Методическая разработка Холокост-память на века

Раздел История
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка по теме:

«Холокост-память на века»

Методическая разработка Холокост-память на века

Название инновационной технологии:

интерактивная технология

Цель занятия:

Расширение информационного поля педагогов Краснодарского края в направлении освоения новых образовательных технологий, а также на пути реализации целевых федеральных программ по гражданско-патриотическому и толерантному воспитанию, что не противоречит, а соотносится с основными положениями Концепции модернизации российского образования.

Задачи занятия:

1. определить стартовый уровень знаний педагогов по проблеме Холокоста, выявить противоречия;

2. познакомить слушателей мастер - класса с технологией интерактивного обучения;

3. мотивировать их на восприятие темы Холокоста и новой технологии обучения и на их внедрение в учебно-воспитательный процесс;

4. расширить информационное поле педагогов по теме Холокоста, как наиболее показательной темы, возможной основы для формирования толерантности;

Форма проведения:

мастер-класс, занятие в тренинговом режиме, освоение педагогами технологии интерактивного обучения (ИО) в рамках ознакомления с темой Холокоста, темой толерантности

План проведения занятия:

Знакомство с материалами методической выставки.

Вступительное слово педагога - мастера, определение темы и цели занятия.

Интерактивное включение слушателей в образовательный процесс, освоение технологии (ИО) в рамках темы: «Холокост -память на века».

Стадия вызова. Создание мотива к обучению.

Актуализация имеющихся у слушателей знаний. Работа мастера по вовлечению педагогов в реализацию поставленных целей.

Стадия осмысления. Получение слушателями в ходе совместной работы новых знаний о технологии (ИО), продвижение от знания «старого» к «новому».

Стадия рефлексии. Обмен мнениями. Прояснение смысла полученной информации, систематизация новых знаний, построение дальнейшего маршрута обучения новой технологии. Активное развитие навыков использования интерактивной технологии. Мотивационное побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.

Работа в группах. Моделирование занятия с использованием интерактивной технологии.

Домашнее задание.

1. Моделирование: самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии.

2. Подготовить анализ открытого урока с применением интерактивной технологии.

3. Завести папку-накопитель для формирования банка материалов по новым образовательным технологиям.

4. Подготовить ответы на вопросы:

- обязательно ли все этапы технологии реализовывать на одном уроке;

- важен ли набор и последовательность приемов;

- сколько всего приемов есть в этой технологии;

- что и как оценивать на уроке;

Рефлексия:

Возможные варианты рефлексии:

1. Ассоциативные картинки: выбрать одну из них и прокомментировать ее. Варианты ассоциативных картинок раздаются всем слушателям мастер - класса.

2. Восприятие термина «Холокост» в режиме выполнения упражнения «Синквейн».

Оборудование:

1. Выставка книг плакатов, рисунков по теме Холокоста, терминологический словарь.

2. Ватманы для работы в режиме интерактивной деятельности.

3. Маркеры.

4. Набор чистых листков бумаги для работы учителей.

5. Набор ассоциативных картинок для проведения работы на этапе рефлексии.

6. Планшет-мишень для проведения заключительной рефлексии.

Ход занятия:

Мастер-педагог:

Думаю, что объединяющим началом нашей деятельности сегодня станет, видимо, наше общее желание пообщаться друг с другом, а также открыть для себя новые горизонты общечеловеческого и, конечно же, профессионального уровня.

Своей целью считаю:

расширение информационного поля педагогов, в направлении освоения новых образовательных технологий, а также на пути реализации целевых федеральных программ по гражданско-патриотическому и толерантному воспитанию, что не противоречит, а соотносится с основными положениями Концепции модернизации российского образования.

Уверяю Вас, что наше занятие не пройдет зря, каждый из нас после завершения занятия обнаружит, что пополнил свой багаж знаний по проблеме толерантности, Холокоста, стал хоть чуточку, но добрее, мудрее, терпимее к ближнему.

