Тесты для проверки усвоения материала 6 кл

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1) Кроссворд

Используя ключевое слово, ответьте на вопросы. Дайте определение слову патриархат.

Тесты для проверки усвоения материала 6 кл

1. Первый период каменного века (палеолит)
2. Древний человек (австралопитек)
3. Древнейшее религиозное представление (тотемизм)
4. Одно из первых орудий древнейшего человека (рубило)
5. Изображение бога в виде статуэтки (идол)
6. Представление о душе и духах (анимизм)
7. Первый сплоченный постоянный коллектив родственников (род)
8. Жилища из костей крупных животных и деревянных жердей, покрытых шкурами (хижина)
9. Древняя стоянка каменного века в г. Каратау (Арыстанды)
10. Главное условие эволюции человека (труд)

2. Заполнить таблицу «Что? Где? Когда?»

Что?

Где?

Когда?

Эпоха бронзы

Андроновская культура

Выплавка бронзы

Ответы:

Где?

Когда?

Казахстан
Северный и Западный Казахстан
Казахстан

2800-900 г. до н.э.
2-ое тыс. до н.э.
4 тыс. лет назад

3. «Мозговой штурм»

1. Когда в Казахстане научились выплавлять бронзу?
2. Как андроновцы хранили молочные и мясные продукты?
3. Когда появилась частная собственность?
4. Хронологические рамки эпохи бронзы?
5. Академик, занимавшийся изучением эпохи бронзы?
6. Добывать корм из-под снега?
7. Захоронения в эпоху бронзы?
8. Прототип юрты андроновцев?
9. Одна из главных особенностей эпохи бронзы?
10. Развитие одного из главных занятий в эпоху бронзы?

4. «Найди пару»

1. Способ хозяйствования

железного века

  1. Продукты питания,

посуда, одежда, оружие,

орудие, жилище

  1. Причина кочевого

скотоводства

2. 350 кг.

3. Производили продукцию

3. На далекие расстояния-

специальные пастухи

4. Тебеневать

4. Стремена, седло

5. Мог унести верблюд

5. Юрта

6. Перегонка скота на далекое

расстояние

6. Кочевое скотоводство

7. Отгонный тип хозяйства

7. Добыча корма из-под снега

8. Конское снаряжение

8. Постушьечье скотоводство

9. Переносное жилище

кочевников

9. Климатические условия

10. На структуру стада влияло

10. VIII-VII в. до н.э.

11. Начало эпохи железа

11. Наличие растительного мира

5. Подпиши части юрты. Чем покрывали и утепляли юрту?

Тесты для проверки усвоения материала 6 кл

Ответ:

шанырак
уыки
кереге
кошма

6. Кроссворд. Ключевому словосочетанию дайте определение

Тесты для проверки усвоения материала 6 кл

Вопросы:

1. Каким путём вырабатывали железо? (плавки)
2. Век появления железных орудий труда? (железный)
3. Река «доставляющая рыбу скифам»? (аракс)
4. Что делали из шерсти? (веревка)
5. Древнее городище саков? (чирик)
6. Одно из главных занятий саков? (земледелие)
7. Металл, «встречающийся в изобилии»? (медь)
8. Бог саков по мнению Страбона? (солнце)
9. Искусственный оросительный канал? (арык)
10. В каких жилищах жили саки? (деревянных)
11. Что защищало сакскую лошадь в битве? (панцирь)
12. Кибитка на колесах? (куйме)
13. Каким скотоводством в основном занимались саки? (кочевым)
14. Оружие саков? (копье)

7. Задание на мотивацию, рефлексию или закрепление

- Использовать материал для дополнительного чтения: зачитайте стих китайской царевны о жизни в уйсунском обществе, выйдя замуж за гуньмо.

«Выдали меня родственники
В дальнюю страну;
Отдали в чужое царство
За уйсунского царя.
Живёт он в круглой хижине,
Обтянутой войлоками;
Питается мясом,
Пьёт молоко.
Как вспомню об отчизне, -
Сердце ноет.
Желала бы диким гусем стать,
Чтоб возвратиться на родину».

Вопрос: Опишите историческую ситуацию, что вы поняли из стихотворения о китайской царевне?

8. Чайнворд. Что изготовляли ремесленники?

Написать слово «ремесло», ответы учащихся вписывать по буквам.

Тесты для проверки усвоения материала 6 кл

9. Исторические задачи

Задача № 1: Легенда о Моде

- Учитель: Посол из низменной местности посетил Моде со словами:

- Ты еще слишком молод, шаньюй. Не к лицу тебе сидеть на боевом коне своего отца. Уступи его нашему вождю.

