• Преподавателю
  • История
  • Рабочая программа элективного курса по истории Трудные и дискуссионные вопросы в изучении отечественной истории с древнейших времён до конца XX века

Рабочая программа элективного курса по истории Трудные и дискуссионные вопросы в изучении отечественной истории с древнейших времён до конца XX века

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ГИМНАЗИЯ № 1925»









Рабочая программа элективного курса по истории России:

«Трудные и дискуссионные вопросы в изучении отечественной истории IХ-ХХ вв.»



Автор: учитель истории ГБОУ гимназии № 1925,

- Ивакин Михаил Викторович


Класс: 11

Количество часов в год: 34







Москва

Пояснительная записка



Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России и её места в мировой истории. В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить качественный характер - от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки - и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.

В курсе рассматриваются важнейшие периоды в развитии нашей Страны - Русь, Россия, Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру: проблемы выбора модели цивилизационного развития, войны и мира, революции и реформ, взаимоотношение власти, общества и личности, модернизации, основных тенденций постсоветского развития и др.)

Необходимо также учитывать, что мы живем в условиях, когда на наших глазах прежние концепции исторического развития России, изложенные в обобщающих трудах и учебных пособиях, разрушаются под мощным напором новой исторической информации. И без того сложное, богатое, наполненное многообразием ситуаций историческое полотно, ещё более вольно или невольно запутывается, людьми выдвигающими самые непостижимые оценки прошлого. Недаром на Западе получила распространение злая и горькая для нас шутка: «Россия - это единственная страна с непредсказуемым прошлым». Так в сознании школьника формируется порой размытый, лишенный четких ориентиров, понимания исторических фактов образ прошлого, который, в свою очередь, есть основа исторической памяти, а значит осмысления себя, своего выбора и пути в настоящем и будущем.

Данный элективный курс - это попытка выхода из создавшегося тупика.

Особенность курса заключается в том, что он предполагает комплексное и системное изучении истории России как неразрывной части общемирового цивилизационного развития; анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий; и т.д.

Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения; и нацелена на системно-деятельностный подход в соответствии с ФГОС.

  • Его цель - помочь учащимся разобраться в наиболее важных, сущностных проблемах отечественной истории; сформировать научное представление с опорой на достижения отечественной историографии и изучение разнообразных исторических источников; занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

В конечном итоге целью курса является - содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

  • обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России ;

  • способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений особенно новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем; развивить критическое осмысление разнообразной информации;

  • повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных форм обучения;

  • формирование системного подхода к освоению истоико-обществоведкеских дисциплин;

  • воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

  • находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

  • рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;

  • выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;

  • определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без анализа различных исторических источников, приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Одновременное использование целого ряда современных методологических принципов и подходов, позволяет формировать системное, комплексное видение исторического наследия, толерантность в восприятии исторических фактов.

Программа рассчитана на 34 часа занятий в группе из учеников 11 классов с повышенной мотивацией к более вдумчивому, осмысленному и целостному изучению исторической судьбы Отечества и своего народа.

Основные УУД, которые формируются в данном курсе.
Познавательные УУД:
- овладение приёмами анализа исторического события, документов;
- выведение следствий из определения понятия;

- знание различных точек зрения, их сильные и слабые стороны;

- знать и различать факты, события их интерпретации и оценки
- умение сравнивать, приводить контр примеры;

-постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом;

- формирование исторической компетентности.

Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности)

. Личностные УДД:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);

Регулятивные УУД:
- умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- работа по алгоритму, с памятками, правилами - ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических понятий.

Таким образом, предполагается, что результатом изучения данного курса истории России является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. В ближайшей перспективе - успешной сдача ЕГЭ.



Тематическое планирование

Элективного курса для 11 класса (гуманитарная подгруппа)

«Трудные и дискуссионные вопросы в изучении отечественной истории

с древнейших времён до конца XX века.»


СОДЕРЖАНИЕ



I

Период Рюриковичей

19 часов

1-2

Место России в мировой истории. Каковы особенности российской цивилизации? Методологические подходы.

2


3-4

Образование Древнерусского государства. Какова роль норманского фактора в образовании государства у славян?

2


5

Крещение Руси. Почему Русь приняла православие?

1


6

Феномен двоеверия на Руси. Какова специфика формирования русской культуры (русской ментальности) после принятия православия?

1


7-8

Русь и Степь. Каковы особенности взаимоотношений Руси со степняками-кочевниками?

2


9-10

Социальный строй Древней Руси. Как характеризовать социальный строй в период домонгольской Руси?

2


11

Феодализм в России. Каковы особенности исторического выбора княжеств и земель Руси?

1


12

Каковы факторы и судьба формирования боярской республики в Новгороде?