Хочу заметить, что наше занятие, как и любое другое будет построено в соответствии с временным режимом. Именно поэтому мы сможем вплотную подойти только к одной теме, представляющей для нас - педагогов большой интерес, а интерактивная технология поможет нам в работе.

Сегодня мы совершим путешествие в прекрасный мир знаний, мир, который знаком каждому педагогу, мир, который существует не без помощи педагогов. Расширить границы этого чудесного мира сможет каждый из Вас, заняв активную позицию слушателя мастер - класса.

Только общее стремление идти вперед, чистые помыслы, дух взаимопомощи, раскованность, непринужденность, откровенность, детская непосредственность помогут нам в реализации поставленных целей.

На мой взгляд, от этих простых и понятных слов веет доброй энергетикой. Как вы считаете? У меня есть к Вам предложение взять эти положения в качестве основополагающих принципов нашего сотрудничества на занятии. Кто поддерживает мое предложение, то хлопните один раз в ладоши по команде: «И ... раз».

Благодарю. Итак, мы нашли свои точки соприкосновения, нам остается отправиться в путь в мир знаний.

Готовы? Путешествие начинается. Помните, что дорогу осилит идущий. Все в ваших руках.

Активным лицом в процессе рождения, усвоения и распространения знания является человек. Именно живое восприятие им окружающего мира, рождает желание знать больше об этом мире, созидать в нем, во имя самого же мира.

На примере стихотворения Тихоновой В. М. проблема толерантности звучит набатом в сердцах людей. Быть равнодушным и отрешённым от человеческих судеб непростительно и пагубно. Это - преступно.

В те времена со дна времен

Зло поднялось, его отродье

И воплотилось, прирослось к подобьям Адамова рода.

И дни настали адских жерл!

Глумясь, карежась в той утробе

Исчадье ада, мир презрев, душили люд в кровавой злобе.

Мильоны тел, невинных душ

Одною мразью умерщвленных, поднялись в небо

Мир был глух ко всем заживо погребенным.

Не знал весь мир, планета, свет, космос не знал, что там творилось!

В природе не было и нет того, что в нелюдях родилось.

Бог пробудился, Бог прозрел.

Как поздно, Боже мой, как поздно,

Там вся земля как царство змей и трупов голых и промозглых.

Природа спрятала грехи и выродков своих забрала

Года идут и вновь шаги подобных нелюдей земля узнала.

Как скользких щупалец клешни слышны тех гадов ползновенья

Планета, встань! Опять пришли гонцы нацистского рожденья,

Планета встань, не дай ей вновь покрыть тебя всю трупной пылью,

Испить освежеванну кровь и превратить мир в чернобылье!

Опомнись мир! Ты вспомни, мир!

Нельзя забыть то, чем мы живы!

Еще теплы тех жертв могилы и печи с газом не остыли.

Ради людей, детей, любимых.

Проснись же, мир, чума идет…

А вокруг… пир!

Мастер-педагог: Итак, это стихотворение не только хорошо, на мой взгляд, по содержанию, но и поможет мне проложить мостик к нашей дальнейшей совместной работе.

Мастер-педагог: уважаемые коллеги, я предлагаю Вам задание: «По содержанию стихотворения изложите свой ассоциативный ряд, который может состоять из слов или словосочетаний» (выслушиваются ассоциативные цепочки участников мастер-класса).

Возможные варианты ответа:

война, вторая мировая, Гитлер, фашизм, ненависть, агрессия, убийство, евреи, Холокост, неофашизм, «SOS».

Мастер-педагог: Как Вы можете заметить, что в наших ассоциациях звучит один и тот же контекст. Это: Война. Холокост. Современный мир. Позиция человека в современном мире. Но согласитесь, что диапазон все же слишком широк. Любой из терминов, предложенных Вами может явиться ключевым для начала разговора, для развития наших мыслей, для рождения споров. Поэтому на правах равного собеседника позвольте предложить мне свое ключевое слово «Холокост», которое позволит нам продолжить работу в перспективе.

Кластер. Наглядный мозговой штурм.

Последовательность наших действий сейчас будет проста:

1. Ключевое слово я записываю на доске.

