Рабочая программа по истории

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Скугареевская средняя общеобразовательная школа»

«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

На заседании ШМО зам.директора по УВР директор школы

Протокол № ________ Е.Н. Кудряшова ________ Л.И. Чернова

от _________ Пр. №___ от______________ Пр. №____ от __________

Руководитель ШМО

________


Рабочая программа

ПО ИСТОРИИ

Класс ___5___

Учитель Моисеев В.В

Количество часов: 70

Планирование составлено на основе Примерной программой основного общего образования по истории.5-9 классы М. Просвещение, 2013г. под ред.А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой

Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С.Свенцицкая.История Древнего мира 5 класс, Москва, «Просвещение», 2013







2015-2016




Пояснительная записка

1.Нормативно-правовые акты

Рабочая программа по истории Древнего мира для 5 класса предназначена для базового уровня и составлена в соответствии:

- с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- с требованиями Федерального государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

- с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования;

- с программой развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования,

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. №253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования".

- Нормативами «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 N 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).

- Примерной программой основного общего образования по истории.5-9 классы М. Просвещение, 2011г. под ред.А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения истории, которые определены стандартом для базового уровня. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся

Срок реализации программы: 2015 - 2016 учебный год.

2.Цели учебного курса

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

- образование, развитие и воспитание личности учащегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

-формирование представлений об истории Древнего мира как части общемирового исторического процесса;

-показ взаимодействия человека с окружающей природной средой, движение человечества от первобытности к цивилизации;

-- осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

- показать наиболее яркие личности древнего мира и их роль в истории и культуре;

-- охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо

современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий - буддизма и христианства);

-- раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества и формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

- освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.

3.Общая характеристика учебного предмета

Историческое образование - мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса всеобщей истории в 5-9 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

- познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов отражение всех явлений и процессов истории человечества;

- практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.

Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия - человек, личность в истории.

Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 5 - 9 классов рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.

Содержание программы построено на основе проблемно- хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.

Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5 - 9 классов основной школы. В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями.

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся с выделением уклонов и т. д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

- личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода - мотивация и стимулирование осмысленного учения;

- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятельности мышления учащихся. Проблемный подход рассматривается как ведущий (хотя и неисчерпывающий) принцип развивающего обучения.

Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:

- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;

- принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне многогранно;

- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.


4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Предмет история Древнего мира входит в образовательную область «Общественно-научные предметы». Предмет должен ввести учащегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися.

Для обязательного изучения учебного предмета «история Древнего мира» на этапе основного общего образования согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации отводится 70 часов, из расчета 2 часа в неделю, всего-35 недель. Количество контрольных работ- 6

Название

Время проведения

1

Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»

1 час

2

Повторительно - обобщающий урок «Страна большого Хапи»

1 час

3

Повторительно - обобщающий урок по разделам «Западная Азия, Индия и Китай в древности»

1 час

4

Повторительно - обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции»

1 час

5

Повторительно - обобщающий урок по разделу

«Древний Рим»

1 час

6

Итоговое повторение терминов и понятий по теме «Древний мир»

1 час
















Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности.

В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.

В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира - гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; познакомиться и осмыслить примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества - всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.

Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся.

Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.

Сегодня востребован активный, деятельный, творческий коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.

Для этого учителю необходимо помочь учащимся:

- научиться пользоваться информацией;

- научиться общаться;

- научиться создавать завершённый продукт деятельности.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религии, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.

5. Информация об используемом УМК

Средства обучения :

  1. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Всеобщая история. История Древнего мира: Учеб. для 5 класса общеобразовательных заведений / - М.: Просвещение, 2012

  2. Годер Г. И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл.

  1. Вып. 1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток;

  2. Вып. 2. Древняя Греция. Древний Рим.

3) Поурочные разработки по истории Древнего мира. О.В. Арасланова. «Вако» 2005.

