- Преподавателю
- История
- Технологическая карта урока Древний Египет
Технологическая карта урока Древний Египет
Раздел | История |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Хорюшина И.Г. |
Дата | 02.05.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Хорюшина Ирина Германовна, учитель истории
МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области
Предмет история
Класс -5
Автор УМК - Вигасин Годер
Тема урока- Царство Древнего Египта
Тип урока -изучение нового материала
Задачи урока
1.Из фактов истории эпохи Древнего царства Египта научить выделять
признаки цивилизации, обобщать и делать выводы о наличии этого явления в истории древних египтян. Используя понятия: города-государства, свободные граждане, рабы, царская власть, научить объяснять, как происходило образование Древнеегипетского государства.
Научить объяснять, как природные условия и развитие хозяйственной деятельности древних египтян могли повлиять на становление цивилизации Древнего Египта.
Анализируя управление в древнеегипетском обществе, научить высказывать своё оценочное мнение о деспотичной власти фараона
Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, свободные граждане и рабы, царская власть, фараон, появление иероглифической письменности). 3000 г. до н.э. - образование Древнеегипетского государства.
Планируемые результаты:
Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности
Предметные развитие умений работать с учебником ,картой , овладение понятиями
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник , карта , рабочие тетради , доска
I. Учебная проблема: почему Египет считается даром Нила?
II. Поиск решения проблемы:
1. Природные условия Египта.
Предполагаемый вывод по проблеме: наличие реки Нил позволяло египтянам выжить в условиях пустыни.
2. Что давал Нил для всех четырёх сфер общества?Предполагаемый вывод по проблеме: Нил давал всё необходимое для жизни:
В хозяйстве - воду и плодородный ил; разливы Нила способствовали освоению египтянами орошаемого земледелия.
В общественном устройстве - порядок; регулярность разливов Нила заставляла египтян вести размеренный образ жизни, где у каждого было своё дело.
В управлении - объединение племён в один народ, в одну страну, где всё подчинялось власти фараона.
В культуре - папирус, который использовали для записи своих знаний, египтяне делали из листьев тростника, произрастающего по берегам реки Нил.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент и целеполагание
2 .Мотивация | Приветствие учащихся Откройте учебник на с. 49. Давайте узнаем, чему, с точки зрения авторов, мы должны научиться, изучая раздел «Цивилизации Древнего Востока». Фиксирует на доске: Цивилизации Древнего Востока. - Что нам поможет добиться поставленных целей? - По оглавлению на с. 3 определите, какое содержание нам предстоит освоить - Проверьте, готовы ли вы овладеть умениями этого раздела. Для этого заполните таблицу на с. 49 - Обратите внимание на уровни успешности. Попробуйте справиться с заданием на необходимом уровне, а затем переходите к повышенному и максимальному уровню. - Если не удаётся выполнить задание, возникают трудности, то напишите, каких вам знаний и умений не хватает. - Давайте проверим, как вы справились с заданием. Спрашивает детей кто был в Египте ,показывает слайды и несколько слов о Египте | Приветствие детей Один из учеников читает содержание рубрики «Главное, чему необходимо научиться» (1-й абзац на с. 49). - Материал в учебнике. Класс в течение минуты читает оглавление и определяет темы, которые необходимо освоить. Дети в течение 5 минут индивидуально, самостоятельно выполняют задание в своих тетрадях или на заранее заготовленных листах.
|
Познавательные УУД 1. Выделять причины и следствия. 2. Находить в разных источниках достоверную информацию. 3. Анализировать, выделять главное. 4. Определять понятия. 5. Делать выводы. |
3. Создание проблемной ситуации. Формулиро-вание проблемы | - Первой цивилизацией Древнего Востока, с которой сегодня мы начинаем знакомиться, является Древний Египет. - Я вам предлагаю попутешествовать по карте. - Рассмотрите карту на с. 51. Что можете сказать о географическом местоположении Египта: территория, наличие рек, выходы к морям, соседние государства, племена? - Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать - Кто хочет поделиться своими мыслями? - Как же появился Египет? - Открываем с. 52. Читаем разговор главных героев. - Какой вывод сделал Антошка? Фиксирует на доске: Египет появился благодаря богу Осирису. - Читаем дальше. - Какие факты привёл Археолог? Фиксирует на доске: «Египет - дар Нила».