2. Обнаружьте на своих столах листки со словами.

3. Попытайтесь установить взаимосвязь этого термина со словами.

4. Ключевое слово для Вас должно явиться центром идеи, темы.

5. Сформулируйте свою мысль, которая сможет всех нас заинтересовать.

6. Осветите ее публично, записав на доске.

7. Соедините линиями выбранные Вами слова со словом «Холокост».

Комментарий мастера-педагога. Итог размышлений:

В итоге, как Вы видите, у нас получается графическая структура наших размышлений, она определяет информационное поле темы, связанной с проблемой Холокоста.

Анализируя получившийся кластер как «поле идей»

мы детализируем один из смысловых блоков. «Холокост - путь к толерантности».

Эта мысль, выведенная Вами, будет взята в качестве темы нашего занятия.

Р. S. Разбивку на кластеры в нашем случае мы использовали на стадии «Вызов», т. к. они для нас являются способом мотивации к размышлению до изучения темы.

Возможный кластер:

Холокост:

прошлое

будущее

настоящее

Толерантность

Тема занятия, а также цитата дня: «…Все в твоих руках»

Притча об ученике и Мудреце записываются на доске.

Обращаясь к истории Холокоста и предлагая ее Вам для восприятия, я лично рассматриваю её как возможную основу для формирования толерантности учителя, ученика, их родителей. Она позволит нам, на мой взгляд, увидеть толерантность не в качестве абстрактного понятия, а в качестве живого исторического примера.

Мастер-педагог: Ни для кого не покажется новым, мое изречение по поводу того, что в настоящее время мы все наблюдаем разложение гражданского, национального чувства. Это реальность, которая имеет глубокие корни в человеческом сознании, в нашем с вами сознании.

В подобных условиях образовательное учреждение призвано не только передавать знания, но и воспитывать учащихся, воспитывать таким образом, чтобы нормы нравственности и морали, общечеловеческие ценности воспринимались ими как то, без чего невозможно жить. Например, как воздух, как-то самое ценное, что наши предки передавали от поколения к поколению.

Чтобы воспитывать наших детей именно таким образом, нам - учителям, необходимо самим иметь за плечами большой арсенал знаний, жизненного опыта, человеческой интуиции, позволяющей поступать правильно. Мы должны сами быть патриотами, достойными гражданами своей страны, толерантными личностями. Только в этом случае учебно-воспитательный процесс, как говорится, пойдет.

Мастер-педагог: Так какие же цели мы можем поставить перед собой на нашем занятии? Итак, тема перед Вами, обратите еще раз внимание на нее.

В данном случае мы сможем применить элемент интерактивного обучения под названием «Ожидания».

В них должна просматриваться триединая дидактическая задача:

Что же у нас получается. Ваши предложения?!

1. Расширить информационную базу по проблеме Холокоста, толерантности.

Обозначить место педагога в изучении темы.

2. Построить работа в режиме мастер -слушатели «мастер-класса», работа в группах, работа в парах, работа с карточками, с документами, дополнительным материалом.

3. Осознание универсального характера темы Холокоста. Воспитание элементов толерантности педагога.

Задача знаний о Холокосте и передачи знаний по этой проблеме сформулирована историком и философом Бауэром так: «Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами, палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии».

Работа в группах.

По имеющимся источникам, которые Вам предоставлены, определите значимость темы и ее популярность, докажите, что она у всех на устах.

Каждая группа приводит комментированные и показательные примеры на основе предоставленных письменных источников, делает вывод о значимости темы Холокоста, толерантности в наши дни.

Раздаточным материалом служит:

- методический материал для учащихся и студентов РФ по изучению темы Холокоста, а также для учителей школ;

- научно-методическая литература НПЦ «Холокост»;

- научно-просветительский бюллетень НПЦ «Холокост» с информацией, содержащей мнение высокопоставленных светских и духовных лиц о проблеме и теме Холокоста;

- литературы о Холокосте: «Черная книга», художники о Холокосте: «Толкачев», Холокост глазами детей;

- плакаты по теме толерантности МПД

Мастер-педагог делает общий вывод:

Тема толерантности, Холокоста действительно у всех на устах. История Холокоста преподается в школах в различных странах Европы и Америки. Термин «холокост» введен в образовательные стандарты России. И это очень важно, потому что нам - людям надо быть едиными в разговоре о том, как уничтожали евреев. Это разговор о нравственном падении человека, его духовной смерти.