Информационно-коммуникативные средства.

  1. История 5 класс. Мультимедийное пособие. - Москва: Новый диск, 2006г.

  2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.2006г. Мультимедийное пособие.

Основные Интернет-ресурсы

kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

mon.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

edu.ru- федеральный портал «Российское образование»

school.edu.ru - российский общеобразовательный Портал

еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

fsu.edu.ru- федеральный совет по учебникам МОиН РФ

ndce.ru- портал учебного книгоиздания

vestnik.edu.ru - журнал Вестник образования»

school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

apkpro.ru - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»

history.standart.edu.ru - предметный сайт издательства «Просвещение»

internet-school.ru - интернет-школа издательства «Просвещение»: «История»

pish.ru - сайт научно-методического журнала «Преподавание истории в школе»

1september.ru - газета «История», издательство «Первое сентября»

vvvvw.som.fio.ru - сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов

it-n.ru - российская версия международного проекта Сеть творческих учителей

lesson-history.narod.ru - компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)

standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

Дополнительные Интернет-ресурсы

hitp://idf.ru/almanah.shtml - электронный альманах «Россия. XX век»

76-82.ru - сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.

gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам

historia.ru- электронный журнал «Мир истории»

historic.ru/books/index.shtml - историческая библиотека

historydoc.edu.ru/catalog.asp - коллекция исторических документов

istrodina.com - сайт журнала «Родина»

lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса

lib-history.info - историческая библиотека

oldgazette.narod.ru - сайт «Старые газеты»

vciom.ru- Всероссийский Центр изучения общественного мнения

http:/patriotica.ru/subjects/stalinism.html - библиотека думающего о России

elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека

fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

museum.ru/ Портал «Музеи России».

Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.

Рекомендуемая литература.

Тойнби А.Дж. Цивилизация перед лицом истории. М., 1996.

Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993-1998. Т. 1-2.

Всемирная история, т. 1., М., 1955.

Всемирная история, т. 1. Каменный век. Минск, 1999.

Тэйлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989.

Вейс Г. История цивилизации. Архитектура, вооружение, одежда, утварь. Иллюстрированная энциклопедия. М., 1998.

Велишский Ф. История цивилизации. Быт и нравы древних греков и римлян. М., 2000.

Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Ростов-на-Дону, 1995.

Виппер Р.Ю. Очерки по истории Римской империи. Ростов-на-Дону, 1995.

Город в средневековой цивилизации Западной Европы. М., 1999.

Грант М. Классическая Греция. М., 1998.

Иллюстрированная история религии. М., 1992.

История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.

История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1999.

История Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1998.

Кун Н.А., Нейхардт А.А. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. СПб., 2000.

Маринович Л.П. Александр Македонский. М., 1997.

Немировский А.И. История Древнего мира: Античность. М., 2000.

Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира: Греция и Рим. М., 1995.

Разин Е.А. История войн и военного искусства. СПб., 1999.

Уколова В.И. Поздний Рим. Пять портретов. М., 1992.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1998.

Егер О. Всемирная история. М., 1999. Т. 4.

Технические средства обучения.

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

6.Информация о количестве учебных часов

Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «История»: Базисный учебный план (БУП) для, образовательных уч­реждений Российской Федерации в целом выделяет 196 ч на изучение всеобщей истории в 5-9 классах основной школы; для обязательного изучения учебного предмета «История Древнего мира» в 5 классе - 70 ч (из расчёта два учебных часа в неделю), в 6 классе - 32 ч и не менее 28 ч (1ч в неделю), в 7 классе -32 ч и не менее 28 ч (1 ч в неделю), в 8 классе - 32 ч и не менее 28 ч (1 ч в неделю), в 9 классе - 32 ч и не менее 28 ч (1 ч в не­делю). Согласно образовательному плану школы в 1-8 и 10-х классах - 35 учебных недель. Соответственно, на изучение предмета «История» в 5 классе отводится 70 часов. В I четверти - 16 часов, во II четверти - 16 часов, в 3 четверти - 20 часов, в 4 четверти - 18 часов

