Рабочая программа по истории 8 класс (ФГОС)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 34»


РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО учителей

заместитель директора по УВР

директор МАОУ «Гимназия № 34»

предметов общественных наук

_____________В.С. Уколова

___________ Л.П. Токмакова

протокол № 1

«___»____________ 2016 г.

приказ от ________2016 г. № ______

от 30.08. 2016 г.

Руководитель МО

_____________ С.В. Корчагина


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории

для 8-го класса

на 2016-2017 учебный год

Уровень обучения: базовый

Составитель: Матвеев А.В., учитель истории и обществознания









Ульяновск

2016



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………...3

Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………5

Содержание программы…………………………………………………………..7

Учебно-тематический план……………………………………………………..14

Календарно-тематическое планирование………………………………………17














Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 класса общеобразовательного учреждения - гимназии, изучающих предмет на базовом уровне.

Нормативная база

1. Примерная программа по истории (Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2012. -71 с.- (Стандарты второго поколения).

2. А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Вигасина, О.С.Сороко-Цюпы. 5-9 кл: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [А.А.Вигасин, Г.И.Годер, Н.И.Шевченко и др.]. - М.: Просвещение, 2016.-160 с.

3. Данилов А.А. История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, А.Ю.Морозов. - М.: Просвещение, 2014. - 128с.

4. Образовательные программы начального общего образования и основного общего образования МАОУ «Гимназия №34».

5. Локальный акт «Положение о рабочей программе предмета, курса».

6. Решение предметного методического объединения по утверждению структуры календарно-тематического плана (протокол № 1 от 30.08.2016 г).

Учебно-методический комплекс

Учебники:

1.Данилов А.А. История России. Конец XVI- XVII век. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. - М.: Просвещение, 2013. - 272 с. : ил., карт.

2.Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова. - М.: Просвещение, 2013. - 319 с., [16] л.: ил., карт.

Методические пособия:

1.История России. Конец XVI-XVIII век. 7 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2012

2. Юдовская А. Я. Поурочные разработки по Новой истории, 1500-1800: пособие для 7 кл. / А. Я. Юдовская, JI. М. Ванюшкина. - М.: Просвещение, 2014

Рабочая тетрадь: Данилов А.А. История России. Конец XVI- XVII век. 7 класс. Рабочая тетрадь для 7 кл. М.: Просвещение, 2015.

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 70 часов в год.

Основная содержательная линия программы в 7 классе реализуется в рамках двух курсов - всеобщая история (история Нового времени) и история России. Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учётом психолого-возрастных особенностей учащихся и в соответствии с учебным планом гимназии в 7 классе программа устанавливает следующее распределение учебного времени: 44 часа - «История России», 26 часов - «История Нового времени». Предполагается последовательное изучение двух курсов.

Образовательная область

История входит в образовательную область «Обществознание».

Главные цели обучения

Изучение истории в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности;

  • формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в раннее Новое время, объединение различных фактов и понятий истории в целостную картину развития России и человечества в целом;

  • содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации;

  • познание окружающего мира, самопознание и самореализация.

Задачи изучения предмета Истории:

  • осветить экономическое, политическое, социальное и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия;

  • охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в политике, экономике и культуре;

  • показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (нормы социального контроля, формы правления, формы политического режима);

  • способность формированию зрелого исторического мышления: умение анализировать общественные процессы;

  • воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины. К правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • Формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, культурными, религиозными, этнонациональными традициями.

Требования к уровню подготовки учащихся



Выпускник научится:

• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:

• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.


Личностные результаты обучения

к важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 8 класса включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание программы (70 ч)

История Нового времени: 1800 - 1900 гг (26 ч)


Введение. От индустриального общества к обществу индустриальному

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (5 ч).

От традиционного общества к обществу индустриальному. Модернизация - процесс разрушения традиционного общества. Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция, быстрая техническая модернизация. Завершение промышленного переворота. Индустриальная революция: достижения и проблемы.Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Капитализм свободной конкуренции. Экономические кризисы перепроизводства. Неравномерность развития капитализма. Усиление процесса концентрации производства и капиталов. Возрастание роли банков. Формы слияния предприятий. Корпорации и монополии. Монополистический капитализм, или империализм, его черты.

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности.Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Женское движение за уравнение в правах.

Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.

Наука: создание научной картины мира. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. Наука на службе у человека.

Художественная культура XIX столетия. Основные художественные течения. Романтизм и критический реализм в литературе (Джордж Байрон, Виктор Гюго, Генрих Гейне, Чарлз Диккенс, Оноре де Бальзак). Натурализм. Эмиль Золя. Джозеф Редьярд Киплинг. Воплощение эпохи в литературе.Изобразительное искусство. «Огненные кисти романтиков»: Эжен Делакруа. Реализм в живописи: Оноре Домье. Импрессионизм: Клод Моне, КамильПиссарро, Огюст Ренуар. Скульптура: Огюст Роден. Постимпрессионизм: Поль Сезанн, Поль Гоген*, Винсент Ван Гог*. Музыка: Фридерик Шопен, Джузеппе Верди, Жорж Бизе, Клод Дебюсси. Архитектура. Рождение кино.

