Открытый урок Образование единого русского государства

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образование единого русского государства

Урок в 6 классе

Автор: учитель истории и обществознания

МОУ «Кривозерьевская СОШ»

Ямбикова Лилия Наилевна

Цели урока:

  1. Расширить знания учащихся по истории родной страны, объяснить, что процесс образования единого централизованного государства был последовательным и закономерным.

  2. Содействовать развитию интереса учащихся к истории России, способствовать формированию чувства гордости за свой народ и страну, осознанию учащимися ценности научных знаний и важности овладения ими.

  3. Содействовать развитию у учащихся умения сравнивать, обобщать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, развивать интерес к ситуации исторического поиска, умение работать с исторической и контурными картами.

Оборудование урока

  • Карты «Россия в XIV - XV веках», «Походы Ивана III», «Стояние на Угре».

  • Портреты Ивана III и Василия II.

  • Картины «Марфа Борецкая», «Стояние на Угре», миниатюра из Лицевого летописного свода XVI века «Стояние на Угре».

  • Раздаточный материал: цветные карты, разрезанные на части; контурные карты, цветные карандаши, клей, чистые листы бумаги для приклеивания «паззлов», жетоны-«звёздочки» для правильно ответивших участников.

  • Проектор для демонстрации видеоматериала.

  • Мультимедийная презентация по теме урока.



Методическая литература

  1. Вяземский Е.Е, Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе: Практическое пособие. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002

  2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: Практическое пособие. - М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001

  3. История. 5 - 11 классы: технологии современного урока / авт.-сост. В.В.Гукова и др. - Волгоград: Учитель, 2008.

  4. Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества: 6 - 7 кл. Пособие для учителя. / М.: Аквариум, 1999.

  5. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней: Дидактические материалы. - М.: Дрофа, 2001.

  6. Энциклопедия для детей: Т. 5, ч. 1/ История России и её ближайших соседей. - М.: Аванта+, 1995.









Ход урока

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы будем играть в пазлы. Попробуйте собрать картинку из нескольких частей, приклеивая их на чистый лист бумаги.

(под тихую приятную музыку дети собирают пазлы)

- Что у вас получилось?

(Ответ: «Карта»)

- Эта карта будет нашей главной помощницей при изучении новой темы: «Образование единого русского государства».

(по щелчку на слайде появляется тема урока)

Ребята как вы думаете, что мы сегодня должны узнать на уроке? (варианты ответов)

Правильно ребята, ЦЕЛЬ нашего урока узнать: Как возникло единое рус. гос-во и при каком правителе заверш. объедин. рус земель.

Для начала давайте проверим, правильно ли вы собрали эту карту.

(слайд с картой)

- Что на карте обозначено жёлтым цветом?

(Земли, присоединённые к Москве с 1389 по 1462 г)

- Что обозначено цифрами?

(Даты присоединения земель к Москве)

- Что обозначено зелёной линией?

(Граница русских земель)

- Перенесите эту границу на контурную карту и раскрасьте внутреннее пространство.

(дети выполняют задание)

- Что мы обозначили?

(Московское княжество в 1462 году)

- Ребята как вы думаете, почему на карте выделили именно этот год? Какое событие могло тогда произойти?....

Ответить на этот вопрос вам помогут портреты московских князей: Дмитрия Донского, Ивана 3 и Ивана 4, а также высказывание Н.Н.Карамзина: "Нельзя ни удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели… Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами…, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны…".

Свои ответы вам необходимо пояснить.

(ребята высказывают свои предположения) (варианты ответов учащихся)

- Иван Ш, потому что с именем Дмитрия Донского связана победа в Куликовской битве, а Иван IV будет править позже.

Комментарий учителя: Да, это был Иван III Васильевич, сын Василия II Темного. Правил он 43 года, с 1462 по 1505 год, вступив на престол в возрасте 22 года. От своего отца он унаследовал Московское княжество с территорией в 400 тыс. км2, а своему сыну - Василию III оставил державу с территорией более 2 млн. км2.

Вопрос учащимся: во сколько раз увеличилась территория?

Ответ: в 5 раз.

-Ребята, а теперь представьте себя на месте молодого Ивана 3. Как вы думаете, какие первостепенные задачи предстояло бы вам решить??

(Продолжение объединения русских земель.)

- Что мешало решению этой задачи?

(Монгольское иго)

- Как же Иван III решал эти задачи? Чтобы окончательно избавиться от монгольского владычества, Руси нужно было накопить силы. Поэтому сначала московский князь продолжил объединение русских земель.

Задание учащимся: Какие территории необходимо было присоединить к Московскому княжеству, чтобы процесс объединения был завершен?

В течение 2-3 минут учащиеся работают с атласами и текстом учебника.

