Урок по истории для 5 класса по теме «Страна двух рек»

Урок изучения нового материала, позволяющий ознакомить учащихся с природой и населением Междуречья, с условиями и причинами возникновения второй древнейшей цивилизации. "Урок позволяет объяснить значение слов: зиккурат, клинопись, шумеры.Страна Междуречье расположена к северо-востоку от Египта, где протекают две великие реки-Тигр и Евфрат.Главные богатства этой страны- глина, тростник и финиковая пальма. Города в Южном Междуречье возникли 5 тысяч лет назад. Для проведения урока используются ра...
Раздел История
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по Всеобщей истории в 5 классе.

.

Тема урока: Страна двух рек.

Форма урока: диалог-беседа.

Цель: Знакомство с древним государством -Междуречье.

Задачи: Формировать знания о процессе создания древнего государства на берегах рек Тигр и Евфрат;

Развивать умения учащихся анализировать, сравнивать, делать выводы, работать по карте, отвечать кратко на проблемные вопросы;

Воспитывать у учеников чувство толерантности и интерес к предмету.

Оборудование урока: Карта «Древний Восток. Египет и Передняя Азия» тетради.

Х О Д У Р О К А.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного материала.

Мозговой штурм по вопросам:

- Все, что знаем о Египте. ( Учащиеся отвечают по очереди по одному предложению, но каждое последующее предложение должно быть связано по смыслу с предыдущим, повествование останавливается на том месте, где удобнее всего перейти к теме о Междуречье).

(Опрос учащихся продолжается не более 10 минут.)

3.Изучение нового материала.

1) Учитель сообщает о том, что есть такая страна, которая по природно-климатическим особенностям очень похожа на Египет.

Предлагает, по карте отправиться в эту страну. (Сообща через Синайский п/о, вдоль побережья Средиземного моря, по Аравийскому полуострову попадают на берег реки Евфрат).

2) Попросив внимательно рассмотреть карту, учитель предлагает учащимся ответить на вопрос их раздаточного материала:

-Предположите, какой народ, и у какой реки оказался, проанализировав обрывок беседы путешественников: «Да это же река течет наоборот!» (Учащиеся дают ответ, что это египтяне и оказались на берегах реки Евфрат).

3) Объявляется тема урока: «Страна двух рек», акцентируется внимание на том, что эта территория так называется потому, что расположена по течению двух рек.

-Тема урока записывается в тетради;

- задается вопрос: « Как бы вы еще назвали эту страну?»

-получаем ответы, выбираем тот, который соответствует. ( Междуречье)

4)Сообщение учителя на тему «Страна двух рек».

Обращается внимание учащихся на то, что много сходства с Египтом, учащимся предлагается самим назвать, сходства которые могут быть: разливы рек, отсутствие дерева, камня, плодородная земля и т.д.

5)Чтение вслух текста из учебника: « Города из глиняных кирпичей»,

Работа по карте: показ городов Ур, Урук.

4.Закрепление знаний, полученных на уроке.

Предлагается игра.

Условие игры: Задается вопрос если дети согласны то хлопают, если не согласны - топают. (Игра в тоже время заменяет физкультминутку.)

Вопросы:

1.Междуречие иначе называется Двуречье. (Да)

2.Двери у бедняков были деревянные. (Нет.)

3.Ур и Урук это название рек. (Нет.)

4.Бога солнца звали Шамаш. (Ответ предлагается найти в 3 пункте параграфа). (Да)

5.Клинопись- это узоры на посуде. (Нет.)

6.В природно - климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. (Да.)

5. Пополнение знаний по изученному материалу.

Учитель читает текст: Первыми жителями Южного Междуречья (один по желанию, показывает на карте Южное Междуречье) были шумеры. На глиняных табличках, которым без малого четыре тысячи лет (обращается внимание на возраст табличек, а значит и на возраст государства), ученые прочитали шумерские пословицы и поговорки. Вот, например, «нытик», вечно жалующийся на свою судьбу, любил поговорку:

Я родился в злосчастный день. ( Анализ пословицы.)

В ряде поговорок и пословиц проявляется отношение шумеров к войне и миру.

С одной стороны, постоянно готовясь к войне, казалось, была необходима, чтобы выжить. Шумеры говорили:

Если страна плохо вооружена,

Враг всегда будет стоять у ворот.

Но, с другой стороны, шумерам была очевидна бессмысленность войн, а также тот факт, что враг в долгу не останется:

Ты идешь завоевывать землю врага,

Враг приходит, завоевывает твою землю.

6. Обобщение изученного материала.

7.Домашнее задание:

Параграф 8 .

Дополнительное задание: выполнить задания № 1-4 в рабочей тетради

8. Итог урока. Выставление оценок.


© 2010-2022