Рабочая программа по истории России 6 класс Торкунова

Раздел История
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14

г. Зеленокумска Советского района»


«СОГЛАСОВАНА»

Зам. директора по УВР _________ Г.А.Сверидченко

______________2016 г.

Рассмотрена и рекомендована к

утверждению педагогическим советом

от________2016 г. протокол № 1

Председатель педагогического совета ___________ А.А.Крисанов

«УТВЕРЖДЕНА»

приказом по МОУ «СОШ № 14

г. Зеленокумска» от ______2016 г. № ____

Директор ____________ А.А.Крисанов







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету: истории России

Класс: 6

Учитель: Залукаева Мария Алексеевна, учитель без категории

Количество часов: 44 (2 час в неделю)


2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения курса История России в 6 классе, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт), Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6-9 классы)1.

Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история». Данная рабочая программа направлена на изучение курса «История России» (6 класс).

Программа предполагает использование учебника «История России. 6 класс», авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова


Общая характеристика курса "История России"

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлён с учётом целей и задач изучения истории в основной школе, её места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 6 класса, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Программа разработана на основе требований Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, а также принципов и содержания Историко-культурного стандарта.

В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.

Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым школьного предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре - как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.

Курс «История России» даёт представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

Описание места учебного предмета "История" в учебном плане

В Федеральном базисном учебном общеобразовательном плане на изучение Всеобщей истории и истории России в 6 классе отведено 2 часа в неделю (68 часов). Данная программа рассчитана на 44 часа, что является оптимальным для изучении дисциплины.

Предметные результаты освоения учебного предмета "История"

Личностными результатами изучения отечественной истории являются:

• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

• уважение и принятие культурного многообразия народов России и мира, понимание важной роли взаимодействия народов;

• изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии с возрастными возможностями);

• следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме;

• проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;

• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);

• обсуждение и оценивание собственных достижений, а также достижений других обучающихся (под руководством педагога);

• навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);

• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;

• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;

• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;

• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;

• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;

• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;

• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;

• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;

• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;

• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;

• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;

• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Предметные результаты изучения истории включают:

• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI-XVII вв.;

• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;

• определение и использование исторических понятий и терминов;

• использование сведений из исторической карты как источника информации;

• овладение представлениями об историческом пути России XVI-XVII вв. и судьбах населяющих её народов;

• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;

• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;

• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;

• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;

• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);

• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;

• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);

• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;

• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;

• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;

• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;

• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;

• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;

• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;

• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.













V. Содержание учебного материала, основных видов учебной деятельности.

п\п

Содержание программного материала

Виды деятельности

Введение. Наша Родина - Россия. (1 час )

- работа с информационными источниками, таблицами, словарями;

- самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий;

- решение проблемных ситуаций.

- работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

- выполнение индивидуальных заданий;

- работа с демонстрационным материалом,

- работа с картой


    Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)

    Народы и государства на территории нашей страны в древности

    Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в эллинистическую эпоху. Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Хуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.

    Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви - восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи - балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.


      Русь в IX - первой половине XII в. (12 ч)

      Образование государства Русь. Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств. Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев - центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией, странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский христианский мир. Крещение Руси: причины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения. Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески. Иконы. Декоративно-прикладное искусство. Быт и образ жизни разных слоёв населения.

      Русь в конце X - начале XII вв. Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие. Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель. Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь и её роль в жизни общества. Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения. Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры. Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.

      - работа с информационными источниками, таблицами, словарями;

      - самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий;

      - решение проблемных ситуаций.

      - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

      - выполнение индивидуальных заданий;

      - работа с демонстрационным материалом,

      - работа с картой


        Русь в середине XII - начале XIII в. (5 ч)

        Русь в середине ХII - начале XIII в.

        Эпоха политической раздробленности в Европе.

        Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование системы земель - самостоятельных государств. Изменения в политическом строе.

        Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет городов.

        Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации. Международные связи русских земель. Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».

        - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

        - выполнение индивидуальных заданий;

        - Исторический диктант

        - работа с информационными источниками, со схемами; таблицами;

        - самостоятельные работы;

        - работа с картой

        - выполнение творческих заданий.

