Конспект познавательной игры по истории России Дорогами войны (9-11 классы)

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуальная игра по истории Отечества

« Дорогами войны»

Раздобурдина Т.В, учитель истории муниципального общеобразовательного учреждения «Песчанская СОШ»

Цель: воспитание у учащихся патриотизма, любви и уважения к своей Родине, родному краю, школе, подвигу отцов.

Задачи:

1.Активное сознательное участие школьников в акции памяти, посвящённой Победе нашего народа в Великой Отечественной войне.

2.Развитие интеллектуального потенциала учащихся, расширение их кругозора.

3. Развитие творческих способностей учащихся.

Форма проведения: путешествие по дорогам войны.

Участники: учащиеся 8 - 10 классов

Подготовка:

1.Напечатать карточки с цифрами, сопроводительные листы, жетоны, грамоты 2.Подготовить песни военных лет 3. Провести экскурсии в музее для всех классов

1)Вступление

Всё дальше уходит в прошлое война, становится страницей истории. Дети, родившие после войны, давно стали взрослыми, и у них родились уже свои дети и внуки.

Однако эту войну невозможно забыть. За 56 дней немцы хотели уничтожить нашу страну. Однако это им не удалось. 1418 дней и ночей длилась эта кровопролитная война. Фашистские варвары разрушили и сожгли свыше 70 тысяч городов, посёлков, деревень нашей страны, 84 тысячи школ, 334 высших учебных заведения.

27 миллионов погибших в годы Великой Отечественной войны. В боях за Родину участвовали наши земляки из Котласского района. Наши земляки сражались на разных фронтах, и на флоте, они мужественно защищали нашу страну, многие из них заслужили ордена и медали. 12тысяч жителей из Котласского района отдали жизнь за Родину, среди них 196 наших песчанцев. Народ сражался героически. Только за форсирование Днепра 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза.

Пройдут десятилетия и века, но народ будет помнить героические и трагические страницы Великой Отечественной войны.

2) Объяснение условий игры

Память сердца не гаснет. Она передается от отцов к детям. Пусть сегодня оживет в нашей памяти подвиг отцов и дедов наших.

Сегодня мы проводим игру « Дорогами войны». Советским солдатам пришлось пройти 1450 вёрст от Москвы до Берлина, прежде чем советские люди услышали долгожданное слово «Победа». Это был тяжёлый путь с поражениями и победами. И мы с вами попробуем пройти эти вёрсты и вспомнить яркие страницы войны.

Условия игры:

1.Игра состоит из 7 туров.

2. В 1 - 6 турах за правильный ответ вы будете получать 30 вёрст.

I - й тур - исторический: события и хронология войны (не более 13 вопросов)

II -й тур - героический: полководцы, герои войны (не более 10 вопросов)

III - й тур - краеведческий: герои - земляки (не более 10 вопросов)

IV-й тур - музыкально - литературный: самые известные песни и произведения времён Великой Отечественной войны и о войне. (не более 10 вопросов)

V -й тур: секретный (разгадай донесение и карту военного сражения)

VI -й тур: Историческая дуэль капитанов

V11тур: супер - игра «В картинной галерее». В этот тур выходит команда, прошедшая больше вёрст.

3)Разбивка на команды.

Мы разобьёмся на 2 команды и выберем капитанов. После того, как вы пройдете 6 туров, мы определяем команду, прошедшую больше верст, которая и будет играть в супер - игре.

4) Ход игры:

I тур « Исторический» События и хронология войны ( не более 13 вопросов)

За правильный ответ получаете 30 вёрст



  1. Фашистский план по истреблению советских людей и выселение с территории СССР.

а) Барбаросса б) Ост в) Тайфун

  1. Город - герой, сдерживающий наступление фашистов 250 дней.

а) Севастополь б) Минск в) Одесса

  1. Назовите город-герой, который ни разу за всю историю своего существования не был захвачен врагом: а) Санкт-Петербург; б)Москва; в)Минск.

  2. Назовите город-герой (под Москвой), который немцам не удалось захватить за войну

а)Тула. б)Калуга в) Волокаламск

  1. Где состоялось самое крупное танковое сражение в истории Великой Отечественной войны?

а) д. Прохоровка б) Сталинград в) Москва

  1. Что может быть страшного в названиях «Малыш» и «Толстяк» (Название атомных бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки).

  2. План молниеносной войны гитлеровской Германии против СССР, утвержденный в 1940 г.

а) « Багратион» б) «Барбаросса» в)Тайфун»

  1. В честь какого события в Москве впервые был дан победный салют:

а) капитуляция немецких войск в Сталинграде;

б) провал немецкого наступления на Курской дуге; освобождение Орла и Белгорода;

в) освобождение Киева?

  1. Когда состоялся Парад Победы на Красной площади:

а) 9 мая 1945 г.; б) 24 июня 1945 г.; в) 2 сентября 1945 г.?

