- Преподавателю
- История
- Рабочая программа элективного курса по истории Трудные и дискуссионные вопросы в изучении отечественной истории с древнейших времён до конца XX века
Рабочая программа элективного курса по истории Трудные и дискуссионные вопросы в изучении отечественной истории с древнейших времён до конца XX века
Раздел | История |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ивакин М.В. |
Дата | 04.09.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ГИМНАЗИЯ № 1925»
Рабочая программа элективного курса по истории России:
«Трудные и дискуссионные вопросы в изучении отечественной истории IХ-ХХ вв.»
Автор: учитель истории ГБОУ гимназии № 1925,
- Ивакин Михаил Викторович
Класс: 11
Количество часов в год: 34
Москва
Пояснительная записка
Средняя (полная) общая школа предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее представлений на основе знакомства с различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и всесторонней картины исторического развития России и её места в мировой истории. В итоге различие между существующими ступенями исторического образования должно носить качественный характер - от усвоения элементарных знаний до ознакомления с достижениями современной науки - и овладение начальными навыками самостоятельного научного исследования.
В курсе рассматриваются важнейшие периоды в развитии нашей Страны - Русь, Россия, Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру: проблемы выбора модели цивилизационного развития, войны и мира, революции и реформ, взаимоотношение власти, общества и личности, модернизации, основных тенденций постсоветского развития и др.)
Необходимо также учитывать, что мы живем в условиях, когда на наших глазах прежние концепции исторического развития России, изложенные в обобщающих трудах и учебных пособиях, разрушаются под мощным напором новой исторической информации. И без того сложное, богатое, наполненное многообразием ситуаций историческое полотно, ещё более вольно или невольно запутывается, людьми выдвигающими самые непостижимые оценки прошлого. Недаром на Западе получила распространение злая и горькая для нас шутка: «Россия - это единственная страна с непредсказуемым прошлым». Так в сознании школьника формируется порой размытый, лишенный четких ориентиров, понимания исторических фактов образ прошлого, который, в свою очередь, есть основа исторической памяти, а значит осмысления себя, своего выбора и пути в настоящем и будущем.
Данный элективный курс - это попытка выхода из создавшегося тупика.
Особенность курса заключается в том, что он предполагает комплексное и системное изучении истории России как неразрывной части общемирового цивилизационного развития; анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий; и т.д.
Программа курса разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения; и нацелена на системно-деятельностный подход в соответствии с ФГОС.
-
Его цель - помочь учащимся разобраться в наиболее важных, сущностных проблемах отечественной истории; сформировать научное представление с опорой на достижения отечественной историографии и изучение разнообразных исторических источников; занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.
В конечном итоге целью курса является - содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.
Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:
-
обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России ;
-
способствовать осознанию учащимися многогранности, сложности и противоречивости событий и явлений особенно новейшей отечественной истории, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и настоящем; развивить критическое осмысление разнообразной информации;
-
повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных форм обучения;
-
формирование системного подхода к освоению истоико-обществоведкеских дисциплин;
-
воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
-
находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
-
рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе;
-
выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего;
-
определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без анализа различных исторических источников, приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.
Одновременное использование целого ряда современных методологических принципов и подходов, позволяет формировать системное, комплексное видение исторического наследия, толерантность в восприятии исторических фактов.
Программа рассчитана на 34 часа занятий в группе из учеников 11 классов с повышенной мотивацией к более вдумчивому, осмысленному и целостному изучению исторической судьбы Отечества и своего народа.
Основные УУД, которые формируются в данном курсе.
Познавательные УУД:
- овладение приёмами анализа исторического события, документов;
- выведение следствий из определения понятия;
- знание различных точек зрения, их сильные и слабые стороны;
- знать и различать факты, события их интерпретации и оценки
- умение сравнивать, приводить контр примеры;
-постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом;
- формирование исторической компетентности.
Коммуникативные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности)
. Личностные УДД:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
Регулятивные УУД:
- умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
- работа по алгоритму, с памятками, правилами - ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических понятий.
Таким образом, предполагается, что результатом изучения данного курса истории России является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. В ближайшей перспективе - успешной сдача ЕГЭ.
Тематическое планирование Элективного курса для 11 класса (гуманитарная подгруппа) «Трудные и дискуссионные вопросы в изучении отечественной истории с древнейших времён до конца XX века.»