7.Виды и формы промежуточного, итогового контроля

Нормы оценки знаний за устный ответ учащихся по истории

Ставится оценка:

«5» - за ответ, обнаруживающий осознанность знаний, их безошибочность, умение излагать материал в соответствии с требованиями логики и нормами литературной речи. Оценка «5» ставится за краткий, точный, правильный, глубокий ответ или за отличное исправление ошибочного ответа по сложной теме.

«4» - при наличии неполноты ответа или одной - двух несущественных неточностей.

«3» - за знание основных положений темы при значительной неполноте знаний, одной - двух ошибок

«2» - за незнание большей части материала темы или основных ее вопросов

«1» - при отказе от ответа или при полном незнании темы




Нормы оценки знаний за выполнение теста учащихся по истории

% выполнения

0-27

28-52


53-77

78-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»


Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся по истории

Отметка Содержание

2

3

4

5

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

3

Применение и проблемы



Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Критерии оценки мультимедийной презентации

СОЗДАНИЕ СЛАЙДОВ

Максимальное количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

  • Титульный слайд с заголовком

5


  • Минимальное количество - 10 слайдов

10


  • Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5


СОДЕРЖАНИЕ

  • Использование эффектов анимации

15


  • Вставка графиков и таблиц

10


  • Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10


  • Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5


ОРГАНИЗАЦИЯ

  • Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10


  • Слайды представлены в логической последовательности

5


  • Красивое оформление презентации

10


  • Слайды распечатаны в формате заметок.

5


ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

90


8.Планируемые результаты

Личностные результаты

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы , формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками

Предметные результаты
· овладение целостными представлениями об историческом пути человечества ;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

9. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

История Древнего мира (70ч)

Введение (2ч)

Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.

Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».

Тема I. Жизнь первобытных людей. (6 ч)

Первобытные собиратели и охотники

Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди; современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от

животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнем.

Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел. Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».

Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых».

Повторительно-обобщающий урок

Первобытные земледельцы и скотоводы

Понятие «Западная Азия». Представление о зарождении производящего хозяйства: земледелие и скотоводство, ремесла - гончарство, прядение, ткачество. Основные орудия труда земледельцев: каменный топор, мотыга, серп. Изобретение ткацкого станка. Последствия перехода к производящему хозяйству.

Родовые общины земледельцев и скотоводов. Понятия «старейшина», «совет старейшин», «племя», «вождь племени». Представление о религиозных верованиях первобытных земледельцев и скотоводов. Понятия «дух», «бог», «идол», «молитва», «жертва».

Начало обработки металлов. Изобретение плуга. Представление о распаде рода на семьи. Появление неравенства (знатные и незнатные, богатые и бедные). Понятия «знать», «раб», «царь».

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).

Повторительно-обобщающий урок

Тема 2. Древний Восток. (20ч)

Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы).

Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов. Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III.

Города - Мемфис, Фивы.

Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.

Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг».

Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись».

Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы.

Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».

Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

Повторительно-обобщающий урок

Западная Азия в древности

Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении.

Города шумеров Ур и Урук.

Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик».

Религиозные верования жителей Двуречья. Боги Шамаш, Син, Эа, Иштар. Ступенчатые башни-храмы. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Литература: сказания о Гильгамеше.

Города Финикии - Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и олив-ководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.

Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве.

Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда.

Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.

Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь. Повторительно-обобщающий урок

Индия и Китай в древности

Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.

Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость - в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при ЦиньШихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников ЦиньШихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру. Повторительно-обобщающий урок

Тема 3. Древняя Греция. (21ч)

Древнейшая Греция

Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы критского цикла (Тесей и Минотавр, Дедал и Икар).

Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла). Повторительно-обобщающий урок

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавита (впервые введено обозначение буквами гласных звуков). Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис».

Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Драконта. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство.

Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».

Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта - военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя - военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голосования. Спартанское воспитание.

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».

Олимпийские игры - общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.

Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мильтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера». Повторительно-обобщающий урок

Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии

Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея. Состав населенияАфинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов.

Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрех-тейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения. Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.

Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ.

Возникновение театра. Здание театра. Трагедии и комедии. Трагедия Софокла «Антигона». Комедия Аристофана «Птицы». Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская демократия в V в. до н. э. Народное собрание, Совет пятисот и их функции. Перикл во главе Афин. Введение платы за исполнение выборных должностей. Друзья и соратники Пе-рикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Повторительно-обобщающий урок

Македонские завоевания в IV в. до н. э.

Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц.

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Аристотель - учитель Александра, сына Филиппа. Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни.

Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости. Смерть Филиппа и приход к власти Александра,

Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берегу реки Граник. Разгром войск Дария IIIуИсса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гав-гамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.

Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская - крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.

Повторение

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.

Тема 5. Древний Рим (17ч).

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки).

Легенда об основании Рима. Почитание богов - Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим - город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат».

Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето».

Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион». Повторительно-обобщающий урок

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

Карфаген - крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Господство Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье. Политика Рима «разделяй и властвуй». Разгром Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа и Карфагена. Понятия «триумф», «провинция».

Рабство в Древнем Риме. Завоевания - главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах (Варрон, Колумелла). Понятия «амфитеатр», «гладиатор». Повторительно-обобщающий урок

Гражданские войны в Риме

Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи. Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран»,

«диктатор».

Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Ок-тавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию.

Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император», «преторианцы».

Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат». Повторительно-обобщающий урок

Римская империя в первые века нашей эры.

Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами. Образ жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».

Обожествление императоров. Нерон (террористические методы правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.

Возникновение христианства. «Сыны света» из Кумрана. Рассказы Евангелий о жизни и учении Иисуса Христа. Моральные нормы Нагорной проповеди. Представление о Втором пришествии. Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом независимо от пола, происхождения и общественного положения. Национальная и социальная принадлежность первых христиан. Отношение римских властей к христианам. Понятия «христиане», «апостолы», «Евангелие», «священник».

Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Трая-на. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.

Рим - столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ».

Архитектурные памятники Рима (Пантеон, Колизей, колонна Траяна, триумфальные арки). Римский скульптурный портрет.

Роль археологических раскопок Помпеи для исторической науки. Повторительно-обобщающий урок

Падение Западной Римской империи

Вторжения варваров. Использование полководцами армии для борьбы за императорскую власть. Правление Константина. Признание христианства. Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ухудшение положения колонов как следствие их прикрепления к земле. Понятия «епископ», «Новый Завет».

Разделение Римской империи на два государства - Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый

захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен - вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.

Итоговое повторение (4 ч)

Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.

Вклад народов древности в мировую культуру.













КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

История Древнего мира. 5 класс.

урока


Тема урока

Кол-во

часов


Содержание

(разделы, темы)


Практические навыки


Даты

Проведения


Домашнее

задание

личностные

метапредметные

предметные

план

факт


Введение

2








1

Что изучает история Древнего мира

1

Археология, исторический источник, история, Всеобщая история

Осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,;

формирование основ гражданской, этнонацио нальной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося



Прочитать Введение с.5-7 Дать проблемный вопрос: Почему не хватает письменных источников для воспроизведения событий прошлого?

2

Счет лет в истории

1

Год, век, тысячелетие

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

умение преобразовывать знаки и символы

Умение соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий







На ленте времени указать основные события из жизни вашей семьи



I

Жизнь первобытных людей

5







3.