- Сравните вывод Антошки и факты, приведённые Археологом. - Какой у вас возникает вопрос? Вместе с учениками выбирает наиболее удачный вариант формулировки проблемы и фиксирует на доске: Почему Египет считается даром Нила ? -Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? Фиксирует на доске: Нил давал всё необходимое для жизни. |
Предполагаемый ответ учеников: - Египет находится на северо-востоке Африки в пустыне Сахара. - Вдоль всего Египта протекает река Нил, которая впадает в Средиземное море. К востоку от Египта расположено Красное море. По соседству находится Аравийский полуостров, где проживают семитские племена. Читают вслух текст от слов: «А как появился Египет…» и до слов: «…Он им был как отец». - Всему, что необходимо для жизни, египтян научил бог Осирис. Ученики вслух продолжают читать текст - слова Археолога. - Археолог заметил, что в своих песнях египтяне прославляли Нил, так как эта река давала им всё необходимое для жизни. - Благодаря чему египтяне смогли создать своё государство? - Что помогало египтянам жить в пустыне?
|
Регулятивные УУД 1. Определять цель. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность.
4. Выдвигать версии. 5. Оценивать степень и способ достижения цели.
|
4 Формирование новых знаний | - Используя словарь, объясните значение слова цивилизация как ступень развития общества. - С помощью схемы на с. 47 объясните, как меняется общество при переходе к цивилизации Другой вариант работы - предложить выполнить задание 1 из Рабочей тетради (с. 30). | Работают со словарём. Работают во фронтальном диалоге.
Письменно выполняют задание в Рабочей тетради. | Коммуникативные Умеют формулировать собственное мнение |
| - Вспомните, что такое орошаемое земледелие и как оно изменило жизнь людей. Поможет вам ответить на этот вопрос материал §6, с. 43. - Под силу ли было одной общине построить оросительную систему? Какие изменения происходят в жизни людей? - Итак, мы с вами выяснили, что при переходе от первобытности к цивилизации происходят изменения во всех сферах общ- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? Фиксирует на доске: Надо узнать природные условия Египта и посмотреть, что давал Нил для: а) хозяйства, б) общества, в) управления, г) культуры. ) Природные условия Египта. - Прочитайте текст §7, п. 1, с. 52-53 (1-й и 2-й абзацы), проанализируйте природные условия Египта, выделите среди них благоприятные и неблагоприятные для первобытных земледельцев. - Запишите ключевые слова в две колонки (см. задание 2 в Рабочей тетради): Природные условия Египта. «+» «-» В процессе ответа ученика фиксирует ключевые слова на доске в два столбика: Природные условия Египта. «+» «-» - Итак, мы с вами проанализировали природные условия Египта. Сделайте вывод о роли реки Нил. - Но река Нил имела свои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей. - Как египтяне приспособились к таким природным условиям? Как это повлияло на их жизнь? - Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
2) Что давал Нил для всех четырёх сфер общества? - Используя п. 2, докажите, что египтяне взошли на ступень цивилизации. Для этого найдите для каждой сферы соответствующие факты Можно организовать проверку по парам: например, одна пара приводит признаки цивилизации в хозяйстве, другая - в управлении и т.д Фиксирует ключевые слова в схеме «Цивилизация Египта»: Хозяйство - орошаемое земледелие. Деление - общественные группы (граждане общин, правитель-вождь, знатные помощники, воины-охранники, рабы). Управление - царь нома. Культура - иероглифы |
Ответы детей
Надо узнать, что давал Нил египтянам во всех сферах общества
Дети в течение 3 минут индивидуально, самостоятельно читают текст на с. 52-53.
