Технологическая карта урока Древний Египет

Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД

Хорюшина Ирина Германовна, учитель истории

МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А. Жаркова г. Яранска Кировской области

Предмет история

Класс -5

Автор УМК - Вигасин Годер

Тема урока- Царство Древнего Египта

Тип урока -изучение нового материала

Задачи урока

1.Из фактов истории эпохи Древнего царства Египта научить выделять

признаки цивилизации, обобщать и делать выводы о наличии этого явления в истории древних египтян. Используя понятия: города-государства, свободные граждане, рабы, царская власть, научить объяснять, как происходило образование Древнеегипетского государства.

Научить объяснять, как природные условия и развитие хозяйственной деятельности древних египтян могли повлиять на становление цивилизации Древнего Египта.

Анализируя управление в древнеегипетском обществе, научить высказывать своё оценочное мнение о деспотичной власти фараона

Обязательный минимум содержания: переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, свободные граждане и рабы, царская власть, фараон, появление иероглифической письменности). 3000 г. до н.э. - образование Древнеегипетского государства.

Планируемые результаты:

Личностные воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности

Предметные развитие умений работать с учебником ,картой , овладение понятиями

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, поисковый

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Средства обучения: проектор, презентация, учебник , карта , рабочие тетради , доска

I. Учебная проблема: почему Египет считается даром Нила?

II. Поиск решения проблемы:

1. Природные условия Египта.

Предполагаемый вывод по проблеме: наличие реки Нил позволяло египтянам выжить в условиях пустыни.

2. Что давал Нил для всех четырёх сфер общества?Предполагаемый вывод по проблеме: Нил давал всё необходимое для жизни:

В хозяйстве - воду и плодородный ил; разливы Нила способствовали освоению египтянами орошаемого земледелия.

В общественном устройстве - порядок; регулярность разливов Нила заставляла египтян вести размеренный образ жизни, где у каждого было своё дело.

В управлении - объединение племён в один народ, в одну страну, где всё подчинялось власти фараона.

В культуре - папирус, который использовали для записи своих знаний, египтяне делали из листьев тростника, произрастающего по берегам реки Нил.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент и целеполагание











2 .Мотивация

Приветствие учащихся

Откройте учебник на с. 49. Давайте

узнаем, чему, с точки зрения авторов,

мы должны научиться, изучая раздел

«Цивилизации Древнего Востока».

Фиксирует на доске:

Цивилизации Древнего Востока.

- Что нам поможет добиться поставленных целей?

- По оглавлению на с. 3 определите,

какое содержание нам предстоит

освоить

- Проверьте, готовы ли вы овладеть

умениями этого раздела. Для этого заполните таблицу на

с. 49

- Обратите внимание на уровни

успешности. Попробуйте справиться

с заданием на необходимом уровне, а

затем переходите к повышенному и

максимальному уровню.

- Если не удаётся выполнить задание, возникают трудности, то напишите, каких вам знаний и умений не

хватает.

- Давайте проверим, как вы справились с заданием.

Спрашивает детей кто был в Египте ,показывает слайды и несколько слов о Египте

Приветствие детей

Один из учеников читает содержание рубрики «Главное, чему необходимо научиться» (1-й абзац на с. 49).

- Материал в учебнике.

Класс в течение минуты читает

оглавление и определяет темы, которые необходимо освоить.

Дети в течение 5 минут индивидуально, самостоятельно выполняют

задание в своих тетрадях или на заранее заготовленных листах.




Познавательные УУД

1. Выделять причины и следствия.

2. Находить в разных источниках достоверную информацию.

3. Анализировать, выделять главное.

4. Определять понятия.

5. Делать выводы.

3. Создание проблемной ситуации. Формулиро-вание проблемы

- Первой цивилизацией Древнего Востока, с которой сегодня мы начинаем знакомиться, является Древний Египет.

- Я вам предлагаю попутешествовать по карте.

- Рассмотрите карту на с. 51. Что можете сказать о географическом местоположении Египта: территория, наличие рек, выходы к морям, соседние

государства, племена?

- Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать

- Кто хочет поделиться своими мыслями?