Древнейшие люди

1

Орудия труда, человеческое стадо, палка - копалка, рубило

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества



§ 1, подумать, что обозначает выражение «труд создал человека»

4

Родовые общины охотников и собирателей

1

Остроконечник, гарпун, родовая община

осознание значения семьи в жизни человека и общества

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы;


Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников












§ 2, сделать рисунок на тему «Охота на мамонта», «добыча огня»


5

Возникновение искусства и религиозных верований

1

религия, искусство

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов

мира

владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты

способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления



§ 3, знать понятия

6

Возникновение земледелия и скотоводства

1

Старейшина, племя, производящее хозяйство, присваивающее хозяйства

формирование уважительного отношения к труду

формулировать и обосновывать выводы

Уметь подтверждать выводы примерами, описывать факты (орудия труда, условия жизни, способы охоты)



§ 4, составить рассказ «как появилось «земледелие и скотоводство»




7

Появление неравенства и знати

1

Неравенство, соседская община, знать

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям,

умение строить логическое рассуждение, умозаключение

умение понимать причины появления неравенства между людьми, овладение базовыми историческими знаниями



§ 5, повтор. § 2-3, подготовиться к повторительно- обобщающему уроку

8

Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей»

1



умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений



Составить кроссворд на тему «Жизнь первобытных людей»



II

Древний Восток

18







а)

Древний Египет

7








9

Государство на берегах Нила

1

Цивилизация, государство, классы

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям,

смысловое чтение;

воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками



§ 6, прочитать с. 34 ,ответить на вопрос: Каое значение играл Нил для египтян?

10

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

налоги

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,

способность решать творческие задачи

Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших Египет



§ 7, сост. Рассказ от имени египетского землевладельца о том, как прошел его день.


11

Жизнь египетского вельможи

1

Фараон, вельможа

понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.




устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы




Умение характеризовать условия и образ жизни египетских вельмож, занятия людей древнего Египта





§ 8, подготовить

сообщение о том «Как жили и чем занимались вельможи?

12

Военные походы фараонов

1

Пехота, отряды колесничих

формирование нравственных чувств и нравственного поведения

Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о причинах, последствиях, характере военных походов фараонов Древнего Египта








§ 9,составить схему военных походов фараонов



13

Религия древних египтян

1

Храм, жрец, миф, мумия, гробница, саркофаг

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия

мира, творческой деятельности эстетического характера.


строить логическое рассуждение, делать выводы

воспитание уважения к историческому наследию

Знать особенности религиозных верований древних египтян




§ 10 составить таблицу «Боги Древнего Египта»

14

Искусство Древнего Египта

1

Скульптура, статуя, рельеф, скульптурный портрет, роспись


формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

воспитание уважения к историческому наследию




§ 11, составить экскурсию по Древнему Египту




15

Письменность и знания древних египтян

1

Иероглиф, папирус, свиток


Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение извлекать из исторических источников информацию о наличии письменности и знаний у древних египтян.



§ 12, подготовиться к повторительно- обобщающему уроку

16

Повторительно - обобщающий урок «Страна большого Хапи»

1



Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Знать особенности, даты развития Древнего Египта



Составить викторину по теме «Страна большого Хапи»




б)

Западная Азия в древности

7








17

Древнее Двуречье

1

клинопись


умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения и познавательных задач;


способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого Знать по карте местоположение и природные условия Древнего Двуречья.



§ 13, знать понятия

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Закон, ростовщик

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена этнической и религиозной группы,

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности явлений в жизни вавилонян при царе Хаммурапи



§ 14,отметить на ленте времени годы правленияХоммурапи (Вавилон) и Тутмоса (Египет). Кто правил раньше?


19

Финикийские мореплаватели

1

Колония, колонизированные

формирование целостного мировоззрения

строить логическое рассуждение

умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий;
Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду



§ 15, дать развернутый ответ В чем преимущество финикийского алфавита?