Оформление консервативных, либеральных и радикальных политических течений в обществе. Либерализм и консерватизм. Социалистические учения первой половины XIX в. Утопический социализм о путях переустройства общества. Революционный социализм - марксизм. Карл Маркс и Фридрих Энгельс об устройстве и развитии общества. Рождение ревизионизма. Эдуард Бернштейн. Первый интернационал.

Глава 2. СТРОИТЕЛЬСТВО НОВОЙ ЕВРОПЫ (8 ч)

Франция в период консульства и империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя политика консульства и империи. Французский гражданский кодекс. Завоевательные войны консульства и империи. Жизнь французского общества в период империи. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Венский конгресс. Священный союз и европейский порядок. Решение Венского конгресса как основа новой системы международных отношений.

Англия в первой половине XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1832 г. Установление законченного парламентского режима. Чартистское движение. Англия - «мастерская мира». От чартизма к «почтительности». Внешняя политика Англии.

Франция: экономическая жизнь и политическое устройство после реставрации Бурбонов. Революции 1830 г. Кризис Июльской монархии. Выступления лионских ткачей. Революция 1848 г.

Борьба за объединение Германии. Вильгельм I и Отто фон Бисмарк. Соперничество Пруссии с Австрией за лидерство среди немецких государств. Война с Австрией и победа при Садове. Образование Северогерманского союза.

Борьба за независимость и национальное объединение Италии. КамиллоКавур. Революционная деятельность Джузеппе Гарибальди. Джузеппе Мадзини. Национальное объединение Италии.

Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции. Завершение объединения Германии и провозглашение Германской империи.Парижская коммуна. Попытка реформ. Поражение коммуны.

Глава 3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.

Германская империя. Политическое устройство. Причины гегемонии Пруссии в составе империи. Быстрое экономическое развитие. Юнкерство и крестьянство. Борьба Бисмарка с внутренней оппозицией. «Исключительный закон против социалистов». Политика «нового курса» - социальные реформы. Вильгельм II - «человек больших неожиданностей». От «нового курса» к «мировой политике». Борьба за «место под солнцем». Подготовка к войне.

Создание Британской империи. Английский парламент. Черты гражданского общества. Бенджамин Дизраэли и вторая избирательная реформа 1867 г. Пора реформ. Особенности экономического развития Великобритании. Ирландский вопрос. Рождение лейбористской партии. Джеймс Рамсей Макдональд. Реформы во имя классового мира. Дэвид Ллойд Джордж.Внешняя политика. Колониальные захваты.

Третья республика во Франции. Особенности экономического развития. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. Усиленный вывоз капитала. Особенности политического развития. Демократические реформы. Франция - первое светское государство среди европейских государств. Коррупция государственного аппарата. «Дело Дрейфуса». Движения протеста. Создание колониальной империи. Реваншизм и подготовка к войне.

Италия: время реформ и колониальных захватов. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция - плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра либерализма. Переход к реформам. Джованни Джолитти. Внешняя политика. Колониальные войны.

Австро-Венгрия. «Лоскутная империя». Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии. Национальный вопрос. Начало промышленной революции. Внешняя политика.

Глава 4. ДВЕ АМЕРИКИ (5 ч)

США в XIX в. Увеличение территории США. «Земельная лихорадка». Особенности промышленного переворота и экономическое развитие в первой половине XIX в. Сайрус Маккормик. Идеал американского общества - фермер, «человек, у которого нет хозяина». Плантационное хозяйство на Юге. Положение негров-рабов. Движения протеста. Аболиционизм. Восстание Джона Брауна.Нарастание конфликта между Севером и Югом. Авраам Линкольн - президент, сохранивший целостность государства. Мятеж Юга. Гражданская война. Отмена рабства. Закон о гомстедах. Победа северян.

США в период монополистического капитализма. Экономическое развитие после гражданской войны. «Фермер чувствует себя покинутым». Господство трестов. Президентская республика. Структура американского общества. Нерешенные социальные проблемы. Американская федерация труда. «Прогрессивная эра». Теодор Рузвельт и политика реформ. «Доктрина Монро». Агрессивная внешняя политика США.

Латинская Америка. Основные колониальные владения. Национально-освободительная борьба народов Латинской Америки. Симон Боливар. Образование и развитие независимых государств. «Век каудильо». Экономическое развитие. «Латиноамериканский плавильный котел».

Глава 5. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В XIX в.:
НОВЫЙ ЭТАП КОЛОНИАЛИЗМА ( 5 ч)

Япония. Кризис традиционализма. Насильственное «открытие» Японии европейскими державами. Революция Мэйдзи. Эпоха модернизации. Первые реформы. Новые черты экономического развития. Политическое устройство. Изменения в образе жизни общества. Поворот к национализму. Колониальная политика.

Китай. Насильственное «открытие» Китая. Движение тайпинов - попытка воплотить утопию в жизнь. Раздел Китая на сферы влияния. Курс на модернизацию страны не состоялся. Восстание 1899-1900 гг. Превращение Китая в полуколонию индустриальных держав.

