Конспект всеобщая история, глава III Эпоха просвещения. Время преобразований

Раздел История
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глава III Эпоха просвещения. Время преобразований

§ 19 Век Просвещения. Стремление к царству разума

Основные понятия: Эпоха Просвещения, разделение властей, просветители.

Гуманизм (от латинского Хуманус - человечный). Это принцип мировоззрения, основан на убеждении, что человек является величайшей общественной ценностью. Идея гуманизма одна из центральных в человеческой культуре и истории цивилизации).

Эпоха Просвещения - эпоха духовного развития европейского общества XVII - XVIII вв.

Одни историки относят начало этой эпохи к концу XVII в., другие к середине XVIII в.

В это же время есть мнение о привязке границ эпохи просвещения к двум революциям, о которых мы с вами много говорили на прошлых уроках: «Славная революция в Англии (1648г.) и «Великая Французская революция (1789г.).

Обратите внимание, что между ними почти век.

Просвещение - идейное и общественное движение в странах Англии, Франции и Германии связанное с общими переменах в условиях жизни под влиянием разложения традиционного доиндустриального общества.

Эти три этапа предопределили эпоху XVIII века - эпоху Просвещения:

1. Эпоха Возрождения - эпоха в развитии европейской культуры, для которой характерно возрождение интереса к человеку, обращение к наследию Античности.

2. Реформация - движение за переустройство Церкви.

3. Эпоха научных открытий - революция в естествознании, в науках о природе.

XVIII век в истории не случайно называют эпохой Просвещения. Наиболее прогрессивно настроенные, образованные писатели, художники, философы, выступали с критикой всего, что угнетало человека.

Просветители принадлежали к разным сословиям.



Но всех просветителей объединяли общие цели и идеалы:

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ПРОСВЕТИТЕЛИ И ИХ ИДЕОЛОГИЯ.

Английская Просветительство- идейное течение, представители

буржуазная которого вели путь к социальному прогрессу Французская

революция в распространении идей добра и справедливости, научных знаний. буржуазная революция

1648г.

Национальные особенности европейского Просвещения



- закрепление завоеваний революции - отрицание феодального строя, призыв к борьбе с ним - Призыв к пробуждению национального

- Стремление перевоспитать человека - утверждение идей свободы, равенства и братства самосознания и объединению земель

в духе буржуазных добродетелей - энциклопедисты, их толковый словарь наук, искусстве и ремесел - Воспитание нетерпимости к деспотизму

подготовка к буржуазной революции



ДД

Общие задачи деятельности просветителей

  1. Выступление против абсолютизма и феодальной собственности.

  2. Провозглашение культуры разума, а не бога.

  3. Борьба за просвещение народа широкое распространение знаний

  4. Утверждении воспитательной задачи искусства.

  5. Распространение идей общественного равенства и личной свободы.

Многое меняется в жизни. Уже в конце XVII века феодализм изжил себя. Кризис существующего строя проявился во всех областях: в экономике, общественной жизни, идеологии, культуре. Это был период брожения умов. Ученые, писатели, художники, композиторы испытывали ненависть к феодальным порядкам, и в то же время представители господствующего класса использовали все возможности для того, чтобы укрепить все свое могущество.

Многое изменилось в жизни. На арену истории выходит капитализм. В Европе вспыхивает новое культурное движение, которое помогает утверждению капитализма. Это эпоха Просвещения.

После Английской революции многие европейские философы стали открыто говорить о несовершенстве мира и предлагать свои идеи по его переустройству. Впоследствии этих философов стали называть просветителями.

Просветители считали, что мир устроен по законам разума, за что их воззрения получили название рационализм (от лат. «рацио» - разум). Каждый философ по-своему представлял место Бога в мире. Одни считали, что создав мир и его разумные законы, Бог не вмешивается в его жизнь. Другие, что Бог - это не некая личность, а сама природа с ее естественными законами, Вселенский разум. Третьи, что Бога вообще не существует, и он был выдуман людьми, когда им не хватало знаний, чтобы объяснить законы мира. Это отрицание Бога получило название Атеизм (от греч. «отрицаю Бога»).

Просветители выдвинули идею свободы совести, т.е. свободного выбора любой веры или атеизма.