20

Библейские сказания

1

Миф, предание, единобожие

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам

владение устной монологической контекстной речью

умение работать с разными источниками информациями, показать особый вклад древних евреев в мировую культуру - создание первой монотеистической религии



§ 16, ответить на вопрос « какие заповеди дал Бог Моисею?»




21

Царство Давида и Соломона

1

Праща


смысловое чтение;

Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний



§ 17, выяснить и выписать в тетрадь, что обозначает выражение «труба иерихонская»

22

Ассирийская держава

1

Держава

· освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого ассирийской державы



§ 18, Какие книги были собраны в библиотеке Ашурбанапала, почему они уцелели?


23

Персидская держава «Царя царей»

1

«царская дорога»

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур



§ 19, знать и уметь работать по карте

в)

Индия и Китай в древности

4







24

Природа и люди Древней Индии

1

джунгли


Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения

формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений Древней Индии



§20,нарисовать рисунок по теме


25

Индийские касты

1

касты

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни

способность решать творческие задачи

способность применять понятийный аппарат исторического знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии индийских каст



§2 1, подготовить рассказ по одной из кат «Если бы я был…»

26

Китайский мудрец Конфуций

1

бамбук

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

составлять тезисы

развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях выделенных во взглядах китайского мудреца Конфуция



§ 22 приготовить тезисы о том, что представляют собой древнекитайские книги и письменность?



27

Первый властелин единого Китая

1

гунны

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

Уметь выделить причины образования единого Китая и происходящий процесс изобретений китайцев



§2 3, нарисовать схему Великого шелкового пути

28

Повторительно - обобщающий урок по разделам «Западная Азия, Индия и Китай в древности»

1




Умение сравнивать особенности развития различных азиатских цивилизаций



Составить ребус по теме «Западная Азия и Китай в древности»


III

Древняя Греция

20







а)

Древнейшая Греция

5








29

Греки и критяне

1

Балканский полуостров, о. Крит

осознание своей идентичности

члена, этнической и религиозной группы, локальной общности;

умение работать индивидуально и в группе, аргументировать и отстаивать своё мнение;


способность применять исторические знания для систематизации исторических фактов, раскрытия общего и особенного в развитии греческой и критской цивилизациях



§ 24, объяснить значение выражения « нить Ариадны»

30

Микены и Троя

1

Троянская война

· освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека;

умение строить логическое рассуждение, умозаключение

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур (Микены и Троя)



§ 25, объяснить значение выражения

« яблоко раздора»,

подготовить сообщение о жизни поэта Гомера


31

Поэма Гомера «Илиада»

1

Гомер

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность.

смысловое чтение строить логическое рассуждение и делать выводы

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, изучая поэму Гомера «Илиада»



§2 6, объяснить выражения « ахиллесова пята, троянский конь»

32

Поэма Гомера «Одиссея»

1

Гомер


смысловое чтение строить логическое рассуждение и делать выводы

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,

изучая поэму Гомера «Одиссея»






§2 7, оцените поступки героев Одессеи


33

Религия древних греков

1

Олимпийские боги

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

умение определять понятия, устанавливать аналогии

понимать общие закономерности, что религиозные верования возникли вследствие зависимости людей от сил природы



§2 8, ответить на вопрос, какие подвиги совершил Геракл ?

б)

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7







34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

Полис, демос, ареопаг, архонты


устанавливать причинно-следственные связи

Знать причины возникновения греческих полисов



§29, объяснитьзначение выражения

«драконовские


35

Зарождение демократии в Афинах

1

демократия

реформы

гражданин

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению

обществе

умение определять понятия, умение использовать речевые средства

Уметь характеризовать афинскую демократию, давать сравнительную характеристику общественно- политических устройств. Объяснить понятия полис, колонизация, аристократия



§30, ответить на вопросы Почему Соломон Своими реформами вызвал недовольство?

36

Древняя Спарта

1

Спарта

илоты

формирование ценности здорового образа жизни;

;

Умение логического рассуждения, умозаключения

Умение давать сравнительную характеристику общественно- политических устройств Афин и Спарты.



