Внеклассное мероприятие на тему Исторические личности земли Казахской (8 класс)

Раздел История
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема внеклассного урока к Дню Независимости Республики Казахстан: «Исторические личности земли казахской. Абул-Хаир Гази Баһадур-хан-хан Младшего жуза, прямой потомок Чингисхана в 15 поколении.


Предмет: казахский язык

Сыныбы: 7

Учитель: Альмишева Л.Ш

Цель: обогащение знаний учащихся о пути становления Республики Казахстан как независимого государства.

Воспитательные задачи:

  • развивать способности учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического прошлого анализа;

  • совершенствование коммуникативных навыков учащихся;

  • творчески применять исторические знания, при формировании ценностных ориентаций и убеждений учащихся и при восприятиии идей гуманизмав, уважения прав человека и демократических ценностей;

  • воспитание взаимопонимания между народами;

  • развивать у учащихся глубокое уважение и любовь к истории своего государства;

  • воспитывать у учащихся чувство ответственности за судьбу Родины, чувства гордости за Родину;

  • утверждение общечеловеческих принципов.

Наглядность: портрет Абул-Хаир Гази Баһадур-хана, Абылай хана, портрет легендарной царицы Томирис, портреты казахских биев, Казахстан в ХVІ -ХVІІІ века, карта Казахстана.

І ведущий:

Есть одна удивительная легенда о создании Казахстана. Она гласит: «В дни сотворения мира Бог создал небо и землю, моря и океаны, все страны, все материки, а про Казахстан забыл. Вспомнил в последнюю минуту, а материала уже нет. От разных мест быстренько отхватил по кусочку-краешку Америки, кромку Италии, отрезок пустыни Африки, полоску Кавказа, сложил и прилепил туда, где положено быть Казахстану. Не поверить в эту легенду невозможно, потому что на нашей удивительной земле можно найти все: и вечно голые, будто проклятые небом, пространства безводного солончака, и живописный контраст гор и голубизну неба, сливающуюся с безбрежной гладью моря, и великолепные леса».

ІІ ведущий:

Борьба за независимость нашей Родины началась очень давно. Еще в V веке до н.э. легендарная царица Томирис сумела сплотить разрозненные племена и отразить натиск непрятеля.

Единство и достоинство, свободу и независимость отстаивали верные сыны и дочери нашей Родины. Это гордые массагеты и их легендарная царица Томирис, мудрые Толе би, Казыбек би, Айтеке би, которые в тяжелые времена сохранили единство народа. Честь народа сберегли славные сыны Отечества: батыры Каракерей Кабанбай, Канжыгалы Богенбай, Шапырашты Наурызбай, Райымбек и многие другие. Возглавляли народ в борьбе на независимость казахские ханы: Абылай и Абулхаир.

1-ученик:

Седые преданья хранят времена,

Джунгарских набегов несметны лавины.

В Казахской степи полыхала война,

Стонала земля, и пустели долины.

Но час наступил, и рассеялся мрак,

И новое солнце взошло над степями.

Восстал для возмездия гордый казах,

И поднял свое окрыленное знамя.

2-ученик:

Знай о крае своем родном,

Знай про степи, реки, хребты.

О дано ушедшем, былом,

Знай о том, что не видел ты.

Зайц о том, как много веков,

Край родной был в оковах тьмы,

Как, теряя последний кров,

Мерзли и голодали мы.

3-ученик:

Знай о том, что мечтал народ,

Избавленья искал от бед.

Как в надежде, что ночь пройдет,

Замирал, встречал рассвет.

Знай о крае своем родном,

Знай про степи, реки, хребты.

О давно ушедшем, былом,

Знай о том, что не видел ты.

Инсценировка /за сценой текст читает ведущий и в процессе чтения идет вся инсценировка/.

І ведущий:

Начало ХVІІІ века выдвигает на политическую арену хана Младшего жуза Абул-Хаир хана. Он стал знаковой фигурой в истории казахского народа. В самые тяжелые и трагические для казахского народа месяцы «Актабан шубырынды» /«Великого бедствия»/ Абул-Хаир оказался единственным из казахских правителей, Чингизидов, кто сумел не только быстро вывести народ из состояния растерянности и отчаяния, но и в короткий срок мобилизовать подвластные племена на решительное отражение джунгарской агрессии.

