Конспект открытого урока на тему Советская внешняя политика и Коминтерн (11 класс)

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов им. М.В. Ломоносова городского округа Самара

Конспект открытого урока в 11 классе

Учитель истории и обществознания: Малышева Татьяна Васильевна

Тема: Советская внешняя политика и Коминтерн.

Программное содержание: «Капиталистическое окружение». Противоречивые цели внешней политики: курс на мировую революцию при одновременном стремлении включиться в систему международных отношений. Официальная дипломатия и выход Советской России из международной изоляции. «Полоса признания» СССР. Укрепление внешнеполитических позиций СССР как миротворческой силы. Политика Коминтерна, как вторая, неофициальная линия внешней политики СССР.

Тип урока: Комбинированный урок.

Форма урока: Проблемный урок в технологии личностно-ориентированного обучения.

Задачи:

  • Определить международное положение страны в рассматриваемый период;

  • Выявить особенности внешней политики СССР в 20-е годы;

  • Дать характеристику основных политических деятелей данного периода;

  • Сформировать у учащихся собственное суждение о личностях данного периода;

  • Охарактеризовать роль Коминтерна во внешней политике СССР;

  • Обеспечить усвоение учащимися основных понятий темы;

  • Учить учащихся выявлять исторические аналогии, формировать личные оценки происходящих событий;

  • Учить формулировать и отстаивать свою точку зрения по любому вопросу.

Основные понятия: международная изоляция, принцип мирного сосуществования, принцип пролетарского интернационализма, «полоса признания», «план Дауэса», Локарнские соглашения, пакт Бриана-Келлога, «рабочие правительства».

Основные даты: 1922, 1924, 1927, 1929.

Персоналии: В.И. Ленин, Г.В. Чичерин, М.М. Литвинов, Сунь Ятсен, Чан Кайши.

Оборудование урока: Учебник: Левандовский А.А. История России, ХХ - начало ХХI века: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. - м.: Просвещение, 2007, видеофрагмент «Генуэзская конференция»,

План изучения нового материала:

  1. Цели СССР в области межгосударственных отношений.

  2. Официальная дипломатия и политика Коминтерна.

Ход урока:

  1. Повторение изученного материала.

Учащиеся получают задания разного уровня сложности, отражающие их индивидуальные особенности (уровень обучаемости)

1 задание - высокий уровень сложности - карточка № 1.

2 задание - средний уровень сложности - карточка № 2.

3 задание - низкий уровень сложности - тестовое задание.

С 1922 г. И.В. Сталин занимал пост:

А) председателя Совнаркома (СНК)

Б) Генерального секретаря ЦК РКП(б)

В) наркома иностранных дел

Г) Председателя ВЦИК

2) В 1922 г. начался судебный процесс над

А) эсерами

Б) меньшевиками

В) левыми коммунистами

Г) представителями «правой оппозиции»

3) Российская компартия переименована во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков) - ВКП(б) в

А) 1922 г.

Б) 1923 г.

В) 1925 г.

Г) 1927 г.

4) Дискуссия с «новой оппозицией» во главе с Г.Е. Зиновьевым и Л.Б. Каменевым началась в

А) 1923 г.

Б) 1925 г.

В) 1926 г.

Г) 1927 г.

5) В состав новой «объединенной оппозиции вошли:

А) Л.Д. Троцкий, Г.Е. Зиновьев, Л.Б. Каменев

Б) И.В. Сталин, Л.Д. Троцкий, Н.И. Бухарин

В) Н.И. Бухарин, С.М. Киров, К.Е. Ворошилов

Г) Н.И. Бухарин, А.И. Рыков, Г.Л. Пятаков

6) Тезис о «возможности построения социализма в одной стране» выдвинул:

А) Л.Д. Троцкий

Б) И.В. Сталин

В) Н.И. Бухарин

Г) В.И. Ленин




  1. Постановка учебной задачи. Объявление темы урока.

Обращает внимание на тему урока.

Проблемное задание: « С одной стороны, в середине 20-х годов утвердилась сталинская установка на «возможность построения социализма в одной стране». С другой стороны, лидеры ВКП(б) не отказались от идеи подготовки мировой революции. Возникает вопрос: Как то и другое совмещалось во внешней политике СССР в 20-е годы?

Записывают тему урока и проблемный вопрос.



  1. Изучение нового материала

Цели СССР в области межгосударственных отношений

Проблемное изложение

Советская Россия после революции находилась в своеобразной дипломатической блокаде.

- Как вы думаете, какие основные задачи стояли перед Советской Россией на внешнеполитическом направлении?

Обобщение учителя: Главными задачами советской внешней политики в 1920- е годы стало обеспечение международного признания новой власти и создание мирных условий для внутренних преобразований в стране.