§ 31, подготовить развернутый ответ на вопрос «Как воспитывали спартанцев» , дайте оценку воспитанию




38

Олимпийские игры в древности

1

атлет


умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:

Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории Олимпийских игр и первых спортивных традиций.



§33 , составить рассказ от имени зрителя, попавшего на Олимпийские игры в Древнюю Грецию




39

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

Стратег,

фаланга

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

работать в группе, использования информационно-коммуникационных технологий

Формирование взаимопонимания между народами, людьми разных культур



§34, подготовить развернутый ответ на вопрос «Как проходила Марафонская битва?», нарисовать план

40

Нашествие персидских войск на Элладу

1

триера


умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Умение выделить причины героической борьбы греческих полисов с державой персов



§35 , написать рассказ от имени участника одного из сражений




в)

Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии

5








41

В гаванях афинского порта Пирей

1

верфи

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Умение строить логическое рассуждение, смысловое чтение

готовность применять исторические знания для сохранения исторических и культурных памятников и мира.

готови


42

В городе богине Афины

1

Агора

Акрополь

портики

.

§37 , составить экскурсию по Афинам




43

в афинских школах и гимнасиях

1

палестра

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,

) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

развитие умений, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о афинских школах и гимнасиях



§38, сравните обучение афинских и спартанских мальчиков

44

В театре Диониса

1

Трагедия

Комедия

Сатира


понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

работать индивидуально и в группе:

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,



§39 , Прочитать трагедию Софокла ,ответить на вопросы




45

Афинская демократия при Перикле

1

Оратор

· освоение гуманистических традиций и ценностей

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Умение характеризовать афинскую демократию при Перикле, сравнивать с более ранним периодом в истории Греции



§40 знать понятия

г)

Македонские завоевания в IV в. до н.э.

3








46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Фаланга

Конница

Осадные башни

формирование целостного мировоззрения учащегося

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур



§41 , ответьте в чем сильные и слабые стороны македонской фаланги?




47

Поход Александра Македонского на Восток

1

р. Граник

с. Гавгамелы

-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Умение показывать на карте направления походов и территорию державы А.Македонского, составлять исторический портрет (характеристику А Македонского)



§42, нарисовать план походов А.Македонского

48

В древней Александрии Египетской

1

Музей

Геометрия



умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,



§43 , составить экскурсию по древней Александрии Египетской




49

Повторительно - обобщающий урок «Путешествие по Древней Греции»

1




Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о возвышении и упадке Древней Греции



Составить кроссворд по теме «Древняя Греция»

IV

Древний Рим

17









а)

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3








50

Древнейший Рим

1

Патриции

Плебеи

Сенат

Народное собрание

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию



анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план

Умение сравнивать по карте природные

условия Греции и Италии



§44 . сравнить природные

условия Греции и Италии


51

Завоевание Римом Италии

1

Республика

Консул

Народный трибун

Право

вето


формирование и развитие компетентности в области использования информационно

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур



§ 45, определить значение крылатых фраз : «гуси Рим спасли», «горе побежденным»

52

Устройство Римской республики

1

Легион



формирование и развитие компетентности в области использования информационно

Знать устройство Римской республики, анализируя текст документов учебника



§46, подготовить развернутый ответ на вопрос : Как была организована армия римлян? Сравнить римскую армию с македонской



б)

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

3


формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,









способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность

Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур, изучив последствия война Рима с Карфагеном




53

Вторая война Рима с Карфагеном

1

Ганнибал


§ 47, подг. развернутый ответ на вопрос: расскажите о переходе Ганнибала через Альпы

54

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

Триумф

Провинция

Император




§48, придумать рассказ, используя иллюстрации на с. 224-225, о том, как воевала римская армия