С 1723 по 1756 год отряды казахов под предводительством Абул-Хаира одержали ряд серьезных побед над калмыками и джунгарами. Постоянные воины, потеря казахами значительной части кочевий вызвали внутренние раздоры и междуусобицы среди самих казахов.

І ведущий:

Әбілқайыр хан (Абул Хаир Гази Бахадур-хан), (1693 - 1748) - қазақ ханы.

Әбілқайыр (1693 - 1748) - қазақ сұлтандарының кіші буыны. Алғашында Тәуке ханның ықпалында болған. Күшімен, айласымен, шабуылды ұйымдастыра білушілігімен даңқы шығып, хандыққа қолы жеткен. Қазақ халқының жоңғарларға қарсы азаттық күресі өрлеген кезде, Ордабасы тауының бөктеріндегі халық жиналысында Әбілқайыр қазақ жасақтарының бастаушысы болып сайланды. Ресеймен татулық байланыста болуды көздеді. Ресей империясына арқа сүйеу арқылы өз ықпалын күшейтуді, қазақтың үш жүзін түгел бағындырып, бір орталықтан басқарылатын билік орнатуды, сондай - ақ өкімет билігін балаларына сайлау жолымен емес, мұрагерлік жолымен қалдырып отыруға үміттенді. 1740 жылы Әбілқайыр қазақ жасақтарын бастап барып Хиуаны басып алды. Онда біраз уақыт хан болып тұрады.

Абул-Хаир гази Баһадур-хан:

Сложился народ,

На три жуза поделенный.

Разделились жузы на:

Ұлы жуз, Орта жуз, Кіші жуз.

Гордость или горечь народа?

Межжузовые амбиции, деление родов,

Чуть не погубили мой народ.

Абул Хаир Гази Баһадур-хан:

Настала ныне тяжкая пора,

Раздоры наша этому причина.

Был между нами мир еще вчера,

И спаяны мы были воедино.

Пока казахи, жыли мы в ладу,

На нас враги с опаскою смотрели,

А ныне расхрабрились, осмелели,

Увидев нашу распрю и вражду.

Сегодня нет того, что раньше было,

Нарушен мир в степях родной земли.

Одолевают нас враги не силой,

Мы сами им раздором помогли.

Забудем же, кто мал, а кто велик,

А вспомним, что одна у нас надежда,

У нас пусть будет общий воротник,

Коль скоро общая у нас одежда.

Кто виноват, не будем мы судить,

И ныне, в час, когда бушуют войны,

Трех жузов рати надо подчинить.

Кому-то одному, кто всех достойней,

Мы все решить попробуем сейчас.

ІІ ведущий:

Происходил из младшей ветви казахских султанов. Прославившись завидной силой, тактикой, организаторскими способностями вести наступление, дошел до ханского трона. В период активизации освободительной борьбы казахского народа против джунгар, у подножья гор Ордабасы, народным собранием Абульхаир был избаран вождем казахских ополченцев. Он стал налаживать дружеские связи с Россией. Опираясь на Российскую империю, он намеревался закрепить свои устремления, объединить казахские три жуза, организовать управление из одного центра и передавать бразды правления государством не детям правителя, а путем передачи наследия в надежные руки. В годы «великого бедстивя», когда джунгарские феодалы вели непрерывные войны, стремясь уничтожить казахов, как нацию, Абульхаир обратился за помощью к России и в 30-х г.г. ХІХ в. принял российское подданство, введя в состав Российской империи Младший и Средний жузы. Этот исторический шаг сыграл огромную, хотя и неоднозначную, роль в развитии Казахстана, открыв казахскую степь влиянию европейской культуры.

4-ученик:

Великий мудрый-Абулхаир хан!

Чтоб сохранить он свой народ

Подданство Росии он берет!

І ведущий:

Abulhair (1693 - 1748) - one of the famous Kazakh sultans. He came of the junior branch of Kazakh sultans ("a sultan" - a ruler of some district). On becoming famous for his strength, tactics, organizing ability, he'd got Kazakh Khan's throne.