Это было открытым оскорблением в адрес молодого шаньюя. Советники Моде предложили воевать отмстить за оскорбление.

- Нет, - ответил Моде. - У нас одни предки. Неужели будем воевать из-за одной лошади?! Пусть лучше он будет символом нашего братства. Так Моде подарил скакуна своего отца вождю гуннов из низменной местности. Но вождь не закончил свои унижения в адрес молодого правителя. Приезжает следующий посол. Его слова были еще более грубыми:

- Моде еще молодой. А молодость не может знать цену красоте. Пусть он лучше отдаст свою жену мне. Это должно было задеть самолюбие великого правителя и стать причиной войны. Советники Моде так и восприняли эти слова. Но Моде отклоняет предложение войны.

- И конь подо мною, и жена в моих объятьях - это милостыня моего народа. Раз на нее обратил свой взор мой брат, то пусть идёт. Передайте ханше: собираться в дорогу. Но гунны из низменной местности и на этом не остановились. Приезжает третий посол.

- Слышал, что Великая Орда собирается кочевать в Сарыжайляу. Пусть не кочуют. Я хочу год прожить в этой местности и провести наш свадебный той с ханшей.

- За один год с землей ничего не случится. Не будем, так не будем кочевать - решил советник Моде.

Вопрос: Почему Моде не разрешил гуннам кочевать в Сарыжайляу и приказал готовиться к войне?

Ответ Моде: Конь и жена были моими, а земля принадлежит народу! Этого оскорбления мы не потерпим! Готовьтесь к войне!

Задача № 2:

- Учитель: Персидский царь устроил конные состязания для всадников, представляющих разные народы. Длина беговой дорожки около одного километра. Когда начались бега, то какой-то молодой сак вырвался вперед и достиг финиша, оставив всех остальных всадников почти на половине дорожки. Царь предложил саку царство в обмен на коня, но тот отказался, заявив…

Вопрос: Что мог ответить сак персидскому царю? Каково историческое положение?

Ответ: Сак ответил, что отдал бы коня лишь в обмен на благодарность храброго человека.

Война с персами.

10. Продолжи схему

Тесты для проверки усвоения материала 6 кл

11. Таблица «Что? Где? Когда?»

Что?

Где?

Когда?

«Золотой курган»

№1. Шиликтинский памятник

№5. Шиликтинский курган

Берильский могильник

Ответы:

Где?

Когда?

1) Степные районные районы Восточного Казахстана, На территории Зайсанского района.

1) Самый большой курган был исследован в 1960 году.

2) Восточный Казахстан, открыт археологом, профессором А.Т. Тмубаевым.

2) Относится к VIII в. до н.э.

3) Восточный Казахстан.

3) 2-ая половина XX века

4) Восточный Казахстан Катон - Карагайский район.

4) Относится захоронение к V-IV вв. до н.э.

12. Составте рассказ, представляя, что вы китайский, египетский, индийский купец.

Расскажите в своём рассказе о путешевствии и Великом Шелковом пути.

13. Ребусы: разгадайте ребусы и дайте определение словам

Тесты для проверки усвоения материала 6 кл

14. Чайнворд

1. Вид первобытного человека (австралопитек)
2. Захоронения в эпоху бронзы (курган)
3. Новокаменный век (неолит)
4. Молочный продукт (творог)
5. Древнегреческий историк (Геродот)
6. Сак, носивший остроконечные шапки (тиграхауд)
7. Ударный музыкальный инструмент кангюев (дабыл)
8. Главное оружие древнейших людей (лук)
9. Пастбища, где проводили народные собрания и заготовку продуктов на зиму (кузеу)
10. Племена Жетысу в III в. до н. э. - IV в. н. э.(уйсуни)
11. Вещественный или письменный…(источник)
12. Материал для покрытия и утепления юрты (кошма)

Тесты для проверки усвоения материала 6 кл

«Сакский период истории Казахстана»
Хронология: 1 тыс. до н. э. (7 - 4 века до н. э.)