Человек представлялся просветителям самым совершенным существом на земле, т.к. только он был наделен разумом и способен познать законы природы.

Все движение человеческой истории просветители рассматривали как движение человечества от темноты и невежества к познанию законов мира.

Например, немецкий философ Иммануил Кант утверждал, что в конце истории должно наступить «царство Разума», где каждый человек достигнет счастья, и все будут заботиться о всеобщем благе, что является целью жизни человека. Такое представление о развитии от худшего состояния к лучшему называется общественный прогресс.

Всеобщее благо наступит тогда, когда будет счастлив каждый человек, т.е. когда права каждого человека будут соблюдаться. Такие просветители как Джон Локк и Шарль Монтескье основывались на признании за каждым человеком его естественных прав. Просветители выделяли три естественных права человека: право на жизнь, на свободу, на собственность.

Это значит, что каждый человек рождается свободным и равным в правах со всеми другими людьми. При этом никто не имеет право вредить жизни, здоровью, свободе, имуществу другого. А чтобы права человека соблюдались, государство и народ заключают договор, который называется общественным. Они сознательно идут на ограничение своих прав, чтобы упорядочить жизнь и создать общие для всех законы.

А чтобы правители государства не нарушали естественных прав граждан и не превращали власть в деспотию, просветители выдвинули идею разделения властей, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - королю и правительству, судебная - судьям, выдвинутым населением.

Наряду с философскими идеями разрабатывались экономические теории эпохи Просвещения. Наиболее известную экономическую теорию создал профессор Адам Смит, который утверждал, что общество может процветать, если каждый человек будет трудиться и стремиться к благополучию. Он высказывался за господство частной собственности и невмешательство государства в экономику.

Известным философом-просветителем был Вольтер, который считал, что абсолютная монархия является рабством и тиранией. Идеальное общественное устройство - просвещенная монархия. В царстве разума будут господствовать свобода, равенство, собственность. Высказывался за уничтожение религиозного фанатизма и суеверия.

Иных взглядов придерживался Жан-Жак Руссо, который считал источником всех бедствий частную собственность. Он мечтал о создании демократической республики, где все были бы равны и люди правили бы страной напрямую без всяких королей и депутатов парламента.

Просветитель Дени Дидро создал книгу, где были собраны сведения о важных достижениях человечества. Информация распределялась по разделам. Так появилась «Энциклопедия» или «Толковый словарь». Авторов стали называть энциклопедистами.

Итак, мы можем с вами сделать вывод, что, несмотря на то, что просветители принадлежали к различным слоям общества, разным сословиям, этих людей объединяли общие цели и идеалы - это свобода, благосостояние и счастье людей.

В истории нового времени «просвещению» принадлежит очень важное место. Просвещение является естественным продолжением гуманизма XIV-XV в.

Просветители разбудили мысли человека, заставили активно работать. Сегодня мы видим плоды рук человеческого ума: - космические корабли, новая технология, компьютеры, новое общественное устройство, правовое государство, гражданское общество, реализация прав и свобод человека.

Идеи просвещения лежат так же в основе политических свобод о поиске истины.

Заполнение таблицы:


1. Мирное переустройство общественного порядка - путь к «царству разума»

2. сторонник просвещенной монархии

3. Не признавал католическую церковь, во считал религию необходимой для народа, верил в существование Бога

4. Идеалом считал государство, которым правит - государь-философ, а в обществе царит свобода, равенство и собственность.

Шарль Луи Монтескье

Франция

1. Противник деспотии, выступал за свободу (понимал свободу как право делать то, что не запрещено законом)

2. Разрабатывал вопрос защиты личности от произвола властей.

3. Идея разделения властей (углубил учение Локка). Выделили 3 ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную.

Считал невозможным подменять одну власть другой или соединять их в одном лице, органе.

Жан-Жак Руссо

Франция-Швейцария

1. Считал частную собственность причиной общественного неравенства и соответственно всех бед.

2. Идея ограничения частной собственности (не считал возможным ее полное уничтожение).

3. Верховная власть должна принадлежать народу - лучшей формой правления считал демократическую республику мелких частных собственников.