During the upsurge of Kazakh liberation moving against the Jungars Abulkhair was elected the leader of the people's army. He began to set friendly connections with Russia. With the help of Russia he was going to unite the three Kazakh Zhuzes ("Zhuz - one part of Kazakh State"), to organize the governing from one centre, to elect the ruler for his personsl gualities but not for being the child of Khan. It was the time of 'great disaster" when Jungar feudals were waging uninterrupted war trying to exterminate Kazakh ptople as a nation. Abulkhair Khan appealed to Russia and in the thirties years of 18 ctntury took out Russian citizenship, including Junior and Senior Zhuzes in Russian Empre. This historical step played a great though strange role in the development of Kazakhstan, having discovered Kazakh steppe to the influence of European culture.

ІІ ведущий:

Для выхода из создавшегося положения была необходима поддержка могучего покровителя. Из ближайших соседей казахов единственным государством, которое могло служить такой опорой, была Россия. И властелины казахских степей обратились к России.

Осенью 1730 года бии (предводители родов и племен) Кіші жуз (Младшей орды) собрались «в середине степи, для рассуждения о делах народных». Было принято решение о заключении мирного договора с царским правительством. Но Абул-Хаир решил пойти дальше и принять вместе с подвластным ему народом российское подданство.

В сентябре 1730 г. Абул-Хаир послал посольство в Уфу с посланием к имератрице Анне с просьбой о принятии в подданство хана Абулхаира с подвластным ему родами и племенами Младшего жуза.

Осенью 1730 года русскому двору прибывает посольство от хана Абул-Хаира с просьбой о добровольном принятии казахов в Российское подданство.

/Сценка с представителями казахской знати/.

Представитель знати:

«Мы, Абул Хаир-хан, с подвластным мне многочисленным казахским народом Среднего и Младшего жузов, все преклоняемся перед Вами и все вместе с простым народом желаем Вашего покровительства... желаем Вам всякого благополучия и будем вашими поддаными».

/Заключение договора между российскими и казахскими представителями/

19 февраля 1731 года императрица Анна Иоановна подписала грамоту о добровольном вхождениие Младшего жуза в состав России. В апреле 1731 г. К Абул Хаиру было направлено специальное посольство во главе с Теквелевым А.И.

Как верно отметил Тевкелев А.И. «поданные» Абул Хаира имели очень широкую самостоятельность и вполне могли противопоставить мнению хана свое собственное. Российскому послу приходилось применять различные дипломатические приемы, чтобы убедить собравшихся.

После собрания присягнули на Коране на верность императрице хан Абул Хаир, батыры Богенбай, Есет, Худайназар-мырза и еще 27 влиятельных правителей. Этот акт положил начало присоединению казахских земель к России.

І ведущий:

Вы поклонитесь до земли,

За тех, кому ты должен быть обязан.

За день, что вырван кровью был в борьбе,

Чтобы сейчас ты независимость обрел!

И чувствовал себя всегда свободным!

«Независимый Казахстан»

5-ученик:

Они за Родину мою отдали жизнь свою!

Тебя, родной мой Казахстан,

Тебя воспеть хочу!

Хочу воспеть акынов край,

Где песни пел свои Абай.

Тебя, родной мой, чудный край,

Тебя воспеть хочу!

6-ученик:

Все что люблю до боли я:

Озера, степи, горы и моря,

И солнца луч, что светит нам!

Тебе, родной мой, Казахстан,

Сегодня я пою!

7-ученик:

Земля моя, страна родная,

Ты испытала и немало.

О, сколько и смертей тогда,

В себя ты принимала!

8-ученик:

Прошли века, идут года,

Страна воспряла мощью.

И птица счастья в синеве,

Парит над миром гордо!

Сегодня все эти слова,

Я повторя гордо!

9-ученик:

Моя Республика

Она велика от Алта до Каспия,

Она широка, как народа душа.

Она же-Европа,

Она же и Азия,

И волны Урала,

И плеск Иртыша.

Родная земля-

Молодая и древняя

Пою о тебе,

И тобою живу!

На север взгляну,

Вижу зелень деревьев,

На юг посмотрю-

Ветры сушат траву.

Есть все у тебя:

И леса, и озера,

Натруженных рек

Бескрайние степи,

Высокие горы-

И я товой хозяин,

И твой человек.

/Т. Айбергенов/

Все вместе:

С тобой всегда мой Казахстан,

Твои сыны свободы!


© 2010-2022