Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Цель урока: способствовать формированию у учащихся представлений о периоде детства, юности и начале царствования Петра Алексеевича.

Задачи:

• образовательная - рассмотреть политическую обстановку после смерти Алексея Михайловича, выявить предпосылки и причины периода двоецарствия, познакомиться с событиями предшествующими началу единоличного правления Петра;

• развивающая - продолжить формирование у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать исторические явления;

• воспитательные - показать ребятам, на сколько сильна была детская психологическая травма Петра Алексеевича, полученная им во время восстания войска стрельцов и какое в дальнейшем она оказала влияние на правление будущего царя.

Форма урока: традиционный урок с фронтальным опросом с элементами лекции.

Продолжительность: 40 минут

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

компьютер, презентация в программе PowerPoint, раздаточный материал.

Данный урок - урок с применением разнообразных форм работы: фронтальной, парной, индивидуальной. В начале урока ставится вопрос, на который учащиеся должны ответить, используя знания, приобретенные на уроке.

В целях развития познавательного интереса, логического мышления использую игровой материал и задания на смекалку. Использование ИКТ на данном уроке способствует:

  • решению всех задач урока: обучающих, развивающих, воспитательных;

  • повышению познавательной активности учащихся: развивается интерес к теме;

  • увеличению объёма выполненной работы.

ИКТ выполняет важные функции и в деятельности учителя на уроке, увеличивая его возможности в качестве воспитателя, организатора, оценивающего и контролирующего процесс и результаты обучения. Использование ИКТ считаю целесообразным, та как это позволит сделать урок более интересным.

На уроке продолжается работа над формированием умений ребят самостоятельно работать с книгой, анализировать текст и самостоятельно формулировать выводы.

Урок проводится согласно тематическому планированию. Несколько учащихся

предварительно получили опережающее дополнительное задание: подготовить сообщения о царе Иване V, царевне Софьи, царице Натальи Нарышкиной, П.Гордон, Ф.Лефорт.

Организация учебной деятельности на уроке строится с учётом личностно - ориентированной технологии обучения:

  • создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе учащихся и учителя;

  • стимулирование учащихся к высказываниям;

  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу и самостоятельность

  • создание ситуации выбора и успеха;

  • создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

момент.

Подготовка учащихся к уроку.

Объявляет о начале урока, предлагает учащимся занять свои места.

Занимают свои рабочие места.

Важно задать высокий темп урока, чётко формулируя требования учащимся.

Актуализация опорных знаний

Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Организация познавательной деятельности учащихся.

Проводит вводную беседу примерно следующего содержания: «На прошлом уроке мы закончили изучение большого раздела отечественной истории - Россия в XVII веке.

Вспомните, к какому выводу мы пришли?»


Действительно так, и человеком, который смог осуществить те преобразования, о которых его предшественники могли только мечтать, стал Петр Первый.

Сегодня мы с вами узнаем о важнейших событиях последних десятилетий 17 века, о первых самостоятельных шагах царя Петра - правителя России.

Участвуют в беседе.

Предполагаемые ответы:

1. «Весь ход развития России в 17 веке показал необходимость серьезных реформ во всех сферах жизни».

2. «Правители страны видели необходимость преобразований, но были не способны провести их».

Слова учителя сопровождаются презентацией.

Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.


Слайд № 1

Создание проблемной ситуации.

Формирование навыков анализировать задачу на необходимость и достаточность данных для ее решения.

Воспитание культуры коллективной работы.

И в конце урока ответим на вопрос: «Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»?

Записывается на доске: «Какие проблемы придётся решать Петру в ходе правления»?

На доске новый термин: «триумвират»

Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Слайд № 2


Организационно-деятельностный

Способствовать развитию речи учащихся, умению делать вывод через анализ рассматриваемой ситуации:

1682 год - смерть царя Фёдора I I I. Не оставил наследника. Вопрос о престолонаследнике: Иван или Пётр. Борьба двух группировок Милославских и Нарышкиных. Установление «триумвирата».