Мастер-педагог: обратимся к теме Холокоста предметно.

И для начала проведем мини-анкетирование по заявленной теме с целью установления стартового уровня наших с Вами знаний по проблеме, уважаемые учителя.

Мини-анкетирование:

Итак, Вам конфиденциально предлагается ответить на один очень простой вопрос:

«Достаточно ли я знаю о Холокосте?».

Ваши возможные ответы:

- поставьте знак (+) в случае достаточного знания;

- знак (-) в противоположном случае.(приложение)

Время работы: полминуты. Раздаются листочки бумаги для работы, где учителя проставляют свои ответы.

Мастер-педагог: Подводя итоги анкетирования, просмотрев чисто визуально нашу с Вами работу, я могу сказать о том, что большинство из Вас знают о проблеме, но большинство, все же, хотело бы пополнить свои знания в этом направлении.

Я поддерживаю Ваше мнение и желание в расширении знаний по проблеме. Ведь для того, чтобы установить свою сопричастность ко всему происходящему в этом мире, многому нужно научиться нам самим, ведь процесс толерантного воспитания достаточно сложен и многообразен. Мы в первую очередь должны заглянуть в свою душу, ответив на вопрос - А толерантен ли Я?

Далее проводится работа на уровне субъекта по восприятию терминов «Холокост», «толерантность» в более широком его смысле.

Работа по восприятию терминов на уровне субъекта.

Мастер-педагог: Итак, что же мы знаем о термине «Холокост».

Задание:

Для более глубокого раскрытия понятия напишите на листках свое определение термина «Холокоста».

Возможно устное озвучивание, иллюстративное сопровождение.

В работе может быть использован и словарь, как доверительная инстанция.

После предварительной подготовки в течение 2 минут, участники образовательного процесса должны выстроиться в «Живую линию» - можно у доски, можно по диагонали класса.

Мастер-педагог: результаты работы оглашаются, рекламируются.

Комментарий мастера: в данном случае задействованы три канала информации: визуальный (тема записана на доске), аудиальный и кинестетический.

Полярные стороны занимают те, кто может или не может сразу дать (+) ответ, середину занимают сомневающиеся.

Результат:

1. Каждый получил стимул для своей дальнейшей деятельности;

2. Кто-то получил неожиданную самооценку;

3. Осознание активной жизненной позиции.

Мастер-педагог: Для поддержания устойчивого интереса к обозначенной теме применим еще один метод (ИО) - работу в малых группах «Мозговой штурм».

Группы формируются по 5 - 7 человек. Им даются маркеры, альбомный лист бумаги.

Задание:

Составить проблемный вопрос по теме Холокоста, который может побудить к дальнейшим поискам ответа на него.

Возможные варианты ответов:

1. В чем заключается феномен Холокоста?

2. Каким образом можно преодолеть Холокост?

3. Можно ли ненавидеть один народ?

4. Холокост - это болезнь нации или всего человечества?

5. Может ли быть произведен геноцид одного народа?

6. Холокост - путь к толерантности?

Подведение результатов деятельности.

Листки с вариантами ответов вывешиваются на доске, прикрепляются с помощью шпилек.

Мастер-педагог: Хлопните один раз в ладоши, если Вы не устали и желаете продолжить обсуждение темы! Спасибо. Работу продолжаем.

Работа в малых группах.

Задание: Выделите трудности педагога в работе с темой и пути их разрешения.

Трудности

Пути их решения

Нетолерантность учителя.

1. Узкая информационная и методическая база.

2. Самовоспитание, самосовершенствование, переосмысление темы.

3. Связь с НПЦ «Холокост», с центром социальных инноваций и т. д.

4. Психологическое восприятие темы учениками.