Индия. Особенности колониального режима в Индии. Насильственное разрушение традиционного общества. Восстание 1857-1859 гг. Аграрное перенаселение страны, голод и эпидемии. Индийский национальный конгресс: «умеренные» и «крайние». БалгангадхарТилак.

Африка. Традиционное общество на Африканском континенте. Занятия населения. Культы и религии. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия. Борьба Эфиопии за независимость. Особенность колонизации Южной Африки. Создание ЮАС. Европейская колонизация Африки. Восстания гереро и готтентотов.

Глава 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в. (2 ч)

Международные отношения: дипломатия или войны? Отсутствие системы европейского равновесия в XIX в. Начало распада Османской империи.

Политическая карта мира к началу XX в. Нарастание противоречий между великими державами и основные узлы противоречий. Тройственный союз. Франко-русский союз. Англо-германское соперничество. Антанта. Первые империалистические войны. Балканские войны. Образование Болгарского государства. Независимость Сербии, Черногории и Румынии. Балканские войны - пролог Первой мировой войны.

Пацифистское движение. Второй интернационал против войн и политики гонки вооружений. Итоговое повторение «История Нового времени. 1800 - 1900 гг.

ИСТОРИЯ РОССИИ В XIX в. (44 ч)

Введение. Россия в XIX веке. (1ч)

Глава 1. Россия в первой половине XIX в. (20 ч)

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй.

Внутренняя политика в 1801 - 1806 гг. Переворот 11 марта 1801г. И первые преобразования Александра I. Проект Ф.Лагарпа. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Реформа народного просвещения. Аграрная реформа в Прибалтике. Реформы М.М.Сперанского. «Введение к уложению государственных законов». Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М.М.Сперанского: причины и последствия.

Внешняя политика в 1801 - 1812гг. Международное положение России в начале века. Основные цели и направления внешней политики. Россия в антифранцузских коалициях. Войны России с Турцией и Ираном. Расширение российского присутствия на Кавказе. Вхождение Абхазии в состав России. Тильзитский мир 1807г. И его последствия. Присоединение к России Финляндии. Разрыв русско-французского союза.

Отечественная война 1812г. Начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. М.И.Кутузов Бородинское сражение и его значение. Тарутинский маневр. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков.

Социально-экономическое развитие. Экономический кризис 1812 - 1815 гг. Аграрный проект А.А.Аракчеева. Проект крестьянской реформы Д.А.Гурьева. Развитие промышленности и торговли.

Общественные движения. Предпосылки возникновения и идейные основы общественных движений. Тайные масонские организации. Союз спасения. Союз благоденствия. Южное и Северное общества. Программные проекты П.И.Пестеля и Н.М.Муравьева. Власть и общественные движения.

Династический кризис 1825г. Восстание декабристов. Смерть Александра Iи возникновение династического кризиса. Восстание 14 декабря 1825г. и его значение. Выступление Черниговского полка на Украине. Историческое значение и последствия восстания декабристов.

Внутренняя политика Николая I. Укрепление роли государственного аппарата. Укрепление социальной базы царизма. Попытки решения крестьянского вопроса. Ужесточение контроля над обществом. Централизация, бюрократизация государственного управления. Свод законов Российской империи. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями.

Социально-экономическое развитие. Противоречия хозяйственного развития. Кризис феодально-крепостнической системы. Начало промышленного переворота. Первые железные дороги. Новые явления в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева. Рост городов.

Внешняя политика в 1826 - 1849гг. Россия и революционное движение в Европе. Русско-иранская война 1826 - 1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Россия и Центральная Азия. Восточный вопрос во внешней политике России.

Народы России. Национальная политика самодержавия. Польский вопрос. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля.

Общественное движение 1830 - 1850 гг. Особенности общественного движения 1830 - 1850 гг. Консервативное движение. Теория официальной народности С.С.Уварова. Либеральное движение. Западники. Славянофилы. Революционное движение. Петрашевцы. Теория общинного социализма.

Крымская война 1853 - 1856гг. Обострение восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Основные этапы войны. Оборона Севастополя. П.С.Нахимов. В.А.Корнилов. Кавказский фронт. Парижский мир 1856г. Итоги войны.

Развитие образования в первой половине XIX в., его сословный характер.

Научные открытия. Открытия в биологии. Н.И.Пирогов и развитие военно-полевой хирургии. Пулковская обсерватория. Математические открытия. Вклад в развитие физики Б.С.Якоби и Э.Х.Ленца. Развитие органической химии.

Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И.Ф.Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского, Ф.Ф.Белинсгаузена и М.П.Лазарева. Открытие Антарктиды. Далневосточные экспедиции Г.И.Невельского и Е.В.Путятина. Русское географическое общество.

Особенности и основные стили в художественной культуре (романтизм, классицизм, реализм). Литература. Театр. Музыка. Живопись. Архитектура. Русско-византийский стиль. Культура народов Российской империи. Взаимное обогащение культур.