Конкурс: Факты и цифры.

Каждая команда получает одинаковый набор карточек с цифрами. Кто правильно поднимет соответствующую вопросу карточку с правильным ответом, тот получает жетон. Команда, набравшая больше жетонов, получает 2 балла ( 60 вёрст), меньшее количество жетонов -1 балл( 30 верст).

  1. Сколько дней продолжалась героическая оборона Ленинграда? (около 900).

  2. Сколько воинов были удостоены звания Героя Советского Союза за Форсирование Днепра? (2 438).

  3. Сколько времени героически сражались защитники Брестской крепости? (1 месяц) (29 дней).

  4. В какой срок гитлеровские генералы наметили уничтожить Советское государство? (56 дней).

  5. Сколько дней длилась операция по взятию Берлина? (16: с 16 апреля по 2 мая 1945 г.).

  6. Сколько членов насчитывала Краснодонская «Молодая гвардия»? (103).

  7. Каковы потери СССР в Великой Отечественной войне? (27 миллионов)

II тур «Героический» Полководцы, герои войны ( не более 10 вопросов)

  1. Кому из защитников Сталинграда принадлежат эти слова «За Волгой для нас земли нет».

а) Клочков б) Панфилов в) Зайцев

  1. Назовите маршала, прошедшего через сталинские застенки ГУЛАГА, принимавшего участие в крупных операциях, написал книгу «Солдатский долг» а) К. К. Рокоссовский б)И.С. Конев в) М.Н.Тухачевский

  2. Гвардии рядовой, Герой Советского Союза, 23 февраля 1943 года в бою за деревню Чернушки закрыл своим телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев.

а) Алексей Очкин б)Александр Матросов в)Прокопий Абрамков

  1. Родился в Калужской губернии в крестьянской семье. Участник Первой мировой войны, заслужил два Георгиевских креста и звание унтер-офицера. После октября 1917 г. вступил в Красную Армию. Специального военного образования не получил. Как военачальник он сформировался под влиянием М.Н. Тухачевского и И.П. Уборевича. В 1939 г. командовал армейской группировкой советских войск, разгромивших японцев в районе реки Халхин-Гол. В годы Великой Отечественной войны непосредственно участвовал в разработке и осуществлении стратегических планов ВГТК, в подготовке и проведении многих стратегических операций. Решительный и жестокий, он, по словам американского исследователя М. Найдена, нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или группа их во Второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей и принял капитуляцию фашисткой Германии. Четырежды герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа». Принимал Парад Победы в Москве. После войны неоднократно подвергался опале (1946-1953 гг., 1957-1965 гг.), обвинялся в бонапартизме. В 1955-1957 гг. - министр обороны. Автор мемуаров «Воспоминания и размышления».( Г.К.Жуков)

  2. В честь каких выдающихся русских полководцев в годы Великой Отечественной войны были введены ордена? (Александра Невского, Кутузова, Суворова, Богдана Хмельницкого) 30 вёрст - за полный ответ, за неполный - 10 вёрст)

  3. В честь каких известных русских флотоводцев в годы Великой Отечественной войны для награждения моряков были созданы ордена? (Нахимов, Ушаков) 30 вёрст - за полный ответ, за неполный - 10 вёрст)



  1. Советский летчик-истребитель, Герой Советского Союза, 7 апреля 1941 года один из первых совершил ночной таран, сбив бомбардировщика врага.

а) Иван Абалтусов б)Виктор Таллалихин в) Николай Бобров

10 Советский летчик, Герой Советского Союза, после ампутации обеих ног вернулся к полётам и ещё сбил 7 самолётов, прототип героя «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого (Алексей Маресьев) III тур « Краеведческий» (не более 10 вопросов)

  1. Сколько земляков ушло на фронт с территории совхоза «Песчанский»

а) 500 б) 700 в) 1000

  1. Назовите нашего земляка из Котласского района, который в годы Великой Отечественной войны был Главнокомандующим Военно-Морскими силами СССР (Н.Г. Кузнецов).

  2. Назовите нашего земляка из с. Ломоносова, повторившего подвиг А. Матросова

а) Прокопий Галушин. б) Зосим Вяткин с) Пётр Евтюков

  1. Назовите нашего земляка, получившего Героя Советского Союза за освобождение Венгрии (А.П. Мелентьев)

  2. Назовите нашего земляка, который участвовал в отряде Ольшанского среди 67 десантников; при освобождении г.Николаев получил Звезду Героя Советского Союза (И.П. Дементьев).

  3. Летчик, Герой Советского Союза, Николай Гастелло, 26 июня 1941 года направил подбитый самолёт в скопление танков противника. Вместе с ним этот подвиг совершил наш земляк из д. Нижняя Пёша Ненецкого национального округа. Назовите его. а) В. Таллалихин б) С. Тюленин в) А. Калинин

  4. Назовите наших земляков - ветеранов, воевавших в Великую Отечественную войну.