148. Кочевые племена этой эпохи были хорошо известны в древнем мире: персы (в надписях царей Дария и Ксеркса) называли их «саки», что означало «великие мужи», в «Авесте» они названы «туры с быстрыми конями».
149. Греки и римляне (Геродот, Страбон, Птолемей) пишут о них как об «азиатских скифах»; в древнегреческих источниках их ещё называют «даи», у Геродота встречается ещё одно название - «массагеты».
150. Саки - парадарайя (заморские саки) проживали в Приаралье (низовья рек Сырдарья и Амударья).
151. Саки - тиграхауда (носящие остроконечные шапки) проживали в Семиречье (Жетысу), горах Тянь-Шаня, среднем течении р. Сырдарья. Их изображения встречаются на стенах дворца Ксеркса в Персеполе.
152. Саки - хаомаварга (изготавливающие напиток хаому) расселялись в
долине реки Мургаб.
153. Сакские племена, населявшие земли северо-восточнее Арала, получили название: даи, агриппеи, исседоны, каспии.
154. Саки были первыми древнетюркскими племенными объединениями на территории Казахстана.
155. Саки относились к европеоидной расе, однако монголоидные черты уже отчётливо заметны.
156. Союз сакских племён (объединение в союзы происходило в VII -III веках до н. э.) находился в стадии распада первобытно - общинного строя и формирования строя военной демократии.
157. Основные группы населения: воины, жрецы, общинники (среди них большую часть составляли скотоводы, меньшую - земледельцы - общинники).
158. Воины - саки на индоиранском языке назывались «ратайши», т. е. «колесничие»; жрецы имели жертвенные чаши, носили белые одежды и особые головные уборы; земледельцев, которые пахали землю плугом при помощи двух запряжённых быков, называли «восьминогими».
159. Основное занятие - кочевое скотоводство (коневодство и овцеводство); саки кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий, особую ценность при этом представляли зимние пастбища; образ жизни - осёдло-кочевой.
160. У сакских племён, проживающих на территории Западного и Южного Казахстана, в скотоводстве преобладало верблюдоводство.
161. Большую роль в сакском обществе играло народное собрание (пережиток первобытного строя), женщины имели равные права с мужчинами.
162. В сакском обществе военнопленных превращали в рабов, труд которых использовался в основном в домашнем хозяйстве.
163. Во главе общества находился царь (царица). Наиболее известные - царица массагетов Томирис (примерно 570 - 520 годы до н. э.) и Зарина.
164. Царь, избираемый народным собранием из воинов и распределявший пастбища и кочёвки, отождествлялся у саков с солнечным божеством,
конь - с солнцем и огнём, кабан - с громом.
165. В VI веке до н.э. саки вели непрерывные войны с персами за свою независимость: в 530 году до н. э. царица Томирис одержала победу над персидским царём Киром, который считал себя почти равным богам и потому непобедимым (сведения римского историка Помпея Трога).
166. 519 год до н. э. - поход персидского царя Дария I, во время которого совершил свой подвиг пастух Ширак (древнегреческий историк Полиен).
167. По условиям мирного договора с Дарием I, саки должны были поставлять в персидское войско своих воинов.
168. Саки участвовали в составе персидской армии в войнах с Грецией и Египтом (например, в знаменитой Марафонской битве 490 года до н. э.).
169. В IV веке до н. э. поход против саков предпринял Александр Македонский (Искандер Зулькарнай), трёхлетнюю борьбу с ним возглавил сак Спитамен.
170. Основная часть племён саков Александром Македонским не была покорена, таким образом путь на Восток греко - македонцам был преграждён (древнегреческий историк Арриан).
171. По приказу Александра Македонского, на берегу реки Сыр - Дарьи был построен город Александрия - Эсхата.
172. Через сакские степи пролегал «лазуритовый» участок Великого шёлкового пути, по которому лазурит, добываемый на Памире, вывозили в Иран и Месопотамию.

«Культура сакского периода»
Хронология: 1 тыс. до н. э. (7 - 4 века до н. э.)


173. Памятники сакской архитектуры встречаются по берегам рек Сырдарья, Талас, Шу, Или, в предгорьях Алатау.
174. В 300 километрах от современного города Кызыл-орда (пустыня Кызылкум) раскопан древний город Чирик-Рабат (существовал в IV- II веках до н. э.).
175. В Чирик-Рабате, считавшемся столицей саков - аппасиаков, были найдены изделия из драгоценных металлов и железные доспехи воина, в цитадели - захоронения знатных людей.
176. Другими памятниками сакской культуры в Приаралье являются древний город Бабиш-Молда, а также памятник архитектуры Баланды
(о памятниках Приаралья оставил сведения греческий учёный Страбон).
177. В 50-ти километрах к востоку от города Алматы, на равнине, у подножия гор Алатау расположены знаменитые Иссыкские курганы (всего свыше 40).
178. Главная находка археологов - найденное в 1969 году погребение сакского воина («золотой человек» № 1), украшенное свыше 4 тыс. золотых пластин с изображением барса, горного козла, лошадей, птиц и т. д.
179. На царской эмблеме «золотого человека» (датируется V веком до н. э.) землю олицетворяет конь (стрелы означают количество частей света), птица - небо, козёл - подземный мир.
180. С VII века до н. э. и до начала н. э. в искусстве саков на территории Казахстана преобладает так называемый «звериный стиль», с которым они познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран.
181. Английский учёный Д. Эдинг указывал, что «звериный стиль» в искусстве как бы вышел «из лесов и долин своей Родины».
182. Особенности «звериного стиля»: А) изображаются образы зверей и животных; В) звери изображаются в движении (динамике).