          Русские земли в середине XIII - XIV в. (11 ч)

          Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов Евразии. Великая Яса.

          Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды.

          Русские земли в составе Золотой Орды. Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная торговля.

          Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.

          Золотая Орда в системе международных связей.

          Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель.

          Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский. Политический строй Новгорода и Пскова.

          Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита.

          Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

          Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях ордынского господства. Сергий Радонежский.

          Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан Грек. Андрей Рублёв.

          Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.

          - работа с информационными источниками, таблицами, словарями;

          - самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий;

          - решение проблемных ситуаций.

          - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

          - выполнение индивидуальных заданий;

          - работа с демонстрационным материалом,

          - работа с картой

          6.

          Формирование единого Русского государства. (10 ч)

          Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.

          Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель.

          Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.

          Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.

          Характер экономического развития русских земель.

          Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.

          Расширение международных связей Московского государства.

          Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура и живопись. Московский Кремль.

          Повседневная жизнь и быт населения.

          - работа с информационными источниками, таблицами, словарями;

          - самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий;

          - решение проблемных ситуаций.

          - работа в парах и группах при выполнении совместных заданий;

          - выполнение индивидуальных заданий;

          - работа с демонстрационным материалом,

          - работа с картой







          VI. Календарно-тематическое планирование


          п/п

          Дата

          Тема урока

          Введение - 1 час

          Введение. Наша Родина - Россия.

          Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)

          Древние люди и их стоянки на территории современной России.

          Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники.

          Образование первых государств.

          Восточные славяне и их соседи.

          Повторительно - обобщающий урок по теме: «Народы и государства на территории нашей страны в древности»

          Русь в IX - первой половине XII в. (12 ч)

          Первые известия о Руси.

          Становление Древнерусского государства.

          Правление князя Владимира. Крещение Руси.

          Русское государство при Ярославе Мудром.

          Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.

          Общественный строй и церковная организация на Руси.

          Культурное пространство Европы и культура Руси.

          1. Р/к

          Повседневная жизнь населения на Ставрополье.

          Место и роль Руси в Европе.

          1. Р/к

          Ставропольский края в древности

          Контрольная работа по теме: «Русь в IX - первой половине XII в»

          Повторительно - обобщающий урок по теме: «Русь в IX - первой половине XII в»

          Русь в середине XII - начале XIII в. (5 ч)

          Политическая раздробленность на Руси.

          Владимиро-Суздальское княжество.

          Новгородская республика.

          Южные и юго-западные княжества.

          Повторительно - обобщающий урок по теме: «Русь в середине XII - начале XIII в.»

          Русские земли в середине XIII - XIV в. (11 ч)

          Монгольская империя и изменение политической карты мира.

          1. Р/к

          Монголы на Ставрополье.

          Батыево нашествие на Русь.

          Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

          Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура.

          Литовское государство и Русь

          Усиление Московского княжества.

          Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

          Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII - XIV в.

          1. Р/к

          Культура Ставропольского края в XIII - XIV вв.

          Повторительно - обобщающий урок по теме: «Русские земли в середине XIII - XIV в»

          Формирование единого Русского государства. (10 ч)

          Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

          Московское княжество в первой половине XV в

          Распад Золотой Орды и его последствия

          Московское государство и его соседи во второй половине XV в

          Русская православная церковь в XV - начале XVI в.

          1. Р/к

          Казачье в Ставропольском крае.

          Итоговая контрольная работа

          Формирование культурного пространства единого Российского государства

          Повторительно - обобщающий урок по теме: «Формирование единого Русского государства.»

          Итоговое повторение и обобщение по курсу: «История России с древнейших времен до начала XVI века».





          Учебно-методическое обеспечение курса


          1. Учебник. История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.

          2. Поурочные рекомендации. История России. 6 класс. Журавлева О.Н.

          3. Рабочая тетрадь. История России. 6 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.

          4. Комплект карт. История России. 6 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.

          5. Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.

          6. Хрестоматия. История России. 6-10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.

          7. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.

          8. Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.

          СОГЛАСОВАНО

          Протокол заседания

          методического объединения учителей

          гуманитарного цикла

          от____________ №__________

          ________ Стаценко Е.В.

          1

          © 2010-2022