Тема II. Россия во второй половине XIXв. (23ч)

Отмена крепостного права. Социально-экономическое развитие страны к началу 60-х гг. XIXв. Настроения в обществе. Александр II. Смягчение политического режима. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Подготовка крестьянской реформы. Основные положения Крестьянской реформы 1861г. Значение отмены крепостного права.

Либеральные реформы 1860-1870-х гг. Земская и городская реформы. Создание системы местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. Новые цензурные правила. Значение реформ. Незавершенность реформ. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве на рубеже 1870-1880-х гг. Конституция М.Т.Лорис-Меликова.

Национальный вопрос в царствование Александра II. Польское восстание 1863г. Рост национального самосознания на Украине и в Белоруссии. Расширение автономии Финляндии. Еврейский вопрос. Народы Поволжья.

Социально-экономическое развитие страны после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Начало индустриализации. Формирование буржуазии. Рост пролетариата.

Общественное движение. Особенности российского либерализма середины 1850 -1860 гг. Тверской адрес 1862г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы. М.Н.Катков. Причины роста революционного движения в пореформенный период. Н.Г.Чернышевский. Теоретики революционного народничества: М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. Народнические организации. С.Г.Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», «Земля и воля». Первые рабочие организации. «Народная воля».

Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России. А.М.Горчаков. Европейская политика России. Завершение кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски. Русско-турецкая война 1877-1878гг.

Внутренняя политика Александра III. Александр III. К.П.Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Усиление борьбы с политическим радикализмом. Политика в области просвещения и печати. Укрепление позиций дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

Экономическое развитие страны в 1880-1890 гг. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н.Х.Бунге. Экономическая политика И.А.Вышнеградского. Начало государственной деятельности С.Ю.Витте. Золотое десятилетие российской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

Положение основных слоев российского общества. Социальная структура пореформенного общества. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Крестьянская община. Усиление расслоения русского крестьянства. Казачество. Особенности российского пролетариата.

Общественное движение 1880-1890 гг. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России.

Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.

Развитие культуры во второй половине XIXв. Подъем российской демократической культуры. Просвещение во второй половине XIXв. Школьная реформа. Развитие естественных и общественных наук. Успехи физико-математических, прикладных и химических наук. Географы и путешественники. Сельскохозяйственная наука. Историческая наука. Критический реализм в литературе. Развитие российской журналистики. Революционно-демократическая литература. Русское искусство. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. «Могучая кучка» и П.И.Чайковский. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни.

Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов». Жизнь и быт городских окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. Повторение по теме: Россия во второй половине XIX века. Итоговое повторение «Россия в XIX веке.

Учебно-тематический план (70 часов)


Название разделов и тем

Количество часов

История Нового времени. 1800 - 1900 гг. (26 Ч)

Введение. (1 ч)

1

От традиционного общества к обществу индустриальному

1

Глава 1. Становление индустриального общества (5 ч)

2

Индустриальные революции: достижения и проблемы

1

3

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность

1

4

Наука: создание научной картины мира. XIX век: в зеркале художественных исканий. Литература.

1

5

Искусство в поисках новой картины мира

1

6

Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство

1

Глава 2. Строительство Новой Европы ( 8 ч)

7

Консульство и образование наполеоновской империи

1

8

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

1

9

Великобритания: сложный путь к величию и процветанию.

1

10

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису.

1

11

Франция: революция 1848г. и Вторая империя

1

12

Германия: на пути к единству.

1

13

Нужна ли нам единая и неделимая Италия?

1

14

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна

1

Глава 3. Страны Западной Европы в конце XIXв. Успехи и проблемы индустриального общества (5 ч)

15

Германская империя: борьба за «место под солнцем»

1

16

Великобритания: конец Викторианской эпохи.

1

17

Франция: Третья республика

1

18

Италия: время реформ и колониальных захватов.

1

19

От Австрийской империи к Австро-Венгрии.

1

Глава 4. Две Америки (2 ч)

20

США в XIXвеке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую войну

1+

21

Латинская Америка в XIX - начале ХХв.

1

Глава 4. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (3 ч)

22

Япония на пути модернизации.Китай: традиции против модернизации

1+

23

Индия: насильственное разрушение традиционного общества.

1

24

Африка: континент в эпоху перемен.

1

Глава 6. Международные отношения и обострение противоречий (2 ч)

25

Международные отношения: дипломатия или войны?

1

26

Итоговое повторение «История Нового времени. 1800 - 1900 гг.»

1

История России. XIX век (44 ч)

Введение.

27

Россия в XIXвеке

1

Глава 1.Россия в первой половине XIX века (20 ч)

28

Внутренняя политика Александра I в 1801 - 1806 гг.

1

29

Внешняя политика в 1801-1812 гг.

1

30

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского

1

31-32

Отечественная война 1812 г.

2

33

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813 - 1825 гг.

1

34

Внутренняя политика Александра Iв 1815 - 1825 гг.

1

35

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812г.

1

36

Общественное движение при Александре I

1

37

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов

1

38

Внутренняя политика Николая I

1

39

Социально-экономическое развитие в 20-50-х гг. XIX в.