183. «Звериный стиль» является отражением традиций анимизма, изображение зверя - мифического предка - на оружии или доспехах, считалось амулетом, тумаром, оберегающим смерти в бою и от злых духов.
184. В культуре Ахеменидского Ирана образ льва символизировал так называемое «древо жизни».
185. В искусстве саков вместо льва изображали местных зверей и животных: барса, беркута, волка, барана, коня, верблюда и т. д.
186. Найденная в Иссыкском кургане серебряная чаша с надписью из 26 знаков позволила археологу К. Акишеву сделать предположение о наличии у саков письменности.
187. Саки говорили на восточно-иранском языке, поддерживали разнообразные связи с Китаем, Индией, Ираном (Персией), доминирующая форма религиозных верований - культ предков.
188. Сакские « храмы огня» (памятники зороастризма) найдены археологами в Семиречье и в городах на реке Сыр- Дарья.
189. Примерно 3тысячи лет назад кочевые племена на территории Казахстана начали праздновать праздник, дошедший до наших дней - Наурыз.

«Андроновская культура»
Хронология: 18 - 8 века до н. э.


130. Первая стоянка крупнейшей культуры эпохи бронзы - андроновской, была обнаружена в 1914году у села Андроново, неподалёку от города Ачинска (Красноярский край).
131. Антропологический тип андроновцев - европеоидная раса.
132. Основной тип жилища - землянки и полуземлянки с очагом, покрытые сеном, глиной, дерном (каркас делался из жердей).
133. Летние переносные жилища андроновцев послужили прототипом казахской юрты; головной убор андроновцев - шапочки с наушниками.
134. Обычно поселения андроновцев насчитывали 5-10 жилищ, крупные - до 20. Осёдлый образ жизни андроновцы вели до I тысячелетия до н. э.
135. Основное занятие андроновцев - пастушеское скотоводство, которое, с учётом климатических условий, являлось главной отраслью хозяйства.
136. Андроновцы занимались также земледелием (мотыжное, т.к. применялись каменные мотыги), которое играло вспомогательную роль, рыболовством и охотой (отсюда тип хозяйства - смешанный).

137. Мясные и молочные продукты андроновцы хранили в хозяйственных ямах.
138. Археологическим символом андроновской культуры являются серьги и подвески, этнографическими признаками - погребальные обряды, керамика, формы металлических изделий.

139. Умерших сородичей андроновцы в ранний период сжигали на костре, что было связано с огнепоклонством; в средний и поздний - хоронили в положении «лёжа на боку» головой на Запад, что символизировало возвращение в лоно матери-Земли.
140. Сложную систему представлений андроновцев о загробной жизни отражает культ мёртвых. Например, при захоронениях в жертву бога огня Агни приносили козла, бог смерти назывался Яма, широко применялись амулеты (клыки диких животных) как оберег от болезней, несчастий, злых потусторонних сил.
141. Андроновцы широко применяли керамику, нанося на неё узоры (орнамент) как для красоты, так и с целью оберега от сглаза, порчи и т.д. (магический смысл).
142. Символом плодородия, могущества и силы у андроновцев считался домашний бык, а в наскальных сюжетах часто встречаются изображения дикого быка - тура.
143. В горах Каратау (Юг Казахстана) на наскальных рисунках найдены изображения около 50 колесниц - андроновцы считали, что все боги на небе ездят на конных колесницах.

«Эпоха бронзы»
Хронология: 2800 - 900 лет до н. э.