1


13-14

Борьба Руси с монголо-татарами, немецкими и шведскими рыцарями в XIIIв. В чём состоит сущность цивилизационного кризиса XIIIв. ?

2


15

Возвышение Москвы. Каковы факторы и особенности процесса возвышения Москвы и формирования единого государства?

1


16

Факторы формирования единого централизованного государства: от Руси к России.

1


17

Исторический смысл опричнины. Каковы причины введения опричнины на Руси?

1


18

Феномен самозванства на Руси.

1


19

Обобщающее повторение по эпохе Рюриковичей.

1


II

Период Романовых

10 часов

20

3акрепощение крестьян. Каковы причины, особенности и этапы закрепощения крестьян в России.

1


21

Церковный раскол. В чём сущность, значение и последствия церковного раскола?

1


22

Феномен фаворитизма в России. Каковы причины и влияние фаворитизма на политическую историю России XVIIIв. ?

1


23

Декабристы - первые революционеры или вольнолюбивые мечтатели.

Общественно-политическое движение в XIX в. Каково место масонского фактора в русской истории.

1



24

Aграрный (крестьянский) вопрос в русской истории.

1


25

Реформы и контрреформы в истории России

1


26

Проблемы модернизации в развитии России началаXXвека.

1


27

Какова специфика процесса складывания многопартийности в России?

Какова сущность думской монархии в России?

1



28

Россия в Первой мировой войне. Каковы наиболее дискуссионные вопросы участия России в Первой мировой войне?

1


29

1917 г.: борьба альтернатив общественного развития России.

Каковы исторические оценки Февраля и Октября 1917 г. в отечественной историографии? // Обобщающее повторение

1



III

Советский период

6 часов

30

Гражданская война в России. Дискуссионные вопросы гражданской войны в современной отечественной историографии.

1


31

Идеологические основы советской государственности. Каковы сущностные этапы эволюции советской идеологии?

1


32

Власть и церковь в СССР.

1


33

Вопрос о готовности СССР к войне c Германией в историографических дискуссиях и иные актуальные проблемные вопросы по ВОВ

1


34

Дискуссионные вопросы «холодной войны»

1


35

«Перестройка» и распад СССР.

Существовала ли альтернатива в развитии перестройки? Каковы факторы распада советской государственности? // Обобщающее повторение

1



34-35 занятие - при наличии учебного времени.

При разработке рабочей программы использован опыт коллег. См опубликованные программы:

1) Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10-11 классы. Е. Н. Сорокина - М.: ВАКР, 2014 (Мастерская историка).

2) Шитов Е. В. Элективный курс «Война Германии против Советского Союза. 1941 - 1945 годы»: поиск ответов на проблемные вопросы. - М.: Глобус, 2007. - (Профильная школа).

3) Программы элективных курсов в профильном образовании (социально-гуманитарный профиль). Л.В. Силина М.- «Спутник».

Список литературы:

  1. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Издание 2014.

  2. История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв. - издание 2001.

  3. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. - издание 2016.

  4. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.

  5. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. -издание 2016.

  6. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. - изд.2015- №5-6.

  7. Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. - изд.2013- №10.

  8. Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. - изд.2014- №10.

  9. Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль: «Академия развития», 1997.

  10. Пашков Б.Г. Русь-Россия-Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 г.г. - М.; ЦентрКом, 1997.

  11. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории. Просвещение. - М.- 1996

  12. Соловьев К.А. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по истории России с древнейших времен до конца XX века. М.; ВАКО

  13. Чернова М.Н., Румянцев В.Я. «Работа с документами на уроках истории».- М.: Айрис пресс 2008

Интернет источники

  1. Исторические источники в Интернете.
    В электронной версии: hist.msu.ru

  2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней./Сост. А.С. Орлов и др. М.: Проспект, 2006.
    В электронной версии: takelink.ru

  3. Электронная библиотека Хронос. Всемирная история в Интернете
    В электронной версии: hrono.ru/)

Электронная библиотека ModernLib.Ru modernlib.ru/books


  1. Археология России: archeologia.ru/.

  2. Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия до 21 в.»: hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm.

  3. Библиотека литературы Древней Руси: lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070

  4. Древнерусская литература: old-russian.narod.ru/.

  5. История России. Под ред. академика Милова в трех томах. mirknig.com/knigi/kultura/118111 ... _veka.html

  6. История России с древнейших времен и до конца XVII века под. ред .Б .Н. Флори
    mirknig.com/knigi/history/118171 ... -veka.html

  7. Федоров В.А. (ред.) История России XIX - начала XX в.
    twirpx.com/file/573660/

  8. Вдовин А. История СССР от Ленина до Горбачева. (подправленный запрещенный третий том Милова)
    ozon.ru/context/detail/id/24903312/


Учитель истории и обществознания - Ивакин Михаил Викторович

© 2010-2022