8. Сколько человек из Котласского района отдали жизнь за Родину?

(12 тыс. человек)

9.Как называется медаль, которой награждали земляков за трудовой подвиг в годы войны? (« За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны»)

IV тур «Музыкально - литературный»

1.Кто написал музыку к песне «В лесу прифронтовом».

а) Блантер б) Богословский в) Соловьев-Седой

2.Звучат отрывки из песен в исполнении К. Шульженко, Л. Руслановой, Л. Утёсова, М. Бернеса. Побеждает команда, правильно назвавшая наибольшее число песен военных лет.

3.Композитор, автор песни «Темная ночь».

а) Блантер; б) Богословский; в) Соловьев-Седой.

4. Уже 24 июля 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В. Лебедева-Кумача, которое сразу стало главной песней Великой Отечественной. Как называется эта песня? (А.В. Александров «Священная война»)

5.В самые тяжелые дни блокады Ленинграда создана гениальная 7 симфония. Её первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята во всём мире как проявление гражданского мужества. Назовите её автора. (Дмитрий Шостакович)

6. Поэт А. Сурков в конце ноября 1941 года после одного очень трудного для него фронтового дня под Истрой написал письмо жене, шестнадцать строчек которого впоследствии стали любимой песней фронтовиков. О какой песне идет речь? («Землянка»)

7..Назовите автора стихотворных строк.

Я убит подо Ржевом

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом

При жестоком налёте.

(А.Т. Твардовский)

8.Назовите автора стихотворных строк.

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди?

(К. Симонов)

9.Назовите произведения и его автора.

А)- Ну что вы, в самом деле? У меня мама - медицинский работник…..

- Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживёт. Ясно говорю?

(Б. Васильев « А зори здесь тихие»).

Б)Поначалу, когда что-то толкнуло Сашку и вдруг ничего не стало видно, кроме неба, он ничего не понял. Только потом, когда вырвавшийся из рук котелок со звоном поскакал вдоль ручья, а левую руку в двух местах ожгло болью, до него дошло - ранило.

(В. Кондратьев «Сашка»).

10.Автор поэмы «Василий Теркин».

а) Твардовский; б) Корнейчук; в) Гайдар.

5.Любовь и верность оказывались на войне сильнее тяжелейших, невыносимых испытаний и даже смерти - таков жизнеутверждающий смысл известного стихотворения К.Симонова. Назовите это стихотворение. («Жди меня»)

V -й тур «Секретный» (разгадай донесение и карту военного сражения)

V1 тур «Историческая дуэль» капитанов ( По 1 баллу за правильный ответ)

  1. Нападение одной страны на другую. (Агрессия.)

  2. Вооружённые силы Германии. (Вермахт.)

  3. Район развёртывания войск. (Плацдарм.)

  4. Изгнание, ссылка. (Депортация.)

  5. Песня - гимн о Великой Отечественной войне. («Священная война»)

  6. Летний головной убор солдата в годы Великой Отечественной войны. (Пилотка.)

  7. Что использовали ночью при взятии Берлина? (Прожекторы.)

  8. Здание, которое штурмовали в Берлине. (Рейхстаг.)

  9. Какую геометрическую форму имели солдатские письма с фронта? (Треугольник.)

  10. Народное прозвание реактивных установок. («Катюша».)

  11. По-испански она означает «череп», эта вещь спасла жизни многих солдат в годы войны. Что это? (Каска)

  12. В 1941 г. в снабжении Красной армии продовольствием наступил кризис. Пришлось обратиться за советом к бывшему интенданту царской армии. Он выдал следующий рецепт: «Русскую армию спасут три «с» - спирт, сало и …» Что ещё? (Сухари)

  13. К началу 1944 г. их было около 20, а к концу 1944 г. они имели более 1000 отделений. Их называли «фабриками смерти». Что это такое? (Фашистские концентрационные лагеря)

V11тур .Супер - игра « В картинной галерее». В этот тур выходит команда, прошедшая больше вёрст.

(Презентация)На экране советский солдат и 3 дороги ведут к слову «Победа». Команда выбирает дорогу. На дороге появляется художественная картина о войне.

На выбор:

1.Фашист пролетел. (А. Пластов) 2.Оборона Севастополя. (А. Дейнека) 3.Отдых после боя. (Непринцев) 4. Плакат: Родина - мать зовёт (И. Тоидзе) - Назовите художника, автора этой картины.

(Если ответили правильно, появляется слово « Победа»).

5). Подведение итогов. Награждение. 2 ведущий:

« Солдат, солдат, защитник жизни новой,

Скажи, какой нам памятник отлить,

Скажи, солдат, каким великим словом

За подвиг твой тебя отблагодарить?»

Слово предоставляется председателю жюри. Он подводит итоги и награждает команды.

© 2010-2022