1

40

Внешняя политика Николая I в 1826 м- 1849 гг.

1

41

Общественное движение в годы правления Николая I

1

42-43

Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя.

2

44

Образование и наука

1

45

Русские первооткрыватели и путешественники

1

46

Художественная культура

1

47

Быт и обычаи

1

Глава 2. Россия во второй половине XIX века (23 ч)

48

Накануне отмены крепостного права

1

49-50

Крестьянская реформа 1861 г.

2

51

Либеральные реформы 60-70-х гг.XIX века

1

52

Национальная политика Александра II

1

53

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права

1

54

Общественное движение: либералы и консерваторы

1

55

Зарождение революционного народничества и его идеология

1

56-57

Революционное народничество второй половины 60-х - начала

80-х гг.

2

58

Внешняя политика Александра II

1

59

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

1

60

Внутренняя политика Александра III

1

61

Экономическое развитие в годы правления Александра III

1

62

Положение основных слоев общества

1

63

Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в.

1

64

Внешняя политика Александра III

1

65

Просвещение и наука

1

66

Литература и изобразительное искусство

1

67

Архитектура, музыка, театр, народное творчество

1

68

Быт: новые черты в жизни города и деревни

1

69

Повторение и контроль по теме: Россия во второй половине XIX века

1

70

Итоговое повторение «Россия в XIXвеке»

1

Календарно-тематическое планирование по история на 2016-2017 учебный год (70 ч)




Тема урока

Кол-во ч.

Дата/Класс

Содержание урока

Понятия

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне универсальных действий)

Д/З

История Нового времени. 1800 - 1900 гг. (26 ч)


1

Введение. От традиционного общества к обществу индустриальному.


1

Что мы уже знаем и умеем.

Чем мы будем заниматься в новом учебном году.

Как добиваться успехов в работе в классе и дома.

Вспомнить основные итоги прошлого году обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся.

Записи в тетр.

Глава 1. Становление индустриального общества.

2

Индустриальные революции: достижения и проблемы.

1

Завершение промышленного переворота. Достижения Англии в развитии машинного производства. Завершение аграрной революции. Развитие транспорта. Новые источники энергии

Индустриальное общество, монополия, синдикат, концерн, трест, картель, империализм.

С помощью фактов доказывать, что промышленный переворот завершился.

Группировать достижения по рейтингу социальной значимости.

Рассказывать об открытиях и их практической значимости для общества.

§ 1-2

3

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность.

1

Урбанизация. Индустриальная революция и изменение социальной структуры общества. Пороки капитализма. Женское движение.

Технический прогресс и повседневность. Газета в городе. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменения в моде.

Урбанизация. Индустриальная революция, буржуазия, пролетариат, эмансипация

Объяснять, какие ценности стали преобладать в индустриальном обществе.

Доказывать, что индустриальное общество - городское общество.

Выявлять социальную сторону технического прогресса.

Доказывать, что среда обитания человека стала разнообразнее.

§3-4

4

Наука: создание научной картины мира. XIX век: в зеркале художественных исканий. Литература.

1

Открытия в области математики, физики, химии. Биологии, медицины в XIXв.

Радиоактивность, микрочастица, пастеризация.

Объяснять причины ускорения развития математики, физики, химии, биологии, медицины.

Раскрывать в общих чертах сущность научной картины мира.

§5

5

Искусство в поисках новой картины мира.


Утрата значимости идей и ценностей эпохи Просвещения. Классицизм. Романтизм. Реализм. Критический реализм. Постимпрессионизм

Классицизм. Романтизм. Реализм. Критический реализм. Постимпрессионизм

Выявлять и комментировать новые явления и тенденции в искусстве.

Сравнивать искусство XIX века с периодами Возрождения и Просвещения.

Обозначать характерные признаки классицизма, романтизма, импрессионизма, приводить примеры.

§6-8

6

Либералы, консерваторы и социалисты: каким должно быть общество и государство.


Либерализм и консерватизм. Социалистические учения. Утопический социализм. К.Маркс и Ф.Энгельс. Марксизм.

Либерализм и консерватизм

Объяснять понятия. Характеризовать учения, выделять их особенности.

§9-10

7

Консульство и образование наполеоновской империи.


Революционер на троне. Режим личной власти Н. Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика консульства и империи.

Консульство

Давать оценку роли Наполеона в изменении французского общества.

Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику в стране.

§11

8

Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.


Поход в Россию. Крушение наполеоновской империи. Освобождение европейских государств. Венский конгресс. Священный союз.

Конгресс

Оценивать достижения курса Наполеона во внешней политике.

Рассказывать о Венском конгрессе.

§12

9

Великобритания: сложный путь к величию и процветани.


Противоречия и социальные реформы. Возвращение вигов. Англия - мастерская мира.

Чартизм

Рассказывать о попытках Великобритании уйти от социального противостояния.

Объяснять особенности установления парламентского режима в Великобритании.

Раскрывать условия формирования гражданского общества.

§13

10

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису.


Продолжение промышленной революции. Компромисс короля и новой Франции. Герцог Ришелье. Революция 1830 г. Кризис июльской монархии.

