Апогей самодержавия или команда не в полном порядке?

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Урок «Апогей самодержавия или «команда не в полном порядке ?!» (8 класс)

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: определить спектр социально-политических проблем Российской империи в период правления Николая I.

Задачи урока:

в предметном направлении - овладение учащимися знаниями о государственном устройстве Российской империи во второй четверти XIX века; особенностях и закономерностях внутренней политики самодержавия.

в метапредметном направлении -

познавательные: научиться анализировать, сравнивать и обобщать полученную информацию;

коммуникативные: формирование умений конструктивно обсуждать основные проблемные вопросы, обосновывать свое мнение, выражать основные мысли и идеи;

регулятивные: формирование аналитических умений и навыков, систематизации знаний.

в направлении личностного развития

развитие интереса и уважения к истории своей Родины; способности осмысливать события и явления на основе полученных знаний

формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе осмысления исторического опыта.

формирование умения слушать и вступать в диалог, понимать партнера, уметь договариваться; правильно выражать свои мысли в речи; участие в коллективном обсуждении проблем.

Используемые технологии: технология проблемного обучения, ИКТ-технология, технология критического мышления.

Оборудование: карта, художественные портреты в виде презентации Д. Доу, Ф. Крюгера..

Словарь: самодержавие, жандармерия, государственные крестьяне, бюрократизм, коррупция, цензура.

Межпредметные связи: литература (А. С. Пушкин, А. И. Фет); МХК.

Литература:

  1. Данилов А. А. История. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень. - М.: Просвещение, 2013.

  2. Пазин Р. В. История 10-11 классы. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. 400 заданий высокого уровня сложности (С4-С5): учебно-методическое пособие - Ростов н/Д: Легион, 2013.

  3. Троицкий Н. А. Россия в XIX веке. Курс лекций: Учеб. Пособие по спец. «История». - М.: Высш. Шк. , 1997. - 431 с.

Техническое оснащение:

  • компьютер,

  • интерактивная доска.







Технологическая карта урока


Деятельность учителя


Деятельность

Обучающихся



1.Организационный момент.

Организация работы

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Визуализация образа Петра I (картина И. Никитина «Петр I»)

Актуализация внимания.

Включаются в деловой режим урока.

2.Постановка учебной задачи.

Создание проблемной ситуации.

Фиксация новой учебной задачи.

Апогей самодержавия или команда не в полном порядке?Апогей самодержавия или команда не в полном порядке?

Задает вопрос обучающимся:

  • Давайте посмотрим на два портрета. Сколько людей здесь изображено? (один человек - император НиколайI)

  • Почему они не похожи друг на друга? (разные художники: Д. Доу и Ф. Крюгер, разное время)

  • Какое событие разделило жизнь Николая I на две части (восстание декабристов).

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Высказывают аргументы.

Принимают и уясняют задачу урока.

Технология проблемного обучения

3. Совместное исследование проблемы.

Актуализация опорных знаний и способов действий.

Предлагает рассмотреть коронационный портрет Николая I, выполненный Д. Доу

Апогей самодержавия или команда не в полном порядке?

Организует беседу по определению внешнего образа императора.

Предлагает сравнить внешний образ с общепринятыми фактами из его биографии:

1.Трудолюбив, педантичен и упорен.
2. Интересовался точными и естественными науками.

3.Не любил историю, литературу, философию.
4.Увлекался военно-инженерным делом. Являлся инженерным генерал-инспектором всей русской армии.
5. Был суров и испытывал пристрастие к казарменной дисциплине.
6.C детства был вовлечен в государственные дела.
7. Внимательно следил за внешней и внутренней политикой.
8. Обладал манией величия Российской Империи.
9. Своим идеалом государственного деятеля считал Петра Великого»

Подводит к предварительному выводу: какие черты характера императора, по вашему мнению, являются первейшими для государственного деятеля? Мог ли он быть хорошим, просвещенным монархом?

Подводит к новому выводу:

А. С. Пушкин высоко оценил Николая I:

«В надежде славы и добра

Гляжу вперёд я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.
Семейным сходством будь же горд;
Во всём будь пращуру подобен:
Как он, неутомим и твёрд,
И памятью, как он, незлобен»

  • Можно ли сделать однозначный вывод о личности Николая I? Поясните. Стимулирует учащихся, способствует бесконфликтному обмену мнениями.

Определяет основное направление внутренней политики Николая I - укрепление самодержавия. Схема 1.



Организует работу по соотнесению фактов и событий внутренней политики. Схема 2.