101. Эпоха бронзы на территории Казахстана делится на три исторических периода: А) нуринский; В) атасуский; С) бегазы - дандыбаевский.
102. Название культур: андроновская - от реки Урал до реки Енисей (18- 8 века до н. э.), поздняя бронза - бегазы - дандыбаевская (10 - 8 века до н. э.), атасуская, майэмирская (Восточный Казахстан) культуры.
103. Три особенности (достижения) эпохи бронзы: А) развитие цветной металлургии; В) пастушеское скотоводство; С) одновременное развитие мотыжного земледелия; скотоводство и земледелие становятся основными занятиями у племён ариев, туров, киянов, населяющих территорию древнего Казахстана.
104. Определяющий момент эпохи бронзы - орудия труда из металла (медь и бронза) вытесняют каменные.
105. Добавляя к медной руде олово, люди получали сплав - бронзу, которая была значительно прочнее меди (технология получения бронзы была изобретена во II тыс. до н.э.).
106. Во II тысячелетии до н. э. (4 тыс. лет назад) бронзовая металлургия получает широкое распространение на территории Казахстана, что связано с обилием месторождений медной руды.
107. При добыче руды в рыхлых породах использовался метод кайлования (вырубка кусков породы при помощи кирки - кайла), в плотных - огневой проходки.
108. При изготовлении изделий в металлургии использовались такие технологии, как ковка, литье, тиснение и чеканка.
109. Земледелие в горные и степные районы Казахстана пришло в конце
IV тысячелетия до н. э., а утвердилось как вид хозяйственной деятельности в III тысячелетии до н. э. (при уборке урожая применялся серп).
110. Важным праздником в день весеннего равноденствия (начало сельскохозяйственных работ) был обряд проведения первой борозды, считавшийся залогом богатого урожая.
111. Главное изменение в хозяйстве Казахстана в эпоху бронзы - основной отраслью хозяйства становится скотоводство, а в период поздней бронзы (бегазы - дандыбаевская культура) и раннего железа (тасмолинская культура) преобладающим становится кочевое скотоводство.
112. В связи с тем, что климат становился засушливее, основными породами скота становятся лошади и овцы, которые были способны к значительным передвижениям и тебенёвке, количество крупного рогатого скота (КРС) значительно уменьшается.
113. Тебенёвка - добывание скотом корма (травы) из-под небольшого слоя снега.
114. Развитие производящего хозяйства (скотоводство и земледелие) в эпоху бронзы способствовало увеличению численности населения.
115. Родовая община сменяется соседской, возрастает роль мужчины в обществе, окончательно утверждается патриархат, материнский род
терпит крушение.
116. Во II - I тысячелетии до н. э. происходит распад родовых отношений и образование племенных объединений (союзов), в которых все важные вопросы решало народное собрание.
117. Общинная (родовая) собственность на землю сохраняется, но появляется частная собственность отдельной семьи на скот, возникает имущественное неравенство, о чём говорят богатые захоронения знати.
118. Усложняются религиозные представления, появляются специальные служители культа - жрецы как хранители древних традиций и знаний (отличительный знак - деревянная чаша и особая шапка).
119. Тип мировоззрения людей эпохи бронзы можно охарактеризовать как мифологический, языки племён эпохи бронзы - индоиранские и алтайские.
120. Особенностью эпохи бронзы и её богатым культурным наследием является ювелирное искусство, достигшее особого расцвета у андроновцев.
121. На территории Казахстана ювелирное искусство зародилось во II тысячелетии до н. э.
122. Комплексное изучение эпохи бронзы на территории Казахстана (Центральный и Восточный) началось в 1946 году под руководством выдающего учёного А.Х. Маргулана.
123. В Бегазы - Дандыбаевской культуре впервые появляются курганы с захоронением одного человека (представители знати).
124. Свыше 30 поселений и более 150 могильников эпохи бронзы обнаружено в Центральном Казахстане (больше всего по сравнению с другими регионами Казахстана).
125. На границе современных Костанайской и Челябинской областей был обнаружен один из предшественников древних городов - Аркаим.
126. Мавзолей Тегискен - уникальный памятник поздней бронзы, построенный из сырцового кирпича - находится в низовьях р. Сырдарьи (Приаралье), могильник Таутары - на юге Казахстана.
127. Стоянки эпохи бронзы - Атасу (раскопаны плавильные печи), Канай, в поселениях Бугулы и Акбаур обнаружены самые большие жилища этого периода, в поселениях Айдабол, Тастыбулак был найден череп лошади с удилами.
128. Огромное количество наскальных рисунков - петроглифов обнаружено в Алматинской области в урочище Тамгалы (Семиречье), где мы встречаем солнцеголовое божество - Митру, а также хоровод фигур, символизирующий Солнце.
129. Чаще всего в петроглифах встречается изображение двугорбого верблюда - бактриана, который был одомашнен в эпоху бронзы (II тыс. до н. э.).

© 2010-2022