Несколько учащихся предварительно получили опережающее домашнее задание подготовить сообщения.

Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Слайд № 3



  • исследовательская работа;

  • определение темы урока.
























Царь Пётр в управлении страной участия не принимал, ему было всего 10 лет. В годы регенства Софьи он большую часть времени проводил вне Москвы в селе Преображенское. Он получил начальное образование на уроках дьяка Никиты Зотова. Там же он приохотился к хождению под парусом и к военным играм.

Реальная власть принадлежала царевне Софье и ее фавориту Василию Голицину.


В 1689 г. Положение Петра изменилось - он вступил в брак с Евдокией Лопухиной. Это означало наступление совершеннолетия.

Пётр не стал заниматься государственными делами, фактической правительницей России стала его мать - Наталья Нарышкина. Она неодобрительно относилась к увлечениям сына и его частым поездкам в Немецкую слободу.




Но именно там Пётр познакомился с двумя людьми, ставшими его близкими соратниками, советниками, друзьями. Это Патрик Гордон и Франц Лефорт.

Только после ее смерти началось самостоятельное правление Петра. Первым мероприятием юного царя стали Азовские походы.



Сообщения учащихся об Иване, Софьи.























Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Слайд № 4


Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Слайд № 5

Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Слайд № 6


Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Слайд № 7

Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Слайд № 8


Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Слайд № 9

Закрепления изученного материала.

Проверка первичного уровня усвоения материала урока.

Сейчас возьмите розданные вам бланки №1. По ходу моего рассказа выполните указанные задания.

В 1695г. Тремя самостоятельными отрядами, подошли к Азову в разное время, нет флота - подвоз турецких подкреплений, неумелое использование артиллерии, ее малочисленность; низкая боеспособность стрелецких полков - несколько неудачных штурмов.

Первый поход закончился неудачей.

Подготовка второго похода: строительство флота на верфях в г.Воронеж. В качестве образца из Голландии была доставлена 32-х весельная галера. Пётр - капитан галеры «Принципиум».

Вся армия под единым командованием боярина Шеина. Победа. Итоги.

Работа с раздаточным материалом.

Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Слайд № 10


Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Слайд с картой Азовских походов


Итоги Азовских походов

Учащиеся под руководством учителя подводят итоги Азовских походов

Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Слайд № 12


«Великое посольство»

Неудача первого азовского похода вскрыла многие недостатки. Победное завершение второго похода не решило всех стоявших перед Россией задач. И уже на следующий год Пётр готовит Великое посольство.

Почему «Великое»? - более 200 участников, через множество стран. Участие Петра инкогнито. Впервые русский царь покидает пределы Родины.

Ответы учащихся на вопрос: «Почему посольство названо Великим»?

Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Слайд-карта 13

Закрепления изученного материала

Самостоятельная работа учащихся.

Пётр за границей. Работа и посещение верфей Голландии и Англии. В Вене Петр узнает о заговоре противников преобразований и спешит в Москву, где жестоко расправляется с заговорщиками.

Работа с книгой. Учащиеся самостоятельно ищут ответ на вопрос.

Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Слайд № 14

Вопрос: какие цели ставились перед Великим посольством?

Самостоятельная работа с учебником. Проверка ответов учащихся.

Итог урока.

Выяснить самооценку знаний учащимися.

Подводит итог урока, оценивает деятельность класса в целом и каждого учащегося в отдельности, выделяя удавшиеся моменты.

Выслушивают комментарии учителя, высказывают свою оценку деятельности на уроке, определяют свой уровень усвоения материала.


Тема урока: Пётр Первый. Россия на рубеже веков.

Домашнее задание.

Учитель обращается к учащимися с просьбой проговорить изученные правила построения графиков. Знакомит учащихся с объёмом домашнего задания, комментируя его.

Учащиеся записывают домашнее задание.

Домашнее задание:

1) §13, вопросы и задания к уроку.

2) подготовить ответ на вопрос: Каковы итоги поездки Петра 1 за границу.

3) Выписать новые слова в словарь и выучить.


© 2010-2022