5. Социально-психологическая диагностика, коррекция деятельности.

6. Невозможность глубокого изучения темы в рамках программы.

7. Поиск приемлемых путей изучения темы.

Обсуждение в группах, публичные ответы по вопросам анкеты №1, №2

Мастер-педагог:

Тема Холокоста и Толерантности, как мы все видим, является очень сложной, неодинаково воспринимаемой, ее изучение потребует усилий со стороны педагогов. Но в ней европейское сообщество видит огромный нравственный и моральный потенциал для противостояния любым формам нетолерантного сознания и поведения.

Своим учащимся я часто рассказываю мудрую притчу о Мудреце и ученике (рассказать ее), где основополагающей мыслью является такая мысль: «Все в твоих руках».

В нашем случае все в наших - учительских руках. От того сможем ли мы донести детям идеи толерантности зависит многое. Например, сможем ли мы выстоять в наше трудное время.

Рефлексия.

Возможные варианты рефлексии:

1. Ассоциативные картинки, выбрать одну из них и прокомментировать ее. Психологический тест.

2. Восприятие термина «Холокост» или «Толерантность» по выбору, беря во внимание их сущностную характеристику.

а) три существительных;

б) три прилагательных;

в) три глагола;

г) вывод, свое краткое восприятие; можно крылатое выражение.

3. При выходе из аудитории педагогам предлагается на планшете в виде круга, представляющего цель для стрельбы цветными силовыми кнопками отметить свое отношение к занятию.

Мастер-педагог: Более 50 лет назад Н.А. Бердяев сказал, что «еврейский вопрос есть испытание христианской совести и христианской силы духа».

А как считаете Вы: «Холокост-путь к толерантности?». Это один из возможных вариантов домашнего задания - написание эссе.

Домашнее задание: другие возможные задания.

1. Моделирование: самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии.

2. Подготовить анализ открытого урока с применением интерактивной технологии.

3. Завести папку-накопитель для формирования банка материалов по новым образовательным технологиям.

Заключительная рефлексия (заполняется учителями при выходе из аудитории):

Слова мастера: В мире нет силы без слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни без смерти.

В человеке, как частичке этого безграничного мира уживаются Добро и Зло, Правда и Ложь, Мудрость и глупость, активность и пассивность. От Вашей позиции в педагогическом труде будет зависеть многое. Один из реальных шагов в данном направлении сделайте сейчас, обозначив свое мнение по поводу увиденного и услышанного на уроке мастер - класса. Фишки в Вашем распоряжении.

На планшете-мишени присутствуют сектора:

- узнал;

- узнал и буду применять;

- я это знал; хотелось бы продолжить процесс познания в обозначенном направлении,

- мне было интересно,

- это меня удивило;

- применимо ли в моей практике?

Этап рефлексии

Алгоритм творческой формы рефлексии: «Синквейн»

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе.

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает «пять».

Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.

Правила написания синквейна:

1.В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2.Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).

3.Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).

4.Четвёртая строка - это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).

5.Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Например:

Россия

Православная, самоубийственная

Убивающая и воскрешающая

Поцелуй на морозе

Жизнь

Этап рефлексии.

Приложение 1

Анкета для учителя №1:

1. Возможно ли преподавание темы Холокоста в российских школах?

2. Какие из нижеследующих принципов, по Вашему мнению, более подходят для преподавания темы Катастрофы (ШОА), Холокоста в обычных российских школах?

Преподавание темы Шоа должно опираться на изучение подлинных источников и документов.

Человеческий аспект Катастрофы, как противовес нацистской политике систематической дегуманизации.

Осмысление этических проблем через дилеммы и проблемы человеческого выбора в ситуации Катастрофы.

Интердисциплинарный подход - использование в качестве учебного материалы произведений литературы, искусства и т. д.

Преподавание темы Шоа должно включать три стороны треугольника: жертва - убийца - стоящий в стороне.

Предыстория Катастрофы и ее последствия, как обязательные составляющие преподавания темы.

Преподавание темы с учетом возрастных особенностей учащихся.