Финансовая аристократия, луидор. Антиклерикал, сантим, авторитарный режим

Формулировать своё отношение к политике Ришелье, аргументировать своё мнение.

§14

11

Франция: революция 1848г. и Вторая империя.


Мировой промышленный кризис и его последствия для французской экономики. Новая революционная волна. Вторая республика. Луи Бонапарт Наполеон. Наполеон III.завершение промышленного переворота во Франции.

Раскрывать причины революции 1848 г. и её социальные и политические последствия.

Сравнивать режим Первой и Второй республик во Франции.

Доказывать, что во Франции завершился промышленный переворот.

§15

12

Германия: на пути к единству.


Образование Северо-

германского союза. О. фон Бисмарк.

Канцлер, Северо-германский союз.

Характеризовать политический курс Бисмарка.

Анализировать политические меры Бисмарка с позиции их прогрессивности для Европы.

Объяснять причины подготовки Германии к войне.

§16

13

Нужна ли нам единая и неделимая Италия?

1

Цена объединения Италии. Конституционная монархия. Причины медленного развития капитализма. Эмиграция. Колониальные войны

Карбонарий

Характеризовать преобразования в Италии.

Объяснять причины отставания экономики Италии от экономик ведущих европейских стран.

Объяснять причины начала колониальных войн Италии.

§17

14

Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.


Оппозиция, коммунары, версальцы, реванш.

Называть причины и последствия войны для Франции и Германии, мира в целом.

Делать выводы и прогнозы возможного развития международных отношений

§18

15

Германская империя: борьба за «место под солнцем».


Особенности индустриального развития

Социальный реформизм,милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм

Знать государственное устройство; особенности индустриализации; основные черты национализма; характер внешней политики.

Показывать на карте колонии

§19

16

Великобритания: конец Викторианской эпохи.


Особенности экономического развития.

Колониальные захваты

гомруль, лейбористская партия, Антанта

Называть особенности развития капитализма в Англии;

показывать на карте колонии.

Называть правителей и государственных деятелей

§20

17

Франция: Третья республика.


Франция - светское

Государство. Реваншизм

Конституционная монархия.

Монополистический капитализм.

Называть особенности развития капитализма; основные реформы.

Показывать на карте колонии.

Называть правителей и государственных деятелей

§21

18

Италия: время реформ и колониальных захватов.


Эмиграция. Колониальные войны

Радикал, коррупция, атташе. Арбитр, национальное возрождение, двуединая монархия

Объяснять причины начала колониальных войн Италии

§22

19

От Австрийской империи к Австро-Венгрии.


Развитие национальных культур и самосознания народа. «Национальное возрождение» славянских народов Австрийской империи. «Весна народов» в империи Габсбургов. Политическое устройство Австро-Венгрии

Называть особенности развития и характер внешней политики особенности развития Австро-Венгрии.

Уметь систематизировать материал, обобщать, делать выводы

§23

20

США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую войну.


Гражданская война.

Отмена рабства

Особенности экономического развития. Внешняя политика

гомстед, расизм, реконструкция, аболиционизм.

Олигархия, резервация, прогрессивная эра, «дипломатия доллара».

Называть особенности промышленного переворота, основу хозяйства Юга, называть правителей и государственных деятелей, основные этапы и итоги гражданской войны, показывать на карте места военных сражений.

Объяснять причины успешного развития США; выявлять причины и последствия социальных противоречий; определять характер внешней политики США. Показывать на карте основные направления

§24-25

21

Латинская Америка в XIX - начале ХХв.


Образование независимых государств

Каудильо, клан, гаучо, «латиноамериканский плавильный котёл»

Объяснять причины освободительного движения в колониях; особенности развития экономики региона; показывать на карте

§26

22

Япония на пути модернизации. Китай: традиции против модернизации.


Реформы Мэйдзи. «Открытие» Китая

Тайпины, ихэтуани

Называть причины реформ и их последствия. Объяснять особенности экономического развития. Описывать изменения в образе жизни общества. Определять причины и характер внешней политики.

Объяснять особенности развития Китая.

§27-28

23

Индия: насильственное разрушение традиционного общества.


Особенности колониального режима в Индии

Индийский национальный конгресс.

Доказывать, что Индия - «жемчужина» британской короны.

Объяснять пути и методы вхождения Индии в мировой рынок.

§29

24

Африка: континент в эпоху перемен.


Традиционное общество на африканском континенте. Раздел Африки европейскими державами. Либерия. Эфиопия. Восстания гереро и готтентотов

Гереро, готтентоты.

Объяснять, почему в Африке традиционализм преобладал дольше, чем в других странах.

Анализировать развитие, культуру стран Африки.

Характеризовать особые пути развития Либерии и Эфиопии.

§30

25

Международные отношения: дипломатия или войны?


Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Главные причины и суть «нового империализма». Завершение территориального раздела мира, борьба за передел сфер влияния. Локальные конфликты. Рост националистических настроений

Тройственный союз, Тройственное согласие

Называть основные международные противоречия знать: причины мировых воин начала XX в., военные блоки Образование военно-политических союзов. Гонка вооружений.

