению, а героические примеры отечественной истории могут служить прочной основой патриотического воспитания школьников.

После празднования70 лет. Великой Победы весной 2015 года было проведено десять экскурсий для учащихся Гвардейской школы- гимназии.







Схема маршрута экскурсии «Герои Черноморского неба»


4

3

5

1

2


Условные обозначения:


  1. Памятник - бюст Острякова Н.А.

  2. Памятник летчику-космонавту Беляеву П.И.

  3. Аллея героев.

  4. Памятник -стела «Никто не забыт - ничто не забыто».

  5. Памятник «1953».



Справочная информация (режим работы экскурсионных объектов):

Режим работы экскурсионных объектов:

Памятник - бюст Острякова Н.А.- Аллея Героев - Памятник Беляеву П.И.- Памятник- стела « Никто не забыт - ничто не забыто»- Памятник «1953» - свободный.

Экскурсионные объекты доступны для осмотра в светлое время суток и в течение всего года. Подход к объектам по асфальтированным дорожкам.

Справочные данные об экскурсионном маршруте:


  1. Тематика: пешеходная экскурсия «Герои Черноморского неба» (историко-краевеческая).

  2. Перечень экскурсионных объектов:

Памятник - бюст Острякова Н.А.- Аллея Героев - Памятник Беляеву П.И. - Памятник - стела «Никто не забыт - ничто не забыто» - Памятник « 1953» (все объекты по улице Острякова).

  1. Возраст экскурсантов: 1 -11 классы.

  2. Сезонность - круглый год.

  3. Способ передвижения - пешком.

  4. Расстояние - 1150 метров.

Список используемой литературы:


  1. Боброва С.Н. Они защищали Крым. // Крымская правда. - 1994.- 11 мая - с.3.

  2. Бутаев Б.А. Амет - Хан Султан. - М., Политиздат, 1990. - 237с.

  3. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. - М., Воениздат.-1988.- с.863.

  4. Губонов Н.А. Крылатый генерал. - Симферополь, Крым.- 1971.- 142с.

  5. Звезды немеркнущей славы: Очерки о крымчанах - Героях Советского Союза. Симферополь, Таврия. - 1984.- 304с.

  6. Коробова Е.Н. На пороге ХХI столетия. // Крымское время. -2000. - 1 авг.- 2с.

  7. Крылья Родины. Сборник - М., ДОСААФ.- 1983.- 287с.

  8. Крым в Великой Отечественной войне 1941-1944. - Симферополь, Таврия.- 1994.- 208с.

  9. Поздняков А.Б. Они уходят в небо. // Флаг Родины. -1994. -14 июня. - с.1.

  10. Крым в Великой Отечественной войне 1941 -1944. - Симферополь, Таврия.- 1994.- с. 208.

  11. Поздняков А.Б. Они уходят в небо. // Флаг Родины.- 1994. -14 июня.- с.1.

  12. Сорокин Г.В. Славный 43-й. // Флаг Родины.- 1994.- 25 апр.- с.3.

  13. Шаталов В.А., Ребров М.Ф. Космонавты ССР.- М., Просвещение. -1980.- 206


12


© 2010-2022