| |||
№ | СОДЕРЖАНИЕ |
|
|
I | Период Рюриковичей | 19 часов | |
1-2 | Место России в мировой истории. Каковы особенности российской цивилизации? Методологические подходы. | 2 |
|
3-4 | Образование Древнерусского государства. Какова роль норманского фактора в образовании государства у славян? | 2 |
|
5 | Крещение Руси. Почему Русь приняла православие? | 1 |
|
6 | Феномен двоеверия на Руси. Какова специфика формирования русской культуры (русской ментальности) после принятия православия? | 1 |
|
7-8 | Русь и Степь. Каковы особенности взаимоотношений Руси со степняками-кочевниками? | 2 |
|
9-10 | Социальный строй Древней Руси. Как характеризовать социальный строй в период домонгольской Руси? | 2 |
|
11 | Феодализм в России. Каковы особенности исторического выбора княжеств и земель Руси? | 1 |
|
12 | Каковы факторы и судьба формирования боярской республики в Новгороде? | 1 |
|
13-14 | Борьба Руси с монголо-татарами, немецкими и шведскими рыцарями в XIIIв. В чём состоит сущность цивилизационного кризиса XIIIв. ? | 2 |
|
15 | Возвышение Москвы. Каковы факторы и особенности процесса возвышения Москвы и формирования единого государства? | 1 |
|
16 | Факторы формирования единого централизованного государства: от Руси к России. | 1 |
|
17 | Исторический смысл опричнины. Каковы причины введения опричнины на Руси? | 1 |
|
18 | Феномен самозванства на Руси. | 1 |
|
19 | Обобщающее повторение по эпохе Рюриковичей. | 1 |
|
II | Период Романовых | 10 часов | |
20 | 3акрепощение крестьян. Каковы причины, особенности и этапы закрепощения крестьян в России. | 1 |
|
21 | Церковный раскол. В чём сущность, значение и последствия церковного раскола? | 1 |
|
22 | Феномен фаворитизма в России. Каковы причины и влияние фаворитизма на политическую историю России XVIIIв. ? | 1 |
|
23 | Декабристы - первые революционеры или вольнолюбивые мечтатели. Общественно-политическое движение в XIX в. Каково место масонского фактора в русской истории. | 1
|
|
24 | Aграрный (крестьянский) вопрос в русской истории. | 1 |
|
25 | Реформы и контрреформы в истории России | 1 |
|
26 | Проблемы модернизации в развитии России началаXXвека. | 1 |
|
27 | Какова специфика процесса складывания многопартийности в России? Какова сущность думской монархии в России? | 1
|
|
28 | Россия в Первой мировой войне. Каковы наиболее дискуссионные вопросы участия России в Первой мировой войне? | 1 |
|
29 | 1917 г.: борьба альтернатив общественного развития России. Каковы исторические оценки Февраля и Октября 1917 г. в отечественной историографии? // Обобщающее повторение | 1
|
|
III | Советский период | 6 часов | |
30 | Гражданская война в России. Дискуссионные вопросы гражданской войны в современной отечественной историографии. | 1 |
|
31 | Идеологические основы советской государственности. Каковы сущностные этапы эволюции советской идеологии? | 1 |
|
32 | Власть и церковь в СССР. | 1 |
|
33 | Вопрос о готовности СССР к войне c Германией в историографических дискуссиях и иные актуальные проблемные вопросы по ВОВ | 1 |
|
34 | Дискуссионные вопросы «холодной войны» | 1 |
|
35 | «Перестройка» и распад СССР. Существовала ли альтернатива в развитии перестройки? Каковы факторы распада советской государственности? // Обобщающее повторение | 1
|
|
34-35 занятие - при наличии учебного времени.
При разработке рабочей программы использован опыт коллег. См опубликованные программы:
1) Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века. 10-11 классы. Е. Н. Сорокина - М.: ВАКР, 2014 (Мастерская историка).
2) Шитов Е. В. Элективный курс «Война Германии против Советского Союза. 1941 - 1945 годы»: поиск ответов на проблемные вопросы. - М.: Глобус, 2007. - (Профильная школа).
3) Программы элективных курсов в профильном образовании (социально-гуманитарный профиль). Л.В. Силина М.- «Спутник».
Список литературы:
-
Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Издание 2014.
-
История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв. - издание 2001.
-
История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. - издание 2016.
-
Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.
-
Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. -издание 2016.
-
Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. - изд.2015- №5-6.
-
Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. - изд.2013- №10.
-
Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. - изд.2014- №10.
-
Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для школьников. Ярославль: «Академия развития», 1997.
-
Пашков Б.Г. Русь-Россия-Российская империя. Хроника правлений и событий 862-1917 г.г. - М.; ЦентрКом, 1997.
-
Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной истории. Просвещение. - М.- 1996
-
Соловьев К.А. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по истории России с древнейших времен до конца XX века. М.; ВАКО
-
Чернова М.Н., Румянцев В.Я. «Работа с документами на уроках истории».- М.: Айрис пресс 2008
Интернет источники
-
Исторические источники в Интернете.
В электронной версии: hist.msu.ru -
Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней./Сост. А.С. Орлов и др. М.: Проспект, 2006.
В электронной версии: takelink.ru -
Электронная библиотека Хронос. Всемирная история в Интернете
В электронной версии: hrono.ru/)
Электронная библиотека ModernLib.Ru modernlib.ru/books
-
Археология России: archeologia.ru/.
-
Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия до 21 в.»: hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm.
-
Библиотека литературы Древней Руси: lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070
-
Древнерусская литература: old-russian.narod.ru/.
-
История России. Под ред. академика Милова в трех томах. mirknig.com/knigi/kultura/118111 ... _veka.html
-
История России с древнейших времен и до конца XVII века под. ред .Б .Н. Флори
mirknig.com/knigi/history/118171 ... -veka.html -
Федоров В.А. (ред.) История России XIX - начала XX в.
twirpx.com/file/573660/ -
Вдовин А. История СССР от Ленина до Горбачева. (подправленный запрещенный третий том Милова)
ozon.ru/context/detail/id/24903312/
Учитель истории и обществознания - Ивакин Михаил Викторович