Записывают ключевые слова в два столбика.
- Благодаря реке Нил египтяне могли заниматься земледелием. - Египтяне научились строить преграды - дамбы, бассейны, отводные каналы, чтобы подвести воду к полям. Одному племени было не под силу справиться с такими работами. Египтяне сливаются в единый народ, а долина и дельта Нила превращаются в одну страну - Египет. - Река Нил давала возможность племенам, проживающим на этой территории, заниматься земледелием и объединиться в единый народ, в единую страну - Египет.
Ответы детей |
Коммуникативные Умение задавать вопросы
Коммуникативные Умение правильно излагать свои мысли |
Выражение решения проблемы.
| - Какой ещё один признак цивилизации мы не назвали? - Давайте с вами вспомним признаки государства и попробуем найти их в устройстве Древнего Египта. - Я вам буду называть признак государства, а вы попробуйте найти его в схеме на с. 56. Учитель либо называет признак, либо демонстрирует признак в виде опорного сигнала на доске. Признаки государства: 1. Организация управления обществом, людьми, проживающими на одной территории. 2. Аппарат управления (правители-чиновники). 3. Система законов (право). 4. Армия для защиты границ. 5. Сбор налогов с населения. - Какие ещё факты доказывают, что у египтян сложилось своё государство? Найдите их в тексте на с. 55-56. Фиксирует на доске: 3000 г. до н.э. - создание объединённого египетского царства. - Рассмотрите внимательно стрелки в схеме (с. 56.) Используя условные знаки на с. 6, сравните власть фараона и вождя племени в схеме (с. 36). Что заметили?
- Найдите в тексте параграфа объяснение слова деспотия. - Как вы считаете, на чём основано утверждение, что власть фараона - это деспотия? - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
- Чьи версии подтвердились?
|
Ученики соответственно признаку находят нужные названия в схеме на с. 56. - Египтяне жили в долине Нила, образуя номы. - Фараон, правители номов, жрецы, писцы, верховный чиновник, ведомства. - Фараон сам издавал законы. - Армия. - Ведомство сбора налогов. - Жизнь египтян была сосредоточена вдоль линии течения реки Нил. Самостоятельно работают с текстом на с. 55-56, зачитывают ключевые слова.
Работа детей в парах - Власть фараона сильно отличается от власти вождя племени. Если вождь племени должен был советоваться и принимать все важные решения вместе с советом старейшин, то фараон сам принимал законы. - Вождя племени выбирало народное собрание, фараон сам назначал и руководил чиновниками. Любой приказ фараона считался волей богов. Высказывают своё мнение, подтверждая словами из текста (c. 56-57).
Примерный вывод по проблеме: - Египет считают даром Нила, так как благодаря природным особенностям этой местности, разливам реки Нила египтяне научились строить оросительные сооружения, что заставило племена слиться в единый народ и создать своё государство. - Подтвердилась версия о том, что Нил давал всё необходимое для жизни во всех сферах общества. - О том, как египтяне создали своё государство.
|
Коммуникативные Умение приходить к общему решению
Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. 2. Осознавать себя гражданином России
|
5.Применение новых знаний .
6.Рефлексия
7. Домашнее задание
| Можно выполнить задание 3 из Рабочей тетради, с. 31. Задание 6 на с. 32. - Какие порядки в Древнем Египте неприменимы в жизни современного человека?
-- Что нового мы сегодня узнали на уроке? Кому было интересно на уроке -Захотелось ли вам там побывать - Рассмотрите иллюстрации к §8. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на следующем уроке? - Дома прочитайте §8 и проверьте свои предположения. - Чтобы усвоить и понять следующую тему, ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».
| Самостоятельно выполняют задания из Рабочей тетради. Аргументированно высказывают своё мнение.
Можно использовать цвета жетоны
|
|