55

Рабство в Древнем Риме

1

Амфитеатр

гладиатор


представлять результаты своей деятельности в форме сообщения

Формирование идей мира и взаимопонимания между людьми, зная о тяготах жестокостях рабства в Древнем Риме




§ 49 Составить рассказ «Один день из жизни раба в Риме»

в)

Гражданские войны в Риме

4







56

Земельный закон братьев Гракхов

1

Гражданская война


умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Уметь работать с историческими источниками на примере изучения земельного закона братьев Гракхов



§50, подготовить развернутый ответ на вопрос «Что побудило братьев Гракхов выступить в защиту земледельцев»




57

Восстание Спартака

1

Галлия Лукулл

Фракия

Помпей

Везувий


формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;


способность решать творческие задачи

На примере восстания Спартака, знать насколько сильно желание быть свободным



§ 51 нарисовать план походов войска Спартака

58

Единовластие Цезаря

1

Ветеран

Диктатор


формирование коммуникативной компетентности

Умение работать в группе

Сформированность представления об абсолютной власть правителей, изучив историю Ю.Цезаря.



§52 подготовить развернутый ответ на вопрос «почему Цезарь смог прийти к власти в Риме»




59

Установление империи в Риме

1

Империя ,император, преторианцы


Формулировать и обосновывать выводы

Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины


§ 53, ответить почему Цицерон назвал историю учительницей жизни?

г)

Римская империя в первые века нашей эры

5







60

Соседи Римской империи в первые века нашей эры

1

варвары


Умение составлять простой план

Умение составлять сложный план параграфа



§54 сравните образ жизни древних германцев и славян




61

В Риме при императоре Нероне

1


развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем

Умение анализировать и обобщать факты

Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю Нерону



§ 55, подготовить развернутый ответ на вопрос «почему император Нерон получил прозвище «наихудший император»»

62

Первые христиане и их учение

1

Христиане

Апостолы

Евангелие

Священник


формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к религии народов мира

умение устанавливать аналогии , самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,



§56 , подготовить развернутый ответ на вопрос «какие чудеса творил Иисус Христос?»


63

Расцвет империи во II веке

1

Колоны

Рабы с хижинами

развитие эстетического сознания

Умение составлять простой план

Умение составлять исторический рассказ об успехах Римской империи во II веке



§ 57 Сравните годы правления Траяна и Нерона

64

«Вечный город » и его жители

1

Бетон

Храмы

Амфитеатр

Термы


формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,



§58 подготовить экскурсию по Риму



д)

Падение Западной Римской империи

2








65

Римская империя при Константине

1

Епископ,

Новый Завет


анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план

Уметь делать выводы об изменениях в Риме при Константине.



§ 59, подг. развернутый ответ на вопрос «Что изменилось в период правления Константина»

66

Взятие Рима варварами

1

Готы,

вандалы

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку




умение применять и преобразовывать знаки и символы

Умение работать с исторической картой, историческими документами, изучая взятие Рима варварами картой, ,








§60 , подготовить развернутый ответ на вопрос «Почему пала Западная Римская империя»,

V

Итоговое повторение

2








67

Семь чудес света

1

Пирамиды, сады Семирамиды, храм Артемиды, статуя Зевса, Галикарнасский мавзолей, колосс Родосский, Александрийский маяк

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий

формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности,



Подготовиться к тестированию по разделу « Древний Рим»

68

Повторительно - обобщающий урок по разделу

«Древний Рим»

1




Знать все термины и даты



Подготовиться кповторительно-обобщающему уроку по курсу «История Древнего мира»




69

Резервное время

Итоговое повторение терминов и понятий по теме «Древний мир»


1


Умение ставить цели

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Умение применять полученные знания при проведении тестов



тестовые задания

70

Урок-игра «Путешествие в древность»

1



умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, ИКТ -технологии

Использование игровых элементов, выработка навыков составления презентации для демонстрации своих знаний



презентация


11

© 2010-2022