§31

26

Итоговое повторение «История Нового времени. 1800 - 1900 гг.»


Обобщающее повторение: модернизация как фактор становления индустриального общества. От революций к реформам и интересам личности

Устанавливать причины смены традиционного общества индустриальным.

Объяснять причины частых революций в Европе.

Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученного курса

Повт. Терм.


История России. XIX век (44 ч)

27

Введение.

Россия в XIX веке.


Вспомнить основные итоги прошлого году обучения.

Познакомиться с основным содержанием курса 8 класса.

Наметить перспективу совершенствования умений и навыков в процессе учебной деятельности.

Определить основные требования к результатам обучения и критерии успешной работы учащихся.

Записи в тетр.

28

Внутренняя политика в 1801 - 1806.


Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета.

Либерализм, самодержавная власть.

Знать годы царствования Александра I; называть характерные черты внутренней политики Александра I; делать оценочные суждения.

Уметь: Определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М. М. Сперанского

§1

29

Внешняя политика в 1801-1812гг.


Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитскиймир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией

Коалиция, конвенция, сейм

Знать основные цели, задачи и направления внешней политики страны,

уметь показывать их на карте; давать оценку результативности внешней политики страны.

§2

30

Реформаторская деятельность М.М. Сперанского.


М.М.Сперанский.

Разделение властей, политические права, избирательное право

Знать причины их неполной реализации и последствия принятых решений;

Уметь: давать оценку реформам.

§3

31-32

Отечественная война 1812 г.


Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России.

Отечественная война, генеральное сражение, партизаны.

Знать хронологические рамки Отечественной войны 1812 г. Уметь: перечислять планы сторон, характер войны, ее основные этапы, полководцев и участников войны; называть и показывать по карте основные сражения

§4

33

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813 - 1825 гг.


Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.

Битва народов, Восточный вопрос, Венский конгресс, Священный союз.

Знать: цели и результаты заграничного похода 1812-1814 гг.; называть и показывать по карте основные сражения, основные направления внешней политики страны в новых условиях; давать оценку результативности внешней политики страны.

§5

34

Внутренняя политика Александра I в 1815 - 1825 гг.


Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.

Гражданские свободы, автономия, мистицизм

Знать причины и последствия изменения внутриполитического курса Александра I в 1815-1825 гг.; давать оценку внутренней политики; уметь извлекать нужную информацию для решения познавательных задач дискуссионного типа

§6

35

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.


Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.

Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Тарифный устав, военные поселения

Знать об экономическом положении страны, о деятельности Аракчеева, о развитии промышленности и торговли в России; уметь анализировать текст документа, выделять его основные положения

§7

36

Общественные движения при Александре I.


Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы.

Общественное движение, либерализм, тайное общество, конституция.

Знать: причины возникновения общественного движения; знать определяющие черты, основы идеологии, основные этапы развития движения; давать общую характеристику программным документам, находить общие и отличительные черты в них.

§8

37

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.


Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.

Династический кризис

Объяснять цели, планы и результаты деятельности декабристов; оценивать историческое значение восстания декабристов; уметь анализировать текст документа, выделять его основные положения

§9

38

Внутренняя политика

Николая 1.


Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.

Свод законов, государственные крестьяне, обязанные крестьяне, жандарм.

Знать годы царствования Николая II; н характерные черты внутренней политики Николая I; уметь делать оценочные суждения, вскрывать причинно-следственные связи; вести диалог и участвовать в дискуссии

10

39

Социально-экономическое развитие в 20-50-х гг. XIX в.


Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Кризис крепостнической системы, «капиталистые» крестьяне.

Знать: характерные черты социально-экономического развития; знать финансовую политику Е.В. Канкрина;

уметь приводить примеры из текста, подтверждающие собственную позицию; уметь объяснять позицию одноклассников, авторов учебника, политических деятелей XIX века

§11

40

Внешняя политика Николая I в 1826 м- 1849 гг.


Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война.

«Международный жандарм».

Обобщать события и явления; делать выводы.

§12

41

Общественное движение в годы правления Николая I.


Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х - 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.

Западники, славянофилы, общинный социализм (социализм Герцена)

Знать: существенные черты идеологии и практики общественных движений;

делать сравнительный анализ позиций западников и славянофилов; Учатся делать сравнительный анализ позиций западников и славянофилов.

§13

42-43

Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя.


Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Полевой госпиталь, сестра милосердия

Знать дату войны, ее причины и характер; показывать на карте места военных действий; знать полководцев и участников; объяснять значение и итоги Парижского мирного договора; уметь давать общую оценку ходу войны

§14

44

Образование и наука.


Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский

Сословность образования

Называть выдающихся представителей и достижения российской науки; уметь делать сообщения; давать оценку работе одноклассников, подготовленным ими сообщениям

§15

45

Русские первооткрыватели и путешественники.


Открытие Антарктиды русскими мореплавателями.

первооткрыватели

Называть выдающихся первооткрывателей и путешественников; уметь делать сообщения; давать оценку работе одноклассников, подготовленным ими сообщениям

§16

46

Художественная культура.


Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль.