Рефлексия

Приложение 2

Анкета для учителя №2:

  • Для чего, по Вашему мнению, нужно преподавание темы Катастрофы (Шоа) в российских школах?

  • Попробуйте изложить свою логику, укажите последовательность ответов по мере значимости: Например, в первую очередь …;

во вторую очередь … и т. д.

1. Чтобы воспитать толерантность по отношению к меньшинствам.

2. Для того, чтобы строить здоровое плюралистическое общество.

3. Для того, чтобы предотвратить повторение подобных событий.

4. Для того, чтобы увековечить память жертв и героев.

5. Для того, чтобы воспитать сострадание к жертвам и чувство справедливости и личной ответственности.

6. Для того, чтобы побороть предвзятые мнения и стереотипы.

7. В качестве борьбы за демократию и права человека.

8. Для того, чтобы строить здоровое плюралистическое общество.

9. Для того, чтобы побороть предрассудки.

10. Для того, чтобы возбудить интерес к всемирной истории.

11. Другое.





Приложение 3

Анкета №3 для слушателей мастер - класса на тему: «Уроки Холокоста - путь к толерантности»

Уважаемые преподаватели! Для оценки результативности ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Данную форму передачи собственного опыта, считаю:

а) эффективной и интересной;

б) требующей большого напряжения внимания у слушателей;

в) ненужной;

г) свой вариант ответа…………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………….

2. Актуальность, целесообразность и эффективность выбора темы мастер-класса: «Уроки Холокоста - путь к толерантности»

…………………………………………………………………………………………………......

3. Занятие прошло результативно т.к.:

А) теперь могу применить представленные методы обучения, тематику в преподавании своего предмета;

Б) как учитель могу сообщить о данном опыте своим коллегам;

В) для меня нет побудительного мотива.

Г) свой вариант ответа ……………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………………………...

3. Запишите Ваши замечания и пожелания:

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...……

…………………………………………………………………………………………………….









Приложение 4

Притча о Мудреце и учениках

В одном из тихих городов одной некогда большой страны жили очень набожные люди. У них было много храмов, где они молили Бога о нисхождении к ним Божественной Истины. И вот однажды весь город облетела радостная весть: Появился мудрец, который знает путь к истине и готов привести людей к ней. Вскоре вокруг мудреца собралась огромная толпа желающих обрести Истину.

- Учитель, мы готовы идти, веди нас! - кричали они.

- Ну что же, - сказал мудрец, я поведу вас, если вы не будете пытаться идти, держась за мои одежды, если не будете пытаться забегать вперед, если не будете искать во мне несовершенства. Каждый из вас должен идти своим путем. Я буду показывать лишь направление. Через много - много дней мы все должны придти к одной узенькой тропе, которая объединит нас и поведет к храму, где обретается Истина. И вы увидите её ослепительный свет. Я буду ждать вас на этой тропе. Я пойду вперед, и те, кто будет отставать, будут видеть мой свет. Пусть он служит для вас верным ориентиром на пути к Истине.

И они пошли.

Вначале они шли плотной толпой вслед за мудрецом. Но шаг учителя был прямым и широким. Он легко перешагивал через мелкие ухабы и рытвины, где толпа обычно сбавляла шаг и искала возможность преодоления этих препятствий. Одни проходили их быстрее других. И вскоре толпа вытянулась в длинную вереницу. Те, кто далеко отстал стали чаще оглядываться назад, а потом и вовсе остановились. "Он слишком быстро идет, мы не успеваем, - говорили они. - Так мы можем заблудиться и забрести неизвестно куда. И потом, у нас слишком много дел осталось дома". И они повернули назад. Немногие из тех, кто еще мог видеть фигуру учителя, видели, как он иногда оступался и падал. И у некоторых из них закралось сомнение: "Если он спотыкается и падает на пути к Истине, значит он тоже несовершенен и тоже может ошибаться. Значит и он может выбрать неправильное направление, уводящее от Истины". Они постепенно замедляли шаг, отставали. Некоторым из них стали видеться более яркие потоки света, и они устремлялись туда. А мудрец вставал после падения, растирал ушибленные места и шёл дальше. И каждое его падение делало его крепче, еще мудрее. Шаг его становился еще более твердым. И наконец, он перестал падать. Он научился преодолевать каждое препятствие. Шаг его стал еще быстрее. "Мы уже столько дней идем, а нашему пути конца - края не видно,- начали роптать казалось бы самые терпеливые и устремленные. По нашим расчетам мы должны были давно придти к той тропе, а её всё нет и нет. Может быть, этот мудрец ошибся дорогой, и мы никогда не выйдем к той тропе, на которой обретается Истина?" И они стали останавливаться и оглядываться по сторонам ища признаки той тропы. И им открылось множество троп, которые показались им теми, ведущими к Истине. И они сворачивали на эти тропы. И переставали видеть свет учителя, который показывал им направление. И они терялись в лабиринте этих троп.