И здесь существовали противоречия. Основными противоречиями стало то, что реальная внешняя политика строилась с учетом не только национальных интересов страны, но и идеологических догм. С одной стороны Москва была заинтересована в налаживании с капиталистическими странами взаимовыгодного внешнеполитического и делового сотрудничества (понятие: принцип мирного сосуществования); с другой стороны - открыто провозглашала свою приверженность принципу пролетарского интернационализма (объяснение понятия). В 1919 г. был создан Коминтерн (работа с понятием). Главной задачей Коминтерна являлась поддержка коммунистического движение и формирование предпосылок для победы в этих государствах мировой пролетарской революции. На решение этих задач уходили огромные средства из госбюджета РСФСР, а затем и СССР.

Таким образом, во внешней политике Советской России выделилось два направления:

  1. Официальная дипломатия

  2. Политика Коминтерна

2.Официальная дипломатия и политика Коминтерна

- рассказ учителя о Генуэзской конференции

А) Сравнительный анализ внешней политики СССР (Сравнительная таблица)

Задание: Заполнить таблицу «Основные направления внешней политики СССР»

Вопросы:

  1. Какую оценку дала Москва «Плану Дауэса» и «Локарнским соглашениям»? Почему? Каковы последствия данной оценки? Какова ваша оценка?

  2. С какими странами были заключены договоры в 1925-1927 гг.? Какое значение придавали данным договорам в Москве? Каково ваше мнение?

  3. Какие факты, по-вашему мнению, свидетельствуют о том, что СССР получил официальное признание на мировой арене?

Обобщение: Запад не признавал Советскую Россию после революции. Задача официальной дипломатии было - прорыв изоляции СССР на международной арене. Созыв Генуэзской конференции должен был примирить позиции сторон, однако этого не произошло.

Просмотр видеофрагмента «Генуэзская конференция»

Б) Проблемное изложение.

Но советской делегации удалось убедить германскую делегацию заключить двусторонний договор, в основе которого лежал отказ от взаимных претензий и установление дипломатических отношений.

Как вы думаете, почему Германия согласилась подписать такой договор?





Изначально приоритет во внешней политике СССР долгое время оставался за Германией. Вслед за Германией и другие западные страны начали налаживать контакт с СССР. В 1924 г. СССР признали Англия, Италия, Франция, Швеция, Дания, Австрия, Греция. В этом же году подписаны договоры с Мексикой, Китаем. А в 1925 г. с Японией.

С чем, по вашему мнению, связано изменение отношения стран Запада к СССР?







В свою очередь, расширение экономических и политических связей с миром использовалось Коминтерном в своих целях. (Факты о высылке советского посла из Франции, поддержке Коминтерном забастовки английских рабочих в мае 1926 г., о разрыве дипломатических отношений с Китаем в 1929 г.)

Как можно оценить Советскую внешнюю политику в 1920-е годы? Справилась ли советская дипломатия, по вашему мнению, с поставленными задачами?

Высказывают свое личное мнение.

Обеспечение международного признания новой власти и создание мирных условий для внутренних преобразований в стране.





-сообщение учащихся о Г.В. Чичерине (презентация)

-Учащиеся делятся на 2 группы.

Задание 1 группы - прочитать § 19, п.2, обсудить и заполнить графу таблицы «Официальная дипломатия».

Задание 2 группы - прочитать § 19, п.3, обсудить и заполнить графу таблицы «Политика Коминтерна»




Отвечают на вопросы. Высказывают личное мнение.

Запись дат.


Оценка видеофрагмента

Запись: 1922 г. - Генуэзская конференция

Запись: 1922 г. - Раппальский договор

Примерный ответ:

Германия после Первой мировой войны оказалась в международной изоляции, как и Советская Россия. Этот договор ее полностью устраивал.

Примерный ответ:

Это было связано с тем, что российский рынок оказывался бы для них закрытым. Так же СССР с каждым годом набирал политический вес.

Запись:

1929 г. - разрыв дипломатических отношений с Китаем



Возможны различные точки зрения учащихся.



  1. Подведение итогов

Рассмотрев все перипетии внешней политики советского государства в 1920-е годы, мы можем ответить на вопрос, поставленный в начале урока.

Вывод: В начале 1920-х годов Советская Россия была изолирована практически от всех международных процессов. Задача советского правительства - выйти из данной изоляции, что и было достигнуто к концу 1920-х годов. Международная изоляция была преодолена, мирные условия для планов реконструкции экономики страны были достигнуты. Советский Союз постепенно укреплял свои позиции на мировой арене. Однако, внешняя политика СССР носила двойственный характер, поэтому отношения с зарубежными государствами развивались неравномерно. Стоит отметить, что с годами наблюдается ослабление классово-идеологического направления внешней политики и укрепление ориентации на мирное сосуществование с зарубежными государствами.

Ответы учащихся.



  1. Д/з: § 19, даты, понятия, вопросы 1-4, задание 6.

© 2010-2022