Конспект урока по истории средних веков на тему Столетняя война (6 класс)

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Столетняя война».


Цель урока: определить значение Столетней войны в истории Франции.

Задачи урока:

Обучающие: рассмотреть причины, особенности, основные события и результаты Столетней войны между Францией и Англией, раскрыть подвиг Жанны д`Арк и показать его значение в истории Франции.

Развивающие: формирование умений работать с исторической картой, выявлять информацию из текста учебника, анализировать и сравнивать информацию, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: на примере подвига Жанны д`Арк воспитывать чувство уважения к самоотверженной борьбе французского народа за свою независимость и чувство неприятия войны, как способа решения спорных международных вопросов.

Оборудование: Учебник: Агибалова Е.В, Донской Г.М. История средних веков. 6 класс. М.: Просвещение, 2013.; карта «Англия и Франция во время Столетней войны», презентация, компьютер, проектор.

Тип урока: урок открытия нового материала.


  1. Оргмомент. Ребята, сегодня мы с вами проведём необычный урок. Сегодня мы с вами совершим путешествие в прошлое.

Знай историю, мой друг,

Она - наука всех наук.

Чтобы будущее знать,

Надо в прошлом побывать.

  1. Актуализация знаний.

  • Назовите и покажите на карте две страны периода Средневековья о которых мы с вами говорили на прошлых уроках? (Англия и Франция). (работа с картой).

  • Чем прославился в истории Франции король Филипп IV Красивый? (Расширял королевские владения: присоединил графства Шампань и Наварру, а так же прибег к порче королевской монеты).

  • С какого времени и почему на территории Франции находились владения английского короля? (С 1066 года началось заваевание Англии герцегом Нормандии Вильгельмом, потомком норманов и северных французов. После прекращения старой династии в Англии он предъявил права на королевский престол).

Итак, мы с вами выяснили, что история государств Англии и Франции тесно связаны между собой. Пути их развития различные, но было и общее - цели правителей и средства их достижения.



  1. Изучение нового материала.

Из книги Жана Жуэнвиля, маршала Шампани. «О святых речах и добрых делах Людовика Святого» о событиях 1248-1254 годов.

« ... Мир, который он (король Франции) заключил с королем Англии, заключил он против желания своего Совета, который заявлял ему: "Сир, нам кажется, что вы теряете землю, которую даете королю Англии, ибо он не имеет на нее прав: ведь его отец потерял ее по суду". (В 1202 году Иоанн Безземельный как вассал французского короля судом французских пэров был лишен своих французских владений.) На это король ответил, что ... есть основательная причина дать ему землю. Ведь мы женаты на сестрах, и наши дети - двоюродные братья; поэтому подобает быть миру между нами. Для меня же в мире с королем Англии - великая честь, ибо он становится моим человеком, кем бы он ни был раньше ... » .

  1. О каких двух странах идёт речь в данном историческом источнике?

  2. Судя по фактам, изложенным в этом отрывке, какие были отношения между королями Англии и Франции в середине 13 века?

А теперь откройте, пожалуйста, карту «Франция в 11-12 веках» в учебнике на стр.154

Вопросы:

  1. Что такого необычного было на территории Франции? ( находились английские владения во Франции).

  2. Как вы думаете, Франция была довольна расположением на её собственной территории английских владений?

  3. Раз она была недовольна, какие отношения могли сложиться между этими государствами?

  4. И во что могли перерасти такие отношения?

1 слайд. Итак, тема нашего урока - война между Францией и Англией. Эта война получила название «Столетняя война».

Давайте подумаем, что мы узнаем сегодня на уроке? (Даты войны, причины войны, сражения, итог войны).

Давайте поработаем с текстом учебника на стр. 167. Найдите в тексте учебника повод и причины войны. Запишите найденные ответы в памятке-таблице «Изучение истории войны».

2 слайд. Причины войны:

  1. Французский король стремился отвоевать у Англии Аквитанию.

  2. Стремление обеих стран контролировать богатые города Фландрии.

Повод:

  1. Претензии короля Англии на корону Франции. Ученики сами находят ответы в тексте учебника.

А теперь, чтобы узнать готовность стран к войне, мы должны познакомиться с состоянием английской и французской армии. Поработаем в парах. Открываем учебник на стр. 167-168 пункт 2. Армии двух сторон.