Наконец мудрец дошел до тропы и стал ждать идущих следом. Несколько дней и ночей он просидел на тропе. Наконец вдали показался один человек. Едва дойдя до мудреца, он упал в изнеможении.

- Где же остальные? - спросил его мудрец.

- Я видел, как многие поворачивали назад, не смогли оторваться от своего прошлого и оно утянуло их обратно. Многие отстали, потому что засомневались в верности избранного пути. Некоторые соблазнились иллюзорным светом тварного мира и затерялись в лабиринтах мирской иллюзии. Многие очень сильно желали быстрее достичь своей цели, придти к тропе. Они привязались к результатам и потеряли путь. Они свернули на другие тропы, приняв желаемое за действительное. Некоторые засомневались в твоем совершенстве, учитель и стали искать пороки в тебе и находить их. И они отвратились от твоего света, и сошли с пути.

- А как ты дошёл?

- Я все время видел твой свет, и я всем сердцем верил в его Истинность. При любой внешней ситуации, я всегда обращался внутрь себя и там искал причины своей слабости и своего несовершенства. И следуя за тобой, я преодолевал их. Когда силы мои кончались, я снова обращался за помощью к твоему свету, и он напитывал меня своей энергией. И я снова шёл за тобой.

- Что ж, вера - животворит, она делает слабого сильным, глупого мудрым. Неверие разлагает, отвращает - убивает и предает. Оно сильного делает слабым, а мудрого глупым. Как видишь, много было призванных, но мало осталось избранных. Пошли. Дальше мы должны идти вместе. Без моей помощи тебе не подняться.

И они пошли по крутой скалистой тропе, уходящей в бесконечную высь. Они карабкались вверх, помогая друг, другу. Так шли они несколько дней. Наконец, впереди ученик увидел яркий свет.

- Учитель,- закричал он,- я вижу свет Истины! Мы дошли, мы достигли цели!

- Нет, это еще не Истина,- сказал мудрец,- ты видишь всего лишь отражение своего Божественного Я. Когда мы соединимся с Ним, то пойдем дальше,- туда откуда все мы когда-то вышли, к источнику всей жизни к Отцу-Матери нашему, который и есть Истина. Когда они дошли и соединились со своим Божественным Я и стали яркими светящимися существами, ученик сказал:

- Я очень устал, я хочу передохнуть учитель, я достиг своей истины, стал небесным человеком. Как только я почувствую, что смогу идти, то пойду за тобой. Они обнялись.

- Дальше ты уже сможешь дойти сам,- сказал мудрец и пошёл один.

- Я давно жду тебя,- сказал Отец, когда мудрец приблизился к ослепительно яркому, огненно белому свету. Где же те, кто шли за тобой?

- Они еще идут, Отец.

- Я оказал им великую милость, - дал проводника, но они не оценили её и не воспользовались ей. Они потеряли свой шанс пройти свой путь, следуя за тобой, и тем самым умножили свои страдания. Они снова будут ввергнуты в круг сансары: рождения и смерти. И дальнейший их путь ко мне будет усеян терниями блужданий в иллюзиях того мира. Они омоют ноги и тело свое кровью потерь и слезами раскаяния.



© 2010-2022