Знать: выдающихся представителей и достижения российской культуры; актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме.

§17

47

Быт и обычаи.


актуализировать ранее полученные знания и самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме;

§18

48

Накануне отмены крепостного права.


Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы.

Дворянские проекты освобождения крестьян.

Знать предпосылки причины отмены крепостного права в России

§19

49-50

Крестьянская реформа 1861 г.


Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление.

Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники

Называть предпосылки отмены крепостного права;

излагать причины отмены крепостного права; называть альтернативные варианты отмены крепостного права; знать основные положения крестьянской реформы;

объяснять значение отмены крепостного права

§20

51

Либеральные реформы 60-70-х гг.XIX века.


Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России

Земство, куриальная система выборов, суд присяжных

Называть основные положения реформы местного

самоуправления, судебной, военной реформ; реформы в области просвещения; при водить оценки характера и значения социальных реформ

§21-22

52

Национальная политика Александра II.



§23

53

Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права.


Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта.

Отработочная система.

Называть основные направления

экономической политики государства; объяснять причины замедления темпов роста промышленного производства;

§24

54

Общественное движение: либералы и консерваторы.


Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол».

Либералы, консерваторы.

Называть существенные черты

идеологии и практики консерватизма и либерализма

§25

55

Зарождение революционного народничества и его идеология.


Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х - начала 70-х гг. XIX в. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский.

Народничество, революционеры, разночинцы, анархисты. Заговорщическое, бунтарское, пропагандистское направления

Называть существенные черты идеологии и практики радикального общественного движения

§26

56-57

Революционное народничество второй половины 60-х - начала

80-х гг.


Политические организации народников. «Хождение в народ».

«хождение в народ», революционный террор. «Народная воля», «Чёрный передел

Объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; излагать суждения о причинах и последствиях возникновения общественных движений

§27

58

Внешняя политика Александра II.


Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. «Союз трех императоров».

Союз трёх императоров, Священная война.

Называть цели и основные направления внешней политики 60-70-х гг.; давать характеристику европейской политики России; характеризовать политику России в Средней Азии; показывать на карте основные направления внешней политики и места военных действий.

§28

59

Русско-турецкая война 1877-1878 гг.


Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Балканский кризис, национально-освободительная война

Называть причины русско-турецкой войны; выделять особенности этой войны; используя карту, рассказывать о главных сражениях этой войны;

Знать итоги русско-турецкой войны; оценивать реакцию крупнейших европейских держав на успехи русских войск.

§29

60

Внутренняя политика Александра III.


Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.

Сближение России и Франции в 1890-х гг.

Реакционная политика, «кухаркины» дети

Приводить оценку личности Александра 111; называть основные черты внутренней политики Александра 111

§30-31

61

Экономическое развитие в годы правления Александра III.


Завершение промышленного переворота. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.

Протекционизм, винная монополия, сословия, классы, имущественное расслоение

Называть основные черты экономической политики Александра III; сравнивать экономические программы Н.Х. Бунге и И.А. Вышнеградского; знать экономическую программу С.Ю. Витте; объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградского и С.Ю. Витте

§32

62

Положение основных слоев общества.


Формирование классов индустриального общества.

Крестьянство, дворянство

Знать об особенностях сословной структуры пореформенного периода, роль крестьянской общины

§33-34

63

Общественное движение в 80-90-х гг. XIX в.


Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Марксизм

Называть организации и участников общественного движения, существенные черты идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных). Продолж. учиться работать с докум.: выделять главную мысль, искать подтверждения

§35

64

Внешняя политика Александра III.


Международное положение и и геополитическая ситуация России в конце XIX в. Сближение России и Франции в 1890-х гг.

Сепаратный мир, мобилизация

Называть цели и основные направления внешней политики Александра III; характеризовать новые черты внешней политики; комментировать высказывания историков современников Александра III; показывать на карте основные направления внешней политики и места военных действий.

§36

65

Просвещение и наука.


Понимать особенности системы образования конца XIX века; указывать причины, которыми был обусловлен рывок в развитии отечественной науки; знать о крупных научных открытиях отечественных ученых

§37

66

Литература и изобразительное искусство.


Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение дея¬тельностипередвижников. Скульптура

Знать характерные черты русской литературы XIX века. самостоятельно подготавливать сообщения по определенной проблеме; уметь извлекать необходимую информацию из сообщений одноклассников

§38

67

Архитектура, музыка, театр, народное творчество.


«Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение

Уметь характеризовать особенности культуры указанного периода.

Называть изменения, произошедшие в образе жизни населения; понимать суть урбанизации;

§39

68

Быт: новые черты в жизни города и деревни.


Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

Указывать особенности образа жизни русского человека конца XIX века

§40

69

Повторение по теме: Россия во второй половине XIX века.


Повторение изученного материала

Записи в тетр.

70

Итоговое повторение «Россия в XIX веке».


Итоговый контроль

Знать: основные положения раздела, термины и понятия. Уметь: формулировать основополагающие выводы. Отвечать на поставленные вопросы.

Находить правильные ответы на тестовые задания

Задания нет



© 2010-2022