Организует работу по сравнению органов управления Российской империей до и во время правления Николая I. Схема 3



Подводит обучающихся к предварительным выводам:

  • расширила функции Собственная Его Императорского Величества канцелярия, фактически, этот орган контролировал исполнительную власть - министерства;

  • появилось министерство государственных имуществ (1837 - 183 8 гг.);

  • была ограничена роль Государственного Совета и Сената;

  • создан корпус жандармов;

  • изменены положения Табели о рангах;

  • Ужесточена цензура.

Побуждает к выводу: император укрепил свою личную власть. Многие, даже мелкие решения, принимались центральными органами власти.

Создают визуальный образ императора.

Сравнивают его с общепринятыми фактами.

Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

4. Моделирование способа решения проблемы.

Фиксация в м Ф Фиксация в существенных отношений изучаемого объекта модели иксация в существенных отношений изучаемого объекта модели одели существенных отноше Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта ний изучаемого объекта.

Воспринимают или критикуют ответы учащихся.

Сохраняют учебную задачу.

Технология критического мышления (фаза вызова)

5. Конструирование нового способа действия.

Построение основы нового способа действия.

Создает новую проблемную ситуацию:

  • Почему А. С. Пушкин написал о российском государе: «Хорош-хорош, а на тридцать лет дураков наготовил», а самой известной эпиграммой на общество стали слова: «Где вешают на вора крест, не на крест вздевают вора»?

  • С какими проблемами столкнулся император?

  • Перед нами картина А. Кившенко «Император Николай I награждает М. М. Сперанского за составление свода законов». Мы видим, какое большое значения для Николая I имело упорядочение законов Российской империи. Он очень гордился этим.

Апогей самодержавия или команда не в полном порядке?

Вопрос: Почему же Свод действующих законов государства получил оценку: «15 - томный саркофаг»? (Николай I хотел мумизировать, закрепить самодержавный государственный порядок)

Формируют обобщенные суждения, занося их в таблицу.

Участвуют в обсуждении материала.

Осуществляют контроль и самоконтроль.

Технология критического мышления (фаза осмысления содержания).

6.Переход к решению частных задач.

Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

1. Какую цель ставил перед собой император, проводя реформу государственного управления? (Укрепление самодержавной власти.)

2. Почему император пытался решать самостоятельно даже незначительные вопросы? (Несовершенство государственного аппарата, недоверие чиновникам.)

3. Были эти меры эффективны, если в первой половине 19 века государственный аппарат рос примерно в 3 раза быстрее, чем население страны? (Нет, рост бюрократического аппарата мешал эффективному государственному управлению.)

4. Почему эти меры не дали ожидаемого результата (Невозможность контролировать весь государственно-бюрократический аппарат.)

Осуществляют работу по составлению таблицы.

Слушают одноклассников; планируют и выполняют работу.

Осуществляют контроль, коррекцию, саморегуляцию.

Технология критического мышления (фаза осмысления содержания), технология проблемного обучения

7. Контроль

Качественно оценить работу класса и отдельных учащихся.

Удалось ли Николаю I добиться вершины, «апогея» самодержавного аппарата или нет?

I группа - «Апогей самодержавия»:

  1. страна избежала революции и других социальных потрясений;

  2. стабильный политический режим;

  3. частично решен крестьянский вопрос для государственных крестьян;

  4. создан свод законов Российской империи

II группа: «Команда не в полном порядке».

  1. бюрократизм;

  2. коррупция;

  3. цензура;

  4. реакция в стране;

  5. не решен крестьянский вопрос

Апогей самодержавия или команда не в полном порядке?

Работают в группах.

Корректируют свои ошибки.

Выражают свои мысли в соответствии с заданием.

Технология проблемного обучения.

8. Рефлексия

Организовать рефлексию учащихся по поводу их психологического состояния, мотивации собственной деятельности и взаимодействия с окружающими.

Организует рефлексию учащихся по поводу , мотивации собственной получения нового знания, деятельности и взаимодействия с окружающими.

  • Существует ли объективный критерий положения Российской империи в конце царствования Николая I?

Таким критерием стала Крымская война, в которой Россия потерпела неудачу. По завершении войны 21 февраля 1855 года в русских газетах появилось сообщение, явившееся полной неожиданностью не только для миллионов российских подданных, но и для всего остального мира. Это был Манифест о кончине императора.
Ф. И. Тютчев посвятил его памяти:

Не богу ты служил и не России,
Служил лишь суете своей,
И все дела твои, и добрые, и злые, -
Все было ложь в тебе, все призраки пустые:
Ты был не царь, а лицедей.

Оценивают результаты.

Рефлексируют по поводу своих действий на уроке.

Самооценка.



© 2010-2022