- Как же появился Египет?

- Открываем с. 52. Читаем разговор

главных героев.

- Какой вывод сделал Антошка?

Фиксирует на доске:

Египет появился благодаря богу

Осирису.

- Читаем дальше.

- Какие факты привёл Археолог?

Фиксирует на доске:

«Египет - дар Нила».


- Сравните вывод Антошки и факты, приведённые Археологом.

- Какой у вас возникает вопрос?

Вместе с учениками выбирает наиболее удачный вариант формулировки проблемы и фиксирует на доске:

Почему Египет считается даром Нила ?

-Какие у вас есть предположения,

версии решения проблемы?

Фиксирует на доске:

Нил давал всё необходимое для жизни.


Предполагаемый ответ учеников:

- Египет находится на северо-востоке Африки в пустыне Сахара.

- Вдоль всего Египта протекает река

Нил, которая впадает в Средиземное море. К востоку от Египта расположено Красное море. По соседству находится Аравийский полуостров, где проживают семитские племена.

Читают вслух текст от слов:

«А как появился Египет…» и до слов:

«…Он им был как отец».

- Всему, что необходимо для жизни,

египтян научил бог Осирис.

Ученики вслух продолжают читать текст - слова Археолога.

- Археолог заметил, что в своих песнях египтяне прославляли Нил, так как эта река давала им всё необходимое для жизни.

- Благодаря чему египтяне смогли

создать своё государство?

- Что помогало египтянам жить в пустыне?






Регулятивные УУД

1. Определять цель.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.










4. Выдвигать версии.

5. Оценивать степень и способ достижения цели.


4 Формирование новых знаний

- Используя словарь, объясните значение слова цивилизация как ступень развития общества.

- С помощью схемы на с. 47 объясните, как меняется общество при переходе к цивилизации

Другой вариант работы - предложить выполнить задание 1 из Рабочей тетради

(с. 30).

Работают со словарём.

Работают во фронтальном диалоге.


Письменно выполняют задание в Рабочей тетради.

Коммуникативные

Умеют формулировать собственное мнение


- Вспомните, что такое орошаемое земледелие и как оно изменило жизнь людей.

Поможет вам ответить на этот вопрос материал §6, с. 43.

- Под силу ли было одной общине построить оросительную систему?

Какие изменения происходят в жизни людей?

- Итак, мы с вами выяснили, что при переходе от первобытности к цивилизации происходят изменения во всех сферах общ- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Фиксирует на доске:

Надо узнать

природные условия Египта и посмотреть,

что давал Нил для:

а) хозяйства,

б) общества,

в) управления,

г) культуры.

) Природные условия Египта.

- Прочитайте текст §7, п. 1, с. 52-53 (1-й и 2-й абзацы), проанализируйте природные условия Египта, выделите среди них благоприятные и неблагоприятные для первобытных земледельцев.

- Запишите ключевые слова в две колонки (см. задание 2 в Рабочей тетради):

Природные условия Египта.

«+» «-»

В процессе ответа ученика фиксирует ключевые слова на доске в два

столбика:

Природные условия Египта.

«+» «-»

- Итак, мы с вами проанализировали природные условия Египта. Сделайте вывод о роли реки Нил.

- Но река Нил имела свои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов, и вода уходила с полей.

- Как египтяне приспособились к таким природным условиям? Как это

повлияло на их жизнь?

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?


2) Что давал Нил для всех четырёх

сфер общества?

- Используя п. 2, докажите, что египтяне взошли на ступень цивилизации. Для этого найдите для каждой сферы соответствующие факты

Можно организовать проверку по парам: например, одна пара приводит признаки цивилизации в хозяйстве, другая -

в управлении и т.д

Фиксирует ключевые слова в схеме

«Цивилизация Египта»:

Хозяйство - орошаемое земледелие.

Деление - общественные группы

(граждане общин, правитель-вождь,

знатные помощники, воины-охранники, рабы).

Управление - царь нома.

Культура - иероглифы


Ответы детей


Надо узнать, что давал Нил египтянам во всех сферах общества



Дети в течение 3 минут индивидуально, самостоятельно читают текст на

с. 52-53.