Дени Дидро и ДʼАламбер (энциклопедисты)

Франция

1. В 1751г. издали «Энциклопедию наук, искусств, ремесел». Энциклопедии включили статьи, пропагандирующие новые политические идеи: неотчуждаемость прав личности, народного представительства, несправедливость существования в обществе привилегированных сословий.

Выступали против католической церкви.

2. Считали, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка.

Адам Смит (экономическое учение)

Англия

1. Считал, что стремление людей улучшить свое материальное положение, может привести общество к благосостоянию. Для этого нужны мир, легкие налоги, и терпимость в управлении.

2. Выделял роль конкуренции в обществе как двигателя прогресса.

3. Выступал за свободу торговли землей, она должна переходить в руки собственников, которые будут ее экономично использовать.

4. Источником народного благосостояния считал труд.

Жак Тюрго

Франция

1. Критиковал существующий феодальный порядок т.к. он нарушает естественные права человека - право личной свободы и право частной собственности.

2. Выступал за полную свободу конкуренции

3. Выступал против цеховой системы в промышленности т.к. они сковывали инициативу работника.

4. Требовал отмены ограничений в праве труда.

§20 Художественная культура Европы эпохи Просвещения

Основные понятия:

Эпоха Просвещения - это время расцвета художественной культуры.


В его произведениях прослеживается стремится к преодолению противоположностей, к цельности и гармонии человеческой личности, Идеи коварства и любови, предательства.

Выступление против феодального строя и тирании.

Иоганн Вольфганг Гете

Германия

Философская драма «Доктор Фауст»

Описывает противостояния в мире и человеке добра и зла, раскрывает вопросы познания человеком тайн мира, самопознания, затрагивает важные в вопросы власти, любви, чести, справедливости.

Борьба человека за свои идеалы, права, свободы - вот смысл жизни.

ЖИВОПИСЬ

Франсуа Буше

Франция

«Пейзаж в окрестностях Бове»

Воздушность, хрупкость и гармония отличают его картины. Писал идиллическую концепцию сельской жизни

Антуан Ватто

Франция

«Затруднительное предложение», «Равнодушие»

Картины передают переживания, еле уловимые настроения героев. Мягкий рассеянный свет, изящность жестов, прорисовка деталей.

Уильям Хогарт

Англия

Гравюры автопортрет серия «Выборы»

Пишет и критикует аморальный образ «достойнейших» людей, и очень тонко описывает простых людей, которые, не смотря на трудности смогли сохранить достоинство и честь.

Жан Батист Симеон Шарден

Франция

«С рынка», «Натюрморт с атрибутами искусства»

Атрибут - необходимое свойство предмета, его непредметная принадлежность

Обращает свое внимание на обыденные, простые вещи и предметы. Что подчеркивают пастельные, мягкие гармонии светлых тонов.

СКУЛЬПТУРА

Жан Антуан Гудон

Франция

«Вальтер», «Замерзшая девушка»

Характерной чертой, объединяющей все его работы, было создание полного психологического портрета, сидящего перед ним человека.

Показывает победу силы духа, разума над старостью.

Жак Луи Давид

Франция

«Клятва Горациев», «смерть Марата»

Передает красоту подвига готовности служить на благо Родины.

Картина посвящена памяти убитого друга - драматизм передается через лаконизм, статичность образа и в тоже время подчеркнута динамическая выразительность.

МУЗЫКА

Иоганн Себастьян Бах

Германия

«Страдания по Матфею» «Бранденбургские концерты», «Искусство фуги», «Шутка», «Ave Maria»,

Серьезные произведения, которые церковь отвергала из=за недостаточного богобоязненного характера.

Вольфганг Амадей Моцарт

Австрия

«Женитьба Фигаро», «Реквием»

Соединил серьезную музыку и народными мелодиями, что сделало ее более доступной для простого человека. Развивал идеи самопожертвования ради людей, любви к народу.

Людвиг Ван Бетховен

«Лунная соната», «Героическая» симфония

Выражал и прославлял человеческий разум, торжество силы, духа и добра над тьмой и злом

Итак, художественная культура эпохи Просвещения была ориентирована на развитие гуманистических ценностей, ценности человеческой жизни и торжества человеческого Разума.



© 2010-2022