Рабочий лист №1. Армии двух стран.Сравнение


Англия

Франция

Состав армий

Командовал сам король.

Рыцарская конница.

Многочисленная пехота из свободных крестьян, вооруженные арбалетами.

Рыцарские отряды, возглавляемые сеньорами.

Пехота состояла из чужеземных наёмников.

Дисциплина

дисциплинированная


Рыцари не признавали дисциплины

Согласованность

действий

Полностью подчинялись командующему - королю.


В бою рыцари действовали самостоятельно и старались выделиться личной доблестью. Рыцари относились к пехотинцам с презрением.

Физкультминутка.

Встали ровненько, ребята,

Пошагали как солдаты.

Влево, вправо наклонись,

На носочках потянись.

Помаши кистями дружно,

И садись, работать нужно.

Скажите, пожалуйста, какая страна была лучше подготовлена к войне? Почему?

Запишите данные в памятке-таблице «Изучение истории войны».

3 слайд. Работа по картине, какое войско французское, а какое - английское?

Откройте карту на стр. 154. Найдите на карте, какой пролив между Англией и Францией?

Располагая сильным, флотом английское войско переправилось через пролив Ла-Манш.

4 слайд. Найдите, пожалуйста, в каких сражениях французская армия потерпела поражения, и запишите в памятке-таблице. На настенную карту вешают эти даны (приготовленные заранее даты).

Сражения.

1 этап. 1337-1360.

1340 г. - морское сражение у берегов Фландрии при Слейсе.

Захватили Нормандию.

1346 г. - сражение у дер. Креси. Англия контролировала Фландрию.

1356г. - битва у г. Пуатье.

5 слайд. 1360г. - перемирие.

Подумайте, какие реформы мог провести французский король, чтобы сделать сильной французскую армию? 6 слайд

2 этап. 1369-1396 гг.

К 1380 г. французы почти полностью вытеснили англичан с юга Франции.

1396 г. перемирие.

Союз Англии с герцогом Бургундским.

3 этап. 1415-1424гг.

1415 - сражение у деревни Азенкур. Французы потерпели поражение.

Англичане заняли большую часть Франции, вошли Париж.

Умер французский король. Английский король Генрих (младенец) объявлен французским королём.

Наследник престола Карл VII.

Угроза независимости Франции. В стране разгоралась партизанская война.

4 этап. 1428-1453 гг.

Осада Орлеана 1428-1429 гг. Под Орлеаном решалась судьба Франции.

В марте 1929 г. к наследнику Карлу VII явилась никому не известная девушка. Звали её Жанна д Арк. 7 слайд.

Сообщение «Жанна д Арк - народная героиня французского народа» (сообщение ученика).

Слайды 8-9-10. Работа по картинам.

1453 - сдался город Бордо в Аквитании. Победа французов.

Слайд 11-12. Итоги войны.

У англичан остался порт Кале.

Почему Франция одержала победу в войне? Со стороны Франции война носила освободительный характер, а со стороны Англии - захватнический. Весь французский народ поднялся против англичан для освобождения Родины.

Рефлексия.

Самым интересным было…

У меня получилось….

У меня не получилось…

Что хотелось бы узнать…

Закрепление. Игра «Да-нет».


  1. Поводом к Столетней войне стало стремление Франции отвоевать у Англии Аквитанию. (нет)

  2. Английская армия была лучше готова к ведению войны. (да)

  3. Эдуардом «Черным принцем» называли английского короля. (да)

  4. При полководце Бертране Дюгеклене французская армия начала выигрывать англичан. (да)

  5. Война герцога Бургундского и герцога Орлеанского еще больше осложнила положение Франции. (да)

  6. Когда французское войско утратило веру в победу, народ Франции сохранил мужество и волю к борьбе. (да)

  7. Орлеан - это город, у стен которого решалась судьба Франции. (да)

  8. Столетняя война закончилась в 1455 году. (нет)


Подумайте, сначала про себя, затем и можно вслух:


«А смог бы я спасти страну? Или остался глух
К страданьям, слёзам, бедам, горю?
Иль, все-таки помог бы своему народу?

Выставление оценок за урок.






























































































© 2010-2022