- Преподавателю
- История
- Урок Расселение сакских племен
Урок Расселение сакских племен
Раздел | История |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бублик Г.А. |
Дата | 29.01.2017 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
КГУ «Средняя школа № 36»
г. Усть-Каменогорск
Учитель истории : Бублик Галина Александровна.
Урок № 14 И.К. 6 класс
Число: 6.12.16
Тема: Расселение саков. Общественное устройство саков.
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: познакомить учащихся со сведениями о расселении сакских племен, общественным устройством сакского общества, их занятиями и бытом.
Задачи:
-
Развить способности к раскрытию хозяйственных условий саков, их занятий ремеслам. Развить способность к мышлению и умозаключению, работе с картой.
-
Определить вклад саков в мировую историю и культуру. Воспитать у учащихся патриотизм, уважение к предкам.
Наглядность:
-
Интерактивная доска
-
Карта «Казахстан в эпоху "саков"»
-
Схема «Племена саков»
-
Схема «Расселение саков»
-
Изображение сакской царицы Томирис
-
Изображения куйме
-
Электронный учебник 6 класс.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Введение в тему
В истории нашей страны железный век охватывает период с VIII до н. э. по VI век н. э. В этот исторический период укреплялись родоплеменные отношения.
Роды объединялись ----> племена ----> союзы племен
К таким раннеплеменным объединениям относятся союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.
В железном веке в результате распада родовой общины на основе племенных союзов возникли государства саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.
III. Объяснение новой темы
План:
-
Первоначальные сведения о саках
-
Расселение сакских племен
-
Общественное устройство саков
-
Хозяйство и быт саков
- Ребята, скажите, пожалуйста, как назывались первые племенные объединения на территории Казахстана? (дети отвечают)
- А что мы уже с вами знаем о них? (учитель записывает на доске ответы учащихся). Ассоциативный ряд.
- Сегодня мы с вами вспомним все то, что уже знали и получим новую информацию о жизни и быте саков.
1. Первоначальные сведения о саках
- В I тысячелетии до н. э. огромную территорию от Жетысу и Туркестана до Черного моря, от Алтайских гор до Хорезма населяли племена, известные под названием «саки» (карта)
Это историческое время называют по-разному:
- «ранний железный век»
- «эпоха ранних кочевников»
- «эпоха саков»
Сведения о саках содержатся в
- трудах древнегреческого историка Геродота
- трудах древнегреческого историка Страбона
- исследованиях древнегреческого автора Фукидида
- в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса
В состав союза саков вошло много племен. В истории саков называли по-разному в различных источниках.
Задания для учащихся: прочитать подтему «Первоначальные сведения о саках» на стр. 54-55 и заполнить таблицу.
Кто называл и какие источники
Как называли
В персидских источниках
Саки, что означало «великие мужи» и «туры с резвыми конями»
Хаумаварга
Парадарайа
Тиграхауда
В греческих источниках
Азиатские скифы
Даи, исседоны, аргиппеи
«Отец истории» Геродот
Массагеты
2. Расселение сакских племен
Работая с картой, заполнить таблицу
Сакские племена
Места расселения
Тиграхауда
Среднее течение Сырдарьи, в горах Тянь-Шаня, Жетысу (Семиречье)
Парадарайа
Приаралье, низовья Сырдарьи, Центральный Казахстан
Хаумаварга
В долине реки Мургаб
Массагеты, даи, исседоны, аргиппеи
Северное Приаралье, Северный и Центральный Казахстан
3. Общественное устройство саков
- Сакское общество состояло из трех групп:
Войны: носили одежду красного цвета, на индоиранском языке «ратайши», т. е. «колесничные»
Жрецы: носили одежду белого цвета, отличительные атрибуты: жертвенные чаши и особые головные уборы
Рядовые общинники, скотоводы и земледельцы: носили одежду желтого цвета и синего цвета, «восьминогие»: те, кто пахал землю плугом с помощью быков
Во главе сакского общества - вождь (царь), который решал вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска. Власть передавалась по наследству.
Вождя выбирали на народном собрании - собрании всех взрослых мужчин и женщин.
Это время распада первобытного строя и формирования военной демократии.
Женщины в сакском обществе занимали почетное положение (известна царица Томирис (570 - 520 до н. э.)
«Женщины саков во времена войн вступают в битву», - древнегреческий мыслитель Ктесий.
IV. Закрепление
«Да-нет-ка». Если отвечаете нет - обоснуйте свой ответ, если да - то да.
-
Первые племенные объединения на территории Казахстана назывались саки.(да)
-
Саки - союз племен, населявших Казахстан и Среднюю Азию в I тыс. н. э. (нет I тыс. до н. э.)
-
Персы называли жителей степи саками (да)
-
Греки называли жителей степи саками (нет, азиатские скифы)
-
Геродот называл саков азиатскими скифами (нет, массагетами)
-
Саки, проживающие за морем, называются хаумаварга(нет, парадарайа)
-
Саки, носящие остроконечные шапки, называются тиграхауда(да)
-
Сакское общество в основном состояло из 4 групп (нет, из 3-х)
-
Сакские войны носили одежду красного цвета (да)
-
Во главе сакскогообщетства находился вождь-царь (да)
-
Жилище саков-пещера(нет, куйме, юрта на повозке)
-
Основным хозяйственным занятием саков является земледелие (нет, скотоводство, а земледелие только юг Казахстана)
-
Женщины в сакском обществе не имели прав (нет, они занимали почетное место.Томирис)
-
Основные вопросы жизнедеятельности сакского общества решались на сходе (нет, на народном собрании)
-
В сакском обществе не было имущественного неравенства (нет, это видно по способам захоронения.
V. Заключение
Саки оставили огромный след в истории. Это воинственные племена, которые внесли огромный, неоценимый вклад в развитие мировой цивилизации. Скифы-саки создали замечательную самобытную культуру, охватившую Восточную Европу, Запад и Центральную Азию.
VI. Домашнее задание
§ прочитать, ответить на вопросы. Выполнить творческое задание: составить кроссворд по теме «Саки» на 5 слов.