Варианты ответов учащихся: Ярославль, Ростов, Тверь, Новгород, Переяславль-Рязанский.

Сейчас Каждый ряд получит набор карточек с названиями княжеств и датами присоединения. С помощью атласов и текста учебника выстраиваете хронологическую цепочку. Победит тот ряд, который быстро и правильно выполнит задание.

Варианты ответов учащихся

Теперь проверим правильно ли мы сделали это задание, посмотрите все на слайд:

  • Ярославское княжество - 1463 год.

  • Ростовское княжество - 1474 год.

  • Новгородская земля - 1478 год.

  • Тверское княжество - 1485 год.

  • Псков - 1510 год.

Присоединение этих княжеств было не так легко. Особенно присоед. Новгорода. Так как среди самих новгородцев не было единства шла борьба за власть двух боярских группировок. Бояре под руководством Марфы Борецкой ее сыновей считали, что сохранить независимость Новгорода можно лишь, опираясь на поддержку великого княжества Литовского. Бояре второй группировки выступали за тесные связи с Москвой, полагая, что только так возможно сохранить новгородскую независимость. В 1471 году группировка Борецких заключила с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV Ягайловичем договор о признании последнего новгородским князем. Это послужило поводом для похода Ивана Ш на непокорный Новгород. В июле 1471 года на реке Шелони московские войска разбили новгородское ополчение. Казимир IV на помощь союзникам так и не пришел. По условиям договора Новгород сохранил свою независимость, но должен был уплатить Москве значительную сумму и отказаться от союза с литовским князем.


(слайд)

- Однако окончательно Новгород был присоединён в 1478 г. Иван III упразднил власть посадника, отменил вече, а вечевой колокол и Марфу Посадницу доставили в Москву.

- Посмотрите на доску. На какие вопросы вы уже можете дать ответ?

1. 1471 г.

2. 1478 г.

3. Почему новгородцы не желали подчиняться московскому князю?

Тверской князь Михаил предпринял попытку заключить союз с польско-литовским королём Казимиром. Но неудачно! Осенью 1485 г. Иван III пошёл на Тверь, но ему не пришлось сражаться, потому что тверские князья перешли на его сторону, а князь Михаил бежал в Литву. В начале XVI века Тверская земля окончательно вошла в состав единого государства. Найдите на контурной карте Тверское княжество и «присоедините» его к Московским владениям.

(Учащиеся выполняют задания)

- Вспомните, какую ещё важную задачу, требующую от Ивана III незамедлительного решения, мы выделили?

(Свержение монгольского ига)

- В чём проявлялась зависимость Руси от Орды?

(уплата дани)

- Как же Иван III решал эту важную политическую задачу? В 1479 году московский князь перестал посылать в Орду дань. Хан Ахмат, собрав огромное войско и заручившись поддержкой литовского правителя пошёл на Русь. 8 октября 1480 г. ордынские войска подошли к реке Угре стали ждать своих союзников. Но Казимир IV узнал, что Иван III заключил союз с крымским ханом, и не решился выступить против Москвы. К Угре подошли многочисленные русские войска. Больше месяца стояли противники на берегах Угры. Ранние холода вынудили монголов 11 ноября 1480 г. повернуть назад. Так Стояние на р.Угре завершило ордынское владычество. На какие вопросы вы можете сейчас ответить?

1. Ахмат.

2. Угра.

3. 1480

4. 240.

5. Почему «стояние»?

- Сегодня на уроке мы рассмотрели задачи, которые стояли перед московским князем, и пути их решение, предпринятые Иваном III. Вернёмся к контурной карте. Выберите карандаш и обведите им новые границы Русского государства.

(Учащиеся выполняют задание)

- Какой город стал центром? Выделите его на контурной карте ярким цветом.



Возникло новое единое русское сильное государство, его сила заключалась в единстве. Если мы вспомним начало нашего урока, то это были отдельные княжества как эти веточки, которые легко сломать, но уже сложенные вместе эти ветки сломать нельзя. Какой вывод можно сделать?

Русское гос-во складывалась как многонацион., его стали называть Россией или Российским гос-ом. Ярким примером которого является предстоящее празднование 1000 - летия единения мордовского народа с народами рос.гос-ва. Основной идеей которого является дружба и единение всех наших народов, всех россиян вне зависимости от их происхождения и национальности.

Сергей Радонежский, благословляя воинов на Куликовскую битву, сказал : «Любовью и единением спасемся!»

Пусть эти слова станут напутствием каждому присутствующему.

«Любовью и единением спасемся!»

Спасибо вам ребята за сегодняшний урок, мне было очень приятно с вами работать, молодцы!!!

Открытый урок Образование единого русского государства





Открытый урок Образование единого русского государстваОткрытый урок Образование единого русского государстваОткрытый урок Образование единого русского государства



© 2010-2022