Записывают ключевые слова в два столбика.


- Благодаря реке Нил египтяне могли заниматься земледелием.

- Египтяне научились строить преграды - дамбы, бассейны, отводные каналы, чтобы подвести воду к полям. Одному племени было не под силу справиться с такими работами. Египтяне сливаются в единый народ, а долина и дельта Нила превращаются в одну страну - Египет.

- Река Нил давала возможность племенам, проживающим на этой

территории, заниматься земледелием и объединиться в единый народ, в единую страну - Египет.




Ответы детей




Коммуникативные

Умение задавать вопросы







Коммуникативные

Умение правильно излагать свои мысли


















Выражение решения проблемы.






- Какой ещё один признак цивилизации мы не назвали?

- Давайте с вами вспомним признаки государства и попробуем найти их

в устройстве Древнего Египта.

- Я вам буду называть признак государства, а вы попробуйте найти его в схеме на с. 56.

Учитель либо называет признак, либо демонстрирует признак в виде опорного сигнала на доске.

Признаки государства:

1. Организация управления обществом, людьми, проживающими на одной территории.

2. Аппарат управления (правители-чиновники).

3. Система законов (право).

4. Армия для защиты границ.

5. Сбор налогов с населения.

- Какие ещё факты доказывают, что

у египтян сложилось своё государство? Найдите их в тексте на с. 55-56.

Фиксирует на доске:

3000 г. до н.э. - создание объединённого египетского царства.

- Рассмотрите внимательно стрелки

в схеме (с. 56.) Используя условные

знаки на с. 6, сравните власть фараона и

вождя племени в схеме (с. 36). Что заметили?





- Найдите в тексте параграфа объяснение слова деспотия.

- Как вы считаете, на чём основано

утверждение, что власть фараона -

это деспотия?

- Какой ответ на основной вопрос

урока мы можем дать?




- Чьи версии подтвердились?




Ученики соответственно признаку

находят нужные названия в схеме на

с. 56.

- Египтяне жили в долине Нила, образуя номы.

- Фараон, правители номов, жрецы,

писцы, верховный чиновник, ведомства.

- Фараон сам издавал законы.

- Армия.

- Ведомство сбора налогов.

- Жизнь египтян была сосредоточена вдоль линии течения реки Нил.

Самостоятельно работают с текстом

на с. 55-56, зачитывают ключевые слова.


Работа детей в парах

- Власть фараона сильно отличается от власти вождя племени. Если вождь племени должен был советоваться и принимать все важные решения вместе с советом старейшин,

то фараон сам принимал законы.

- Вождя племени выбирало народное

собрание, фараон сам назначал и руководил чиновниками. Любой приказ фараона считался волей богов.

Высказывают своё мнение, подтверждая словами из текста

(c. 56-57).



Примерный вывод по проблеме:

- Египет считают даром Нила, так

как благодаря природным особенностям этой местности, разливам реки Нила египтяне научились строить

оросительные сооружения, что заставило племена слиться в единый

народ и создать своё государство.

- Подтвердилась версия о том, что Нил давал всё необходимое для жизни во всех сферах общества.

- О том, как египтяне создали своё

государство.











Коммуникативные

Умение приходить к общему решению






Личностные УУД

1. Оценивать свои и чужие поступки.

2. Осознавать себя гражданином России








5.Применение новых знаний .




6.Рефлексия


7. Домашнее задание







Можно выполнить задание 3 из Рабочей тетради, с. 31.

Задание 6 на с. 32.

- Какие порядки в Древнем Египте неприменимы в жизни современного человека?


-- Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Кому было интересно на уроке

-Захотелось ли вам там побывать

- Рассмотрите иллюстрации к §8.

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на следующем уроке?

- Дома прочитайте §8 и проверьте свои предположения.

- Чтобы усвоить и понять следующую тему, ответьте на вопросы из раздела «Вспоминаем то, что знаем».





Самостоятельно выполняют задания из Рабочей тетради.

Аргументированно высказывают своё мнение.



Можно использовать цвета

жетоны





















© 2010-2022